Композиция корреспонденции

Охарактеризовав основные содержательные особенности корреспонденции, которые касаются предмета и способа анализа, цели высказывания и выбора авторской позиции, необходимо обратиться к уровню внешней организации текста корреспонденции.

Композиция – порядок расположения фрагментов текста. Фрагменты текста аналитического – тезис, аргументы, выводы. По характеру они могут быть самые разные: изложение фактов, описание ситуаций, оценки (прямые, образные), цитаты и т.д. Выделяют три основных вида композиции – хронологическая (событийная), логическая, эссеистская, или метасобытийная (скачкообразные, ассоциативные переходы). В аналитических материалах преобладает логическая композиция: с разными способами следования аргументов и тезиса, но активна и событийная, при общем логически четком выделении главного тезиса и аргументов.

В соответствии с задачей спаянности показа и оценки композиция корреспонденции чаще всего строится по хронологии.

Силовые фрагменты текста в корреспонденции: специфика заголовка, зачина и концовки.

Типы заголовков делят чаще всего по заложенному в них содержанию. В основу заголовка может лечь предмет речи (герой, событие, явление), главная мысль и образ-тезис.

Для заголовков информационных материалов, как правило, характерно указание на предмет речи. Аналитические публикации предпочитают два других варианта. (Езда без фар по бездорожью, Голливудская улыбка Акаева и т.д.).

Зачин создает фон к цели сообщения, информирует, о чем пойдет речь. Корреспонденция – малый жанр газетной аналитики: 100-150 строк. Лид редко выделяется, чаще дается яркий подзаголовок.

Зачин может быть событийный, логический, метасобытийный (наиболее показательный эпизод ситуации).

· Для корреспонденции характерен быстрый выход на ситуацию.

«В Абхазии вновь загремели взрывы» – сплав показа и комментария. Комментирующее слово - вновь.

· Динамичный пересказ события.

«Во Владивостоке убит гендиректор ЗАО «Информ.-аналитическое агентство «Приморье»… Сергей Ахапкин. Преступление было совершено в 8.15 по местному времени…»

· Изложение метасобытия.

Рассказ об аресте студента в начале корреспонденции «Фашизма в Воронеже боятся…». Это один из эпизодов общего явления.

· Логический зачин. В нем предъявлен основной тезис материала (Голливудская улыбка президента Акаева).

Важно не затянуть зачин, нужен быстрый переход к изображению, показу, динамичному описанию.

Концовка бывает с формулировкой вывода и без нее. Прямая формулировка предполагает наличие сигнальных, обобщающих слов и конструкций. В отсутствии прямого вывода роль концовки могут выполнять резкий скачок мысли, который активизирует читателя, перифраз начала, а также – событийный фрагмент, яркий эпизод.

Для корреспонденции, как и для каждого аналитического жанра, характерно некая резюмирующая часть. Но она, как правило, содержит динамичную фиксацию проблемы, это не выводы в прямом смысле, это некая констатация проблемы, или ее новый поворот, который требует осмысления.

Классический вариант такой концовки представлен в корреспонденции «Фашизма в Воронеже бояться…». Резюмируя ситуацию, автор проговаривает большую проблему. Комментированный показ завершается четкой, динамичной формулировкой проблемы.

Постановочная и аналитическая корреспонденции

Постановочная корреспонденция характеризует факт или событие в его существенных свойствах, которые связаны с какой-то либо актуальной публицистической проблемой. В самом названии - характер и масштабы оценки. Постановочная корреспонденция не претендует на окончательный анализ, она сосредоточена на описание конкретного факта на фоне проблемы в большей степени, нежели на подробной аргументации мнения. Ведущая форма авторского присутствия: автор-ноблюдатель (от третьего лица). Среди аргументов преобладает репортажная картинка. Композиция хронологическая.

Аналитическая корреспонденция, как правило, рассматривает факт в связи с подобными. Задача – выявить суть факта. В работе над аналитической корреспонденцией привлекается больше источников, больше материала, комментарий развернут и логичен, проблема проговорена.

В рассказе о событии преобладает пересказ. Автор выступает в качестве активного комментатора, дистанция между ним и текстом более явная, нежели в постановочной корреспонденции. Композиция нередко логическая.

Практические задания

1. Найти в периодике разные типы корреспонденций. Проанализировать способ аргументации, характер комментария, особенности авторской позиции и построения композиции.

2. Придумать заголовок для предложенной преподавателем корреспонденции.

3. Выбрать событие, по следам которого можно написать корреспонденцию. Придумать для нее заголовок и зачин.

4. Выделить финальную часть в предложенной корреспонденции, определить ее тип, попытаться - по возможности, без потери смысла – заменить ее другим вариантом концовки.

Глава 2. Статья

Наши рекомендации