Корреспонденции по счету 50 «Касса»

Таблица 3

Кор. Счет Содержание операции Кор. счет Содержание операции
          66,67 Поступление денежных средств с расчетного счета Валютного счета Поступление выручки от реализации продукции и других ТМЦ Возврат авансов от поставщиков Поступление авансов от покупателей Возврат подотчетных сумм Платежи по проданным в кредит товарам и т.д. Штрафы, пени, неустойки Взносы учредителей Прочих дебиторов Получение кредитов и займов 10,7     Выплата заработной платы Выдача под отчет Приобретение материальных ценностей Оплата задолженности перед поставщиками и подрядчиками Зачисление выручки от реализации продукции на расчетный счет

Таким образом, счет 50 дебетуется при поступлении в кассу денег с расчетного счета (Кт 51), валютного счета в банках (Кт 52); при поступлении выручки от продажи (Кт 62) или других ценностей предприятия; возврат авансов от поставщиков и подрядчиков (Кт 60) или подотчетных лиц (Кт 71); получение авансов от покупателей и заказчиков (Кт 62); поступление платежей в погашение задолженности по проданным в кредит товарам, займам, недостачам (Кт 73); взносов учредителей (Кт 75), прочих дебиторов (Кт 76); штрафов, пени, неустоек, получение коммерческих кредитов, займов, целевого финансирования (Кт 66,67).

Расход денег из кассы осуществляется на выплату заработной платы (Дт 70); выдачу под отчет (Дт 71); приобретение производственных запасов (Дт 10), хотя в основном эти операции проводятся через Дт 60; внесение на счета в банках (Дт 51, 52, 55) и т.д.

Проведенное исследование показало, что в анализируемой организации учет кассовых операций осуществляется в соответствии с законодательством, все необходимые первичные документы и регистры учета оформляются по установленным требованиям.

2.2 Учет операций по расчетному счету

Для хранения свободных денежных средств и организации безналичных расчетов ВООИ «Синтез» имеет рублевый расчетный счет в коммерческом банке. Расчетный счет является основным счетом ВООИ «Синтез», через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты.

Для открытия счёта необходимо представить в кредитную организацию следующие документы:

– заявление об открытии счёта;

– нотариально заверенные копии учредительных документов и копию регистрационного свидетельства;

– справку о постановке на учёт в налоговой инспекции и фондах социального страхования и обеспечения;

– нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати.

Организация имеет право открыть несколько расчётных счетов, в течение 10 дней, известив об этом налоговую инспекцию.

При оформлении операций заполняются следующие документы:

– при сдаче денег из кассы – объявление на взносы наличными;

– при получении денег – чек.

Кредитные организации осуществляют операции по счетам на основании расчётных документов. При проведении безналичных расчётов используют: платёжные поручения; аккредитивы; чеки; платёжные требования; инкассовые поручения.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ используют счёт 51 "Расчётные счета".

Операции по расчётному счёту осуществляются на основании выписок кредитной организации по расчётным счетам и приложенных к ним денежно-расходных документов. Банк на каждую организацию открывает лицевой счёт, на котором ведёт учёт взаимодействия с ним.

Условные коды денежных операций приведены в таблице 4.

Таблица 4

Условные коды денежных операций с расчётного счёта

Код По дебету расчётного счёта По кредиту расчётного счёта
Списано согласно вашему поручению Зачислено согласно прилагаемой копии платёжного поручения
Оплачены платёжные требования-поручения Зачислено по оплаченным платёжным требованиям-поручениям
Оплачен наличными ваш расчётный чек Поступило наличными деньгами
Оплачен ваш расчётный чек Поступило согласно вашему реестру расчётных счетов
Списано за выставленные аккредитивы согласно вашему заявлению Зачислен остаток неиспользованного аккредитива
Списано с вашего счёта согласно приложениям к выписке из лицевого счёта Зачислено на ваш счёт согласно приложениям к выписке из лицевого счёта
Списано в погашение ссуды Зачислена на ваш расчётный счёт сумма ссуды, выданной согласно вашему заявлению
Выдана лимитированная чековая книжка согласно вашему заявлению Зачислен на ваш расчётный счёт неиспользованный остаток суммы лимитированной чековой книжки
Произведено регулирование специальных ссудных счётов и счётов под расчётные документы в пути Произведено регулирование специальных ссудных счётов и счётов под расчётные документы в пути
Списаны с вашего расчётного счёта проценты за полученные ссуды  

При расшифровке записей следует иметь в виду следующее: выписка является банковским документом, поэтому стоящая в её дебете цифра означает списание средств банком с расчётного счёта организации, а стоящая в кредите – зачисление на расчётный счёт.

На расчетный счет поступают:

- платежи от покупателей в счет оплаты выполненных работ, оказанных услуг;

- суммы в погашение дебиторской задолженности.

При получении денежных средств на свой расчетный счет ВООИ «Синтез» выступает в качестве получателя средств.

Со своего расчетного счета ВООИ «Синтез» осуществляет платежи:

- за объекты основных средств;

- сырье и материалы и другие.

При перечислении денежных средств со своего расчетного счета ВООИ «Синтез» выступает в качестве плательщика средств.

Для ведения безналичных расчетов в рублях ВООИ «Синтез» имеет один расчетный счет, валютных счетов не имеет, специальные счета организация также не открывает.

Движение денежных средств на расчетном счете ВООИ «Синтез» состоит из двух основных стадий:

- стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчетный счет, в результате чего происходит увеличение суммы денежных средств на расчетном счете организации;

- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.

Формирование платёжного поручения для передачи в банк в «1С:Бухгалтерии 7.7» отражается документом Платёжное поручение. Списание денежных средств с расчётного счёта организации отражается документом Списание с расчётного счёта.

Рассмотрим порядок формирования платежного поручения в автоматизированной системе бухгалтерского учета «1С: Предприятие 7.7» работниками ВООИ «Синтез».

1. Создается документ Платёжное поручение, выбрав в меню Банк – Платёжное поручение. В открывшемся списке платёжных поручений нажмите кнопку Добавить.

2. Документ Платёжное поручение предназначен для печати платёжного поручения и передачи его в банк. При проведении документа не формируются проводки по бухгалтерскому и налоговому учёту.

Нажмите кнопку Платёжное поручение для получения печатной формы платёжного поручения. Распечатывается платёжное поручение, выбрав Печать. Закройте печатную форму платёжного поручения.

После получения из банка банковской выписки необходимо зарегистрировать в программе движения по расчётному счёту. Для этого предназначен журнал Банковские выписки в меню Банк. Далее выбирается вид документа.

Списание с расчётного счёта можно зарегистрировать на основании ранее введённого документа Платёжное поручение.

Для этого в списке платёжных поручений выберите нужный документ, нажмите кнопку Ввести на основании – Списание с расчётного счёта.

Документ Списание с расчётного счёта заполнится автоматически на основании данных документа Платёжное поручение.

Выписка из расчетного счета – это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.

В выписке указываются:

номер расчетного счета;

дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки;

номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;

корреспондирующий счет-шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия;

суммы по дебету и кредиту;

остаток наличия средств на дату выписки.

Выписки с приложением оправдательных документов передается предприятию ежедневно.

Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено». На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля движения денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов и заполняются по данным документов к соответствующим карточкам-счетам.

Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет бухгалтерии анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца для оперативных целей используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

Итоговые обороты и сальдо по журналу-ордеру в конце месяца переносятся в главную книгу на счет 51.

Синтетический учет наличия и движения денежных средств в рублях на расчетном счете ВООИ «Синтез», открытом в учреждении банка, ведется на активном счете 51 «Расчетные счета».

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет ВООИ «Синтез». По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета ВООИ «Синтез».

Так, согласно журнала-ордера по счету 51, представленному в приложении 8, 03 декабря 2012 года от покупателей поступило 8610 руб. В бухгалтерском учете составлена запись – Дебет 51 Кредит 62.

26 декабря 2012 г. с расчетного счета перечислена заработная плата работнику в размере 13980 руб. В бухгалтерском учете составлена запись – Дебет 70 Кредит 51.

При осуществлении безналичных расчетов по расчетному счету, как уже было упомянуто в ВООИ «Синтез» используются платежные поручения.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению ВООИ «Синтез» или без распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством и договором между банком и организацией.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Выписки банка по расчетному счету в ВООИ «Синтез» могут получать: директор, главный бухгалтер.

При списании банком денежных средств ВООИ «Синтез» организации за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги к выписке банка прилагаются мемориальные ордера по списанным суммам.

Выписка банка по расчетному счету представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета. Выписка по расчетному счету ВООИ «Синтез» - это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации.

При поступлении выписки банка главный бухгалтер ВООИ «Синтез» проверяет правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к ней документов. Выписки банка и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, прилагаемых к ней, был один и тот же номер. Затем на выписке проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы. Если к выписке банка не приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные поручения, мемориальные ордера банка и т.д.), то указанные в ней суммы к учету не принимаются до выяснения обстоятельств.

Выписки из банка хранятся вместе с платежными документами о поступлении и расходовании денежных средств. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета ВООИ «Синтез» и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

ВООИ «Синтез» получило выписку банка за 01.10.2012, с приложенными к ней денежно-расчетными документами:

Остаток на расчетном счете на 01.10.2012 – 32 400 руб.

- банковский ордер № 384842 от 01.10.2012 г на сумму 500 руб. на оплату услуг банка за ведение расчетного счета за сентябрь 2012, без налога (НДС);

- квитанция к приходному кассовому ордеру № 113 от 01.10.2012 г на получение по чеку из банка 200 000 руб. в кассу на выдачу заработной платы в сумме 180 000 руб. и хозяйственные нужды в сумме 20 000 руб.;

- платежное поручение (исходящее) № 108 от 01.10.2012 г - перечисление НДФЛ за работников организации (сентябрь 2012 г) в сумме 23 400 руб.;

- банковский ордер № 385963 от 01.10.2012 г на сумму 3 000 руб. на оплату услуг банка за выдачу наличных денежных средств;

После обработки выписки банка и сверки правильности всех сумм банковские операции по расчетному счету за 01.10.2012 г. отразятся в бухгалтерском учете проводками, представленными в таблице 5.

Таблица 5

Журнал фактов хозяйственной жизни ВООИ «Синтез» за 01.10.2012 г., руб.

Документ Содержание факта хозяйственной жизни Счета Сумма (руб.)
    Дт Кт  
б/о № 384842 Оплачены услуги банка за ведение расчетного счета (сентябрь 2012 г)
Квитанция к ПКО № 113 Получены из банка по чеку деньги на зарплату и хозяйственные нужды 200 000
п/п № 108 Перечислен НДФЛ 23 400
б/о № 384842 Оплачены услуги банка за выдачу наличных денежных средств. 3 000

Таким образом, формируется аналитический и синтетический учет банковских операций в ВООИ «Синтез».

2.3. Бухгалтерский учет операций на валютных счетах


Правила отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, содержаться в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности необходимо выполнить пересчет их стоимости в рубли по официальному курсу иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБРФ или иному курсу(в случаях, установленных законом или соглашением сторон). Дата пересчета зависит от того, где используются активы и обязательства – для ведения деятельности в РФ или за её пределами в представительствах и филиалах организации, а также от вида актива и обязательства.
Стоимость ряда активов и обязательств следует определять в рублях на дату совершения операции в иностранной валюте. Такой датой считается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, являющиеся результатом этой операции.

В результате переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, возникают курсовые разницы. Курсовой называют разницу между рублевыми оценками актива или обязательства на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату отчетного периода, и на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода. Различают положительные курсовые разницы, которые образуются при увеличении курса иностранной валюты, и отрицательные курсовые разницы, возникающие при уменьшении курса иностранной валюты по отношению к рублю. Положительные курсовые разницы по счету в иностранной валюте отражаются Дт 52 Кт 91. Отрицательные курсовые разницы отражаются Дт 91 Кт 52 [21, с.40] .

В соответствии с действующим валютным законодательством организации-резиденты могут открывать валютные счета за рубежом. При этом они должны представлять в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:
уведомления об открытии(закрытии) счетов(вкладов) в банках за пределами территории РФ;
уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории РФ(открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось);
отчеты о движении денежных средств по счету(вкладу) в банке за пределами территории РФ. Организации, имеющие валютные счета за пределами РФ ведут учет находящихся на них средств на отдельном субсчете к счету 52- «Валютные счета за рубежом» в разрезе каждого счета. А для учета иностранной валюты на счетах в уполномоченных банках на территории РФ используется субсчет к счету 52 – «Валютные счета внутри страны» в разрезе каждого вида валюты и каждого счета. По дебету счета 52 отражается поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок банка, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в иностранных валютах.

К счету 52 "Валютные счета" открывают следующие субсчета:

52-1 "Транзитные валютные счета";

52-2 "Текущие валютные счета";

52-3 "Валютные счета за рубежом".

Субсчет 52-1 "Транзитные валютные счета" открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже. Исключение составляют следующие поступления иностранной валюты, зачисляемые сразу в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета":

1) перевод посреднической организацией после обязательной продажи ею части валютной выручки с отметкой в платежном поручении о произведенной продаже части валютной выручки;

2) иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за российские рубли и за иностранную валюту другого вида.

С кредита счета 52-1 "Транзитные валютные счета" иностранная валюта списывается в дебет счета 52-2 "Текущие валютные счета" и в ряде других случаев (при возвращении средств в иностранной валюте той организации, от которой они поступили, при перечислении экспортной валютной выручки посредническими внешнеэкономическими организациями организациям, не являющимся резидентами Российской Федерации, за вычетом комиссионного вознаграждения, и др.).

Субсчет 52-2 "Текущие валютные счета" открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету счета 52-2 "Текущие валютные счета" отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52, субсчет 1 "Транзитные валютные счета", а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", валюта списывается в безналичном и наличном порядке.

Бухгалтерский учет операций по продаже части валютной выручки осуществляется с использованием следующих учетных записей, представленных в табл.

Таблица
Движение денежных средств на транзитном валютном счете

Содержание операции Дт Кт
1.Сумма валютной выручки, зачисленная на транзитный валютный счет
2.Оплата транспортировки и экспедирования грузов
3.Оплата страхования товаров,вывозных таможенных пошлин,таможенных сборов
4.Отражается комиссия кредитной организации за исполнение функций агента валютного контроля в составе операционных расходов и смма НДС        
5.Отражается оплата задолженности кредитной организации за исполение функций агента валютного контроля
6.Уменьшение задолженности перед бюджетом НДС по услугам кредитной организации
7.Отражается перевод кредитной организации с транзитного валютного счета на отдельный лицевой счет части валютной выручки, предназначенной для продажи
8.Отражается списание с транзитного валютного счета на текущий валютный счет
ставшейся суммы валютной выручки    
9.Отражается курсовая разница по транзитному валютному счету на дату совершения операций 7,8
10.Отражается сумма проданной иностранной валюты по курсу на дату совершения операции
11.Отражается зачисление на расчетный счет рублей , полученных в результате продажи иностранной валюты по рыночному курсу.
12.Отражается оплата комисси кредитной организации, за осуществление продажи валютной выручки

Снятие наличной иностранной валюты со счета 52, субсчет 2 "Текущие валютные счета", разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России. Наличная иностранная валюта в кассе организации учитывается в том же порядке, который установлен ЦБ РФ для учета наличных денежных средств организации в рублях. По каждому виду валюты (доллары, евро и т.д.) необходимо вести отдельную кассовую книгу, а на счете 50 «Касса» - отдельные субсчета по виду валют. [21,48]


3. Анализ денежных средств организации

3.1. Методика анализа денежных средств

Методика анализа денежных средств представлена в работах учета по-разному.По мнению Пожидаевой Т.А. для целей внутреннего и внешнего анализа платежеспособности важно знать из каких источников организация получает денежные средства и каковы основные направления их расходования. Главной целью такого анализа является оценка способности организации зарабатывать денежные средства в соответствующем размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов. Анализ движения денежных средств предполагает обязательное наличие комплексной увязки показателей, характеризующих исследуемый предмет, и определяющих их факторов.

Проведение анализа движения денежных средств дает возможность сделать обоснованные выводы о том:

в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования;

способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами, и если да, то насколько стабильно это превышение;

в состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам;

достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности предприятия;

достаточно ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности и т.д.

Ввиду того, что показатели денежных потоков предприятия и остатка его денежных средств находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, для организации эффективного управления денежными потоками предприятия необходимо равное внимание ко всем показателям: и динамическим, и статическим.

Уровень оптимальности остатка денежных средств предприятия является показателем рациональности его денежных потоков. Превышение поступления денежных средств над их выплатой, в результате которого формируется остаток денежных средств сверх текущих потребностей предприятия, является нерациональным использованием денежных средств, так как по причинам, отмеченным ранее, приводит к снижению рентабельности капитала. Нехватка наличных денежных средств, которая возникает при превышении их выплат над поступлением, является отрицательным моментом в формировании денежных потоков, так как со временем может привести к снижению возможностей развития предприятия и даже к его банкротству. Принятие мер по оптимизации остатка денежных средств способствует поддержанию сбалансированности их поступления и использования.

Наиболее полное выявление факторов, влияющих на движение денежных средств и на отклонение их остатка от чистого финансового результата, возможно при представлении анализа денежных потоков предприятия в качестве единого целого – системы, охватывающей логически взаимосвязанные составные элементы более низкого порядка и в то же время, являющееся неотъемлемой частью системы более высокого уровня. Использование такого важнейшего общеметодологического принципа экономического анализа, как системность, позволяет наиболее полно выявить внутренние и внешние факторы, определяющие движение денежных средств, установить взаимосвязь между ними и исследуемыми показателями, выразить эту взаимосвязь математически, раскрыть поведение денежных потоков и их элементов с последующей формализацией. Исследовать денежные потоки предприятия как единую систему и провести их анализ возможно путем представления конечного остатка денежных средств предприятия как доминирующего показателя, выделение его слагаемых и дальнейшей их детализации.

По мнению Савицкой Г.В. от объемов и скорости движения денежного оборота, эффективности управления им находятся в непосредственной зависимости платежеспособность и ликвидность предприятия. Поэтому анализ денежных потоков служит основой оценки и прогнозирования платежеспособности предприятия, позволяет более объективно оценить его финансовое состояние.

Основная цель анализа денежных потоков по методике Савицкой Г.В.:

выявить уровень достаточности денежных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия;

определить эффективность и интенсивность их использования в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

изучить факторы и спрогнозировать сбалансированность и синхронизацию притока и оттока денежных средств по объему и времени для обеспечения текущей и перспективной платежеспособности предприятия.

По мнению Савицкой Г.В. процесс анализа завершается оптимизацией денежных потоков путем выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом внешних и внутренних факторов с целью достижения их сбалансированности, синхронизации и роста чистого денежного потока.

Для этого необходимо добиться сбалансированности объемов положительного и отрицательного потоков денежных средств, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности.

Согласно методике Донцовой Л.В. информация, содержащаяся в "Отчете о движении денежных средств", необходима для оценки:

перспективной возможности организации создавать положительные потоки денежных средств (превышение денежных поступлений над расходами);

способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;

потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;

причин различия между чистыми доходами организации и связанными с ними поступлениями и платежами;

эффективности операций по финансированию организации инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.

По мнению Донцовой Л.В. одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.

Способ оценки достаточности денежных средств в соответствии с методикой Донцовой Л.В. состоит в определении длительности периода их оборота:

ОДС = Средние остатки денежных средств / Оборот денежных средств (4)

Для исчисления среднего оборота следует использовать кредитовый оборот по счету 51. Но если у организации существенная часть расчетов проходит через кассу и специальные счета, то указанные в них расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредита по счету 51.

В соответствии с методикой Сорокиной Е.М. управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления денежными потоками состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежной наличности, которая нужна для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это, по сути, страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Она должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, а их эквиваленты – краткосрочные финансовые вложения имеют низкую доходность, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.

Для наглядного выражения преимуществ и недостатков представленных методик анализа денежных средств составим таблицу 6.

Таблица 6

Сравнительная характеристика методик анализа денежных средств различных авторов

Параметры Савицкая Г.В. Сорокина Е.М. Донцова Л.В.
Анализ остатков денежной наличности и определение периода нахождения капитала в денежной наличности + - -
Горизонтальный анализ денежных потоков + - -
Прямой метод анализа денежных средств + + +
Косвенный метод анализа денежных средств + + +
Анализ денежных потоков от различных видов деятельности + + +
Оценка эффективности денежного потока + - -

Увеличение или уменьшение остатков денежной наличности на счетах в банке обусловливается уровнем несбалансированности денежных потоков, т.е. притоком и оттоком денег. Превышение притоков над оттоками увеличивает остаток свободной денежной наличности, и наоборот, превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите.

В процессе анализа необходимо изучить динамику остатков денежной наличности на счетах в банке и период нахождения капитала в данном виде активов.

Период нахождения капитала в денежной наличности (Пдс) определяется следующим образом:

Пдс = (Средние остатки свободной денежной наличности * Дни периода) / Объем денежного оборота (сумма кредитовых оборотов по счетам денежных средств). (5)

Таким образом, наиболее понятной, полной и значимой для практического использования является методика Савицкой Г.В. В соответствии с данной методикой и проведем анализ движения денежных средств ВООИ «Синтез».

3.2 Анализ денежных средств ВООИ Синтез

Проведем структурный анализ движения денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Поступление денежных средств по текущей деятельности выражаются в величинах оплаченной выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и авансов, полученных от покупателей и заказчиков.

Определим период нахождения капитала в денежной наличности для ВООИ «Синтез» в таблице 7.

Таблица 7

Анализ динамики остатков денежных средств ВООИ «Синтез» в 2011-2012 годах

Показатели 2011 г. 2012 г. Отклонение Темп роста, %
Средние остатки денежной наличности, тыс. руб. -352 88,84
Сумма кредитовых оборотов по счетам денежных средств, тыс. руб. +33931 120,9
Количество оборотов (п.2/п.1) 51,41 69,97 +18,56 136,1
Продолжительность нахождения капитала в свободной денежной наличности на счетах в банке, дни (360 / п.3) -2 71,4

На основании приведенных в таблице 7 данных можно сделать вывод, что за отчетный год период нахождения капитала в денежной наличности уменьшился на 2 дня, что следует оценить положительно.

Так как просроченные платежи у ВООИ «Синтез» в 2012 году отсутствуют, это свидетельствует об организации более планомерного поступления и расходования денежных средств, т.е. о лучшей сбалансированности денежных потоков.

Согласно методике Савицкой Г. В. в первую очередь проводится горизонтальный анализ денежных потоков: изучается динамика объема формирования положительного, отрицательного и чистого денежного потока предприятия в разрезе отдельных источников, рассчитываются темпы их роста и прироста, устанавливаются тенденции изменения их объема.

Темпы прироста чистого денежного потока (Тчдп) сопоставляются с темпами прироста активов предприятия (Такт) и с темпами прироста объемов производства (реализации) продукции (Трп). Для нормального функционирования предприятия, повышения его финансовой устойчивости и платежеспособности требуется, чтобы темпы роста объемов продаж были выше темпов роста активов, а темпы роста чистого денежного потока опережали темпы роста объема продаж:

100 < Такт < Трп < Тчдп

Определим, выполняется ли данное правило для ВООИ «Синтез» в таблице 8.

Таблица 8

Анализ динамики чистого денежного потока ВООИ «Синтез» в 2011 – 2012 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. Отклонение Темп роста, %
Стоимость активов организации, тыс. руб. -4646 90,48
Чистый денежный поток, тыс. руб. -2696 -4689 -
Выручка от продаж товаров, тыс. руб. +23801 113,78

На основании таблицы 6 можно сделать вывод о том, что для ВООИ «Синтез» данное соотношение выглядит следующим образом:

100 < 90,48 < 0 > 113,78

В данном случае деятельность предприятия не характеризуется оптимальным соотношением.

Наши рекомендации