Введение в теорию психологии журналистики

Библиотека профессионального журналиста

В.Ф. ОЛЕШКО

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебное пособие

Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

Издательство Михайлова В. А.

Санкт-Петербург

УДК159.9

ББК88.4

Олешко В. Ф.

Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.

Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

ISBN 5-8016-0288-7

© Олешко В. Ф.

© Издательство Михайлова В. А.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8

1.2. Массовая коммуникация — нервная система

целостного общественного организма.............................................................9

1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11

1.4. Цель, задачи, принципы и функции

психологии журналистики..............................................................................14

1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19

ТЕМА 2

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22

2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22

2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24

2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26

2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28

2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28

ТЕМА 3

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32

3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32

3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34

3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36

3.4. Аксиология творчества....................................................................................39

3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42

3.6. Есть вариант!...................................................................................................43

ТЕМА 4

ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46

4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46

4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50

4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52

4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57

4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60

4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66

4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68

ТЕМА 5

ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71

5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74

5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76

ТЕМА 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79

6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79

6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80

6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81

6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83

6.5. Его величество тендер.....................................................................................84

6.6. Синергетика пола...........................................................................................90

ТЕМА 7

ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94

7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94

7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96

7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99

7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности ..............101

7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103

ТЕМА 8

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107

8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107

8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109

8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112

8.4. Мобильные возможности СМ И ....................................................................113

8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114

8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116

8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119

ТЕМА 9

ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127

9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127

9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128

9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131

9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133

9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139

9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142

ТЕМА 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146

10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146

10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149

10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152

10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154

10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158

10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161

ТЕМА 11

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ .........................................................................164

11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164

11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168

11.3. Форма журналистского материала...............................................................170

11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173

11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179

ТЕМА 12

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185

12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185

12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188

12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано:

• во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология жур­налистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена;

• во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;

• в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глу­бокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;

• в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосред­ственного учебно-методического и личностного общения студентов (особен­но заочной формы обучения) с преподавателем;

• в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психоло­гические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.

XXI век — не только век информационный, но и век системных междисципли­нарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций харак­терно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологичес­кие методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая пси­хология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня мас­совой коммуникации.

Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви прак­тической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.

Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными со­циально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными ком­понентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массо­вой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массо­вого взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышле­ния и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-

ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям ре­альной коммуникационной практики.

Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, пси­хологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналисти­ка» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психо­логии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными обра­зовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.

Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая сту­дентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информа­ции», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых от­ношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуни­каторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с по­мощью тестовых заданий.

Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачас­тую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психоло­гии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных посо­бий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не толь­ко могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формиро­ванию психологической и коммуникативной культуры личности.

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

План темы:

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности.

1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.

1.3. Проблема, предмет, метод.

1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.

1.5. Коммуникация как личностная проблема.

Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наи­более рентабельным продуктом и товаром.

Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой комму­никации играют все более заметную роль, принято называть информационным — в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация.

Наши рекомендации