I.Введение в экономическую теорию

I.Введение в экономическую теорию

ПОТРЕБНОСТИ. БЛАГА. РЕСУРСЫ.

Экономическая деятельность направлена на удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности - это внутренние мотивы, которые побуждают человека действовать. Экономические потребности удовлетворяются посредством производства и потребления благ.

Потребности делятся на материальные, социальные, духовные.

ü Материальные потребности связаны с жизнедеятельностью людей, без удовлетворения которых они не могут существовать. Это потребности в пище, одежде, услугах.

ü Социальные потребности образуют основу деятельности человека, выполняющего в обществе определенные функции. К ним относятся потребности в труде, отдыхе, общественной деятельности, самовыражении и т.п.

ü Духовные потребности связаны с творческой деятельностью людей. Это потребности в образовании, повышении культурного уровня, творчестве, эстетическом наслаждении.

Средства, служащие для удовлетворения потребностей называются благами. Блага, которые имеются в неограниченном количестве (например, воздух) являются свободными (неэкономическими). Экономические блага ограничены и для удовлетворения потребностей должны производиться людьми.

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты). Первые могут удовлетворять одни и те же потребности и могут быть заменены друг другом, вторые – удовлетворяют потребности только в комплексе и не могут использоваться друг без друга.

Стоимость (ценность) благ по К. Марксу определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, осуществляемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности. Современные экономисты считают, что ценность благ определяется их редкостью, т.е. ограниченностью по сравнению с безграничными потребностями.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ(ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА) – это то, что используется для производства экономических благ. К ним относятся труд, капитал, земля (включающая природные ресурсы), предпринимательские способности и информация.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей.

Капитал - это вещественные факторы производства, являющиеся результатом производства. К ним относятся предметы труда и средства труда. Предметы труда – то, из чего производят, на что воздействуют. Средства труда – то, с помощью чего производят. Средства труда включают орудия труда(станки, машины, оборудование, инструменты) и материальные условия производства (здания, сооружения, транспортные магистрали). Процесс производства и накопления капитала называют инвестированием

Земля включает в себя все природные ресурсы, используемые в производственном процессе. К этому фактору относятся пахотные земли, луга, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.

Предпринимательские способности – это производственный ресурс, связанный с предприимчивостью людей, т.е. их способностью эффективно соединять и использовать все другие виды экономических ресурсов.

Таким образом, в обобщенном виде все факторы производства можно разделить на личные факторы (труд и предпринимательские способности) и вещественные (средства производства, земля).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Ограниченность экономических ресурсов относительно существующих потребностей определяет альтернативность их использования и порождает проблему выбора.

Рис.1 Модель КПВ
I.Введение в экономическую теорию - student2.ru Проблема выбора иллюстрируется с помощью модели кривой производственных возможностей (КПВ). Модель строится при следующих предпосылках:

1) производится два товара или две разновидности товаров (например, инвестиционные и потребительские; X и Y);

2) экономика функционирует в условиях полной занятости и полного использования всех ресурсов;

3) количество ресурсов, используемых для производства, фиксировано;

4) технология неизменна.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Основные типы экономических систем:

ü Традиционная экономика базируется на ручном труде. Вопросы что, как и для кого производить решаются традициями и обычаями. Это система, в которой непосредственно соединены производство и потребление, а координация деятельности субъектов осуществляется на основе патриархальных традиций и внеэкономического принуждения к труду.

ü Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности на средства производства, свободе выбора и конкуренции. В рыночной экономике проблемы что, как и для кого производить решаются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в процессе обмена товарами в соответствии со спросом и предложением, законами конкуренции. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей – максимизация прибыли. Свобода выбора является основой конкуренции. Роль государства минимизируется.

ü Командно-административная система (СССР, КНДР) – это система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Характерными чертами является монополизм в производстве, государственное регулирование цен. Для КАС характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

ü Смешанная экономика – тип общественного устройства, в котором механизм рынка дополняется государственным регулированием экономики, характерной особенностью является многообразие форм частной и государственной собственности. Экономические системы большинства развитых стран представляют собой смешанную экономику.

Неценовые факторы спроса

Кроме цены на решения покупателей о приобретении блага влияют и другие факторы. Они называются неценовыми и вызывают изменение спроса, что проявляется в сдвигах кривой спроса. К неценовым факторам относятся: 1) доходы потребителей; 2) цены на товары-заменители и дополняющие товары; 3) число покупателей; 4) потребительские ожидания; 5) вкусы потребителей; 6) мода; 7) государственная политика и другие факторы.

Неценовые факторы по-разному влияют на спрос. Так, например, снижение цены на взаимозаменяемый товар или введение налога на доходы приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Функция изменяется и кривая спроса сдвигается влево (см.рис.6). Рост доходов населения приводит к увеличению спроса на нормальное благо и сдвигу кривой вправо (см. рис.7).

 
  I.Введение в экономическую теорию - student2.ru

Рис.6 Уменьшение спроса Рис.7 Увеличение спроса

Реакция спроса на изменение каких-либо факторов характеризуется эластичностью спроса, для измеренияслужат коэффициенты эластичности. Выделяют три вида эластичности:

ü эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – I.Введение в экономическую теорию - student2.ru

ü перекрестная эластичность I.Введение в экономическую теорию - student2.ru

ü эластичность спроса по доходу I.Введение в экономическую теорию - student2.ru

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ I.Введение в экономическую теорию - student2.ru показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на один процент. Для расчета могут быть использованы следующие формулы:

Формула Название формулы Принцип использования
I.Введение в экономическую теорию - student2.ru I.Введение в экономическую теорию - student2.ru смысловая формула Используется, если известны процентное изменение объема спроса и цены
I.Введение в экономическую теорию - student2.ru I.Введение в экономическую теорию - student2.ru формула точечной эластичности Используется для измерения эластичности относительно начальных параметров спроса: Р, Q
I.Введение в экономическую теорию - student2.ru = I.Введение в экономическую теорию - student2.ru формула дуговой эластичности Используется, если известны координаты начала и конца отрезка кривой спроса, не котором измеряется эластичность: Р1,Q1; Р2,Q2

Величина I.Введение в экономическую теорию - student2.ru будет всегда отрицательным числом, так как любое изменение в цене вызывает противоположное изменение спроса, однако при расчетах знак минус опускается и для анализа используется абсолютная величина коэффициента эластичности.

В зависимости от значения коэффициента, взятого по абсолютной величине, различают:

ü эластичный спрос, когда I.Введение в экономическую теорию - student2.ru . При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Например, если при снижении цены на 4% объем спроса увеличился на 8%, то Ed = 8/4 = 2;

ü неэластичный спрос, при котором I.Введение в экономическую теорию - student2.ru Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса;

ü спрос единичной эластичности: I.Введение в экономическую теорию - student2.ru , то есть процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны.

ü абсолютно эластичный спрос I.Введение в экономическую теорию - student2.ru означает, что любое количество продукции потребитель готов приобретать (а продавец сможет продать) по одной и той же цене Графически выражается горизонтальной линией.

ü абсолютно неэластичный спрос I.Введение в экономическую теорию - student2.ru означает, что при любой цене потребители будут покупать один и тот же объем товара. На графике представлен вертикальной линией

На ценовую эластичность оказывают влияние следующие факторы:

1) Наличие товаров-субститутов (чем больше заменителей имеет благо, тем эластичнее спрос на него);

2) Удельный вес в доходе потребителя (чем большую долю занимает товар в доходе потребителя, тем эластичнее спрос);

3) Степень необходимости благ (чем менее необходим товар потребителю, тем эластичнее спрос);

4) Фактор времени (чем больше у потребителя времени для принятия решений о покупке, тем эластичнее спрос).

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru показывает, на сколько процентов изменится спрос на благо X при изменении цены блага Y на 1%. Для расчета могут быть использованы те же формулы. У взаимозаменяемых благ коэффициент перекрестной эластичности спроса больше нуля ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru ), так как с повышением (понижением) цены на одно из них увеличивается (уменьшается) спрос на другое. У взаимодополняемых благ этот коэффициент отрицателен ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru ), так как изменения цены и спроса разнонаправлены.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru показывает, на сколько процентов изменится спрос на благо при изменении дохода на 1%. Для нормальных благ этот коэффициент больше нуля ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru , так как с ростом дохода увеличивается потребление нормальных благ. Для «некачественных» товаров этот коэффициент отрицателен ( I.Введение в экономическую теорию - student2.ru ,, так как потребители склонны заменять некачественные блага качественными при росте благосостояния.

Любой коэффициент эластичности рассчитывается «при прочих равных условиях», т.е. рассматривается влияние только одного фактора на спрос, остальные считаются неизменными.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение-это количество благ, которое производители могут и готовы поставить на рынок при сложившихся ценах. Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от уровня цены: чем выше цена, тем большее количество благ производители готовы поставить на рынок при прочих равных условиях. Закон предложения иллюстрируется с помощью кривой предложения (рис. 10), которую обозначают S (от английского supply – предложениие).

I.Введение в экономическую теорию - student2.ru Индивидуальное предложение - это предложение конкретного блага отдельным производителем. Рыночное (отраслевое) предложение включает предложение со стороны всех производителей данного блага. График отраслевого предложения образуется в результате горизонтального сложения графиков предложения отдельных фирм. Отраслевое предложение блага, кроме цен на блага и факторы производства, определяется также числом фирм, работающих в отрасли.

Рис. 10. Кривая предложения

Прямая зависимость величины предложенияот цены товара характерна для краткосрочного периода, в котором действует законом убывающей предельной производительности. Согласно этому закону, если количество одного из факторов производства, например труда, растет при неизменном количестве других факторов, то отдача переменного фактора снижается, а издержки на дополнительную единицу товара растут. Поэтому для увеличения предложения необходимо повышение цены товара.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Издержки производства представляют собой стоимостьресурсов, используемых фирмой для производства и реализации продукции. При существующей технологии производства величина издержек и зависят от цен применяемых ресурсов и объема выпуска. Издержки являются главным ограничителем прибыли фирмы.

Существует два подхода к определению и классификации затрат. Согласно бухгалтерскому подходу, затраты – это стоимость израсходованных на производство ресурсов в фактических ценах их приобретения. Согласно экономическому подходу, это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных направлений использования этих ресурсов. При экономическом подходе все издержки имеют альтернативный характер. Экономические издержки складываются из внешних и внутренних издержек.

Внешние издержки (бухгалтерские) – плата за ресурсы, которые не принадлежат фирме (привлекаются извне). К этой категории относятся оплата труда в виде заработной платы, земли в виде аренды, капитала в виде процента, оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех внешних издержек выступает как себестоимость продукции. Размер внешних издержек во многом определяет уровень цены.

Внутренние издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы (упущенная выгода). Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту. Однако, обрабатывая землю самостоятельно, он отказывается тем самым от сдачи ее в аренду, от дополнительного дохода в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать банковский процент.

Различают бухгалтерскую и чистую (экономическую) прибыль.

Бухгалтерская прибыль – разница между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее внешними издержками.

Чистая (экономическая) прибыль –разница между валовым доходом (выручкой) и полными издержками, равными сумме внешних и внутренних. Чистая прибыль показывает, насколько выгодна данная сфера деятельности по сравнению с другими вариантами. Если чистая прибыль больше нуля, то данная сфера наиболее выгодна; необходимо остаться в этой сфере. Если чистая прибыль меньше нуля, то это значит, что существуют более выгодные варианты и нужно уходить из этой сферы.

Расчет экономической прибыли важен для принятия управленческих решений и осуществляется экономистами, расчет бухгалтерской прибыли используется для целей налогообложения и рассчитывается бухгалтерами.

I.Введение в экономическую теорию

Наши рекомендации