Введение в теорию психологии журналистики
Библиотека профессионального журналиста
В.Ф. ОЛЕШКО
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Учебное пособие
Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Издательство Михайлова В. А.
Санкт-Петербург
УДК159.9
ББК88.4
Олешко В. Ф.
Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;
доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.
Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного университета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.
Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журналистики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.
ISBN 5-8016-0288-7
© Олешко В. Ф.
© Издательство Михайлова В. А.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6
ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8
1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8
1.2. Массовая коммуникация — нервная система
целостного общественного организма.............................................................9
1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11
1.4. Цель, задачи, принципы и функции
психологии журналистики..............................................................................14
1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19
ТЕМА 2
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22
2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22
2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24
2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26
2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28
2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28
ТЕМА 3
ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО
ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32
3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32
3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34
3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36
3.4. Аксиология творчества....................................................................................39
3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42
3.6. Есть вариант!...................................................................................................43
ТЕМА 4
ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46
4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46
4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50
4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52
4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57
4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60
4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66
4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68
ТЕМА 5
ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71
5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71
5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72
5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74
5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76
ТЕМА 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79
6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79
6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80
6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81
6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83
6.5. Его величество тендер.....................................................................................84
6.6. Синергетика пола...........................................................................................90
ТЕМА 7
ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94
7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94
7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96
7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99
7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности ..............101
7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103
ТЕМА 8
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107
8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107
8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109
8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112
8.4. Мобильные возможности СМ И ....................................................................113
8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114
8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116
8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119
ТЕМА 9
ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127
9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127
9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128
9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131
9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133
9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139
9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142
ТЕМА 10
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146
10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146
10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149
10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152
10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154
10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158
10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161
ТЕМА 11
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:
ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ .........................................................................164
11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164
11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168
11.3. Форма журналистского материала...............................................................170
11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173
11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179
ТЕМА 12
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185
12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185
12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188
12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227
ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано:
• во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология журналистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена;
• во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;
• в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глубокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;
• в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосредственного учебно-методического и личностного общения студентов (особенно заочной формы обучения) с преподавателем;
• в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психологические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.
XXI век — не только век информационный, но и век системных междисциплинарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций характерно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологические методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня массовой коммуникации.
Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.
Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массовой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массового взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышления и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-
ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям реальной коммуникационной практики.
Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, психологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналистика» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психологии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.
Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая студентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информации», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с помощью тестовых заданий.
Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачастую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психологии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных пособий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не только могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формированию психологической и коммуникативной культуры личности.
ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
План темы:
1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности.
1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.
1.3. Проблема, предмет, метод.
1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.
1.5. Коммуникация как личностная проблема.
Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наиболее рентабельным продуктом и товаром.
Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой коммуникации играют все более заметную роль, принято называть информационным — в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация.