Понятие массовых информационных потоков
В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников инфо (планетарная картина мира). Все менее возможным становится их контролировать – инфо процессы превратились в огромный непрерывный инфопоток (мощный глобальный). Если какая-нить структура захочет остановить этот поток, то всегда найдется другая, не менее влиятельная организация, которая сделать ей это помешает. В итоге из их противоборства родится еще одно ответвление ИП (инфопотока).
Основа информации в СМИ – сообщения о фактах, их комментарии и экспертные оценки (ну вот как у нас в агентстве делается: прошла инфо о создании в Ангарске ядерного центра. Тут же – звоним в администрацию города для подтверждения сведений, потом – звоним каким-нить ученым, экологам…в общем, для сообщения факта необходимо набрать как можно больше комментов, чтобы представить факт не однобоко (типа это угрожает жизни - срочно эвакуируемся!), а отразить различные точки зрения на случившееся).
Важнейшая хар-ка – информационное поле (информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов, событий реального мира и представленный репертуар тем). Инфополе – категория, связанная с понятием инфнормы: в идеале все СМИ должны сообщать о ВСЕХ возможных фрагментах действительности (начиная от слета школьных лесничеств в Мегете и конкурсе юных комбайнеров в Бобруйске – до принятия в России закона о запрете игорного бизнеса).
Массовые ИП создаются и распространяются непрерывно, любой чел подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти невозможноL
ИП делятся:
По типу: нейтральные (естественные: окружающая речь, звуки, техногенные шумы); запрашиваемые (газеты, книги, Инет); требуемые (недоступные: например, жизнь на Марсе)
По виду: естественные и искусственные (сознательно формируются и направляются на потребителя с определенной целью – ТВ, радио, пресса)
Искусственно созданный поток зачастую приобретает св-ва естественного: стихийность, неконтролируемость, непредсказуемость.
Итак, массовые потоки распр-ся все более непрерывно, мощно, быстро
В дожурналистское время массовые потоки формировались по схеме: событие – очевидец. Современный чел получает инфо как отраженную, то есть переданную ему с помощью разных носителей и технологий. Схема:
ж-т (очевидец) – текст (отраженная инфо, частично искаженная)
носитель – распространение
потребитель – отражение
С развитием Инета формирование ИП приняло прям-таки стихийный хар-р (анонимное, ни к чему не обязывающее общение).
Легитимным и массовым механизмом формирования ИП являются инфоагентства (ура!) (первое агентство – Давас, в Англии, с 1830 года)
Также в ИП поставляют инфо:
- журналисты (как выразители мнений рук-ва: редакции, учредителя)
- пресс-секретари
- пресс-службы
- Пи-Ар агентства
ИП также есть средство борьбы политических всяких группировок, экономических организаций.
В КАКИХ ОТНОШЕНИЯХ СОСТОЯТ МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Тут вот какая мысль: типа эти ИП – содержание (факты, новости, события), а СМИ – каналы их распространения. Аналогия приводится: река – водный поток, бегущий по определенному руслу. Так вот, средства массовой информации – русло, ИП - река! Но эту аналогию привел собеседник Лазутиной (там вся книга построена на диалоге: он – она), а та его залажала жутко, типа какого хера ты говоришь, ни хрена аналогия не точная! И вот что она изрекала: понятие «средства массовой информации», а правильнее сказать «система средств массовой информации», в языковой практике общества сформировалось как обозначение более масштабного объекта действительности, чем коммуникационные каналы. В его рамках объединены и производство, и распространение МИП, причем во всей сложности того и другого. В отличие от всех этих видов творчества, ориентированных на создание определенного типа произведений, ж-ка оказывается еще и деятельностью, направленной на производство МИП. Организуя духовное сотрудничество в обществе и централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она моделирует эти потоки, формируя из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения, образующие в совокупности новый, «сборный» продукт: ИП несут в себе развивающуюся, многомерную, движущуюся информационную картину современности как части мирового процесса. Именно эта актуальная инфокартина мира опосредует воспроизведение в обществе массового сознания, служит самоопределению общественного мнения, способствует созданию общественного настроения, во многом предопределяющего поведение членов общества и социальных институтов.
Что представляет собой структура распространения МИП? В ней четко определяются три взаимосвязанных, обусловливающих друг друга элемента:
1) тиражирование информационных продуктов;
2) хранение их;
3) доставка получателю.
А если в качестве основания для рассмотрения взять каналы распространения МИП, то получится такая структура:
1) книга;
2) периодическая печать;
3) радио;
4) телевидение;
5) кино;
6) компьютерные сети.
В производстве массовых ИП задействованы следующие процессы:
- деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания МИП
- деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или телевидения) – так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое
- деятельность редактирования, цель которой – привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией
- собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов.
- деятельность по выпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).
МИП, несущие в себе оперативную модель мира, – продукт столь значимый и в современных условиях столь сложный, что для производства его оказались нужны, с одной стороны коллективные усилия, а с другой – специалисты-универсалы. В силу этого перечисленные виды деятельности сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно- и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность – творческая деятельность журналиста.
При структурировании системы производства МИП по средствам производства выделяются виды произ-ва:
1) книжное;
2) газетно-журнальное;
3) телевизионное;
4) радийное;
5) кинопроизводство.