Публицистика английской революции

Английская буржуазная революция была одной из первых. Развивалась она довольно долго, охватив собой середину 17 столетия (1640-1660 гг.). Самые бурные и яркие ее события относятся к сороковым годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания (газеты и журналы) были еще слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационному содержанию. Политические же дискуссии велись с помощью памфлетов, которые и были основной формой журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции.

Хотя был ряд изданий, принимавших участие в политических спорах. Прежде всего, это еженедельники, выпускаемы известным английским издателем Марчмондом Нидхемом. Это «Британский вестник», выходивший в 1643-1646 годах. Со страниц этого издания Нидхем выступал с критическими публикациями против короля, что послужило поводом для его привлечения к судебной ответственности. С 1647 года Нидхем налаживает выпуск нового издания «Полезный вестник», в котором он направляет свое оружие против Кромвеля, за что после казни короля в 1649 году был судим Кромвелем и издание его было закрыто. Но и из этой ситуации Нидхем, получивший прозвище «хамелеон английской революции», выходит благополучно. И с 1650 года приступает к изданию «Политического вестника», просуществовавшего до 1660 года.

Памфлетная же публицистика была представлена очень широким кругом авторов и названий. Тот же Нидхем выступил с памфлетом «Защита дела английской республики», написанным после казни Карла I. Последователем Гоббса в журналистике был Генри Паркер, принимавший активное участие в памфлетной полемике между парламентом и королем. До 1649 года в своих ответах на послания короля парламенту Паркер излагал взгляды лидеров парламента на политическое устройство общества. Так же как и Гоббс, он строил свои объяснения существующих отношений с точки зрения естественного права и договорного государства, но остается при этом сторонником монархии.

Но самые яркие, блестящие произведения английской памфлетной публицистики были созданы противниками монархии. Это произведения Джона Мильтона, Джона Лильберна и Джерарда Уинстенли. Их творчество оказало сильное влияние на формирование взглядов лидеров буржуазных революций в других странах, в частности в США и Франции.

Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист. Мильтон был в гуще революционных событий с самого ее начала. Политические памфлеты, написанные Мильтоном, выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазной, но его в большей степени интересовала идеологическая, а не экономическая сторона революции. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени стали трактаты и памфлеты Мильтона. Он начал с критики клерикализма, а затем перешел к пропаганде идей народовластья.

Самый известный его трактат «Права и обязанности короля и правителей» (1649). Он послужил прямым обвинением приговора суда и обоснованием казни Карла I.

В этом трактате Мильтон формулирует основные положения своей теории народовластия. Тогда же, в 1649 году, выходит еще один его памфлет «Иконоборец», в котором он также утверждал законность народовластия. Этот памфлет стал ответом Мильтона на памфлет «Икона короля», созданный и распространяемый сторонниками казненного монарха. В «Иконе короля» КарлI был представлен как святой, пострадавший от руки врагов Англии.

Дальнейшее творчество Мильтона свидетельствует о том, что он до конца жизни оставался республиканцем, и сохранил свои убеждения и после реставрации монархии в Англии. Такова его позиция в «Защитнике английского народа» (1650), «Второй защите английского народа» (1654), «Быстром и легком пути установления республики» (1666).

Памфлеты Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими идеями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

Карла I - Карл I (1600-1649) – король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнен 30 января 1649 года в Лондоне.

КАДР

Выразителем взглядов демократических сил английской революции был Джон Лильберн, лидер левого крыла партии индепендентов. . Лильберн – страстный борец, противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, так же, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались три памфлета Лильберна: «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645), «Новые цепи Англии» (1649), «Соглашение свободного народа Англии» (1649). Творчество Лильберна оказало серьезное влияние на мировоззрение такого деятеля Великой французской революции как Мирабо.

Гораздо дальше в критике власти пошел Джерард Уинстенли. . Уинстенли был идеологом диггеров (с английского «копатели» - батраки, рабочие). Он выступал с критикой не только феодальных, но и буржуазных общественных отношений.

Самый известный памфлет Уинстенли «Закон свободы». В нем он предлагает отменить частную собственность, торговлю, денежную систему, говорит о том, что должно быть уничтожено имущественное неравенство, которое, как он указывает, имеет своим источником присвоение чужого труда. В новом обществе, по мнению Уинстенли, все будут обязаны трудиться, все будут получать из общественных складов поровну все необходимое.

Самым счастливым периодом человеческой истории Уинстенли считает «естественное состояние», когда люди не знали еще разницы между «моим» и «твоим». В частной собственности он видит источник зла и последующих страданий народа. Критикуя английскую республику индепендентов за то, что она дала свободу только богатым, он рисует картину республиканского строя будущего в духе утопического социализма.

Уинстенли облекает свои взгляды в религиозные мифы и часто говорит языком библейских пророков. История человечества представляется ему вечной борьбой Бога и дьявола, добра и зла. Частную собственность он называет «беспокойным дьяволом».

Таким образом, Уинстенли опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов, землевладельцев, что сближает его с Руссо. Его взгляды на собственность очень близки к взглядам Сен-Симона, Мора, Фурье. Идеи Уинстенли развил в период Великой Французской революции Франсуа Бабеф.

Одним из важнейших вопросов английской буржуазной революции стало обсуждение свободы слова вообще и свободы печати в особенности. В результате победы революции в Англии была упразднена Звездная палата (Чрезвычайный суд), которая на протяжении 16 века занималась вопросами цензуры. Это способствовало ликвидации государственного контроля над печатными изданиями. Увеличилось число авторов, которые стремились довести свои взгляды до широкой публики. Небывало возрос и интерес самой публики к общественным проблемам. Английские историки считают, пишет Л.Н.Золотуха, что в период с 1641 по 1663 гг. вышло в общей сложности 22 255 названий печатных изданий (книг, памфлетов, газет).

Однако по мере развития революции победившая партия принимает ряд мер, направленных на возвращение цензуры. 22 июля 1641 года Палата общин издает «Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента», которое, по сути, становится первым законом о печати. 14 июня 1643 года парламент вводит новое ограничение свободы печати. Закон вводит предварительную цензуру и определяет меру ответственности за нарушение ее. В частности, ни одно издание не может быть напечатано без предварительного просмотра назначенными для этого людьми.

В 1647 году вышел новый ордонанс Долгого парламента, который устанавливал необходимость предварительного разрешения на печатание, обязательное указание имени автора и владельца типографии. Нарушение этого закона каралось арестом владельца типографии и уничтожением станков и рукописей. А в 1649 году парламент издает «Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и лучшем упорядочении книгопечатания», ставший основным законом о печати в Англии.

В 1644 году к суду был привлечен Джон Мильтон, обвиненный компанией книгопродавцев в нарушении закона о предварительной цензуре. По этому поводу им был написан памфлет «Ареопагитика», ставший одним из первых выступлений в защиту свободы печати. В своем памфлете Мильтон обращается к истории, указывает, что впервые закон о цензуре был издан папской курией. Католическая церковь наложила оковы на духовную и культурную жизнь общества. И именно она рассматривается Мильтоном как источник зла, в данном случае цензуры. Восстановление этого карательного института общества автор считает величайшей несправедливостью. Мильтон отмечает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь или нет, дать ему объективную оценку. Один человек не может судить о верности или пользе той или иной идеи. Человек должен иметь возможность услышать все, что говорят другие и сказать все, что хочет сказать сам.

Джона Мильтона по праву считают основоположником теории свободы печати [20]. Он заложил основы понимания принципа свободы слова. При этом, говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду только «лучших людей», средний класс. Он не распространял действие этого принципа на низы общества, так как считал, что свобода и власть «черни» не доступны. По сути дела, он отстаивал только право своего класса, буржуазии на свободу слова. После казни короля Карла I и установления в Англии республики Мильтон в течение трех лет (1649-1652) занимал должность правительственного (латинского) секретаря и сам выполнял обязанности цензора. Это свидетельствует о том, что он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное.

Заслуга английской буржуазной революции 17 века состоит в том, что она, во-первых, поставила перед общественной мыслью целый ряд вопросов первостепенного значения, и, во-вторых, ее лидеры заложили основы буржуазной идеологии. А главное – был решен вопрос о власти, о господствующем положении буржуазии в обществе.

[20] Л.Н.Золотуха. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987. С.47.

КАДР

Наши рекомендации