Лекция 10. Росцелин. Ислам. Аверроэс. Фома Аквинский. Михаил Пселл. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Фрэнсис Бэкон.

19.03.97

Противоположными являются взгляды Росцелина (1050-1120). Это крайний номиналист. Отрицал онтологическую реальность универсалий. Общие понятия — это звук, за ними вообще ничего не стоит. Только индивиды обладают истинной реальностью. Частями обладает только слово, вещь частей не имеет. Аристотелевы категории выражают не отношения вещей, а нужны только для классификации слов. Взгляды номиналистов не были поддержаны церковью. Так как получалось, что Троицы нет, а есть три отдельных лица.

Большую роль в развитии средневековой философии Европы сыграло знакомство с теми древнегреческими произведениями, которые приходят в Европу через арабскую философию. Она не столько арабская, сколько арабо-язычная. Она же — исламская.

Ислам как учение возникает в VI-VII вв. н.э. Создателем его был реально существовавший человек, пророк Мухаммед (70-е годы VI в. - 632 г.). Он происходил из бедной семьи, служил погонщиком верблюдов у богатого араба, потом женился на его вдове. Потом добавил еще трех жен. По некоторым данным он болел эпилепсией. Официальной датой ислама считается 622 г., когда Мухаммед с группой приверженцев бежал из Мекки в Медину (хиджра). В Медине он нашел поддержку в еврейской общине.

В основе ислама — идея о едином Боге. Он не может предстать ни в каких образах. Он отделен от мира. Основным документом ислама является Коран (чтение). В целом содержание Корана и всего мусульманского учения — пересказ идей Ветхого и Нового Завета. При всей вражде между исламом и другими религиями, в исламе признаются все пророки Ветхого и Нового Завета, включая основателя — пророка Ибрагима (Авраама), его сыновей и т.д. Среди пророков и персонажи книги царей: Давид и Соломон. Большим почетом окружены имена пророков Иссы (Иисуса) и Мариам (Марии).

Ислам значительно упростил богослужение, сложные религиозные построения. Мухаммед в основном оперировал повседневными представлениями. Коран — запись высказываний Мухаммеда. Потом они были собраны воедино, и получился Коран. Коран и Библия совпадают по духу. Расходятся только в частностях, касающихся Нового Завета. По иудаизму и исламу, Бог очеловечиться не может, и изображать его нельзя. Ислам запрещает изображать людей, животных и т. п. Коран — набор высказываний, логически не связанных. Пять раз в день нужно молиться. Существует месячный пост Рамадан. Днем ничего не есть и не пить, есть только ночью.

История свидетельствует, что ряд христианских народов (Сирия, Египет) стали мусульманскими. Обратного перехода не было.

У ислама нет единого центра.

К настоящему времени сформировались три течения в исламе: сунниты (Сунна — сборник исламских законов), шииты, расходящиеся с суннитами из-за списка халифов (кого из халифов считать истинными, а кого нет); исмаилиты (небольшая часть, крайне агрессивны, используют любые средства в борьбе за веру). Еще одна проблема — вопрос о священной войне "газават".

Символ веры ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его".

С точки зрения истории философии, ислам начинал такой же враждой к философским изыскам, как и христианство. Сам Мухаммед отрицательно к ним относился, и его преемники. Второй халиф, Омар (Умар), сжег александрийскую библиотеку. "Если в книгах то же, что и в Коране, они не нужны, если нет — тем более".

В VIII в. проходит война арабских завоеваний. Возникает арабо-мусульманская империя, которая простиралась от Индии до Пиренейских гор. Завоеватели стали знакомиться с античной философией. Стали использоваться идеи античных философов для толкования и развития идей ислама. Стали решаться вопросы о предопределении человеческой судьбы, моральной ответственности. Возникают крупные научные центры (Багдад, Кордова). Исламские ученые не были связаны, как христианские, различными запретами, поэтому добились значительных успехов. Развивались география, медицина, астрология, математика. На мусульманской почве с использованием идей античной философии, прежде всего, возникает своеобразная мусульманская схоластика — калам, словесное обсуждение и логическое подкрепление идей Корана. Приверженцы калама назывались мутакаллимы. Они рассуждали о сущности Бога, его атрибутах, что можно по закону ислама. Постепенно от мутакаллимов откалывается направление мутазилитов. Они позволяли более свободное обсуждение религиозных догматов. Это были свободомыслящие мусульманские рационалисты.

На этой почве начинает формироваться философская мысль, стремящаяся выйти за рамки Корана и его проблем. Крупнейшим представителем этой рациональной мусульманской мысли был Ибн Рошд, известный в Европе под именем Аверроэс (1126-1198 гг.). Известен как популяризатор, сторонник взглядов Аристотеля. Развивал натуралистическое учение Аристотеля. Считал, что его нужно освободить от последующих искажений. Отсюда мысль о безначальности и бесконечности материального мира во времени и в пространстве и отрицание творения мира из ничего. Бог совечен миру. Материя — универсальный вечный субстрат движения. Бог — мыслящая самая себя мысль, идеальная конечная причина. Божественная мысль определяет общий ход мирового процесса, но не частности, где должен действовать сам человек. Поэтому он отрицал чудеса, откровение, силу молитвы. В его взглядах интересно учение о едином, всеобъемлющем интеллекте человеческого рода, о всеобщем разуме. Не отдельная душа, а всеобщий разум вечен и бессмертен. Загробная жизнь — басня. Кроме как на Земле, награды человеку нет. Явно понимая всю экзотичность своих взглядов для своего времени, он сформировал учение о двух истинах. Он утверждал, что в конечных выводах философия и религия приходят к одинаковым выводам, но религия предназначена для толпы, поэтому она облекает истину в аллегорическую форму. Философия доступна немногим. Поэтому для масс надо оставить веру как есть. Его взгляды получили определенное распространение среди европейских схоластов, поддерживались ими, что вызывало ряд сомнений в фундаментальных основах христианства. Через Аверроэса и других восточных философов пришли воззрения Аристотеля, тем самым схоластика вступает в период зрелости.

Крупным представителем ее считается Фома Аквинский, профессор Парижского университета, монах-доминиканец (1225-1274 гг.). Фома — центральная фигура всей западноевропейской схоластики. Его труды охватывают всю сумму тогдашних религиозно-философских учений. Фомой доведен до классического уровня схоластический метод. Его изложение распадается на ряд тезисов, по отношению к которым ставился ряд вопросов, излагались противоположные решения, после чего автор давал собственное решение, потом исследование облачалось в силлогистическую форму.

Фома считал необходимым разграничить области философии и теологии. Предмет философии — истинный разум, теологии — истинное откровение. Но конечной целью того и другого является Бог. Поэтому между ними нет никаких противоречий. Истины веры — сверхразумны, но не противоразумны. Сверхразумность в том, что непосильное человеческому уму совершенно очевидно уму божественному. Философия в целом, по Фоме, ниже религии. Но философия необходима, чтобы убедить человека принять религиозные истины. Фоме принадлежит высказывание, что философия — служанка богословия. При этом он замечал, что ошибается и тот, кто увольняет служанку, и тот, кто дает ей власть над госпожой. Существует много знаний, выведенных с помощью разума и не имеющих отношения к религии. В религии есть ряд вещей, которые нуждаются в философском осмыслении. Доказательству поддается положение о бытии Бога. До Фомы считалось, что главным доказательством его существования является самоочевидность. Понятие о Боге существует в сердце каждого человека. Фома полагал, что доказательство заключается в его творениях:

1. Должен существовать первый двигатель, так как все находится в движении.

2. Существует цепь причин, следовательно, нужна первопричина.

3. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, следовательно, существует абсолютная необходимость.

4. Вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать абсолютно совершенное существо.

5. Целесообразность, существующая в природе, не может быть результатом естественных причин. Кто-то должен был установить эту целесообразность.

В конечном счете, представление о Боге можно получить путем бесконечного усиления свойств предметов, главное — человеческих (мудрость и т. п.). Главное свойство Бога — независимость от земного и небесного, и их зависимость от него. Фома не говорил, что мир совершенный, он — наиболее оптимальный. Возможное совершенство пронизано целесообразностью. Душа — это форма, активная, превращающая первичную материю в человеческое тело. Поэтому человек — единство души и тела. Распад единства в момент смерти несет в себе ущербность.

Важен пункт, согласно которому, как у Аристотеля, мир — единство пассивной материи и активной формы. Место объекта в иерархии зависит от степени привязанности формы к материи. Свой вклад он внес и в проблему природы универсалий. Ему принадлежит принятая церковью идея троякого существования общих понятий. Во-первых, это мысли Бога перед сотворением мира, во-вторых, активное начало вещей, в-третьих, наши знания. Под давлением жизни и необходимости приобретения знаний о действительности начинается распад схоластики.

Показательно на этом фоне развитие мистики (начало XIV — XV вв.). Сторонники ее стремились получить доступ к Богу слиянием с ним в мистическом экстазе. Они верили, что в человеке есть божья искорка. Нужно отбросить суету и разжечь искру. Таким образом, блаженство зависит не от церкви, а от внутренней жизни человека. В этом смысле мистика была оппозиционна и схоластике, и церкви. Отсюда было недолго до реформации. Мистика в определенной степени выражает усиление представлений о значимости человеческого индивида. Отдельный человек начинает осознавать свою силу.

Несколько дольше средневековые философские идеи удерживались в Византии. Один из представителей — Михаил Пселл (XI в.). Логика, грамматика, математика, богословие. Популяризировал Платона, рассматривая его как предшественника христианства.

Через Византию христианские идеи проникают на Русь.

Наши рекомендации