Коммуникативная задача текста
КЗТ- задача общения которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложения в котором поставлена кз обычно находиться в начале текста. Бывает случаи когда кз не отражен в конкретном предложении но подразумевается. в таком случае надо определить предмет описания. Тогда отвечает на вопросЧто есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем
Микротема научного текста
Микротемы научного текста – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).
Конспект как одинь компрессия текста
Конспект - ϶ᴛᴏ систематическая, логически связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки.
Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.
Конспектом, написанным одним читателем, могутпользоватьсядругие. Онболееуниверсален, чеминыевидызаписей. Кконспектамможносуспехомобращатьсячерезнескольколетпослеихнаписания
26Типы конспектов(плановый, свободный, текстуальный, тематический)
Типы конспектов
1) Плановый конспект – составляются на базе плана. Каждому вопросу плана отвечает определеннаячастьконспекта. Гдепунктплананетребуетдополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.
2) Текстуальный конспект – создается в основном из цитат автора книги. Выписки бывают связаны логическими переходами, бывают снабжены планом и включать тезисы. Помогает определить ложность суждений автора или выявить спорные моменты.
3) Свободный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы. Часть его текста должна быть снабжена планом. Важно заметить, что для составления свободного конспекта крайне важно глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов, чтобы четко и кратко сформулировать основные положения.
4) Тематический конспект – дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Такой конспект составляется на базе нескольких источников, в связи с этим не обязательно отражает всесодержаниекаждогоизних.
Правила конспектирования научного текста
1. Записать название конспектируемого произведения
2. Осмыслить основное содержание текста дважды прочитав его
3. Составиь план-основу конспекта
4. Конспектируя оставить емсто для дополнений заметок записи незнакомых терминов и имен тебующих разъяснений
5. Помнит что в конспекте отдельные фразы и даже записи незнакомых терминов и имен требующих разъяснений
6. Запись вести своими словами
7. Применять определеннную систему подчеркивания сокращенных условных обозначений
8. Соблюдать правила цитирование-цитату заключать в кавычки давать ссылку по источник с указанием страницы
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте
Особенности составления конспектов-схем
Вводные слова и словосочетаний
Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.):
Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок
Культура профессиальной речи- образцовая речь моей специальности
Аннотация
Аннотация лишь перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» аннотация – краткое изложение содержания первичного текста, дающее общее представление о теме, его назначении и об отличиях от других работ сходной тематики;