Культура профессиональной речи – образцовая речь моей специальности
31,33.Аннотация
Аннотирование - процесс аналитически-синтетического обработки информации, цель которого - получение обобщенной характеристики документа, раскрывает логическую структуру и содержание Аннотации используются для краткой характеристики научной статьи, монографии, диссертации и т.п., а также в издательской, информационной и библиографической деятельности
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — это краткое, обобщенное описание (характеристика) научного текста (книги, статьи, квалификационной работы). По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые еще называют описательными или информационными, характеризуют тематику научной работы, сообщают какие-либо сведения о ней, но не дают ее критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют научную работу и дают оценку ее пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей. Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть и групповыми
Групповая аннотация содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.
Аннотация имеет 2 обязательные части:
А)Библиографическое описание
Б)текст аннотации
Кроме названных частей,могут присутствовать факультативные части:
-композиция,структура первичного текста
-иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
34,35.Реферат
Реферат
Рефера́т (нем. Referat, от лат. referre — докладывать, сообщать)[1] — краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников[2]. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.
Происхождение понятия реферат
Слово «реферат» имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать, сообщать». «Реферат» имеет несколько значений (согласно книге «Словарь иностранных слов» издательства «Русский язык» (Москва) 1986 года):
первое из них трактует слово «реферат» как доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;
второе подаёт его как изложение содержания научной работы, книги и т. п.
Виды рефератов
Виды рефератов:
продуктивные:
реферат-доклад;
реферат-обзор;
репродуктивные:
реферат-конспект;
реферат-резюме.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
Структура и признаки реферата
Реферат имеет определённую композицию:
Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы;
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы;
Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
Реферат имеет следующие признаки:
содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
имеет постоянные структуры.
Стилистика реферата
Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастныеобороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).
В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов:
уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).
СППВиды придаточных
Классификация типов придаточных предложений
В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.
Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.
Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).
Сложноподчиненные предложения
Виды придаточных предложений:
Виды придаточных | Вопросы | Способ присоединения | Примеры |
Определительные относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения | Какой? | Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда… | Егорушка в надежде, что туча уходит мимо,выглянул из рогожи. |
Изъяснительные относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др) | Вопросы косвенных падежей | Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли и др | Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали |
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. | |||
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Союзные слова: где, куда, откуда | Деревья кругом,куда ни взглянешь, были золотые. |
2. Времени | Когда? С какого времени? До какого времени? | Когда, с тех пор, едва, как только | Только иногда,когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал. |
3.Условия | При каком условии? | Если, если…то | Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше. |
4. Причины | Почему? По какой причине? | Потому что, оттого что, так как, ибо | Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью. |
5. Цели | С какой целью? Для чего? | чтобы | Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. |
6. Следствия | Вследствие чего что произошло? | так что | Снег становился белее, так что ломило глаза. |
7. Образа действия | Как? Каким образом? | как, будто, точно, словно | Старик говорил так,как будто было очень холодно. |
8. Меры и степени | В какой мере? В какой степени? До какой степени? | что, как, сколько | Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали. |
9. Сравнения | Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? | как, чем, словно, будто… | Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы. |
10. Уступки | Несмотря на что? | хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что | Этот дом назывался постоялым двором,хотя возле него никакого двора не было. |
Сложноподчиненные с несколькими придаточными:
Типы подчинения:
Тип подчинения | определение | пример |
Последовательное | Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом | Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать. |
Параллельное | Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного. | Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах. |
Однородное подчинение | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. | Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки. |
Неоднородное подчинение | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы | Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица. |
Комбинированное подчинение | Такое подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. | В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок,так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли. |