Жанрово тематические особенности в системе типологическихсми

Обоснована необходимость принципиальной научной коррекции традиционных – типологических и жанровых – классификационных характеристик периодической печати (от транснациональной до местной разновидностей СМИ и от новостных до креативных форм медиатекстов) в рыночных условиях ее функционирования.

Во втором параграфе “Жанрообразующие признаки в медиатекстах региональной периодики” позиционируются структурно-содержательные трансформации жанровых форм, обусловленные социально-культурным пространством республик Поволжья, быстро меняющимися условиями функционирования различных типов изданий.

Автор понимает под структурой публикации композиционные особенности журналистского текста, а под ее содержанием - проблемно-тематическое наполнение формы. Все более заметные трансформации в настоящий момент претерпевает структурная (морфологическая) определенность отдельных журналистских жанров, стремящаяся к синтетическим вариантам творческого проявления.

Что касается содержательного наполнения публикаций, то оно как более мобильная, структурообразующая категория, оперативно реагирующая на злобу дня, изменяется в связи с мутациями спроса-предложения массовой аудитории на конкретные профили социальной информации. При этом соответствующие социокультурные интерполяции влекут за собой изменения и в системе жанрообразования.

Помимо этого, жанрообразующие признаки в медиатекстах региональной периодики все заметнее субъективируются - доминантная роль в оформлении жанра публикации сегодня принадлежит автору, а именно: его творческому замыслу, сквозной идее, сознательной (интуитивной) концентрации на характере объекта отображения, изменении методов познания и отображения действительности, собственной интерпретации фактологического “сырья”, добытого эмпирическим путем.

Процесс жанрообразования имеет три этапа: замысел, обусловленный потребностями конкретной аудитории; соответствующая интерполяция методов сбора материала; авторская интерпретация в процессе оформления возникшего произведения - вместе они влекут за собой рождение журналистского жанра. Далее, замысел в журналистском творчестве может быть субъективным

(если он возникает под влиянием личных впечатлений автора) и объективным (социальный, спонсорский заказы, ориентация типа издания). Замысел как первоначальный признак жанрообразования «накладывается» на выбор характера объекта отображения. От замысла также зависит использование методов познания действительности, сбора информации, с помощью которых создается журналистское произведение.

Но если некоторые слагаемые творческого процесса (замысел, выбор объекта отображения) предполагают в определенных случаях вмешательство извне, то, интерпретируя собственное произведение, журналист остается один на один с собранным материалом. Он создает произведению нужный эмоциональный фон, придает индивидуальное “звучание”, шлифует текст, дополняет его стилистическими ресурсами языка, оформляет композиционно. И не только от выбора темы и сбора материала, но и от его литературного оформления во многом зависит заключительный момент структурного формирования журналистского текста.

В результате в жанровых формах современной региональной публицистики явственно проявляются черты - “штрихи авторского самовыражения”, часто не ограничивающиеся соблюдением структурно-композиционных, вербально-стилистических традиций, что, безусловно, способствует возникновению текстовых модификационных новообразований.

В третьем параграфе “Структурно-содержательная дифференциация жанровых форм республиканских изданий” реконструируется традиционная система жанров журналистики (по их собственным образующим признакам и по функциональным смыслам), выраженная в родовых группах медиатекстов.

Все жанры, представленные в конкретных формах медийных текстов, объединяет информационное начало, являющееся сущностной характеристикой журналистского творчества. Информация, выражающаяся в жанрах журналистики, имеет разные интерпретированные значения. Это обусловли-вает выделение отличных друг от друга видовых групп медиатекстов. В первой группе социальная информация констатируется, комментируется; во второй - посредством выявления характеристик респондентов комментируется, анализируется; в третьей - анализируется, обобщается; в четвертой - анализируется, типизируется, обобщается, облекается стилистическими резервами языка; в пятой - негативная информация облекается сатирическими оттенками.

В этой связи можно выделить информационно-новостные, интерактивные, информационно-аналитические, документально-публицистические, сатирические формы продуктов средств массовой информации. В них также находят место рекламно-справочные и рекреативные публикации, представляющие собой рекламные блоки, сводки, программы, анонсы, фрагменты художественных произведений, кроссворды, анекдоты и пр.

Итак, в соответствии с этой научно-теоретической посылкой автор предлагает для введения в научный оборот следующую инфраструктуру полифонических продуктов СМИ, или различных медиатекстов:

а) информационно-новостные жанры - заметка (расширенная, рубрикационная, автономная), репортаж как традиционная форма новостной информации (познавательный, событийный), отчет (стенографический, информационный, комментированный), информационное письмо;

б) интерактивные жанры - интервью-беседа, интервью-полилог, интервью-диалог;

в) информационно-аналитические жанры - статья, корреспонденция, аналитическое письмо, обзор печати, обозрение, комментарий, анкета, журналистское расследование;

г) документально-публицистические жанры - очерк, зарисовка, эссе;

д) сатирические (креативно-сатирические) жанры - фельетон, памфлет, шарж, анекдот, пародия;

ж) полисемантические (гибридные) формы медиатекстов - авторский монолог, содержательно-морфологические интерпретации писем, рецензия;

з) рекреативные формы медийных текстов - фрагменты поэтических, прозаических художественных произведений, кроссворды, чайнворды, сканворды;

к) рекреативно-гедонистические формы медиатекстов - современные публикации развлекательного характера, типа: “Все о себе”, “О самом сокровенном”, “Он и она”;

л) рекламно-справочные публикации - программы RTV-передач, различные анонсы, объявления, рекламные “заставки” и др.

Первым шести группам медиатекстов свойственно “журналистское оформление”, в трех остальных - рекреативных, рекламных, справочных публикациях - авторское “я” отсутствует.

Типология региональных СМИ

К типологии региональных изданий сегодня вполне подходит трехрядная модель, применяемая обычно к всероссийским изданиям: 1) печатные СМИ, адресуемые «всем» (в пределах своего ареала распространения) и повествующие «обо всем». К ним можно отнести традиционные общественно-политические газеты, переживающую бум информационно-рекламную прессу и резко увеличивающую тиражи «прессу массовой культуры»; 2) СМИ, адресуемые «всем», но вместе с тем определенному социальному слою, и поэтому имеющие более узкую область информационного внимания: деловая, новая партийная, культурно-просветительная, пресса национально-этнической консолидации, пресса социальной защиты, молодежная, спортивная и т.д.; 3) СМИ узко специализированные и по социальному адресу, и по области информационного внимания (а иногда и функционально): аннотированные телепрограммы, женская, детская, аграрная (крестьянская) пресса, а также пресса здоровья, для садоводов и огородников, эротическая, пресса любительских увлечений и т.д. Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем», – традиционная общественно-политическая пресса. Ее главные функции – информационная, обзорная, аналитическая. Все остальные – рекламная, развлекательная и т.д. – присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основной предмет освещения – местные события, аудитория – самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в последнее время появляется все больше еженедельников и даже ежемесячников. Таким образом, снижение тиражей традиционных региональных газет происходит и за счет вытеснения их с рынка: а) местными газетами, как новыми, универсального типа, так и рекламно-информационными (последние – за счет бесплатного распространения); б) региональными выпусками центральных изданий, которые имеют поддержку всей мощи общероссийского издания (финансы, издательский комплекс, творческий потенциал редакционного коллектива), одновременно дают читателям общероссийскую и местную информацию. Пресса массовой культуры (или информационно-развлекательная) – совершенно новая для регионального информационного ландшафта модель издания. Наряду с развлекательными в них активно используются материалы скандально-сенсационного, справочного и консультационного характера. Информационно-аналитические издания – это естественно возникающий противовес массовой прессе с «клубничным ароматом», расцветающей на региональном поле. Перспективность выдвижения на первый план аналитической функции одновременно поняли региональные представители прессы центральной («АиФ»-Нижний Новгород», «МК» в Нижнем Новгороде») и местной («Нижегородская газета» и бесплатная деловая газета «Монитор», выходящие в Нижнем Новгороде, новосибирские газеты «Информбюро», «Новая Сибирь», тюменская газета «Возрождение» и т.д.). Информационно-рекламная пресса – принципиально новый для областного и краевого уровня информационно-коммуникативный феномен. 1) общерос газ изд. Самый большой класс в этой группе представлен общ-политич и универсально тематич газетами (для всех обо всем). (АиФ, КП, телегиды)

2) регион печать. Основным параметром, определяющим качеств и количхар-кирег печати является х-ртеррит общности, на которой она распространяется. («АП», «СК»)

3) пресса нац регионов. Выходит как на гос для субъектов языке, так и на рус. (Горный:«Улалу», «АлтайдынЧолмоны»)

4) деловая пресса. Базой чит. аудиторией являются образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке и на государственной службе. Главная функция – быть надежным источником инфы. («Ваше дело»)

5) реклам пресса. 3 группы газет и журналов: газеты част.бесплатных объявлений, рекламно-инф. издания, распостраняемые платно и бесплатно и газеты и журналы по оптовой торговле. («Резонанс», «Купи-продай»)

6) аграрная пресса. О с/х, садах-огородах. («Дневник садовода-огородника»)

7) экологические период.издания. По содержанию делится на изд, в к-х присутствует весь спектр проблематики и освещающие одну или неск тем.

8) религиозная печать. Отражает существующий в обществе духовный плюрализм. Кроме христ. периодики выходят издания др. конфессий - ислама, буддизма, а также нетрадицрелиг организаций, свидетели Иеговы, общество Кришны.

9) женская пресса.

10) детская и юношеская прессы. По возрастному признаку делятся: для дошкольников, для младших школьников, для подростков и старшеклассников. По характеру информации: на универсально тематические и монотематические. По способу производства: традиционные и юнкоровские.

Наши рекомендации