Практическое занятие № 6. Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима
План к обсуждению
1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь М. Карима.
2. Каковы основные темы и мотивы его лирики военного периода? Каковы ее художественные особенности?
3. Как военная тема раскрывается в послевоенном творчестве поэта (стихотворение «Три дня», поэма «Черные воды», повесть «Помилование»)?
4. В чем состоит художественное своеобразие драматургии М. Карима («Страна Айгуль», «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!»)?
5. Охарактеризуйте стихотворный цикл М. Карима «Европа–Азия». Как в нем осуществляется поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль»?
6. Расскажите о художественном своеобразии повести «Долгое-долгое детство».
7. Раскройте особенности творчества М. Карима конца XX – начала XXI в.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Ломунова М.Н. Мустай Карим. М., 1988.
Хренков Д.Т. Мустай Карим. М., 1979.
Практическое занятие № 7. Творчество Давида Кугультинова
План к обсуждению
1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Д. Кугультинова.
2. Каковы основные темы и мотивы его лирики военного периода? Каковы ее художественные особенности?
3. Каковы особенности лирики поэта в годы вынужденной разлуки с родным краем?
4. Назовите фольклорные мотивы в творчестве поэта.
5. Как в поэме «Сар-Герел» воплощается идея о высшем предназначении человека? В чем вы видите художественное своеобразие поэмы?
6. Какова социально-философская концепция поэмы «Бунт Разума»? В чем состоит роль вставной легенды о Железной птице в развитии основной идеи поэмы?
7. Каковы особенности любовной лирики калмыцкого поэта?
8. Как отражаются проблемы национальной истории и культуры в лирике последних лет?
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. М., 1989.
Слово о Давиде Кугультинове. Элиста, 1983.
Практическое занятие № 8. Творчество Расула Гамзатова
План к обсуждению
1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.
2. Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?
3. Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?
4. Раскройте тему родины в творчестве поэта.
5. Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?
6. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.
7. Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?
8. Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).
9. Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.
10. Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца XX – начала XXI в
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
Дементьев В.В. Расул Гамзатов. М., 1984.
Практическое занятие № 9. Творчество Юрия Рытхэу
План к обсуждению
1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Рытхэу.
2. Какова основная тематика и проблематика прозы Ю. Рытхэу 50–60-х гг.?
3. Как осмысляется исторический путь чукотского народа в трилогии «Время таяния снегов»?
4. Охарактеризуйте роман «Сон в начале тумана». Какова роль легенды о Белой Женщине-прародительнице в романе?
5. Как нравственно-этические и экологические проблемы раскрываются в «Современных легендах»?
6. Как сопрягаются миф и современность в творчестве Ю. Рытхэу?
7. Расскажите о художественных исканиях Ю. Рытхэу в произведениях последних лет.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Власенко Ю.М. Юрий Рытхэу. М., 1988.
В рамках освоения раздела «Введение. Мифология и фольклор как основа национальных литератур» используются такие образовательные технологии, как:
· проблемное обучение – реализуется на лекционном и практическом занятиях. Ставится проблема «Универсализирующая и феноменолизирующая парадигмы изучения национальных литератур»;
· метод мозгового штурма – применяется при поиске ответа на вопрос: является ли русскоязычная литература народов России органическим явлением национальной культуры, произведением национального духа, национального мировосприятия? Может ли языковой признак литературы, при всем его безусловном значении, однозначно регулировать решение вопроса?
В рамках освоения раздела «Общая характеристика осетинской литературы. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова» используются такие образовательные технологии, как:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Косты Хетагурова”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Краткий обзор еврейской литературы. Проблематика произведений Шолом-Алейхема. Проблемы традиции и новаторства» используются такие образовательные технологии, как:
· проблемное обучение – реализуется на практическом занятии в форме диспута о трагической участи таланта в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей»;
· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание комикса к рассказам Шолом-Алейхема», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
По разделу «Татарская литература в системе литератур народов России. Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля» применяется образовательная технология:
· практико-ориентированный групповой проект «Издание сборника стихотворений Габдулы Тукая “Избранное” (Мусы Джалиля)», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется студентами при отборе материала для сборника, оформлении и выработки концепции защиты проекта;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
По разделу «Общая характеристика балкарской литературы. Творчество Кайсына Кулиева» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Кайсына Кулиева”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима» запланировано использование образовательных технологий:
· исследовательский индивидуальный проект «Традиции А.Чехова (М.Горького) в драматургии М. Карима». В рамках проекта предполагается самостоятельная подготовка сообщения и публичная защита результатов проектной деятельности на практическом занятии.
· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание коллажа к одному из произведений Мустая Карима», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с программой «Мастер коллажей» и графическими программами Paint Brush, Adobe Photoshop; создание с их помощью макета коллажа к одному из литературных произведений; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· экспертная игра «Экспертиза коллажа», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;
По разделу «Общая характеристика калмыцкой литературы. Творчество Давида Кугультинова» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Инсценирование литературных сказок Давида Кугультинова», в рамках которого обеспечивается самостоятельный отбор материала и разработка концепции постановки. Реализация проекта осуществляется в мини-группах (5–7 чел.).
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для инсценировки;
По разделу «Краткий обзор литератур народов Дагестана. Творчество Расула Гамзатова» запланировано использование образовательных технологий:
· исследовательский групповой проект «Вступительная статья к изданию поэмы Расула Гамзатова “Горянка”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 2–3 человека; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и его осуществлении;
По разделу «Жанрово-стилевые особенности чукотской литературы. Творчество Юрия Рытхэу» запланировано использование образовательных технологий:
· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;
· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;
· экспертная игра «Экспертиза проекта “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.
Самостоятельная работа студентов планируется, исходя из трех основных задач:
1) подготовка к практическим занятиям: выполнение групповых и индивидуальных проектов и подготовка к их защите, участие в экспертных играх;
2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем, написание научной статьи;
3) подготовка к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.
Примерная тематика научных статей
1. Тема детства в произведениях Е. Айпина (Л. Лапцуя, А. Неркаги, М. Карима).
2. Топосы «дерева» и «воды» в произведениях А. Тарханова (Р. Гамзатова, Д. Кугультинова).
3. Оппозиции «свой-чужой», «там-здесь», «тогда-теперь» в ненецкой, чукотской и хантыйской литературах (А. Неркаги, Ю. Рытхэу, Е. Айпин).
4. Образ шамана в произведениях Ю. Шесталова.
5. Образ женщины в произведениях чукотских и ненецких писателей.
Примерные тестовые задания для проведения контроля в форме бланкового тестирования в периоды рубежных срезов:
Задания закрытой формы (с одиночным вариантом выбора):
ТЗ-1 (раздел 1, понимание)
Основной мотив поэмы Кул Гали «Сказание о Юсуфе»:
а) освобождение Родины от иноземных захватчиков;
б) вознаграждение доброго, бескорыстного, честного человека-гуманиста за его страдания и жертвы во имя справедливости и счастья людей;
в) любовь к матери;
г) месть.
ТЗ-2 (раздел 2, знание)
Кто является автором поэмы «Фатима»:
а) Шолом-Алейхем;
б) Ю. Рытхэу;
в) К. Хетагуров;
г) Д. Кугультинов.
Задания закрытой формы (с несколькими вариантами выбора):
ТЗ-3 (раздел 3, знание)
В стихотворении «Размышления одного татарского поэта» (1907) Г. Тукай признаёт, что «берёт пример» с двух русских поэтов:
а) А. С. Пушкина;
б) К. Н. Батюшкова;
в) М. Ю. Лермонтова;
г) Н. А. Клюева;
д) Н. М. Рубцова.
ТЗ-4 (раздел 9, знание)
Кто из писателей в своём творчестве обращался к теме Великой Отечественной войны:
а) М. Карим;
б) К. Кулиев;
в) Г. Тукай;
г) Р. Гамзатов;
д) Шолом-Алейхем.
Задания на установление соответствия
ТЗ-5 (раздел 1 понимание)
Установите соответствие между произведениями со сходными мотивами и образами:
1) М. Джалиль «Любимая» 2) К. Хетагуров «Кому живется вольготно на Руси» 3) К. Хетагуров «Надежда» 4) Г. Тукай «Молодёжь» | а) М. Ю. Лермонтов «Дума» б) Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» в) К. Симонов «Жди меня» г) А. С. Пушкин «Памятник» |
ТЗ-6 (раздел 9, знание)
Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1) «Мой Дагестан» 2) «Время таяния снегов» 3) «Иоселе-соловей» 4) «Долгое-долгое детство» | а) М. Карим б) Ю. Рытхэу в) Р. Гамзатов г) Шолом-Алейхем |
Задания на установление правильной последовательности
ТЗ-7 (раздел 7, знание)
Расположите произведения Д. Н. Кугультинова в порядке их создания:
а) поэма «Любовь и война» б) сборник стихов «Я твой ровесник» в) цикл стихов «Все годы» г) поэма «Воспоминания, разбуженные Вьетнамом» |
ТЗ-8 (раздел 2, знание)
Расположите осетинских писателей в соответствии с хронологией их творчества
а) Р. Тотров; б) К. Хетагуров; в) Г. Тедеев; г) Т. Мамсуров |
Задания открытой формы (с ограничениями на ответ)
ТЗ-9 (раздел 2, знание)
О какой национальной литературе идёт речь:
«Объективные исторические и культурные условия для развития литературы возникли в результате больших сдвигов в экономической, социально-политической и культурной жизни народа, которые произошли после присоединения к России в 1774 году.
Если опустить факты литературного развития на подступах к профессиональному художественному творчеству, то начало ………………. литературы следует вести от поэзии Темырболата Мамсурова (1843–1899 гг.) <…> он прямой предшественник Коста в разработке темы родины, народных страданий, единения народа для борьбы за свободу».
_________________
Шаблоны правильных ответов: осетинской (осетинская)
ТЗ-10 (раздел 6, понимание)
«Этапным для современной башкирской литературы стала повесть М. Карима «……………………..», которая, как повести В. Астафьева «Печальный детектив» и «Пожар» В. Распутина в русской литературе, связала современную литературу с литературой советского периода и раздвинула границы дозволенного. М. Карим пересмотрел многие проблемы, имеющие традиционное толкование в доперестроечной литературе, обогатил современную башкирскую литературу новыми элементами поэтики. Повесть М. Карима отразила не только поиски литературы середины 80-х годов, но и попытку найти систему общественных нравственных ценностей. В произведении соединились и реалистическая повесть, и романтическая история любви, и миф, и глубокая философичность. Она отразила многие черты реалистической литературы переходного периода. Писатель отразил в своем произведении сложные перипетии войны, нравственные проблемы, о которых не принято было говорить».
_________________
Шаблоны правильных ответов: «Помилование»