Практическое занятие № 6. Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима

План к обсуждению

1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь М. Карима.

2. Каковы основные темы и мотивы его лирики военного периода? Каковы ее художественные особенности?

3. Как военная тема раскрывается в послевоенном творчестве поэта (стихотворение «Три дня», поэма «Черные воды», повесть «Помилование»)?

4. В чем состоит художественное своеобразие драматургии М. Карима («Страна Айгуль», «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!»)?

5. Охарактеризуйте стихотворный цикл М. Карима «Европа–Азия». Как в нем осуществляется поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль»?

6. Расскажите о художественном своеобразии повести «Долгое-долгое детство».

7. Раскройте особенности творчества М. Карима конца XX – начала XXI в.

Литература

Обязательная

Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная

1. Литература народов России. М., 2002.

2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.

3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

Рекомендуемая

Ломунова М.Н. Мустай Карим. М., 1988.

Хренков Д.Т. Мустай Карим. М., 1979.

Практическое занятие № 7. Творчество Давида Кугультинова

План к обсуждению

1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Д. Кугультинова.

2. Каковы основные темы и мотивы его лирики военного периода? Каковы ее художественные особенности?

3. Каковы особенности лирики поэта в годы вынужденной разлуки с родным краем?

4. Назовите фольклорные мотивы в творчестве поэта.

5. Как в поэме «Сар-Герел» воплощается идея о высшем предназначении человека? В чем вы видите художественное своеобразие поэмы?

6. Какова социально-философская концепция поэмы «Бунт Разума»? В чем состоит роль вставной легенды о Железной птице в развитии основной идеи поэмы?

7. Каковы особенности любовной лирики калмыцкого поэта?

8. Как отражаются проблемы национальной истории и культуры в лирике последних лет?

Литература

Обязательная

Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная

1. Литература народов России. М., 2002.

2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.

3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

Рекомендуемая

Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.

Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. М., 1989.

Слово о Давиде Кугультинове. Элиста, 1983.

Практическое занятие № 8. Творчество Расула Гамзатова

План к обсуждению

1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.

2. Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?

3. Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?

4. Раскройте тему родины в творчестве поэта.

5. Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?

6. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.

7. Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?

8. Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).

9. Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

10. Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца XX – начала XXI в

Литература

Обязательная

Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная

1. Литература народов России. М., 2002.

2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.

3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

Рекомендуемая

Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.

Дементьев В.В. Расул Гамзатов. М., 1984.

Практическое занятие № 9. Творчество Юрия Рытхэу

План к обсуждению

1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Рытхэу.

2. Какова основная тематика и проблематика прозы Ю. Рытхэу 50–60-х гг.?

3. Как осмысляется исторический путь чукотского народа в трилогии «Время таяния снегов»?

4. Охарактеризуйте роман «Сон в начале тумана». Какова роль легенды о Белой Женщине-прародительнице в романе?

5. Как нравственно-этические и экологические проблемы раскрываются в «Современных легендах»?

6. Как сопрягаются миф и современность в творчестве Ю. Рытхэу?

7. Расскажите о художественных исканиях Ю. Рытхэу в произведениях последних лет.

Литература

Обязательная

Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная

1. Литература народов России. М., 2002.

2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.

3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

Рекомендуемая

Власенко Ю.М. Юрий Рытхэу. М., 1988.

В рамках освоения раздела «Введение. Мифология и фольклор как основа национальных литератур» используются такие образовательные технологии, как:

· проблемное обучение – реализуется на лекционном и практическом занятиях. Ставится проблема «Универсализирующая и феноменолизирующая парадигмы изучения национальных литератур»;

· метод мозгового штурма – применяется при поиске ответа на вопрос: является ли русскоязычная литература народов России органическим явлением национальной культуры, произведением национального духа, национального мировосприятия? Может ли языковой признак литературы, при всем его безусловном значении, однозначно регулировать решение вопроса?

В рамках освоения раздела «Общая характеристика осетинской литературы. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова» используются такие образовательные технологии, как:

· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Косты Хетагурова”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;

· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;

По разделу «Краткий обзор еврейской литературы. Проблематика произведений Шолом-Алейхема. Проблемы традиции и новаторства» используются такие образовательные технологии, как:

· проблемное обучение – реализуется на практическом занятии в форме диспута о трагической участи таланта в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей»;

· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание комикса к рассказам Шолом-Алейхема», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.

По разделу «Татарская литература в системе литератур народов России. Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля» применяется образовательная технология:

· практико-ориентированный групповой проект «Издание сборника стихотворений Габдулы Тукая “Избранное” (Мусы Джалиля)», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· метод мозгового штурма применяется студентами при отборе материала для сборника, оформлении и выработки концепции защиты проекта;

· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.

По разделу «Общая характеристика балкарской литературы. Творчество Кайсына Кулиева» запланировано использование образовательных технологий:

· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Кайсына Кулиева”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;

· экспертная игра «Экспертиза компьютерной презентации», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;

По разделу «Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима» запланировано использование образовательных технологий:

· исследовательский индивидуальный проект «Традиции А.Чехова (М.Горького) в драматургии М. Карима». В рамках проекта предполагается самостоятельная подготовка сообщения и публичная защита результатов проектной деятельности на практическом занятии.

· практико-ориентированный индивидуальный проект «Создание коллажа к одному из произведений Мустая Карима», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов с программой «Мастер коллажей» и графическими программами Paint Brush, Adobe Photoshop; создание с их помощью макета коллажа к одному из литературных произведений; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· экспертная игра «Экспертиза коллажа», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения;

По разделу «Общая характеристика калмыцкой литературы. Творчество Давида Кугультинова» запланировано использование образовательных технологий:

· практико-ориентированный групповой проект «Инсценирование литературных сказок Давида Кугультинова», в рамках которого обеспечивается самостоятельный отбор материала и разработка концепции постановки. Реализация проекта осуществляется в мини-группах (5–7 чел.).

· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для инсценировки;

По разделу «Краткий обзор литератур народов Дагестана. Творчество Расула Гамзатова» запланировано использование образовательных технологий:

· исследовательский групповой проект «Вступительная статья к изданию поэмы Расула Гамзатова “Горянка”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 2–3 человека; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и его осуществлении;

По разделу «Жанрово-стилевые особенности чукотской литературы. Творчество Юрия Рытхэу» запланировано использование образовательных технологий:

· практико-ориентированный групповой проект «Создание презентации “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», в рамках которого обеспечивается самостоятельная работа студентов в группах по 3–5 человек с компьютерными графическими программами; презентация и публичная защита проектной деятельности;

· метод мозгового штурма применяется при выработке студентами концепции проекта и отборе материала для презентации;

· экспертная игра «Экспертиза проекта “Жизнь и творчество Юрия Рытхэу”», которая предполагает объединение студентов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания представленных проектов по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.

Самостоятельная работа студентов планируется, исходя из трех основных задач:

1) подготовка к практическим занятиям: выполнение групповых и индивидуальных проектов и подготовка к их защите, участие в экспертных играх;

2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем, написание научной статьи;

3) подготовка к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.

Примерная тематика научных статей

1. Тема детства в произведениях Е. Айпина (Л. Лапцуя, А. Неркаги, М. Карима).

2. Топосы «дерева» и «воды» в произведениях А. Тарханова (Р. Гамзатова, Д. Кугультинова).

3. Оппозиции «свой-чужой», «там-здесь», «тогда-теперь» в ненецкой, чукотской и хантыйской литературах (А. Неркаги, Ю. Рытхэу, Е. Айпин).

4. Образ шамана в произведениях Ю. Шесталова.

5. Образ женщины в произведениях чукотских и ненецких писателей.

Примерные тестовые задания для проведения контроля в форме бланкового тестирования в периоды рубежных срезов:

Задания закрытой формы (с одиночным вариантом выбора):

ТЗ-1 (раздел 1, понимание)

Основной мотив поэмы Кул Гали «Сказание о Юсуфе»:

а) освобождение Родины от иноземных захватчиков;

б) вознаграждение доброго, бескорыстного, честного человека-гуманиста за его страдания и жертвы во имя справедливости и счастья людей;

в) любовь к матери;

г) месть.

ТЗ-2 (раздел 2, знание)

Кто является автором поэмы «Фатима»:

а) Шолом-Алейхем;

б) Ю. Рытхэу;

в) К. Хетагуров;

г) Д. Кугультинов.

Задания закрытой формы (с несколькими вариантами выбора):

ТЗ-3 (раздел 3, знание)

В стихотворении «Размышления одного татарского поэта» (1907) Г. Тукай признаёт, что «берёт пример» с двух русских поэтов:

а) А. С. Пушкина;

б) К. Н. Батюшкова;

в) М. Ю. Лермонтова;

г) Н. А. Клюева;

д) Н. М. Рубцова.

ТЗ-4 (раздел 9, знание)

Кто из писателей в своём творчестве обращался к теме Великой Отечественной войны:

а) М. Карим;

б) К. Кулиев;

в) Г. Тукай;

г) Р. Гамзатов;

д) Шолом-Алейхем.

Задания на установление соответствия

ТЗ-5 (раздел 1 понимание)

Установите соответствие между произведениями со сходными мотивами и образами:

1) М. Джалиль «Любимая» 2) К. Хетагуров «Кому живется вольготно на Руси» 3) К. Хетагуров «Надежда» 4) Г. Тукай «Молодёжь» а) М. Ю. Лермонтов «Дума» б) Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» в) К. Симонов «Жди меня» г) А. С. Пушкин «Памятник»

ТЗ-6 (раздел 9, знание)

Установите соответствие между названием произведения и его автором:

1) «Мой Дагестан» 2) «Время таяния снегов» 3) «Иоселе-соловей» 4) «Долгое-долгое детство» а) М. Карим б) Ю. Рытхэу в) Р. Гамзатов г) Шолом-Алейхем

Задания на установление правильной последовательности

ТЗ-7 (раздел 7, знание)

Расположите произведения Д. Н. Кугультинова в порядке их создания:

а) поэма «Любовь и война» б) сборник стихов «Я твой ровесник» в) цикл стихов «Все годы» г) поэма «Воспоминания, разбуженные Вьетнамом»

ТЗ-8 (раздел 2, знание)

Расположите осетинских писателей в соответствии с хронологией их творчества

а) Р. Тотров; б) К. Хетагуров; в) Г. Тедеев; г) Т. Мамсуров

Задания открытой формы (с ограничениями на ответ)

ТЗ-9 (раздел 2, знание)

О какой национальной литературе идёт речь:

«Объективные исторические и культурные условия для развития литературы возникли в результате больших сдвигов в экономической, социально-политической и культурной жизни народа, которые произошли после присоединения к России в 1774 году.

Если опустить факты литературного развития на подступах к профессиональному художественному творчеству, то начало ………………. литературы следует вести от поэзии Темырболата Мамсурова (1843–1899 гг.) <…> он пря­мой предшественник Коста в разработке темы родины, народных страданий, единения народа для борьбы за свободу».

_________________

Шаблоны правильных ответов: осетинской (осетинская)

ТЗ-10 (раздел 6, понимание)

«Этапным для современной башкирской литературы стала повесть М. Карима «……………………..», которая, как повести В. Астафьева «Печальный детектив» и «Пожар» В. Распутина в русской литературе, связала современную литературу с литературой советского периода и раздвинула границы дозволенного. М. Карим пересмотрел многие проблемы, имеющие традиционное толкование в доперестроечной литературе, обогатил современную башкирскую литературу новыми элементами поэтики. Повесть М. Карима отразила не только поиски литературы середины 80-х годов, но и попытку найти систему общественных нравственных ценностей. В произведении соединились и реалистическая повесть, и романтическая история любви, и миф, и глубокая философичность. Она отразила многие черты реалистической литературы переходного периода. Писатель отразил в своем произведении сложные перипетии войны, нравственные проблемы, о которых не принято было говорить».

_________________

Шаблоны правильных ответов: «Помилование»


Наши рекомендации