Типологическая структура общероссийскихсми.

1. Научный метод изучения печати, телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов. 2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации. В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые. 1. Системные характеристики СМИ Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода: · сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

· располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

· иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

· структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

· СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм (примеры будут приведены для России):

· общенациональные, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории страны;

· межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

· международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);

· этнических общностей (наций, народностей);

· территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

· для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

· для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);

· для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

· для женщин и мужчин;

· для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

· для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

· для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

· для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.

На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др.

Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами – функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:

· публицистические;

· литературные;

· художественные;

· художественно-публицистические;

· литературно-художественные;

· культурно-просветительные;

· развлекательные;

· учебные, образовательные;

· методические;

· учебно-методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные;

· рекламные;

· информационные.

13. Дизайн издания в системе типологических СМИ.

Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств изделий. Эти качества включают внешние черты издания и те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают издание в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач: типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг; фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки; визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации; плакатная продукция; задачи веб-дизайна; визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ.

Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок ― ярких, подвижных, звучащих.

Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота. Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Важно не ошибиться в понимании идеи и правильно преподнести ее.

Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты — здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки — здесь важна квалификация верстальщика. Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов (изготовление и установка печатной формы, точная приводка, регулировка красочного аппарата, приправка и др.).

Продуманный оригинальный дизайн издания — не что иное, как его фирменный стиль, которого следует постоянно придерживаться. В ряду составляющих фирменного стиля традиционно выделяют логотип, цветовую гамму, фирменный шрифт, фирменный блок, слоган, формат изданий и др. Фирменный стиль помогает производителю выводить свой товар на рынок. Повышается эффективность рекламы, уменьшаются затраты. Центральный компонент фирменного стиля ― товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одного производителя от однородных товаров другого производителя. Логотип ― это шрифтовой товарный знак ― это оригинальное графическое начертание наименование товара или товарной группы.

Газетный дизайн чутко реагирует на изменения в характере журналистики, в содержании материалов печати. Увеличился процент публикаций информационных жанров — появилась потребность в визуальной организации большого количества заметок, репортажей, интервью. Важно спозиционировать свою газету на определенную часть аудитории, ясно представляя ее запросы (мотивы, потребности, интересы, установки, стереотипы), ее интеллектуальный уровень, жизненный опыт, придавая материалам соответствующую литературную форму, избирая определенную тональность дизайна.

Дизайн современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование сложных иллюстрационных и других визуальных форм. Газетчики начинают осваивать цветную печать, а это — новые возможности для создания уникального фирменного стиля издания, психологического воздействия на читательскую аудиторию. В практику применения принципов дизайна оформителями российских газет входят подчиненность содержанию; единство стиля; контрастность; пропорциональность; направленность; экономность и сдержанность; экспериментальность. Среди новых тенденций в оформлении российских газет, связанных прежде всего с применением современных технологий, можно выделить типографизацию, визуализацию, плакатность, повышение шрифтовой культуры.

Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 ― восемь. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модульных сеток.

Для многих российских газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку. Заметно повысилась роль иллюстрирования ― визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую. Газеты используют и поля, на которых размещаются колонцифры, рубрики, анонсы, подписи к снимкам. Дизайн издания очень кропотливая работа, он начинается с внимательного рассмотрения самых простых элементов, таких как определенные пробелы между колонками, заголовки и текст, фотографии и подписи к ним. Отлично выполненный дизайн также способствует легкому чтению и пониманию.

Журналы могут иметь переплет или же выпускаться в мягкой обложке. Журнал отличается от газеты, еженедельника, прежде всего наличием обложки, на первой странице которой размещаются логотип, анонсы, иллюстрации. Обложка ― это своеобразная крышка издания (декоративная или шрифтовая, рисованная или наборная), которая защищает блок от загрязнения и разрушения.

14. Аудитория издания как основная типологическая характеристика.

Характеристики аудитории условно можно разделить на несколько групп:

Первая – социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Демографические характеристики служат основанием для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные, национальные и др.

Вторая - социально-профессиональные: специализация, род занятий, профессиональный статус. Ориентация на подобные признаки формирует профессиональные, корпоративные, деловые СМИ.

Третья – социокультурные: образование, вероисповедание, субкультурные особенности, формы проведения досуга. Социокультурные параметры служат основой для формирования целевых аудиторий религиозных СМИ, изданий неформальных объединений (например, байкеров или футбольных фанатов, автомобильные, компьютерные, спортивные издания).

Четвертая - политико-идеологическая, составляют основные характеристики аудитории общественно-политических СМИ:

• политически позитивно активной, голосующей «за» (в том числе партийность, служащая основанием для выделения типа партийных СМИ)

• политически негативно активной, голосующей «против» или «против всех» (аудитория «протестного» электората).

В современных исследованиях аудитории СМИ в качестве отдельной группы нередко выделяются потребительские характеристики: уровень дохода, потребления отдельных товаров и услуг.

Знание подобных характеристик важно для успешной деятельности рекламодателя и повышения рекламно-информационной эффективности СМИ.

Наши рекомендации