Редакционный коллектив в системе социальных связей


Редакционный коллектив богат деловыми связями. Их можно разделить на:


  • внешние и внутренние;

  • подчинительные, управляющие и координационные.


Внешние связи редакционного коллектива очень обширны. Пожалуй, это один из немногих видов коллектива, обладающих таким количеством социальных связей. Собственно, вся его деятельность строится на постоянных контактах с многочисленными социальными институтами, отдельными лицами. Именно они, эти связи, позволяют работникам редакции получать журналистскую информацию. Чем больше связей с различными источниками информации, тем разностороннее, тематически и фактически богаче производимые коллективом информационные тексты. Чтобы как можно лучше выполнять свою задачу, газета, как показывает практика, должна искать и находить нужные ей связи.

В процессе взаимодействия с другими коллективами редакция выступает в роли субъекта и объекта управления. С издателем она находится вподчинительных связях, с авторским активом, читательской аудиторией—в управляющих и подчинительных, с редакционными коллективами других средств массовой информации — в координационных связях.

Подчинительные связи.В советский период в большинстве случаев издателем газет являлись партийные комитеты, которые непосредственно руководили деятельностью средств массовой информации. От стиляруководства парткома своим печатным органом во многом зависела эффективность деятельности редакционного коллектива. Практика показала, что наибольший вред работе редакции наносила мелочная опека со стороны издателя, вмешательство во внутриредакционные процессы. Это лишало руководство редакционного коллектива возможности самостоятельно принимать ответственные решения.

Принятие закона о СМИ изменило подчинительные связи редакции. Был введен статус учредителя. Он утверждал устав редакции и заключал с ней договор, в котором было оговорено, что учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени. В то же время учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренным законом о СМИ, уставом редакции, договором между учредителем и главным редактором. Учредитель мог передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции (если иное не предусмотрено редакционным уставом).

По закону редакция с самого начала может выступать в качестве учредителя издания, а также издателя, распространителя, собственника редакционного имущества.

К сожалению, в законе совсем не была прописана роль владельца газеты. Об этом уже шла речь в главе «Субъекты управления прессой». Его влияние на судьбу газеты и редакционного коллектива является решающим. Он может продать издание, закрыть его, если оно убыточно или не вписывается в дальнейшие планы владельца, заменить в нем руководство, вообще вести себя как собственник. Его подчинительные связи намного жестче, чем те, которые были в советский период. Партийный комитет мог менять руководство газетой, но он не мог ее закрыть, перепродать и т. д., поскольку подчинялся партийной дисциплине более высокой партийной структуры. Кроме того, газеты открывались по специальным постановлениям ЦК КПСС и никто, кроме него не мог закрыть их, слить с другими, сделать что-либо еще.

Наряду с владельцем, учредителем, редакционный коллектив пребывает в подчинительных связях (скрытно) по отношению к своим рекламодателям, особенно в регионах, где их мало и за них идет борьба между СМИ. Какое-нибудь крупное предприятие, которое способно постоянно давать рекламу в местную газету, служит последней существенным финансовым источником, и его потеря может самым негативным образом сказаться на дальнейшей судьбе издания. Поэтому рекламодатель на его страницах вне критики. Все его условия и требования редакция старается учитывать.

Управляющие связи. В качестве субъекта управления редакционный коллектив выступает по отношению к аудитории, авторскому активу. Чтобы достичь наибольшего успеха у читателей, журналисты должны знать их интересы, запросы. Чем точнее и глубже окажутся эти знания, тем эффективнее будет деятельность газеты. Такие знания редакция получает по каналам обратной связи. Эта связь дает представление о том, какова полнота освоения аудиторией газетной информации, каковы особенности восприятия ее разными слоями читателей, их тематические, жанровые предпочтения, степень эффективности и действенности публикаций.

Как правило, основным средством осуществления обратной связи являются письма, звонки читателей в редакцию — отклики на выступления газеты. Сюда же следует отнести и официальные ответы учреждений, организаций, предприятий на критические публикации. Сведения могут быть получены и по другим каналам — на читательских конференциях, в ходе социологического исследования, оперативных опросов, через консультационные и справочные службы редакции.

Взаимодействие с аудиторией осуществляется через основные редакционные подразделения - отделы. Информация каждого отдела рассчитано на вполне определенные круги читателей. Масштаб и состав его аудитории отличается профессиональными, социальными, территориальными и другими характеристиками. Читательская аудитория отраслевых отделов, таких как промышленный, сельскохозяйственный, более узкая, если ее сравнивать с аудиторией жанровых отделов (отделов очерка, репортажа, фельетона), публикации которых рассчитаны на всех читателей издания.

Разделение общей аудитории газеты на более узкие читательские аудитории отделов, которые, однако, не следует понимать как обособленные группы, так как их интересы во многом пересекаются друг с другом, дает возможность удовлетворять более дифференцированные и многообразные запросы читателей, чем это может быть сделано другими средствами массовой информации. Данный вывод подтверждают социологические исследования, свидетельствующие, что интересы аудитории к определенным темам больше направлены на газету, а не на радио и телевидение.

Аудитория служит редакции также богатым источником информации. Социальные институты - учреждения, организации, из которых журналисты получают факты для будущих выступлений, являются частью читательской аудитории. Письма, приходящие в редакцию от отдельных читателей, в которых рассказывается об интересных людях, их начинаниях или вскрываются недостатки в общественной жизни, отклики на опубликованные материалы, также используются на газетной полосе. Часто сотрудники редакции сами организуют приток писем, обращаясь к читателям с анкетой, вопросником, в которых предлагают им сообщить факты на ту или иную тему.

Получая от редакционного коллектива информацию, аудитория путем обратной связи поставляет ему новую, выступая в роли ее создателя, субъекта воздействия через газету на общественные процессы, социальные институты, а также и на редакцию, стимулируя повышение уровня деятельности журналистов. Таким образом, связь редакционного коллектива с аудиторией носит двойственный характер, ее можно определить как управляющую в прямом и обратном направлении.

В качестве основного организатора авторского актива газеты выступает творческое подразделение редакции. Как правило, главным руководителем нештатных авторов в небольших газетах остается отдел писем, поскольку одна из его функций — организация массовой работы редакции. Наиболее ярко это проявляется в редакциях районных и городских газет. Вместе с тем каждый отдел создает собственный круг нештатных авторов. Чем больше актив, тем легче и оперативнее журналисты собирают необходимую информацию, тем разнообразнее факты, которыми они оперируют. Актив каждого из отделов, так же как и его аудитория, неодинаков. Он складывается в зависимости от вида творческого подразделения. Авторы сельскохозяйственного отдела, например, - это агрономы, животноводы, механизаторы, руководители хозяйств. В круг авторов отдела науки входят работники научно-исследовательских институтов, вузов, других научных заведений. Газетная практика накопила немалый опыт работы с нештатными корреспондентами. Из богатого арсенала форм участия аудитории в газетной работе каждый отдел берет себе то, что наиболее соответствует его профилю. Работа консультативных советов находит место в деятельности отраслевых отделов. Для отделов науки, литературы и искусства характерны встречи «за круглым столом», редакционные «четверги», клубы и т. д.

Широкое внедрение в редакционную работу получили советы авторского актива при отделах, состоящие из специалистов. Цель их — помогать журналистам практическими рекомендациями по тем или иным проблемно-тематическим направлениям, актуальным вопросам, а также в планировании и организации конкретных материалов. Члены советов и сами активно пишут материалы.

Есть люди, сотрудничающие сразу с несколькими отделами редакции. Наиболее действенные результаты, однако, достигаются при тесных контактах с каким-то определенным подразделением. У отдела появляются свои постоянные авторы, - эксперты, специалисты соответствующей отрасли, на силы которых журналисты рассчитывают при составлении редакционных планов. При важности темы и наличии нескольких постоянных авторов, освещающих ее, при отделе может быть создано нештатное творческое подразделение.

Особое значение приобретает связь с авторским активом в работе редакционных коллективов детских газет. Дети — серьезные и требовательные читатели, для них нужно писать интересно, иначе они просто не будут читать газету, а тем более писать в нее. Не нравоучительный тон, а увлекательная игровая форма изложения материалов привлекает их к газетной странице. Если эта форма найдена удачно, у них появляется интерес, активность, желание поделиться собственными мыслями и чувствами. Именно через игры, турниры, конкурсы, викторины дети включаются в общественно полезные дела. Благодаря такой форме общения со своими читателями газета получает большую почту, побуждая ребят к активному, целенаправленному отдыху, познанию окружающего мира, развитию разнообразных способностей.

Координационные связи. Редакция газеты нередко вступает в связь с другими средствами массовой информации. Это диктуется различными причинами — обменом информацией, кооперированием в освещении какой-либо большой темы, совместным проведением кампании и т. д. Кооперирование может происходить в пределах одного вида информационного канала, например между газетами разных уровней (выступление районной газеты на страницах областной прессы, совместное выступление родственных отделов областных газет соседних областей и другие варианты). Возможно сотрудничество и разных видов СМИ - газеты и радио, газеты и телевидения. Подобные связи носят как разовый, так и систематический характер. Например, ежемесячно в один и тот же день в газете, программах радио и телевидения области может появляться общая рубрика, под которой редакционные коллективы сообща выносят на суд общественности очередную проблему. Каждый из информационных каналов дополняет друг друга, развивает тему специфическими средствами отражения действительности. Одна и та же проблема в газете, в эфире и на телеэкране собирает аудиторию во много крат шире, чем выступления СМИ порознь, сосредотачивает и актуализирует внимание в необходимом направлении, активизирует общественное мнение. Благодаря многоплановости и широте охвата материала, журналисты добиваются значительной действенности выступления.

Наиболее часты и интенсивны координационные связи средств массовой информации в рамках одного Издательского дома. Так, в ИД «Коммерсантъ», содержащем в себе газету «Коммерсантъ», еженедельники «Коммерсантъ-Власть» и «Коммерсантъ-Деньги», журналы «Автопилот», «Молоток», дизайн-бюро, рекламное агентство и агентство по распространению, три первых издания были включены в «Объединенную редакцию». Журналисты здесь одновременно работали на все издания. Один и тот же корреспондент по заданию редакции один раз мог писать материал для газеты, в следующий раз – для журнала «Деньги», а затем – для журнала «Власть». Данный порядок значительно увеличивал возможности и редакций, и корреспондентов – в их распоряжении был весь интеллектуальный и информационный потенциал Издательского дома. Компьютерные службы обеспечивали доступ к базам данных и электронной ленте новостей, информационный центр напрямую выводил на региональных и зарубежных корреспондентов, а сотрудники других отделов охотно предоставляли весь свои информационный багаж (экспертов, консультантов, базы данных и т.д.).

Существуют координационные связи не только между изданиями одного Издательского дома или региона, но и между СМИ разных стран. Примером этого может служить практика ежедневной газеты Амурской области «Амурская правда» и китайской ежедневной газеты «Хэйлунцзян жибао», издающейся в провинции Хэйлунцзян, которая непосредственно граничит с Российской Федерацией. Журналистские коллективы договорились регулярно обмениваться публикациями, способствовать проведению совместных журналистских акций. Помимо этой китайский газеты «Амурская правда» обменивалась материалами с газетой «Хэйхэ жибао», издаваемой в г. Хэйхэ, который находится напротив Благовещанска через реку Амур. Сотрудники Амурского госуниверситета, изучавшие эти координационные связи, писали, что обменная тематическая подборка занимает обычно целую полосу формата А2. Все материалы готовят журналисты «Хэйлунцзян жибао», включая фотоиллюстрации и подписи к ним. В редакции «Амурской правды» осуществляется перевод на русский язык, набор и верстка. Стиль, подачу материалов редакция не правит. Подборки выходят два раза в месяц. Сотрудничество с китайской газетой дает возможность публиковать информацию, которую не встретишь в российских информационных агентствах и СМИ; информировать о том, что происходит в приграничных территориях КНР; организовывать творческие поездки благовещанских журналистов в Китай; стать основным информатором о жизни соседа; через «Хэйлунцзян жибао» информировать население северного Китая о жизни Амурской области и тем самым укреплять свои позиции на информационном пространстве пограничья.

Как подчеркивают исследователи, китайская редакция, участвуя в таких координационных связях, преследовала определенные цели. От знакомства с подборкими у российского читателя создавалось мнение о благополучии и процветании нашего соседа. Некоторые заметки представляли скрытую рекламу целых отраслей хозяйства конкретных территорий, туристических маршрутов, лечебных учреждений и т.д. В них постоянно напоминалось, что лучший товар – это китайский. Причем, нет в мире таких товаров, которые не смогла бы производить китайская экономика. Словом, подчеркивают исследователи, мы имеем дело с пиар-деятельностью провинции Хэйлунцзян, которая занимается освоением рынка приграничных дальневосточных российских территорий, используя газетную площадь «Амурской правды». Эти тематические подборки рассчитаны в первую очередь на глав администраций и органы самоуправления, на руководителей предприятий и фирм, на потенциальных покупателей китайских товаров, в том числе российских туристов. Можно сделать вывод, что данные координационные связи в скрытом виде являлись также и управляющими, поскольку побуждали российских читателей действовать в направлении, выгодном китайской стороне.

В ходе функционирования редакционного коллектива структурные подразделения находятся в постоянном взаимодействии. Это диктуется спецификой журналистской деятельности: газета создается общими усилиями сотрудников. Все внутренние связи подразделений и сотрудников между собой, в ходе которых они выступают субъектами и объектами управления, можно разделить на три вида: управляющие (подразделение, сотрудник являются субъектом управления), подчинительные (подразделение, сотрудник выступают объектом управления) и координационные связи (подразделения, сотрудник взаимодействуют между собой на равных на основе координации и кооперации труда).

На уровне творческого подразделения управляющие связи осуществляет редактор (заведующий) отдела, его заместитель. Задача управления состоит впланировании, нормировании и учете, координировании, стимулировании работы сотрудников, контроле за выполнением ими своих обязанностей, регулировании социально-психологического климата.

На уровне редакционного коллектива в качестве главного субъекта управления выступает редакторат, редколлегия и секретариат. Редактор и члены редколлегии направляют деятельность творческих подразделений в русло общих задач издания, секретариат осуществляет повседневный контроль за работой отделов, взаимодействует с ними в области планирования, выпуска номера.

Выступая при взаимодействий со звеном управления в подчинительных связях, отдел редакций наделен управляющими связями в отношении собственных корреспондентов (отдел местной корреспондентской сети), общественного актива редакции.

Координационные связи осуществляются в ходе совместной творческой работы подразделений: участие в общих кампаниях, кооперирование в освещении различных проблем и т. д.

Лекция №8.

Наши рекомендации