Современное состояние телевещания в России.

20 ноября 2006 г. в выставочном комплексе «Крокус Экспо» открылся Х Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей.Первым выступил советник генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичюс. По его словам, у России есть возможность учиться на ошибках других государств, поскольку она позже приступила к внедрению цифровых технологий. К примеру, опыт Великобритании показывает непрактичность перехода телевидения на полностью платное цифровое.Сроки перехода на цифровое телевещание для России пока, по мнению Юшкявичюса, под вопросом. В числе стран, планирующих перейти на "цифру" к 2007 г. — Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Германия. Больше всего медлят с переходом Италия, Португалия, Великобритания и Греция. В Россию цифровое вещание, скорее всего, придет одновременно с этими странами — в 2012—2015 гг. Профессор Марк Кривошеев, главный научный сотрудник НИИР, рассказал о том, какую роль сыграли российские ученые во внедрении цифровых технологий в мире. С помощью российских специалистов с начала 70-х гг. прошлого века разрабатывались единые мировые стандарты цифрового телерадиовещания. По словам президента НАТ Эдуарда Сагалаева, при переходе на цифровое вещание многое в телевещании кардинально поменяется, поскольку цель цифровой революции — разнообразить и украсить жизнь. Руководитель ФАПМК, председатель Оргкомитета Конгресса Михаил Сеславинский высказался несколько критично по отношению к современному состоянию телевидения в России, отметив, что изменения в сфере телерадиовещания не такие позитивные, как хотелось бы. Цифровое телевидение пришло в дома сотен тысяч людей, но определить, что первичнее — технологии или идеологический фактор, по словам Сеславинского, пока невозможно. Генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст отметил, что с 1994 г. новая политическая и экономическая реальность России подвергла изменению российское телевидение. Однако к 2006 г. оно выработало все свои ресурсы и оказалось в кризисной ситуации. «На нашем телевидении случилась история «перекормленной» удитории. На данный момент количество западных фильмов, транслируемых в российских телеэфирах, превышает количество фильмов в европейских эфирах в несколько раз. Западные телекомпании устраивают кинопоказ один-два раза в неделю, — пояснил ситуацию Константин Эрнст. — Еще одна проблема современного телерадиовещания — за последние 15 лет телевизионную аудиторию покинуло 15—25% аудитории. Для информирования у них есть интернет, а для развлечения — книги».Константин Эрнст также добавил, что качество российского телевидения во многом превышает качество российской экономики и соответствует всем европейским стандартам. Генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Скляр отметил, что с учетом нашей сложной сельской топологии, перевести страну на цифровое телерадиовещание можно за четыре-пять лет.
«Как показала выставка НАТЭКСПО, технологически мы готовы к переходу на цифру. Но нельзя втягивать в этот процесс население, а тем более брать с него деньги, когда не разработаны еще соответствующие нормативные отношения», — добавил Скляр.Вторая часть пленарного заседания была посвящена обсуждению того, как осуществляется переход на цифровые технологии телерадиовещания в разных странах мира.

5.2. Основы финансирования телевидения
Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:

· Коммерческое ТВ: США.

· Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Индия, Канада.

· Государственное ТВ: бывшие страны социализма, Китай.

Причина, по которой различные модели организации и финансирования телевизионной индустрии принимались в разных странах, заключалась в сложности, даже неясности того, каким образом в данном случае можно установить классическое сочетание «спрос – предложение» слушателей и зрителей. Отсутствие понятного и четкого механизма сбора платы и получения прибыли на этапе становления радио- и телевизионной индустрии, по мнению медиаэкономистов, означало рыночный крах радиовещания. В значительной степени эта причина и обусловила различный подход к финансированию вещания в Западной Европе и США. В первом случае финансирование базировалось на своеобразном вещательном «налоге», который должны были платить все владельцы телерадиовещательного оборудования. Благодаря этому в Великобритании было организовано финансирование ВВС. В США крупные коммерческие компании привлекались к спонсорской поддержке – в форме рекламных объявлений – различных радио- и телепрограмм, что позволило создать иной тип финансирования.

Синонимом коммерческой модели ТВ долгое время выступало телевидение США. Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 гг.) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. В этом случае финансовая сфера считается вторичным рынком и не может приносить значительных прибылей. Главным доходом телесетей остается реклама, направленная прежде всего на массовую аудиторию.

Этим обстоятельством объясняется и программная политика сетей, нацеленная на получение прибыли в условиях существования массовой нефрагментированной аудитории. Как отмечалось выше, сети «производят» массовую аудиторию для рекламодателей, заинтересованных в массовом рынке сбыта. Выполняя свою сервисную функцию, национальные телесети США предоставляют рекламодателям доступ к большим группам потребителей, смотрящих ТВ. Именно поэтому ориентация на интересы и вкусы «большинства» неизбежна, что выдвигает в качестве основных блоков программной политики информационные и развлекательные передачи. Другой важной особенностью американской телеиндустрии является сетевая организация вещания. Этот принцип возник еще на ранних этапах становления радиоиндустрии США и был перенят ТВ в качестве организационной основы практически с первых дней существования.

Модель коммерческого телевидения часто называют американской в противовес западноевропейской, основанной на иных организационных, финансовых, программных принципах. Телевидение в странах Западной Европы часто называется общественным, хотя это определение не вполне точное. В Великобритании, стране, давшей едва ли не идеальный пример общественной вещательной монополии ВВС (Би-би-си), ее статус определен более пространно и точно – вещание как общественная служба (public service broadcasting). Важнейшей характеристикой общественного телевидения традиционно являлось значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компаний. Лорд Рейт, один из первых руководителей ВВС, отмечал, что общественное вещание является таким активом морального порядка, который «с годами приносит проценты в форме счастливых семей, развитой культуры и настоящего гражданства». Утверждение подобных представлений об общественном вещании привело к формированию такой программной политики, которая отражала мнения политической элиты и их «выразителя» – общественного вещателя – о политической и гражданской позиции телепрограмм.

Различие коммерческого и общественного телевидения, конечно, не ограничивается только программной политикой. Экономические основы их деятельности также весьма различны. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение часто финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату (см. табл. 24. Глава 9). Исторически абонентская плата рассматривалась в большинстве стран Западной Европы как основной источник финансирования общественного ТВ. Но не везде экономические условия одинаковы, поэтому и экономика общественного ТВ различна. Так, общественное ТВ Германии создавалось в сложный послевоенный период, и полностью обеспечить его финансирование за счет абонентской платы оказалось невозможным. Именно поэтому законодатели ФРГ приняли решение о частичном финансировании ARD, первой немецкой общественной телекомпании, за счет рекламы. Но и само появление рекламы на телевидении Германии должно было стимулировать рост потребления, что также ведет к экономическому росту. В Испании же после перехода общества на путь реформирования создание общественного ТВ на традиционных экономических принципах вместо государственного, финансировавшегося за счет рекламы и спонсорства, оказалось практически невозможным. Именно поэтому сегодня испанское общественное телевидение финансируется за счет рекламы, а абонентской платы не существует.

Одним из ключевых отличий коммерческих телекомпаний от общественных является их отношение к аудитории. Для коммерческих сетей важнейшей задачей является привлечение пассивной массовой аудитории, то есть потребителей, общественные же вещатели – в идеале – рассматривают аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан.

Экономика государственного телевидения – в отличие от коммерческого и общественного – не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета. В условиях плановой экономики, например в СССР, целевым образом выделялись средства на техническое функционирование и производство программ для национального вещательного монополиста – Гостелерадио. Смешанная модель финансирования – государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам, –в последние годы получает все большее распространение в России, странах СНГ, многих азиатских государствах. Это связано с ограниченностью государственных средств, выделяемых на финансирование вещания. Государственное ТВ не менее, чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе, хотя причины такого интереса иные. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Часто наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует и такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности.

Наши рекомендации