Выступления, интервью, пресс-конференции.

A.Если оператор снимает выступающего человека, то пока он говорит, снимать нужно его, говорящего.

B.Интервьюируемый снимается в фас или, в крайнем случае, в полупрофиль.

C.Оператор может менять крупность, только когда задаются вопросы.

D.Не разрешается производить «отъезды-наезды» в то время, когда человек говорит.

E.Оператор должен использовать как минимум две разные крупности.

F.Перебивки для последующего монтажа разрешается снимать только до или после выступления или интервью (или по согласованию с корреспондентом).

G.После записи интервью оператор обязан снять общий план с обратной точки (из-за спины интервьюируемого), а также крупные планы молчащих корреспондента и интервьюируемого.

H.До начала пресс-конференции оператор должен снять, как входят и рассаживаются по местам участники этого события, а после окончания, как встают и выходят.

Дыры.

Всегда после очередного включения камеры или смены батарей оператор обязан воспользоваться кнопкой RET (откат к концу предыдущей съемки).

Кассеты.

A.Необходимо маркировать все кассеты в порядке очередности перед использованием каждой.

Пример:

кассета первая – маркировка должна выглядеть так – 01:00:00:00,

вторая кассета – 02:00:00:00 и т.д.

B.По просьбе корреспондента во время пресс-конференций в качестве тайм-кода можно использовать реальное время.

C.Используйте новую кассету для нового сюжета, если на той кассете, которая была в камере, осталось не более пяти-семи минут.

D.Если оператор находится на съемке без корреспондента, он обязан подписать коробку и кассету: дата съемки, предмет съемки, фамилия оператора.

Stand-up.

A.Корреспондента необходимо снимать на фоне, который очевидно связан с описываемым событием.

B.Оператор должен сообщать корреспонденту об очевидных нелепостях в его внешнем виде и совместно с корреспондентом ликвидировать их.

Что нельзя делать.

Никогда нельзя выключать камеру в ситуациях, когда внезапно может произойти что-то достойное съемки.

Запас.

Оператор должен всегда иметь с собой запасную батарею и запасную кассету (если нет инженера ТЖК).

Ошибки.

Если, по вашему мнению, вами неудачно снят какой-то кадр, вы обязаны исправить ошибку и снять еще раз то же самое.

Не бойтесь,что кто-то увидит ваши неудачные кадры, главное: снятого вами материала должно быть достаточно для полноценного монтажа сюжета.

Помощь.

A.Требование корреспондента снять тот или иной кадр – закон для оператора, не подлежащий обсуждению.

B.Если, по вашему мнению, для улучшения качества сюжета необходимо произвести дополнительные съемки, обратитесь к корреспонденту.

Когда все снято.

A.Оператор должен быть уверен, что он не забыл снять достаточное количество перебивок, общие планы того места, где происходит событие, и, конечно, то, как выглядит здание, где все случилось, улицу и т.д.

B.Оператор должен, поговорив с корреспондентом, быть уверен в том, что все необходимое для производства полноценного сюжета, снято.

Помощь при монтаже.

Если вы знаете, где на кассете располагаются самые удачные кадры и перебивки, не стесняйтесь и поделитесь своим знанием с корреспондентом или монтажером.

Последнее.

После того, как сюжет смонтирован, оператор должен выяснить у монтажера и корреспондента, удовлетворены ли они его работой.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВИДЕОЗАПИСИ И ВИДЕОМОНТАЖА

Основными техническими средствами, используемыми при подготовке телевизионного материала, являются съемочный и монтажный комплекты.

Съемочный комплект состоит из видеокамеры в комплекте и штатива. Комплект видеокамеры в свою очередь включает в себя, кроме собственно видеокамеры, микрофон(ы), зарядное устройство с комплектом аккумуляторных батарей и ряд других устройств и приспособлений менее значимых в повседневной работе, используемых от случая к случаю («звезда Сименса» для настройки оптики, сменные насадки на объектив, материалы для чистки объектива, чистящая видеокассета и т.д.).

Монтажный комплект.

Простейший монтажный комплект состоит из двух видеомагнитофонов, часто дополняемых пультом (контроллером). Используемые в монтажной телевизионной практике видеомагнитофоны подразделяются на две категории.

1. Плеер (Player) – источник.

2. «Мастер» (Recorder) – записывающий магнитофон.

Соответственно, обычно подразделяют и видеокассеты: съемочные или архивные, запись с которых используется в подготовке материала – источники или исходники; кассета, на которую ведется запись готового материала – «мастер», иногда – «эфирная».

Одной из простых модификаций магнитофона-рекордера является широко используемый в телевизионной практике UVW-1800P.

МИКРОФОНЫ

Важнейшим техническим средством, с которым работает непосредственно сам корреспондент, является микрофон.

В практике телевизионной журналистики используются три основных типа микрофонов.

Микрофон-«пушка» – обычно находится непосредственно на видеокамере и используется для записи интершума. Часто используется и для записи синхронов и stand-up'ов. Это узконаправленный электретный (конденсаторный) микрофон типа ECM-672 или аналогичный других модификаций.

Обычный рабочий микрофон (например, типа F-115) наиболее часто употребим в работе. Микрофоны этого типа относятся к динамическим, они средненаправленные. Используются для записи синхронов, stand-up'ов, их небольшим недостатком можно считать работоспособность при сравнительно небольшом расстоянии от источника звука. Однако этот недостаток легко восполняется другими достоинствами, делающими микрофоны этого типа универсальными.

Для тех же целей может использоваться и микрофон-«петличка» (например, типа ECM-66B). В первую очередь это студийные или кабинетные съемки солидного по объему интервью, чаще – нерепортажного типа, ближе по жанру к беседе. В этом случае стоящий на столике микрофон на стойке вносит как бы диссонанс в картинку, где присутствует доверительная атмосфера беседы. А вот в оперативном репортаже из «горячей точки» или с места какого-то экстремального события пользование петличкой может быть оправданно лишь в том случае, если у вас просто отсутствует другой микрофон.

Необходимо учитывать и многие другие технические различия в характеристиках микрофонов разного типа, с которыми вы познакомитесь в работе.

А вообще-то, зрителю совсем неинтересно, каким микрофоном вы пользуетесь и пользуетесь ли вы им вообще.

Микрофон в кадре категорически нежелателен. Глобальные тенденции мировой тележурналистской практики в работе с микрофонами:

Наши рекомендации