Произношение согласных звуков
Согласные звуки Ш, Ж, Цвсегда произносятся твердо:
Ширина
железо
церковь
жеребенок
Исключение:в отдельных заимствованных словах и французских именах Жпроизносится мягко:
Жюльен
Жюли
жюри
Согласные звуки Ч, Щвсегда звучат мягко:
Чудак
Чай
Щавель
щетка
Исключение:
Помощник – помошник
Всенощная – всеношная
В конце слова звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, Зпроизносятся как парные глухие – П, Ф, К, Т, Ш, С, т.е. оглушаются:
дуб – дуп
любовь – любофь
глаз – глас
след – слет
Исключение:
бог – бох
Закон ассимиляции (уподобления): Если в слове или на стыке двух слов встречаются два согласных звука – глухой и звонкий или звонкий и глухой, то первый уподобляется второму (оглушается или озвончается).
Резко – реско
подружка – подрушка
град падает – грат падает
женитьба – женидьба
к голове – г голове
с дерева – з дерева
отбрить – одбрить
отдать – оддать
Ассимиляция не происходит перед сонорными Л, Р, М, Ни перед В:
из леса (а не ис леса)
к воде (а не г воде)
Звук Гпод действием закона ассимиляции в словах мягкий, легкийи в производных от них переходит в Х, а не в К:
мягкий – мяхкий
легкий – лехкий
Сочетания согасных СШ, ЗШв словах и на стыке слов произносятся как долгий (двойной) звук Ш (ШШ):
бесшумный – бе[шш]умный
из шубы – и[шш]убы
происшествие – прои[шш]ествие
Сочетания согласных СЖ, ЗЖна стыке двух слов, а также приставки и корня, предлога и слова, произносятся твердо, как долгий (двойной) звук Ж (ЖЖ):
с женой – [жж]еной
изжога – и[жж]ога
разжигать – ра[жж]игать
с жалостью – [жж]алостью
В корне слова встречается твердое звучание (ЖЖ)и мягкое, более свойственное литературному произношению (Ж’Ж’):
дрожжи – дрожжы
вожжи – вожжы
брюзжать – брюжжать
жжет – жжот
Сочетания согласных СЧ, ЗЧв корне слова и на стыке корня и суффикса произносятся как долгий Щ:
счастье – щастье
извозчик – извощик
исчезнуть – ищезнуть
считать – щитать
перевозчик – перевощик
Примечание:на границе предлога и слова или приставки и корня – как ЩЧ:
ни с чем – ни[щч]ем
из чайника – и[щч]айника
Сочетания СЩ, ЗЩв словах и на стыке слов произносятся как двойной мягкий Ш (ШьШь)или двойной Щ (ЩЩ):
из щуки – и[щщ]уки
расщедриться – ра[щщ]едриться
Сочетание согласных ЖЧпроизносится как Щ:
мужчина – му[щщ]ина
перебежчик – перебе[щщ]ик
Сочетание ТЩв начале слова произносится как ЧЩ:
тщательно – [чщ]ательно
тщеславный – [чщ]еславный
Сочетания ТЧ, ДЧв словах и на стыке слов произносятся как двойной зву Ч (ЧЧ):
летчик – ле[чч]ик
автоматчик – автома[чч]ик
матч – ма[чч]
Сочетания ТЦ, ДЦпроизносятся как долгий, двойной Ц (ЦЦ):
двадцать – два[цц]ать
от отца – от о[цц]а
подцепить – по[цц]епить
Сочетания ТС, ДСпроизносятся как Ц:
детство – дет[ц]тво
приветствие – привет[ц]твие
заводской – завод[ц]кой
Глагольные окончания -ТСЯ, ТЬСЯпроизносятся как ЦЦА:
боятся – боя[цц]а
приближаться – приближа[цц]а
заниматься – занима[цц]а
Сочетание ЧТ произносится так, как пишется.
Исключение:слово чтои производные от него слова произносятся через Ш:
что – [ш]то
чтобы – [ш]тобы
кое-что – кое-[ш]то
Сочетание ЧНпроизносится, как правило, в соответствии с написанием.
Исключение:в некоторых словах – как ШН:
конечно – коне[ш]но
скучно – ску[ш]но
скворечник – скворе[ш]ник
нарочно – наро[ш]но
яичница – яи[ш]ница
также и в некоторых женских отчествах:
Ильинична – Ильини[ш]на
Кузьминична – Кузьмини[ш]на и др.
В современной русской речи допускается произношение некоторых слов как с ЧН, так и с ШН:
булочная – булошная
лавочник – лавошник
подсвечник – подсвешник
прачечная – прачешная
порядочный – порядошный
стрелочник – стрелошник
сливочный – сливошный
Произнесение через ШН характерно для старомосковского произношения, в современном языке проявляется тенденция к уменьшению числа слов с ЧН, употребляемых с ШН.
Двойные согласные в большинстве русских слов и на стыке слов произносятся как долгий удвоенный звук.
Выпадение одного из согласных в речи (особенно на стыковке слов) может повлечь искажение смысла:
вводить – водить
вволю – волю
от топота – от опыта
поддать – подать
в ванне – Ване
нас столько – настолько
их хор – их ор
вас спасти – вас пасти
поддержанный – подержанный
Примечание:в некоторых русских и во многих иноязычных словах двойной согласный только пишется, но не произносится:
гривенник – гривенник
миллионер – миллионер
Суббота – суббота
теннис – тенис и др.
В сочетании СТНвыпадает звук Т:
лестница – лесница
грустный – грусный
местный – месный
возрастной – возрасной
областной – обласной
В сочетании ЗДНвыпадает звук Д:
праздник – празник
поздно – позно
уездный – уезный
наездник – наезник
Примечание: возможен вариант с Дв словах:
Бездна
звездный.
В театральной речи Допускается. Оба варианта правомочны. В сочетании СТЛв ряде слов выпадает Т:
счастливый – щасливый
хвастливый – хвасливый
завистливый – зависливый
В сочетании НТСК, НДСКв некоторых словах выпадает Тили Д:
гигантский – гиганский
голландский – голанский
шотландский – шотланский
Слова здравствуйте, сердце, солнцеимеют свои правила произношения:
здравствуйте – здраствуйте – выпадает В
сердце – серце – выпадает Д
солнце – сонце – выпадает Л.
С другими правилами произношения можно познакомиться в специальной справочной литературе.
РЕЧЬ И ДЫХАНИЕ
Механизм дыхания требует одновременной работы нескольких органов (носовая полость, гортань, трахея, легкие).
Цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется в состоянии покоя у взрослого человека 16–18 раз в минуту. При напряженной работе дыхание учащается.
В зависимости от участия в дыхательном процессе различных органов и групп мышц дыхание подразделяется на несколько физиологических типов: верхнереберное (ключичное), грудное, диафрагмальное, нижнебрюшное.
Отдельно выделяют фонационное, или речевое дыхание. Именно дыхание этого типа является основным источником энергии при образовании звуков речи.
Фонационное дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста, очередной вдох осуществляется без паузы.
При производстве звука струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые связки. Благодаря колебанию голосовых складок, у голосовой щели в струе выдыхаемого воздуха образуются волны сгущения и разрежения, происходят колебания воздуха, которые и образуют звук.
Речевой выдох происходит в основном через рот, небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия небольшими порциями только при фонации некоторых отдельных звуков.
Общепризнанным типом дыхания при фонации считается реберно-диафрагмальный, который осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц.
Естественное в жизни газообменное реберно-диафрагмальное дыхание при пении и речи должно быть изменено так, чтобы добиться наиболее благоприятных условий для деятельности голосообразующего аппарата. Основные критерии правильного фонационного дыхания:
· не происходит перегрузки воздухом легких;
· голосовые связки не вынуждаются приспосабливаться к давлению на них воздуха;
· подсвязочное давление максимально смягчено;
· дыхательные движения грудной клетки сведены к минимуму;
· при изменениях голоса по высоте и силе затраты воздуха сведены к минимуму;
· голосовые связки в процессе речи не изменяют свой функциональный режим;
· в речевом процессе сохраняется участие всех дыхательных мышц;
· грудная клетка и вся верхняя часть голосового аппарата освобождены от напряжения;
· глоточная полость максимально расширения при необходимости.
Всем перечисленным требованиям отвечает так называемый «нижнебрюшной тип» дыхания, под которым подразумевается сокращение при фонации мышц нижнего отдела брюшной стенки для поддержания подсвязочного воздушного давления в состоянии равномерности и постоянства.
В отдельности в речевом процессе нет звука и дыхания. Есть звучащее дыхание.
Поэтому тренировки дыхания как самостоятельный процесс нецелесообразны и даже могут быть вредны. Первоначальный этап тренировки – артикуляция на выдохе (от артикуляции каждого гласного и согласного звуков до артикуляции сложных звуко- и слогосочетаний).
После отработки четкости произнесения каждого звука в сочетании с естественным мягким и свободным дыханием, можно начинать работать над голосом и дикцией.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Гласные У – Ы – И – О – Э – А
В процессе образования гласных речевой канал открыт: все органы речи находятся в таком положении, при котором на пути выдыхаемого воздуха нет значительных преград, струя выдыхаемого воздуха сравнительно слаба.
При образовании гласных обязательна щель между зубами, губы не напряжены, раскрыты.
У. Губы сложены трубочкой, в виде воронки, язык сильно оттянут назад, воздух выдыхается в узкое кольцо губ.
Ы. Губы раскрыты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед (как при неправильном прикусе), воздух выходит в щель между зубами, а не в верхнее нёбо или зубы. Кончик языка оттянут назад.
И. Расстояние между зубами как и при произнесении Ы, но немного выдвинута вперед верхняя челюсть. Кончик языка упирается в нижние резцы. Струя воздуха направлена в щель между зубами, но не на верхние зубы.
О. Губы округлой формы, немного выдвинуты вперед. Воздух идет широкой «теплой» струей (так дыханием обогревают замерзшие руки).
Артикуляция гласных Э и А требует хорошо развитой и подвижной нёбной занавески, широко открывающейся глотки. Почувствовать поднятие нёбной занавески можно, если попытаться зевнуть с закрытым ртом или мычать, сомкнув губы и зажав пальцами нос.
Э. Губы раскрыты, зубы обнажены, расстояние между ними - большой палец, кончик языка располагается у нижних резцов. Нёбная занавеска приподнята, воздух направлен в отверстие между зубами.
А. Рот раскрыт. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, глотка широко раскрыта, нёбная занавеска поднята, язык лежит плоско.
Артикуляционные упражнения с гласными обязательно выполняются на выдохе.Предварительные физические упражнения на расслабление тела перед артикуляционными тренировками не рекомендуются. Просто обратите внимание на осанку: корпус без напряжения подтянут, плечи опущены и слегка отведены назад, спина прямая, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, голова прямая. Вдох – только носом, выдох – только ртом.
Первый шаг в тренировке дыхания – освобождение легких от содержащегося в них воздуха. Для этого без напряжения выбрасываем воздух из легких, произнося при этом сочетание из двух согласных ПФ. Нижнебрюшные мышцы живота подтягиваются при этом внутрь и вверх, слегка нажимают снизу на органы брюшной полости, те – на диафрагму, которая, расслабляясь и увеличиваясь в размере, «выдавливает» воздух из легких. Сами легкие, в свою очередь, сокращаясь, «подталкивают» воздух, находящийся в бронхах и трахее.
Не следует «выжимать» воздух из легких до конца, это ведет к сдавленному звуку и последующему шумному вдоху. Следующее за выдохом расслабление мышц живота влечет за собой вдох (только носом) – бесшумный, плавный. Для начала тренировок не следует набирать много воздуха. Лучше всего ставить перед собой ассоциативные задачи. Вдох – вы улавливаете аромат цветка; выдох – дышите на руки, пытаясь их согреть, и т.п.
Вдохнув, таким образом, минимальное количество воздуха, выдыхаем его на каждую гласную отдельно. Во время выдоха воздушная струя должна быть направлена перед собой, а не вверх или вниз, под себя. Артикуляция каждого гласного должна быть точной, но не акцентированной, не утрированной, без напряжения. Выдох должен быть беззвучен, без сипения и шепота. Главная рабочая мышца выдоха – брюшной пресс, он является опорой дыхания.
Со временем может появиться ощущение, будто воздух проходит сначала в живот, а затем уже распространяется в грудную клетку, заполняя ее снизу вверх. Это нормально.
При выполнении дыхательных упражнений следует фиксировать расслабление и напряжение только нижнебрюшных мышц, но не напрягать их искусственно. Не следует также увлекаться процессом длительного вдоха и выдоха: важно умение бесшумно и незаметно добирать воздух, а не произносить длинные тирады на одном дыхании, которое, рано или поздно, ослабевая, снизит качественные характеристики голоса и всей речи.
Согласные
Для создания согласных звуков необходима большая, нежели для согласных, сила выдыхаемого воздуха.
Согласные различаются по месту образования (губные, губно-зубные и др.) и по способу образования (взрывные или смычные, продувные или фрикативные, т.е. щелевые).
Смычные согласные образуются путем смыкания языка с зубами, деснами или альвеолами, эту смычку прорывает воздушная волна, в результате чего происходит «взрыв». Если же язык, сближаясь с зубами, деснами, образует узкий канал, щель, через которую прорывается воздух, производя определенный шум, то эти звуки являются щелевыми. Так же, как и гласные, согласные «ставятся» на правильном выдохе.
ПиБ
Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует «взрыв». Губы размыкаются, нижняя челюсть слегка опускается.
П образуется размыканием сомкнутых губ без участия связок, Б – при сильнее сомкнутых губах, при более активном выдохе и участии голоса, а не только шума.
Ти Д
Кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под давлением выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов на согласной Т и отрывается вниз на согласной Д. Работа языка при создании согласных Т и Д уничтожает его вялость, развивает силу и упругость.
Х
Нёбная занавеска поднята. Выдох теплый, мягкий, прямо перед собой. Нельзя направлять сильную струю в небо, это будет способствовать образованию резкого, гортанного звука.
К
Происходит быстрое размыкание задней спинки языка и мягкого неба. Выдох короткий, сильный.
Г
Кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Смыкание задней спинки языка с мягким небом при образовании согласного Г происходит ниже, чем при создании согласного К.
М
Плотно сомкнутые губы размыкаются. Как бы «мычание» с сомкнутыми губами, которые расходятся при помощи слабой воздушной струи. Необходимо направлять звук не в нос, а в губы, иначе возникнет эффект гнусавости.
Н
Кончик языка прижат к передним верхним зубам. Зубы и губы слегка приоткрыты. Воздух направлен не в нос, а на кончик языка.
ЛКончик языка у шеек верхних резцов. При твердом Л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ЛЬ кончик языка напряжен, корневая часть опущена. Сильная струя воздуха попадает на верхнюю часть языка и прижимает ее к верхним зубам. Звук образуется сначала без отрыва языка, затем язык отрывается.
Ви Ф
Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При произнесении согласной Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос. При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух как бы просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой виолончельной струны. Струя воздуха не очень сильная.
Р
Если согласный твердый – кончик языка поднят и вибрирует у альвеол, если мягкий – вибрация происходит у шеек верхних резцов.
ЧПередняя часть языка прижата к альвеолам, быстрый и сильный выдох «выбрасывает» звук вместе с воздушной струей сквозь мягко раскрытые губы. Звук короткий, без примеси гласного.
Ц
Кончик языка приподнят, сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и подбородок.
С
Губы раскрыты, расстояние между зубами примерно 1 мм, кончик языка приподнят, спинка языка слегка выгнута, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха попадает на подбородок. Если звук С получается шепелявым или сюсюкающим, значит, либо язык появляется между зубами, либо опущен и упирается в нижние зубы, либо язык вялый. Если звук С получается немного свистящим, кончик языка следует немного опустить вниз.
Ш
Губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык свободен, приподнят к альвеолам. Воздух попадает на нижние зубы, которые при этом ощущают холод. Нельзя выдвигать нижнюю челюсть, нельзя опускать язык к нижним зубам (образуется шепелявость), нельзя направлять воздушную струю в верхнюю губу (звук будет приближаться к Ф).
Щ
Передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Зубы не зажимать. Выдох сильный.
ЗПоложение рта – как при создании С. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Щель между зубами обязательна.
Ж
Небольшое расстояние между обнаженными зубами. Язык приподнят к альвеолам, но не соприкасается с нёбом и зубами. Колебания выдыхаемого воздуха ощущаются на языке.
Отрабатывать чистоту и четкость произношения согласных следует на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными (см. упражнения 5.).
ЗВУК
Когда вы достигли легкости и четкости в произношении каждого согласного, наработаны навыки правильного дыхания, необходимо приступать к работе над голосом.
Процесс звукообразования (координированная работа мышц гортани, резонирующей надставной трубы и дыхательной системы) – это автоматизированный процесс, регулируемый отделами центральной нервной системы. Теория голосообразования основывается на учении И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах.
Условные рефлексы, как известно, приобретаются в результате опыта. Закрепление определенного комплекса таких рефлексов как единого целого это стереотип. Воспитание навыков правильного голосообразования по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного стереотипа, а значит, когда стереотип сформировался, все действия, входящие в него, совершаются легко, без напряжения, как бы «автоматически».
Добиться этого как раз и необходимо, иначе, любая, самая минимальная работа с голосом будет требовать от вас напряжения высшей нервной деятельности.
Приступая к работе над голосом, прежде всего необходимо определить «центр», то есть, естественное звучание вашего голоса. Для этого применяют упражнение на «стон». Стон – самый естественный звук, беспрепятственно выходящий из гортани без усилий и напряжения (см. упражнение 6.).
ДИКЦИЯ
Четкая и ясная дикция – необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента.
Главная цель занятий дикцией – выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т.д.
Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Упражнения
1. Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, -ао:
Удивительное воображение.
Гуляем по Арбату.
Вооруженные силы.
Сертификат соответствия.
Спутник на орбите.
Увидите на обороте книги.
Погода на островах.
Расскажите про Ольгу.
Говорите по-английски?
Съедим по антрекоту?
Идти пешком до озер?
Найдите по объявлению.
2. Прочитайте внимательно и правильно произнесите безударные сочетания -еа, -ео, -еи:
Неаккуратный ученик.
Неоднократное предупреждение.
Необоснованное обвинение.
Неаполитанский танец.
Неизученная проблема.
Неисчерпаемые ресурсы.
Необходимое условие.
Неинтеллигентный человек.
Он не архитектор!
Неиссякаемые возможности.
Не играйте громко.
Неописуемый восторг.
Неотложная помощь.
Неактуальный вопрос.
Неизведанный путь.
Неисповедимы пути.
Неизменные привычки.
3. Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:
Введение
ввинтить – винтить
Брусчатка
Бутсы
Безрасчетный
Отдергивать
Жужжание
Изжога
с женой
с Шаболовки
беспамятство
времяисчисление
бесчинство
азиатский
безжалостный
бесшабашный
высший
расшифровать
тридцать
отцвели
беспутство
без сбоя – без боя
вас сберечь – вас беречь
к галке – галке
к голове – голове
к городу – городу
як горбатый – я горбатый
вас свалить – вас валить
вас спасти – вас пасти
нам мылить – намылить
нам мерить – намерить
нам мазать – намазать
вас сдать – воздать
подделка – поделка
ссудить – судить
в форму – форму
расшит – Рашид
их хмель – их мель
подтёк – потёк
4. Почитайте вслух скороговорки, пословицы:
Добыл бобыль бобов.
Попытка не пытка.
Речисто да не чисто.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Инцидент с интендантом.
Константин констатировал.
Архип осип, Осип охрип.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Около кола колокола.
Слишком много ножек у сороконожек.
Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Кому чин, кому блин, а кому и клин.
Кому какое дело, что кума с кумом сидела.
Кто кого любит, тот того и голубит.
У святых отцов не найдешь концов.
Всяк хлопочет, добра себе хочет.
В чужой прудок не кидай неводок.
Речами тих, да сердцем лих.
Где щи – тут нас и ищи.
Артикуляционные упражнения.