Текст как основная единица коммуникации.

$$$ 1 С

Подтекстовая информация

А. является предметом исследования

B. является гипотезой исследования

C. не выражена словами, она только подразумевается

D. выражает мировоззрение автора, основную мысль, идею произведения

E. представляет собой описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.

$$$2С

Важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста, - …

A.предложение

B.текст

C. заголовок текста

D.абзац

E.фрагмент

$$$3 С

Коммуникативная единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, обладающая смысловой связностью и цельностью.

A.слово

B.фонема

C.текст

D.звук

E.морфема

$$$4А

Текст делится на …

A.абзацы

B. слова

C. звуки

D.предложения

E.словосочетания

$$$5Е

Композиция текста:

А.начало, основная часть

В.основная часть, заключение

С.вступление, заключение

D.основная часть

Е.вступительная часть, основная, заключительная часть

$$$ 6А

При параллельной связи

А. структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении

B. структурное сцепление предложений

C. имеют место слова в переносном значении

D. наблюдается метонимическая связь

E. используются глаголы только совершенного вида

$$$7С

Лексические повторы, местоименная замена, синонимическая связь - основные средства выражения …

А.параллельной связи

В.подчинительной связи

С.цепной связи

D.предикативной связи

Е.сочинительной связи

$$$8С

Одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых - основные средства выражения

А. цепной связи

В.подчинительной связи

С. параллельной связи

D. сочинительной связи

Е. предикативной связи

$$$9 А

Типом монологической речи является:

A.повествование

B.рецензия

C.реферат

D.учебник

E. монография

$$$10 В

Типом монологической речи является:

A.аннотация

B.описание

C.план

D.конспект

E.рецензия

$$$11 С

Типом монологической речи является:

A.аннотация

B.рецензия

C. рассуждение

D. курсовая работа

E.дипломная работа

$$$ 12 А

Цепная связь – это

А.структурное сцепление предложений

B.предикативная связь

C.сочинительная связь

D.подчинительная связь

E.параллельная связь

$$$ 13 B

«Речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности» - это…?

A сложное синтаксическое целое

B текст

C абзац

D микротема

E жанр

$$$ 14 D

Завершите предложение: «Текст характеризуется….».

A единством начал предложений

B единством структуры и концовок предложений

C отсутствием единства темы, замысла, основной мысли и смысловой законченности

D единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью

E отсутствием единства темы, структуры, связности и грамматической оформленности

$$$ 15 D

То, о чем говорится в тексте – это…?

A композиция

B идея

C микротема

D тема

E связность

$$$ 16 D

Укажите средство связи между предложениями в тексте: (1) В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (2)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.
A синонимы

B указательное наречие

C союз

D лексический повтор

E вопросно-ответная форма изложения

$$$ 17 D

Укажите средство связи 3 и 4 предложений: (1)Подойдя, я остановился у склонённых веток. (2)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (3)Их можно было трогать руками. (4) Их можно было сорвать.

A притяжательное местоимение

B антонимы

C синонимы

D синтаксический параллелизм

E указательное наречие

$$$ 18 D

Укажите средство связи между предложениями в тексте: (1) Это был странник. (2) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.

A синонимы

B относительное местоимение

C указательное местоимение

D синонимы и указательное местоимение

E антонимы

$$$ 19 D

«Такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению» - это…?

A параллельная связь

B цепная связь

C коммуникативная связь

D присоединительная связь

E лексическая связь

$$$ 20 D

Способами выражения какого типа связи являются: местоименные связи (например: нищий – он, его рука, эту руку, его губы); лексические повторы (например: я, он, нищий, руку, глаза, губы, брат); синонимические замены (например: нищий, дряхлый старик, несчастное существо) ?

A параллельной

B присоединительной

C коммуникативной

D цепной

E лексической

$$$ 21D

Как называется начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определяемое автором в соответствии с целями, темой и идеей текста, а также возможностями и интересами адресата.

A Название

B Эпилог

C Абзац

D Зачин текста

E Глава

$$$ 22 E

Найдите из предложенных то слово, которое отвечает содержанию предложения: «Единство …….обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится.».

A глав

B абзацев

C зачинов

D микротем

E темы

$$$ 23 В

Что называется текстом?

А. в структурно-смысловом отношении вид связи предложений

В. последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему

С. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст

D. модель текстов, представляющих реальные ситуации общения

E. исходная информация в тексте, от которой начинается развитие мысли

$$$ 24 С

Что называется абзацем?

А. в структурно-смысловом отношении вид связи предложений

В. последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему

С. отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как средство композиционно-стилистического членения текста

D. модель текстов, представляющих реальные ситуации общения

E. исходная информация в тексте, от которой начинается развитие мысли

$$$ 25 Е

Что называется ССЦ?

А. в структурно-смысловом отношении вид связи предложений

В. последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему

С. отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как средство композиционно-стилистического членения текста

D. модель текстов, представляющих реальные ситуации общения

E. основная единица текста, представляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста

$$$ 26 С

Определите тему данного текста: «Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней»

А. любовь как романтическое чувство

В. назначение поэта и поэзии

С. любовь к Родине

D. цель жизни

E. сватовство и свадьба

$$$ 27 Е

Определите тему данного текста: «В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране».

А. любовь как романтическое чувство

В. назначение поэта и поэзии

С. любовь к Родине

D. цель жизни

E. любовь как философская категория

$$$ 28 С

Определите тему данного текста: «Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам».

А. любовь как романтическое чувство

В. назначение поэта и поэзии

С. любовь к Родине

D. цель жизни

E. любовь как философская категория

$$$ 29 Е

Определите тему данного текста: «Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. Все они будут ждать возвращения на родину».

А. любовь как романтическое чувство

В. назначение поэта и поэзии

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 30 С

Определите тему данного текста: «Интеллигентность – это качество, которое необходимо любому воспитанному человеку. Интеллигентный человек не может быть только эрудированным и образованным, это такое качество человека, которое проявляется в чутком отношении к другому человеку или окружающим».

А. любовь как романтическое чувство

В. цель жизни

С. интеллигентность

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 31 Е

Определите тему данного текста: «Позволительно ли творить за деньги и ради них? Самой главной причиной появления данного произведения является потребность обратить внимание людей на что-то».

А. любовь как романтическое чувство

В. любовь к Родине

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. финансы и литературное творчество

$$$ 32 В

Определите тему данного текста: «В литературных произведениях пейзаж тесно связан с душевным состоянием героев. Он рассказывает о людях, их отношениях к природе, друг к другу и представлениях о красоте».

А. любовь как романтическое чувство

В. роль пейзажа в произведении

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 33 С

Определите тему данного текста: «Книга помогает человеку понять окружающий мир, жить в нем. Если книга хорошая, то в ней всегда можно уловить суть».

А. любовь как романтическое чувство

В. роль пейзажа в произведении

С. роль книги в жизни людей

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 34 В

Определите тему данного текста: «Хорошее литературное произведение побуждает человека к действию, пробуждает чувства, заставляет думать и просто наслаждаться хорошей литературой. Литературное произведение способно положительно повлиять на человека».

А. любовь как романтическое чувство

В. роль искусства в жизни человека

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 35 Е

Определите тему данного текста: «Чувство родины должно всегда быть внутри человека. Это чувство способствует тому, чтобы человек, неважно в каком случае, пытался ее защитить».

А. любовь как романтическое чувство

В. роль пейзажа в произведении

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 36 В

Определите микротему данного текста: «У каждого ли человека есть талант. Талант необходим в разных профессиях, а не только в искусстве. Талант дается человеку природой и чтобы его раскрыть, требуются большие усилия. Чтобы сохранить свой талант, данный от рождения, и индивидуальность, человек должен обладать огромной духовной силой».

А. любовь как романтическое чувство

В. проблема талантливости человека

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 37 А

Определите микротему данного текста: «Судьба индивида и состояние планеты полностью зависят от поведения человека. Угрозу для планеты составляет поведение и жизнедеятельность человека. Вкратце о человечестве – это «фурункул» планеты».

А. взаимоотношение природы и человека

В. роль пейзажа в произведении

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине


$$$ 38 С

Определите микротему данного текста: «Что надо предпринять, чтобы не растерять свою нравственность и самого себя? Возможно ли жить без совершения ошибок?».

А. любовь как романтическое чувство

В. роль пейзажа в произведении

С. нравственные размышления

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 39 С

Определите микротему данного текста: «Чтобы слышать и видеть красоту, душа должна быть чиста. Эмоционально обогащает человека и влияет на его настроение, постоянно меняющееся состояние природы, пейзажа. Человеку требуется научиться видеть изменения. Если человек духовно «зрячий», то он может видеть и чувствовать красоту мира».

А. любовь как романтическое чувство

В. назначение поэта и поэзии

С. понимание красоты

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине


$$$ 40 В

Определите микротему данного текста: «Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали».

А. любовь как романтическое чувство

В. возвращение с рыбалки

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 41 С

Определите микротему данного текста: «Из окна поезда люди любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить. Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать».

А. любовь как романтическое чувство

В. возвращение с рыбалки

С. женское пение

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 42 В

Определите микротему данного текста: «Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть. Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно».

А. любовь как романтическое чувство

В. пение охотников

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 43 С

Определите микротему данного текста: «Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно. Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения».

А. любовь как романтическое чувство

В. возвращение с рыбалки

С. слёзы восхищения

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 44 В

Определите микротему данного текста: «Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. Кружатся и падают березовые желтые листья».

А. любовь как романтическое чувство

В. осенний лес

С. цель жизни

D. любовь как философская категория

E. любовь к Родине

$$$ 45 D

Определите микротему данного текста: «Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко свистит рябчик, высоко в небе пролетают косяком журавли».

А. любовь как романтическое чувство

В. возвращение с рыбалки

С. цель жизни

D. осенний лес

E. любовь к Родине

$$$ 46B

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) В мае все пробуждается к жизни: и каждая былинка, и каждая травинка.

(Б) С обновлением природы в мае что-то, естественно, обновляется в самих людях.

(В) Природа примеряет свои первые летние наряды, не жалея красок.

(Г) Становится радостно на душе, и люди улыбаются весне каждый по-своему.

A. ВАГБ

B. АВБГ

C. БВГА

D. ГБВА

E. AБГВ

$$$ 47 С

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер.

(Б) Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков явлений действительности.

(В) Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

(Г) Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого.

A. АБГВ

B. ВАГБ

C. БГАВ

D. ГВБА

E. ВГАБ

$$$ 48 D

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) То была палатка, брошенная Амундсеном.

(Б) Норвежец опередил англичан.

(В) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног.

(Г) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.

A. ВБГА;

B. БВАГ;

C. ГВБА;

D. ГАБВ.

$$$ 49 A

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) Странная вещь – книга.

(Б) А разве что-то в вас не переменилось?

(В) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате.

(Г) Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, ставите на полку и... все?

A. АВГБ;

B. ВГАБ;

C. ВБГА;

D. АГВБ.

E. ГAВБ

$$$ 50 D

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) В один из таких дней я устроился в избе мельника.

(Б) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.

(В) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам.

(Г) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.

A. АБГВ;

B. БВАГ;

C. ВАГБ;

D. ГБВА.

E. АГВБ

$$$ 51. D

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Все типы сканеров представляют собой отдельные устройства, подключаемые к тому или иному порту персонального компьютера и предполагающие использование программного обеспечения для распознавания различных текстов и изображений. 2) Существуют три основных типа сканеров: ручные, листовые (протяжные) и планшетные. 3) Сканеры используются для изготовления электронной копии передаваемого документа.

A. 1, 2, 3

B. 2, 1, 3

C. 2, 3, 1

D. 3, 2, 1

E. 3, 1, 2

$$$ 52. E

Основными свойствами текста являются:

A. связность, наличие основной мысли

B. цельность, относительная законченность высказывания

C. относительная законченность высказывания,

D. наличие основной мысли, цельность

E. связность и цельность, наличие основной мысли, относительная законченность высказывания

$$$ 53. C

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Перенос столицы был обусловлен экономическими, политическими, демографическими причинами. 2) Столица нашего государства – город Астана. 3) До 1998 столицей Казахстана был один из красивейших городов мира – Алматы.

A. 1, 2, 3

B. 2, 1, 3

C. 2, 3, 1

D. 3, 2, 1

E. 3, 1, 2

$$$ 54. E

К основным средствам цепной связи не относятся:

A. лексические повторы

B. лексические синонимы

C. текстовые синонимы

D. местоименная замена

E. параллелизм синтаксических конструкций

$$$ 55. D

Определите средство связи между предложениями:

Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

A. лексические повторы

B. лексические синонимы

C. текстовые синонимы

D. местоименная замена

E. параллелизм синтаксических конструкций

$$$ 56 B

Определите тип связи:

Еще одна ночь протекла…

…Еще один день наступил…(Ч.Айтматов).

A. цепная связь

B. параллельная связь

C. присоединение

D. дополнение

E. определение

$$$ 57. C

Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

A. цепная связь

B. параллельная связь

C. присоединение

D. дополнение

E. определение

$$$ 58. A

Определите тип связи:

Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. Известно, что существует дипломатический этикет, придворный этикет, этикет “высшего общества”, судебный этикет. Этикет основывается на законах приличия, учтивости, способствует выработке благожелательного и уважительного отношения людей друг к другу.

A. цепная связь

B. параллельная связь

C. присоединение

D. дополнение

E. определение

$$$ 59. E

Какое из утверждений верно?

A. Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора.

B. Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте

C. Тема текста может быть выражена в его заголовке

D. Название любого текста дается в соответствии с темой

E. Все утверждения верны

$$$ 60. A

Определите тему текста:

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга индивидов. Основа гражданского общества – цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид. Следовательно, формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

A. Гражданское общество

B. Общество

C. Индивид

D. Основа гражданского общества

E. личность

$$$ 61. Е

Определите тему текста:

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

A. Гражданское общество

B. Общество

C. Индивид

D. Основа гражданского общества

E. Личность

$$$ 62.B.

Определите тему текста:

Характерным свойством жидкости является относительно легкая (особенно в сравнении с твердыми телами) смещаемость молекул под действием внешних сил. Это свойство называется текучестью.

Однако взаимное смещение частиц сопровождается некоторым сопротивлением, которое называют внутренним трением, или вязкостью жидкости.

A. Характерное свойство жидкости

B. Жидкость

C. Текучесть жидкости

D.Вязкость жидкости

E. Смещаемость молекул

$$$ 63. E

Определите тему текста:

Демократия - всего лишь одна из разновидностей правления. Однако нельзя отрицать, что она продемонстрировала способность не только к выживанию (демократические режимы сумели пережить по меньшей мере две мировые войны), но и распространение ее там, где ее никогда не было или где она была уничтожена. Поэтому наше время не случайно называют «эпохой демократий».

A. Демократия - всего лишь одна из разновидностей правления

B. Демократические режимы

C. Эпоха демократий.

D. Разновидность правления

E. Демократия

$$$64А.

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически

А) текст;

В) слово;

С) словосочетание;

D) язык;

Е) фраза.

$$$65Е.

Укажите признаки текста

А) связность и цельность;

В) цельность и завершенность;

С) тематическое и композиционное единство;

D) связность и завершенность;

Е) все перечисленное.

$$$66В.

Укажите способ связи предложений в отрывке.

Наши рекомендации