Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Преподаватель: Кожабекова Н.А.

Цели. Углубить знания о тексте; формировать умения определять основные признаки текста; развивать речевые способности студентов.

Ключевые слова: текст, общение, речевая деятельность, предложение, ССЦ, тема, основная мысль, заголовок, цепная связь, параллельная связь.

Задание. Проанализируйте таблицу. Выделите основные признаки текста.

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Текст

Тема, основная мысль,

Микротема, абзац, план текста

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Стили речи

Разговорный, книжные (научный, деловой, художественный,

публицистический)

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru где говорим? (в официальной, неофициальной обстановке)

Речевая ситуация с кем? ( с одним человеком, со многими людьми

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru с какой целью? (общение, сообщение, воздействие)

Умения создавать высказывания

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Планировать последовательность изложения

Обеспечивать развитие темы и основной мысли

Соблюдать абзацное членение текста

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Учитывать ситуацию общения

Сохранять стиль речи до конца высказывания

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Выражать различные типовые значения

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Намечать ведущий тип речи и дополнительные

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Умело соединять разные типы речи в тексте.

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru описание (предмета, места, состояния (среды, человека)

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Типы речи повествование

рассуждение

Активный раздаточный материал

Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012

Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики

Практическое занятие №5 Курс 1 Семестр 1

Тема 5. Функционально-смысловые типы речи.

Преподаватель: Кожабекова Н.А.

Цели. Понятие о функционально-смысловых типах речи; формировать умения определять тип речи; развивать речевые способности студентов.

Ключевые слова: текст, типы речи, задача речи, описание, повествование, рассуждение.

Во внешнем облике речи, и ее строе многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например, осень, лес, горы, речку, другое- рассказать о событии, приключении, третье - объяснить, истолковать причины каких-либо явлений- природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам: мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; мир в причинно-следственных связях.

В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во-втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения.

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru повествование предмета

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru описание места

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru Типы речи

рассуждение состояния среды

Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации - student2.ru

оценка действительности человека

Задание. Прочитайте тексты.

Текст

Люблю осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.

Осень в Жетысу необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.

Наши рекомендации