Концепции информационной эпохи
Торонтская школа, будучи по существу культурологической, перебросила мостик к концепциям информационного общества.
Иннис связывал эволюцию цивилизации с развитием коммуникационной технологии.
Наиболее ярким представителем Торонтской школы был Маклюэн.
Какими бы противоречивыми ни были точки зрения на современное общество, все сходятся в одном: информация сегодня играет решающую роль.
Сравнение концепций Белла, Кана и Бжезинского показывает, что всех их в той или иной степени и форме объединяет признание растущей роли средств массовой информации в судьбах культуры и общества, но между ними есть и различия.
Тоффлер одним из первых подметил произошедшие за последнее время коренные изменения в культуре общества. Нарастающая сила потока формационного обмена между людьми породила новый тип культуры.
Литература
Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособ. М., 1994.
Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.
Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1980.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003.
Мелюхин И. С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетия / Отв. ред. Я. Н.Засурский, Е. Л.Вартанова. М., 2000.
Ракитов А, И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М., 2004.
Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
Brzesinski Zb. Between Two Ages : America's Role in the Technotronic Era. N.Y., 1970.
Innis H. The Bias of Communication. Toronto, 1951.
Innis H. Empire and Communications. Toronto, 1950.
McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1965.
McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Message. N.Y., 1967.
McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto, 1988.
McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987.
Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, 1980.
Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge, 1990.
The Ideology of the Information Age / Ed. by J. Slack, F. Fejes. Norwood, 1987.
Тема 13. -2 часа
Концептуализация новых средств массовой информации
Современный период в исследованиях массовой коммуникации характеризуется пересмотром старых концепций и разработкой новых. Несмотря на большие успехи в области передачи и хранения информации, компьютеризованные системы не представляют собой массовую коммуникацию в традиционном смысле, т.е. критическая масса адептов еще не достигнута.
С помощью теорий социального присутствия и обильности средства массовой коммуникации исследователи изучают модели использования компьютерной коммуникации для того, чтобы объяснить межличностное влияние.
Самым революционным в новых коммуникационных технологиях считается их интерактивный характер, из-за которого ученые вынуждены пересматривать привычные методы исследований, отказываясь от линейных моделей эффектов масс-медиа. Усиление тенденций глобализации, демассовизации, конгломерации и конвергенции, стимулируемых новыми коммуникационными технологиями, приводит к размыванию границ между разными медиа.
Что касается аудитории, то «новая» мало чем отличается от «старой».
В современных условиях взаимодействие интерактивного типа становится доминирующим, оно не отрицает традиционную журналистику, но создает новый тип информационных отношений.
Круглосуточное информационное вещание накладывает определенный отпечаток на деятельность журналиста. Конкуренция в области новостей заставляет постоянно искать «горячую» информацию, чтобы подогревать интерес аудитории.
Использование современной техники для сбора и передачи информации, а также компьютерной коммуникации дает основание говорить о появлении кибержурналистики.
Процесс появления новых жанров находит неоднозначную оценку как в журналистской, так и научной среде.
Литература
Багдикян Б. Монополия средств информации / Пер. с англ. М., 1987.
Бакулев Г. П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М., 1999.
Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М, 1995.
Калмыков А., КохановаЛ. Интернет-журналистика. М., 2004.
Кастелъс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994.
Мелюхин И. С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М., 2000.
РашкоффД. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. М., 2003.
Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Интернет и других электронных ресурсов / Пер. с англ. М., 1999.
Тоффлер Э. Третья волна/ Пер. с англ. Науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуре-вич. М., 1999.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М., 2004.
Федоров А. Б. Медиаобразование и медиаграмотность: Учеб. пособ. Таганрог, 1994.
December J. Units of Analysis for Internet Communication // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 15-38.
DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5th ed. N.Y., 1989
Morris M., Ogan C. The Internet as Mass Medium // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 39-50.
Neuman W. R. The Psychology of the New Media // Television for the 21st Century: The Next Wave / Ed. by Ch. M. Firestone. Washington, D.C, 1993. P. 35-51.
The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line Environment / Ed. by D. L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998.