Концепции информационной эпохи

Торонтская школа, будучи по существу культурологической, пе­ребросила мостик к концепциям информационного общества.

Иннис связывал эволюцию цивилизации с развитием коммуника­ционной технологии.

Наиболее ярким представителем Торонтской школы был Маклюэн.

Какими бы противоречивыми ни были точки зрения на совре­менное общество, все сходятся в одном: информация се­годня играет решающую роль.

Сравнение концепций Белла, Кана и Бжезинского показывает, что всех их в той или иной степени и форме объединяет признание растущей роли средств массовой информации в судьбах куль­туры и общества, но между ними есть и различия.

Тоффлер одним из первых подметил произошедшие за после­днее время коренные изменения в культуре общества. На­растающая сила потока формационного обмена между людьми породила новый тип культуры.

Литература

Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособ. М., 1994.

Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1980.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии инфор­мационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культу­ра. М., 2000.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003.

Мелюхин И. С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тен­денции развития. М., 1999.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тыся­челетия / Отв. ред. Я. Н.Засурский, Е. Л.Вартанова. М., 2000.

Ракитов А, И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М., 2004.

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecast­ing. N.Y., 1973.

Brzesinski Zb. Between Two Ages : America's Role in the Technotronic Era. N.Y., 1970.

Innis H. The Bias of Communication. Toronto, 1951.

Innis H. Empire and Communications. Toronto, 1950.

McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1965.

McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Message. N.Y., 1967.

McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto, 1988.

McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987.

Nora S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, 1980.

Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge, 1990.

The Ideology of the Information Age / Ed. by J. Slack, F. Fejes. Norwood, 1987.

Тема 13. -2 часа

Концептуализация новых средств массовой информации

Современный период в исследованиях массовой коммуникации характеризуется пересмотром старых концепций и разработ­кой новых. Несмотря на большие успехи в области передачи и хранения информации, компьютеризованные системы не пред­ставляют собой массовую коммуникацию в традиционном смысле, т.е. критическая масса адептов еще не достигнута.

С помощью теорий социального присутствия и обильности сред­ства массовой коммуникации исследователи изучают моде­ли использования компьютерной коммуникации для того, чтобы объяснить межличностное влияние.

Самым революционным в новых коммуникационных технологи­ях считается их интерактивный характер, из-за которого уче­ные вынуждены пересматривать привычные методы иссле­дований, отказываясь от линейных моделей эффектов масс-медиа. Усиление тенденций глобализации, демассовизации, конгломерации и конвергенции, стимулируемых новыми коммуникационными технологиями, приводит к размыванию границ между разными медиа.

Что касается аудитории, то «новая» мало чем отличается от «старой».

В современных условиях взаимодействие интерактивного типа ста­новится доминирующим, оно не отрицает традиционную жур­налистику, но создает новый тип информационных отношений.

Круглосуточное информационное вещание накладывает опре­деленный отпечаток на деятельность журналиста. Конкурен­ция в области новостей заставляет постоянно искать «горя­чую» информацию, чтобы подогревать интерес аудитории.

Использование современной техники для сбора и передачи ин­формации, а также компьютерной коммуникации дает ос­нование говорить о появлении кибержурналистики.

Процесс появления новых жанров находит неоднозначную оценку как в журналистской, так и научной среде.

Литература

Багдикян Б. Монополия средств информации / Пер. с англ. М., 1987.

Бакулев Г. П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М., 1999.

Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин­формационного общества: Толковый словарь терминов и концеп­ций. М., 1999.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. М, 1995.

Калмыков А., КохановаЛ. Интернет-журналистика. М., 2004.

Кастелъс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культу­ра. М., 2000.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский, 2003

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М., 1994.

Мелюхин И. С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тен­денции развития. М., 1999.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М., 2000.

РашкоффД. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. М., 2003.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Ин­тернет и других электронных ресурсов / Пер. с англ. М., 1999.

Тоффлер Э. Третья волна/ Пер. с англ. Науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуре-вич. М., 1999.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М., 2004.

Федоров А. Б. Медиаобразование и медиаграмотность: Учеб. пособ. Та­ганрог, 1994.

December J. Units of Analysis for Internet Communication // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 15-38.

DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5th ed. N.Y., 1989

Morris M., Ogan C. The Internet as Mass Medium // Journal of Communication. 1996. No 46(1). P. 39-50.

Neuman W. R. The Psychology of the New Media // Television for the 21st Century: The Next Wave / Ed. by Ch. M. Firestone. Washington, D.C, 1993. P. 35-51.

The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line Environment / Ed. by D. L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998.

Наши рекомендации