По направлению 030600 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Составитель: доктор филологических наук, профессор Е.В.Ахмадулин
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………..3
2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………....4
2.1. Учебно-тематический план дисциплины …………………………...4
2.2. Рабочая программа дисциплины…………………………… …………….6
Введение: предмет и задачи курса …………………………………………….6
Модуль 1. Теоретический фундамент массовой коммуникации ………….6
1.Теория коммуникации: основные понятия и идеи ………………………….7
2.Авторитарные и тоталитарные теории МК ………………………………….8
3.Либертарианская теория МК …………………………………………………10
4.МК и теория социальной ответственности ………………………………….10
Проектные задания к Модулю ………………………………………………….11
Модуль 2. Теории и модели МК ………………………………………………..13
5.Массовая коммуникация в свете системного подхода ………………………13
6.Западные модели МК …………………………………………………………..15
7.Модели МК российской научной школы ……………………………………..18
8.Универсальная онтологическая модель процесса МК ……………………….21
Проектные задания к Модулю …………………………………………………...24
Модуль 3. Теории информационного общества и эффектов МК ……………26
9.Теория массового общества и эффекты МК …………………………………..26
10.Структурно-функциональные теории и аудитория МК ……………………..27
11.Массовая коммуникация и культура ………………………………………….29
12.Концепции информационной эпохи …………………………………………..30
13.Концептуализация новых средств массовой информации ………………….32
Семинарские занятия
1.Нормативные теории МК: виды и типы систем МК ………………………….11
Вопросы рубежного контроля …………………………………………….........11
2.Современные теоретические модели МК …………………………………….24
Вопросы рубежного контроля ………………………………………………… 24
3.Информационное общество и теории МК ……………………………………33
Вопросы рубежного контроля ………………………………………………….33
Итоговое проектное задание …………………………………………………40
3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ………………………………………………………………40
4. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………………………………42
5. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………………………43
1. Пояснительная записка к дисциплине
Учебную дисциплину ДМН. 03 «Современные теории массовой коммуникации» изучают в магистратуре дневной формы обучения отделения журналистики в течение второго семестра первого года обучения.
Объектом изучения дисциплины является массовая коммуникация как феномен обмена информацией и социального общения.
Комплексная цель освоения предмета состоит в рассмотрении современных теоретических концепций, связанных с процессами массовой коммуникации (МК), местом и ролью МК в общественных системах, функциями и влияниями МК на личность, общество и социум в целом.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные теории массовой коммуникации, понимать специфику массовых коммуникаций в системе социальных коммуникаций, сущность масскоммуникационного процесса, особенности массовой информации и функционирования СМИ как важнейшего вида массовой коммуникации в современном обществе.
Уметь основываться на полученных знаниях в своей исследовательской или высококвалифицированной профессиональной журналистской деятельности.
В соответствии с целями дисциплины и задачами профессиональной деятельности магистрант должен приобрести следующие компетенции:
Общекультурные социально-личностные компетенции (ОК):
– понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2);
– способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);
- способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-17).
Профессиональные компетенции (ПК):
– основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики, механизмы и принципы функционирования, типология СМИ, аудитория, контент, проблемы эффективности, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-1);
– владение системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности (в соответствии с магистерской программой) (ПК-2);
– понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида (ПК-3);
– владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4).
– умение выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-5);
– способность к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
– умение ставить и решать инновационные задачи (ПК-7).
– основательное владение знаниями, касающимися объекта научных исследований – журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции СМИ, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-8);
– углубленные знания в избранной предметной области исследований: история, теория и практика отечественных и зарубежных СМИ, отдельных ее видов и типов, медиасоциология, медиапсихология, медиаэкономика, правовые, этические нормы, организация редакционной деятельности, методы журналистского творчества, контент, язык и стиль СМИ, организация редакционной деятельности и т.п. (ПК-9);
– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПК-12).
– способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13);
Рабочая учебная программа
2.1. Учебно-тематический план дисциплины - 108 часов
Лекции | Часы |
Введение: предмет и задачи курса | |
Модуль 1. Теоретический фундамент массовой коммуникации | |
1.Теория коммуникации: основные понятия и идеи | |
2.Авторитарные и тоталитарные теории МК | |
3.Либертарианская теория МК | |
4.МК и теория социальной ответственности | |
Модуль 2. Теории и модели МК | |
5.Массовая коммуникация в свете системного подхода | |
6.Западные модели МК | |
7.Модели МК российской научной школы | |
8.Универсальная онтологическая модель процесса МК | |
Модуль 3. Теории информационного общества и эффектов МК | |
9.Теория массового общества и эффекты МК | |
10.Структурно-функциональные теории и аудитория МК | |
11.Массовая коммуникация и культура | |
12.Концепции информационной эпохи | |
13.Концептуализация новых средств массовой информации | |
Семинарские занятия | |
1.Нормативные теории МК: виды и типы систем МК | |
2.Современные теоретические модели МК | |
3.Информационное общество и теории МК | |
ИТОГО: объем аудиторных занятий | |
Самостоятельная работа студентов: -выполнение проектных заданий; -подготовка к семинарам; -исследовательская работа | |
Формы контроля и отчетности: -выполнение проектных заданий; -рубежный контроль; -итоговый научный реферат; -экзамен |
2.2. Рабочая программа по дисциплине «Современные теории массовой коммуникации»
Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них тем, как читаемых в лекциях и разбираемых на семинарских занятиях, так и вынесенных на самостоятельное изучение.