Из истории радио Великобритании
Английский журнал «Беспроволочный мир» в сентябре 1920 года сообщил о передачах мощного радиотелефона, установленного в городе Чельсфорде. Человеческая речь принималась судовой радиостанцией до расстояния в 1800 км, музыка – до 2800 км.
Экспериментальное радиовещание, называвшееся радиотелефонией, осуществлял Гульельмо Маркони – выходец из богатой англо-итальянской семьи, уроженец Италии, отдавший свои способности радиоизобретателя великой морской державе.
Начало регулярному вещанию в Англии положили шесть производственных фирм, основавших частную компанию «Бритиш бродкастинг компани», или Би-би-си, которая вышла в эфир 15 декабря 1922 года. Вещание финансировалось за счет отчислений от прибылей фирм, за счет спонсоров, оплачивавших программы, абонентной платы. Реклама в эфире запрещалась, хотя разрешалось спонсирование программ и упоминание имени спонсора в эфире.
Через пять лет решением парламента акции частной компании выкупило государство. По королевской хартии была основана общественная радиокорпорация. Так, 1 января 1927 года состоялось второе рождение Би-би-си уже под названием «Бритиш бродкастинг корпорейшн». Она являлась монополистом британского эфира до середины 50-х годов в области телевидения и до начала 70-х – в сфере радиовещания. Эта компания явила собой образец профессионального журнализма и высокой культуры. До середины 40-х годов Би-би-си имела два общенациональных канала: «Home Service», или «Внутренняя служба» («Дом»), и «Light», или «Легкая программа». На втором канале в основном звучали комедийные передачи, викторины, камерная музыка, детские программы. Новости давались порциями. Он привлекал до двух третей слушателей. На канале «Внутренней службы» преобладала симфоническая музыка, радиопостановки по классическим произведениям, дебаты, аналитические информационные программы.
Послевоенной новинкой стал третий канал Би-би-си, предназначенный для образованной аудитории. В сетке его вещания были, к примеру, программы об искусстве пения «а-капелла», передачи, посвященные средневековой поэзии, истории Англии, а также комментарии на темы дня, «круглый стол» по международным проблемам.
В мировом радиовещании Великобритания сыграла столь же важную роль примера, как и Соединенные Штаты. Разные страны решали, какую модель предпочесть: общественную, британскую, или коммерческую, американскую. Британский подход к радиоискусству отличался от американского. Если брать жанр радиодрамы (а позже и теледрамы), то для произведений Би-би-си свойственна психологически углубленная разработка характеров, более высокое мастерство актерской игры. Различна также стилистика документальных и информационных программ двух стран. Британской манере в отличие от американской не чужды самокритичность и самоирония, но чужд американский агрессивный, почти развязный стиль подачи новостей. Новостийно-информационная служба Би-би-си – одна из лучших в мире, лишенная банальных прописей и проповедничества. Эмоционально насыщенные выражения беспощадно вымарываются из бюллетеней новостей, репортеры Би-би-си обучены избегать сенсационности, не поддаваться настроениям и аффектации в информационных программах.
Би-би-си заслужила всемирную репутацию самого надежного источника информации. В годы войны передачи из Лондона были голосом правды и надежды в оккупированной Европе. Кроме того, Лондон и студии Би-би-си в это время являлись опорной базой и польского Сопротивления, и радиостанции «Свободная Франция» под руководством де Голля, и большой армии американских журналистов, готовивших здесь программы для своих сетей. С зажигательными речами выступал во время войны по Би-би-си Уинстон Черчилль. В текстах его радиовыступлений позже были обнаружены интересные пометки, которые могли бы служить руководством для современных политиков, выходящих в эфир. Так, на полях одного из своих пассажей Черчилль пишет: «Аргументация слабая, здесь надо усилить голос!»
Для Би-би-си характерна стабильная сетка радиопередач, поскольку на нее не влияют капризы коммерческого свойства. Так, по каналу «Дом» с 1932 по 1959 год шла радиопередача о Лондоне «В ночном городе». Через 27 лет ее переименовали в «Сегодня в городе». Ведущий остался тот же – Питер Данкэн. 28 июня 1960 года Би-би-си отмечала 20-летие музыкальной передачи «Пока вы работаете». Передача начиналась на канале «Дом» после 10 часов утра, а во второй половине дня «переходила» на «Легкую программу». Она состояла из известных мелодий, без сопровождения ведущего, в стиле «бэкграунд мьюзик» и была очень популярна у производственников и управленцев, находившихся на работе. Администрация ряда промышленных предприятий сообщала, что эта радиопрограмма снижает утомляемость рабочих и повышает производительность труда. В то же время администрация обращалась к Би-би-си с просьбой не включать в программу незнакомые мелодии, которые «заставляли бы рабочих прислушиваться к ним и отрываться от работы».
Мастерски делала Би-би-си проблемные передачи, такие, например, как «круглый стол» о существовании Бога; провели ее философ Бертран Рассел и иезуит священник Кэйплстоун. К этой же категории радиопередач относятся знаменитые рейтовские лекции, учрежденные Би-би-си в 1947 году в честь первого директора корпорации. Этот, казалось бы, нерадийный жанр явился для Би-би-си своего рода «знаком доблести» для лектора: выступления у микрофона, которые готовили знаменитые деятели культуры и науки, становились событием года.
В 1973 году по решению парламента появилось частное радиовещание, финансируемое рекламодателями. С принятием ряда законов по электронным СМИ в 1990 и 1996 годах структура радиовещания обрела такую картину.
I. Общественное радиовещание – Би-би-си, работающее на пяти общенациональных каналах круглосуточно:
– «Рейдио-1» – трансляция поп-музыки для молодежи;
– «Рейдио-2» – легкая программа;
– «Рейдио-3» – классическая музыка;
– «Рейдио-4» – внутренняя программа;
– «Рейдио-5» – информационно-спортивная радиостанция.
И. Частное радиовещание – «Управление по радиовещанию» («Рейдио осорити») – три общенациональных канала:
– «Эф Эм Классика» – новости, классическая музыка. Вышел в эфир в 1992 году;
– «Вирджин 1215» – рок-музыка. В эфире с 1993 года;
– «Ток рейдио Ю. Кей» – «Разговорное радио Объединенного Королевства». В эфире с 1995 года.
В начало
Из истории радио Канады
Своеобразие канадских электронных СМИ по их организационной структуре заключается в том, что мощная влиятельная национальная сеть СВС («Канадская вещательная корпорация») – это сплав общественных и частных радиостанций (она включает в себя и телевидение). Первая радиостанция заговорила в Монреале в 1918 году. В 1932 году образовалась радиовещательная организация – предтеча СБС. Официально СБС была основана по Закону от 1936 года. Закон о вещании 1968 года подчеркнул роль СБС как «национальной вещательной службы, канадской по содержанию и характеру».
Регулятором и контролером электронных СМИ является государственное агентство «Канадская радиотелевизионная и телекоммуникционная комиссия», которое также занимается вопросами развития компьютерных технологий, кабельного и спутникового вещания.
К 90-м годам электронные СМИ Канады представляли собой разветвленную сеть станций, охватывавших вещанием обширные просторы десяти провинций и двух территорий страны. Корпорация СБС имела около 800 радиостанций и ретрансляторов, из которых частные филиалы составляли меньше половины.
СБС вещает на двух официальных языках страны – английском и французском. Это соответственно две программные радиосети. СБС имеет в своем составе и международную службу «Радио Канады». Она обеспечивает также службу радиовещания канадских вооруженных сил по всему миру.
Образовательное вещание Канады не имеет своей организации общенационального масштаба. Этот вид вещания – привилегия канадских провинций.
Коммерческий сектор вещания, существующий отдельно от СБС, не получает финансовой помощи от государства. Коммерческие радиостанции не имеют объединяющей сети (в отличие от коммерческих ТВ-станций) и работают как независимые вещательные организации. Они существуют за счет рекламы, за исключением станций, входящих в СБС. Канадская вещательная корпорация на 80% финансируется правительством, на 20 – рекламой. Абонентная плата отменена в Канаде в 1953 году.
Канада в течение многих лет упорно отстаивает свою национальную самобытность, экономическую состоятельность, вызывая недовольство своего могучего южного соседа – США. Провозглашенная программа «канадского содержания» в электронных СМИ подкрепляется квотами на зарубежную аудио- и видеопродукцию в эфире. Так, 30% музыкального вещания на любой станции должно иметь «канадское содержание».
В начало
Из истории радио Японии
22 марта 1925 года в Токио открылось экспериментальное радиовещание, подготовив почву к созданию регулярного вещания. Его началом следует считать 12 июня 1925 года. Правительство, испытывавшее финансовые затруднения, пустило развитие радиовещания «на волю волн», придав станциям статус бесприбыльных частных организаций, существующих за счет абонентной платы.
Провозглашая независимость радиовещания, правительство на практике подчинило его себе. Министр коммуникаций выступал как цензор программ, мог снимать и назначать руководителей вещания по своему усмотрению. 20 августа 1926 года была основана «Японская вещательная корпорация» Эн-эйч-кей, объединившая в единую сеть радиостанции трех японских городов – Токио, Осака и Нагоя. Постепенно она расширила свою деятельность на всю страну. С ростом популярности радио росло число станций и владельцев приемников.
На заре радиовещания важное место в сетке программ занимали художественно-драматические передачи. Помимо радиопрограмм, разыгрываемых в студии, немало было прямых трансляций из театров. Японское радио развило свою собственную традицию речевого искусства, когда один и тот же актер читает и играет драматическую историю. Очень популярным стало чтение романов по радио.
До 1931 года лозунгом японского вещания были слова: «Люди прежде всего». С ростом милитаризма, после вторжения Японии в Маньчжурию, этот лозунг сменился другим: «Государство прежде всего». Военные стали играть доминирующую роль и в радиовещании. Эфир заполонили политические и ура-патриотические программы. До конца Второй мировой войны «Японская вещательная корпорация» была рупором милитаризма.
С осени 1945 года японское вещание работало под контролем оккупационной цензуры. Новый период японского вещания в условиях демократических свобод начался с 1950 года, с принятием законов о развитии электронных СМИ. Законодательство открыло путь и коммерческому вещанию: первые коммерческие станции дебютировали в 1950 году.
Современная структура вещания в Японии представляет собой биполярный мир некоммерческих и коммерческих станций. Некоммерческую сферу представляет старейшая радиотелевизионная сеть Эн-эйч-кей, которая по размаху своей деятельности превосходит все коммерческие радиосети и радиокомпании Японии, вместе взятые. В начале 90-х годов из общего количества радиостанций в стране – 1269 – на долю Эн-эйч-кей приходилось 856. Корпорация существует за счет абонентной платы за телевещание; за радиовещание абонентная плата отменена в 1968 году. Реклама на Эн-эйч-кей запрещена.
Крупные коммерческие радиосети появились в Японии в середине 60-х годов, наиболее заметные из них «Джапен» и «Нипон».
Для всего японского вещания, коммерческого и некоммерческого, законом определены следующие требования:
– защищать общественное спокойствие и общественную мораль;
– придерживаться политической корректности и нейтральности;
– представлять все точки зрения по сложным проблемам;
– соблюдать сбалансированность информационных, образовательных, художественных, развлекательных и других программ.
В начало
Из истории радио Австралии
История радиовещания в Австралии опирается на четыре ключевые даты: 22 сентября 1918 года здесь было принято радиотелеграфное сообщение из Англии; 13 августа 1919 года в Сиднее прошла демонстрация радиотелефона для Королевского общества Нового Южного Уэльса; в 1921 году в Мельбурне прозвучала первая экспериментальная передача, радиолюбители услышали концерт в эфире; 13 ноября 1923 года состоялось официальное представление австралийского радиовещания населению – открыла регулярные передачи радиостанция в Сиднее.
Радиослушатель поначалу платил абонентную плату конкретной станции – об этом позаботились государство и промышленники, выпуская приемники с фиксированной частотой. Принцип фиксации не оправдал себя и через год был отменен.
В 1924 году Министерство почт выпустило новые правила деятельности радиовещания. Станции были разбиты на две категории – А и В. Для станций первой группы источником дохода определялась абонентная плата, для второй – реклама. Лицензии на вещание выдавались сроком на пять лет. Позже эти две группы получили соответственно названия «национальная» и «коммерческая».
Закон о радиовещании 1932 года объединил все станции группы А под эгидой «Австралийской вещательной комиссии», позднее (1983) переименованной в «Австралийскую вещательную корпорацию». Аббревиатура объединения осталась неизменной – ABC.
В 1974 году абонентная плата за радио в Австралии была отменена. В 90-е годы ABC являлась единственной организацией вещания на Западе, полностью финансируемой правительством. По новому законодательству в ведении Министерства почт и телекоммуникаций находится техническое обеспечение радио и телевидения, а функции регулирования и контроля за вещанием возложены на особое федеральное агентство «Австралийский трибунал по вещанию», ответственное за лицензирование, качество рекламы на коммерческих станциях, соответствие лицензионным стандартам и нормам.
На пороге XXI века вещание в Австралии представляет собой структуру из четырех компонентов.
1. Корпорация ABC. Это более 500 станций амплитудной и частотной модуляции, 6 коротковолновых станций. Радиовещание осуществляется по трем каналам. Отдельное подразделение корпорации – международная служба «Радио Австралии» – 14 коротковолновых станций, вещающих на 9 языках на регионы Океании и Азии.
2. Ассоциация общественного вещания – просветительское, образовательное радио. Включает в себя более 40 станций, большинство из которых – радио колледжей и университетов. Начало деятельности ассоциации – 1974 год.
3. Коммерческое вещание. Радио и телевидение имеют свои отдельные федерации. В Федерацию австралийского радиовещания входит более 150 станций.
4. «Специальная вещательная служба» – радиостанции в Сиднее и Мельбурне, вещающие ежедневно на 50 языках, и система телестанций в ряде городов Австралии, работающих по тому же принципу. Этот феномен рожден в 70-е годы как следствие ослабления ограничений для въезда в страну эмигрантов-неевропейцев. Задачи службы – интегрировать разноязычный поток приезжих в австралийское общество.
Австралийское общество резко изменило в последние десятилетия свое отношение к аборигенам. С середины 60-х годов аборигенам предоставлены гражданские права, принята система мер по сохранению их традиций, языка, культуры, улучшению образования, по социальной помощи. Информационным обеспечением аборигенов занимаются ABC и Центральная ассоциация средств информации австралийских аборигенов – СААМА.
Формат внутренних австралийских радиопрограмм, как и повсюду в мире, это МНС: музыка, новости, спорт. В крупных городах радиостанции отводят более четверти вещательного времени музыке, 30% – развлекательным передачам, более 10 – ток-шоу, 8 – новостям, более 6 – спорту, 3–4 – радиоинсценировкам литературных произведений, 2% – религиозным передачам. Более 4% вещательного времени занимают парламентские передачи. Закон 1946 года обязал ABC передавать по одному из радиоканалов 76 заседаний парламента ежегодно.
В начало