Инструкция по написанию аннотации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ»ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.04.01– ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры)
Курсовая работа магистранта по дисциплине «История и методология юридической науки» непосредственно связана с разработкой магистрантом темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), поэтому тематика курсовой работы определяется после обсуждения с научным руководителем темы магистерской диссертации.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа по дисциплине «История и методология юридической науки» состоит из трех частей (параграфов):
1) аннотация научной публикации (монографии, статьи[1], диссертации) по теме диссертационного исследования магистранта(не менее 2 страниц);
2) рецензия научной публикации (монографии, статьи, диссертации) по теме диссертационного исследования магистранта(не менее 7-8 страниц);
3) методологическое обоснование темы диссертационного исследования магистранта(не менее 10 страниц).
Таким образом, примерное содержание курсовой работы будет следующим:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация монографии И.Л. Честнова «Постклассическая теория права» (Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.) …….………… | |
2. Рецензия на диссертацию Д.В. Зыкова «Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование» (Зыков Д.В. Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование: дис. …канд.юрид.наук[12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве]. Волгоград, 2015. – 238 с.) .……………………………………..…………. | |
3. Магистерская диссертация на тему «Право в системе нормативных регуляторов социальных отношений в современной России»: методологическое обоснование ....……………………………..…………………. |
Этапы подготовки курсовой работы:
Работа магистранта над курсовой работой включает четыре этапа:
1) выбор и изучение монографии (статьи, диссертации) и написание аннотации на нее;
2) выбор и изучение монографии (статьи, диссертации) и написание рецензии на нее;
3) методологическое обоснование темы магистерской диссертации.
Структура курсовой работы- см. приложение.
Курсовая работа сдается на кафедру теории и истории государства и права до начала зимней сессии.
Методические рекомендации для написания аннотации
Аннотация– это краткая характеристика работы, содержащая перечень ее основных вопросов.
Аннотация к научной работе выполняет следующие задачи:
- позволяет ознакомиться с основным содержанием работы;
- помогает понять, есть ли смысл полностью изучать данную работу;
- позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.
Структура аннотации
Аннотация включает в себя основные разделы:
1) актуальность (с самого начала необходимо показать важность изучаемой исследовательской проблемы или предлагаемого проекта, а у читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения);
2) постановку проблемы (после раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой направлен исследовательский проект);
3) пути ее решения(в данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы: в качественных исследованиях, в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов, это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов; в количественных исследованиях в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные);
4) результаты(в данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования: рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы);
5) выводы (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы).
Рекомендации к написанию методологического обоснования
Иванов Иван Иванович
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История и методология юридической науки»
Методологическое обоснование темы магистерской диссертации
«Право в системе нормативных регуляторов социальных отношений
в современной России»
Выполнил:
студент 1 курса
группы Юм-117
Научный руководитель:
доц. кафедры теории и истории государства и права,
к.ю.н.Абрамов А.Е.
Владимир 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация монографии И.Л. Честнова «Постклассическая теория права» (Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.) ………………. | |
2. Рецензия на диссертацию Д.В. Зыкова «Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование» (Зыков Д.В. Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование: дис. …канд. юрид.наук[12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве]. Волгоград, 2015. – 238 с.) ….………………………………………...……. | |
3. Магистерская диссертация на тему «Право в системе нормативных регуляторов социальных отношений в современной России»: методологическое обоснование ....……………………………………………….. |
1. Аннотация монографии И.Л. Честнова «Постклассическая теория права» (Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.)
<………………………………………………>
2. Рецензия на диссертацию Д.В. Зыкова «Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование» (Зыков Д.В. Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование: дис. … канд.юрид.наук [12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве]. Волгоград, 2015. – 238 с.)
<………………………………………………>
3. Магистерская диссертация на тему «Право в системе нормативных регуляторов социальных отношений в современной России»: методологическое обоснование/
<………………………………………………>
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
(образец составления)
Нормативные правовые акты
1. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения 03.04.2017);
Исследовательская литература
3. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.;
4. Кофанов Л.Л. Законы XII таблиц как источник римского публичного права и их комментарии в исторической перспективе // Древнее право. IVS ANTIQVVM. – 2008. – № 1 (21). – С. 28-39.
Учебники и учебные пособия
7. Сырых В.М.История и методология юридической науки: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.
Электронные ресурсы
8. Корниенко В. Некоторые вопросы развития ювенальной юстиции в РФ [Электронный ресурс] // Ювенальная юстиция в России. Электронный журнал. Октябрь. 2006. URL: http://journal.juvenilejustice.ru/2006/10/20/26 (дата обращения 12.01.2017).
9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultantplus.ru (дата обращения: 01.03.2015).
[1] Выбранная магистрантом статья не может быть объемом менее 20 страниц.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ»ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.04.01– ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры)
Курсовая работа магистранта по дисциплине «История и методология юридической науки» непосредственно связана с разработкой магистрантом темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), поэтому тематика курсовой работы определяется после обсуждения с научным руководителем темы магистерской диссертации.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа по дисциплине «История и методология юридической науки» состоит из трех частей (параграфов):
1) аннотация научной публикации (монографии, статьи[1], диссертации) по теме диссертационного исследования магистранта(не менее 2 страниц);
2) рецензия научной публикации (монографии, статьи, диссертации) по теме диссертационного исследования магистранта(не менее 7-8 страниц);
3) методологическое обоснование темы диссертационного исследования магистранта(не менее 10 страниц).
Таким образом, примерное содержание курсовой работы будет следующим:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация монографии И.Л. Честнова «Постклассическая теория права» (Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. – 650 с.) …….………… | |
2. Рецензия на диссертацию Д.В. Зыкова «Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование» (Зыков Д.В. Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснование: дис. …канд.юрид.наук[12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве]. Волгоград, 2015. – 238 с.) .……………………………………..…………. | |
3. Магистерская диссертация на тему «Право в системе нормативных регуляторов социальных отношений в современной России»: методологическое обоснование ....……………………………..…………………. |
Этапы подготовки курсовой работы:
Работа магистранта над курсовой работой включает четыре этапа:
1) выбор и изучение монографии (статьи, диссертации) и написание аннотации на нее;
2) выбор и изучение монографии (статьи, диссертации) и написание рецензии на нее;
3) методологическое обоснование темы магистерской диссертации.
Структура курсовой работы- см. приложение.
Курсовая работа сдается на кафедру теории и истории государства и права до начала зимней сессии.
Методические рекомендации для написания аннотации
Аннотация– это краткая характеристика работы, содержащая перечень ее основных вопросов.
Аннотация к научной работе выполняет следующие задачи:
- позволяет ознакомиться с основным содержанием работы;
- помогает понять, есть ли смысл полностью изучать данную работу;
- позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.
Структура аннотации
Аннотация включает в себя основные разделы:
1) актуальность (с самого начала необходимо показать важность изучаемой исследовательской проблемы или предлагаемого проекта, а у читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения);
2) постановку проблемы (после раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой направлен исследовательский проект);
3) пути ее решения(в данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы: в качественных исследованиях, в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов, это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов; в количественных исследованиях в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные);
4) результаты(в данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования: рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы);
5) выводы (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы).
Инструкция по написанию аннотации
1. Первое, что вы должны твердо запомнить: аннотация – это краткая характеристика печатной работы, а не ее пересказ. Основное назначение любой аннотации в том, чтобы дать потенциальному читателю представление о содержании статьи. Аннотация должна внятно объяснять, о чем идет речь в данной работе и чем она может быть интересна читателю.
2. Аннотацию проще всего составить на основе четырех универсальных вопросов: «Кто?», «Что?», «О чем?», «Для кого?». То есть в аннотации вы должны пояснить, кто автор и каков уровень его профессиональной квалификации, что собой представляет работа, какого ее внутреннее содержание, для кого она может быть интересна или полезна. В аннотации к научной статье опишите основную идею, изложенную в этой работе.
3. Имейте в виду, что в аннотации не нужно упоминать источники, использованные в научном тексте, описывать процесс работы над ним, пересказывать содержание отдельных параграфов. Аннотация – это просто характеристика научной работы, позволяющая создать о ней общее впечатление. Соответственно аннотация должна быть объективной и содержать только факты.
4. Во время написания аннотации обратите особое внимание на свой стиль изложения. Старайтесь избегать длинных и сложных предложений. Ваши мысли должны быть изложены как можно более коротко и четко, поскольку именно такой стиль изложения максимально облегчает понимание прочитанного.
Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научному тексту:
- В данной статье рассматривается проблема...
- Обосновывается идея о том, что...
- Прослеживается...
- В статье затрагивается тема...
- Даётся сравнение...
- Статья посвящена комплексному исследованию...
- Целью статьи является анализ изучения...
- Статья посвящена феномену...
- В статье раскрываются проблемы...
- Особое внимание уделено...
- В статье анализируется...
- Автор приходит к выводу, что...
- Основное внимание в работе автор акцентирует на...
- Выделяются и описываются характерные особенности...
- В статье выяснены особенности...
- На основе изучения… установлено...
- Статья посвящена пристальному анализу...
- На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
- Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
- Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
- В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
- Автором предложены...
- Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
- Основное содержание исследования составляет анализ...
- Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
- В статье речь идет о...
- Статья посвящена детальному анализу…...
- Значительное внимание уделяется...
- В заключение раскрывается...
- Статья раскрывает содержание понятия...
- Автор прослеживает становление...
- Обобщается практический опыт...
- В статье исследуются характерные признаки...
- В статье рассматриваются ключевые этапы...
- В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
- В статье раскрываются процессы...
- Статья подводит некоторые итоги изучения...
- Автор дает обобщенную характеристику...
- Данное направление дополняется также рассмотрением...
- Обосновывается мысль о том, что...
- В статье проанализированы концепции...
- В качестве ключевого доказательства... используется...
- В статье приведен анализ взглядов исследователей...
- Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
- В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
- В статье излагаются взгляды на...
- Автор стремится проследить процесс...
- В статье дан анализ научных изысканий...
Методические рекомендации для написания рецензии
Рецензия– критическое сочинение, письменный разбор, предполагающий:
- комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.);
- обобщенную аргументированную оценку;
- выводы о значимости работы.
Сырых В.М.Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (Как написать диссертацию). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С.541-547:
Соискатели весьма редко используют жанр рецензии для опубликования основных положений диссертации. Между тем это один из реальных способов начинающему автору попасть на страницы ведущего «рецензируемого научного журнала», поскольку желающих готовить рецензии среди известных ученых не так уже много. Рецензия обычно готовится только под известным моральным принуждением автора рецензируемой работы, поэтому редакции журнала могут испытывать дефицит в рецензиях на новые работы, особенно если это солидные издания, вышедшие в каком-либо регионе и широкому кругу читателей неизвестны. В любом случае шансов на опубликование в «рецензируемом журнале» рецензии значительно больше, чем статьи.
Рецензия, как вид научной публикации, представляет собой оценку какой-либо работы: монографии, брошюры или иного научного издания. В рецензии дается обстоятельный, объективный письменный обзор основных положений рецензируемого произведения, отмечаются его положительные стороны и недостатки. В этом видится суть и целевое назначение рецензии как научной публикации, призванной привлечь внимание читателей к рецензируемой работе, а также сформировать у них позитивную или негативную установку на эту работу. Образно говоря, рецензия – это реклама научной продукции, ориентированная на информирование читателей о новинках юридической литературы, новых направлениях в развитии правовой науки либо предупреждение об опасности увлечения положениями книги, которые, по мнению рецензента, являются вредными, опасными, уводящими науки в бок, тупик, «в болото».
Из целевой направленности рецензии вытекают ее другие особенности, в числе которых можно выделить: сравнительно небольшой объем, ограниченность объекта рецензии сферой науки и каким-либо одним произведением, преобладание в рецензии описательных и оценочных суждений, сведение новизны положений рецензента в основном к критическим оценкам.
В рецензии речь идет, во-первых, о содержании только научного произведения. Ее объектом, таким образом, выступает не предметно-практическая деятельность общества и государства, а правосознание автора рецензируемого произведения. Анализу подвергается результат познавательной деятельности, те выводы и предложения, которые отражают объективную реальность, основываются на ней и одновременно представляют собой особый вид реально сущего мира. Во-вторых, обстоятельному разбору подвергается одно единственное произведение. Рецензент не выходит за его пределы и не делает обобщающих выводов, которые могут следовать из анализа положений, выводов, присущих нескольким научным работам. Рецензия, посвященная анализу двух и более работ, называется обзором, т.е. имеет статус иной научной публикации.
Основное содержание рецензии составляют характеристика основных положений рецензируемой работы и их аргументированная оценка. При этом оценочные суждения имеют явный приоритет над положениями, передающими суть и содержание работы. Авторские оценки призваны, прежде всего, дать общую оценку работы, охарактеризовать ее научную и/или практическую значимость. В форме оценок следует раскрывать и содержание основных положений работы. Описательные высказывания помещаются в рецензии для того, чтобы аргументировать или проиллюстрировать справедливость оценок рецензента. Характерно, что только при наличии оценок рецензента публикация вправе называться рецензией. Публикация, в которой описательные моменты явно преобладают над оценочными, является рефератом.
По направленности оценок рецензии могут быть положительные, отрицательные и положительно-отрицательные или согласно научному фольклору – «кисло-сладкие». В положительной рецензии акцент делается на раскрытие научной и/или практической значимости рецензируемой работы, на показ ее новизны, что, однако, не исключает наличия в рецензии и некоторых критических замечаний. Обычно говорится, что в работе, как и ином творческом произведении, имеются отдельные положения, которые требуют дальнейшего размышления, обоснования, проверки практикой. В отрицательных рецензиях, которые появляются весьма и весьма редко, соотношение позитивных и негативных оценок меняется местами. Позитивных оценок мало, и они даются в сдержанных тонах, тогда как негативных оценок — много, и расписываются они весьма ярко. В «кисло-сладких» рецензиях и позитивных, и негативных оценок примерно поровну. Рецензент, признавая научный вклад работы, видит в ней и предостаточно дискуссионных, недостаточно аргументированных и тому подобных проблематичных, а то и просто вредных положений.
Рецензия, ориентированная на оценку наличных научных знаний, имеет незначительные возможности для объективации оригинальных положений ее автора. Последние могут быть высказаны лишь в ходе критического анализа рецензируемой работы и без должной аргументации. Ибо объем и специфика жанра не позволяют отходить от целевой и предметной направленности рецензии. Если же автор желает более обстоятельно развить собственные взгляды в связи с изложенными в рецензируемой работе положениями, то ему следует сменить жанр и готовить публикацию в форме статьи.
Рецензия имеет еще одну характерную особенность — у нее может отсутствовать собственный заголовок. Его с успехом заменяет библиографическое описание рецензируемой работы. Подобным образом давались заголовки рецензиям, публикуемым в журнале «Советское государство и право». Иногда это приводило к неожиданным ассоциациям. Например, в одном из перечней работ, опубликованных в этом журнале, в рубрике «Рецензии» имелась такая запись: «Ф.М. Решетников. В.С. Нерсесянц. «Сократ». Ф.М. Решетников, автор рецензии на работу В.С. Нерсесянца «Сократ», шутливо сказал: «Смотрите, Владимир Михайлович, какие великие имена поставлены в один ряд и я среди них первым». На что ему было сказано: «Все правильно, Феликс Михайлович! Просто ранжирование ведется от менее известных авторов к более известным».
Структура положительной рецензии достаточно состоит из четырех частей: вводной, основной (позитивной), критической и заключительной.
В вводной части содержится общая оценка рецензируемой работы. Акцент делается на ее позитивных моментах и акцентируется внимание читателей на то, чем работа может быть им полезна и интересна. Далее обычно называется авторский замысел и дается оценка уровня его реализации.
В основной (позитивной части) даются оценки основных положений рецензируемой работы и ее признаков, которым должен соответствовать любой научный труд: новизны и актуальности поставленных проблем; методологического подхода к их решению; степени обоснованности авторских положений; соответствия авторских решений современному уровню в развитии правовой науки; уровня объективности, полноты и всесторонности исследования. При этом могут использоваться такие стандартные формулировки, как:
- Автор справедливо отмечает... аргументированно показывает... четко определяет, детально анализирует, тщательно рассматривает, обоснованно опровергает положение о том, что…
- Работа отличается новизной постановки и решения, богатым фактическим материалом, нетривиальным подходом к решению традиционных проблем…
- Автор проявил умение разбираться в новых вопросах, систематизировал богатый эмпирический материал и обобщил его…
- Выводы автора достоверны и убедительны. Они базируются на анализе большого фактического материала. Анализируя, автор приходит к интересным и, на наш взгляд, обоснованным выводам…
- Мысль автора является весьма продуктивной, перспективной, нестандартной…
Критическая часть содержит оценки положениям, выводам рецензируемой работы, с которыми автор рецензии не согласен, находит их проблематичными, неточными и даже ошибочными. Таковыми могут признаваться любые компоненты рецензируемой работы, как ее теоретические положения, уровень их обоснованности, так и методологические аспекты. Совокупность положений работы, подлежащих критическому анализу, рецензент определяет по своему усмотрению, руководствуясь в первую очередь значимостью критикуемого положения для науки, рецензируемой работы и практики. Однако критические оценки не должны оставаться субъективным мнением рецензента, а должны быть аргументированы в той мере, в какой это позволяют размеры рецензии. Из нее должен вытекать со всей очевидностью тот факт, что рецензент искренне убежден в справедливости своей критики, находит ее правомерной, хотя в действительности может оказаться все наоборот. Но это заблуждение рецензента является искренним и потому находится извинительным.
В числе формулировок, наиболее часто используемых в критической части рецензии, можно назвать следующие:
- Автор допускает неточности, не обращает внимания, оставляет без ответа, упрощенно показывает, некритически относится... необоснованно утверждает... излишне категорично предлагает...
- Сомнение вызывает целесообразность (корректность) такого подхода (решения)…
- Остались неосвещенными вопросы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой теме.
- Автору не удалось показать…
- Справедливо указывая на<…>, автор ошибочно полагает, что…
- Слабой стороной работы является неубедительность аргументации, отсутствие связи с практикой <…>, оторванность от современных условий, региональных условий, социально-правовой практики.
Заключительная часть содержит выводы, в которых как бы подводится баланс между позитивной и критической частями рецензии. Рецензент находит пару-другую фраз, благодаря которым ставятся все точки над «i» и формулируется его отношение к работе в целом, несмотря на сделанные критические замечания. В этих целях могут быть использованы такие фразы, как:
- Отмеченные недостатки носят частный характер и не снижают высокого уровня работы.
- В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа.
- Представляется, что в целом работа имеет важное теоретическое, (практическое) значение.
- Несмотря на несогласие с рядом положений работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для…».
Структура критической рецензии отличается от структуры позитивной рецензии лишь соотношением объема материала, излагаемого в ее позитивной и критической частях, а также заключением, которое, следуя логике автора, должно быть негативным. Свою неудовлетворенность работой рецензент должен подтвердить и в заключительных фразах рецензии, четко выразив свое отношение к работе в целом с учетом всех ее негативных и позитивных сторон.
В числе основных недостатков рецензий можно отметить подмену оценочных суждений описательными, предвзятость оценок рецензента, их недостаточная аргументированность, несоответствие заголовка рецензии ее содержанию.
Для некоторых, особенно начинающих авторов, представляется затруднительной всесторонняя и точная оценка рецензируемого произведения. Поэтому избирается более простой способ изложения содержания книги, ее основных положений. Конечно, такие сведения могут быть небезынтересны читателю, но подобная информация по своей сути является рефератом, а не рецензией. Чтобы перейти на нужный для рецензий уровень оценок, начинающему автору следует приниматься за рецензирование работ, подготовленных по известной ему тематике. Давать квалифицированные оценки другим работам может только специалист, глубоко знающий соответствующую проблематику и еще лучше имеющий по ней собственные, оригинальные суждения.
Другим распространенным недостатком рецензий является их явная предвзятость, ангажированность, которая может проявляться двояким способом: путем приписывания позитивных качеств работе, которая ими не обладает, либо, наоборот, опубликование «разгромной» рецензии на неплохую или даже хорошую работу. И в том, и другом случае рецензент нарушает этичные нормы науки и публикует рецензию, заведомо противоречащую одному из основных принципов науки – объективности познания. Неэтичность таких публикаций видится также и в том, что автор сознательно вводит в заблуждение читателей, уверяя их в наличии у рецензируемой работы позитивных или негативных качеств, которыми она в действительности не обладает. Поскольку у необъективной рецензии, как и любой кривды ноги не велики, то она способна лишь временно ввести в заблуждение научную общественность, но изменить общественную оценку работы не в состоянии.
Известны рецензии, в которых имеются оценки, не подтвержденные материалами рецензируемой работы или иными фактами. Между тем это существенный недостаток. Все оценки необходимо так или иначе, аргументировать. Справедливость оценок рецензируемой работы ее положений, иных качеств надлежит подтверждать ссылками на соответствующие места в работе. Можно даже их не излагать подробно, достаточно назвать весьма абрисно и дать ссылку на соответствующие страницы. Обоснованными должны быть и критические замечания. Рецензенту, во-первых, следует правильно понять суть критикуемого положения и точно передать его в своей рецензии и, во-вторых, надлежит аргументировать собственную позицию, кратко привести необходимые положения и факты.
Правильно подобрать заголовок рецензии – дело весьма нелегкое. Возникает вопрос: чему должен соответствовать этот заголовок – сути рецензии или содержанию рецензируемой работы? По нашему мнению, заголовок следует подбирать таким образом, чтобы он был «игривым», обращал на себя внимание читателей и одновременно передавал суть рецензируемой работы. Но эти требования успешно сочетать удается далеко не во всех рецензиях. Одновременно имеется немало весьма точных и запоминающихся заголовков рецензий типа «Малая энциклопедия голландского права для россиян», «Уголовно-правовая политика: научная обоснованность или политическая конъюнктура?»
Рекомендации к написанию методологического обоснования