Текст: Всевышний Аллах убивает без страха, воскрешает без трудностей
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
}الذي خلق الموت و الحياة ليبلوكم أيكم أحسن عملا { الملك:2
Смысл: Аллах является Тем, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше". (Табари, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный аят, говорит: “Всевышний Аллах умертвляет того, кого Он пожелал, и дает жизнь тому, кому Он пожелал. О люди, Он создал смерть и жизнь, для того чтобы испытать вас: чьи деяния окажутся лучше, кто из вас будет больше поклоняться Аллаху и кто из вас больше будет стремиться к Его милости”. Куртуби, да смилуется над ним Аллах, говорит: “Всевышний Аллах упомянул вначале смерть, а затем – жизнь. Причиной тому является то, что смерть была прежде, чем жизнь, поскольку вначале вещи были мертвы. Например, сперма и почва, из которых появляется человек”.)
13. ما زالَ بصفاته قديما قبلَ خلقه، لم يَزدَد بكونهم شيئا لم يكن قبلهم من صفته، و كما كان بصفاته أزليّا، كذلك لا يزال عليها أبديّا.
Текст: Всевышний Аллах имел свои качества изначально, еще до того, как Он сотворил создания. Ни одно из качеств, которых не было прежде, не прибавилось у Него из-за появления созданий. Он изначален со своими качествами, также как и вечен с ними
Комментарий: Всевышний Аллах изначально имеет совершенные качества в Своей сущности и в Своих деяниях. Нельзя иметь убеждения о том, что какого-либо качества Аллаха изначально не было, а потом оно появилось. Если сказать, что определенного качества Аллаха не существовало прежде, а после оно появилось, то это будет приданием Всевышнему Аллаху недостатка. Всевышний Аллах чист от недостатков и превыше всего.
Вышеуказанный текст является опровержением му`тазилитам, джахмитам и некоторым шиитам, являющимся их единомышленниками. По их утверждению, Аллах прежде не мог действовать и говорить. Он якобы смог действовать и говорить потом. (Подобное убеждение неверно. Всевышний Аллах чист от подобного недостатка.)
14. ليس بعد خَلق الخلق استفاد اسم "الخالق" و لا بإحداثه البرية استفاد اسم "الباري"
Текст: Всевышний Аллах не получил имя «Холик-Творец» после того, как Он сотворил создания. Он не овладел именем «Аль-Баарий-Создатель» после того, как он создал творения.
Комментарий: Всевышний Аллах был Холик-Творцом до создания творений и имел это имя изначально. Нельзя верить, что Он получил это имя после того, как Он создал творения. С именем “Аль-Баарий” то же самое. («Аль-Барием» называется создающий творения, которых ранее не было.)
15. له معنى الربوبية و لا مر بوبَ ، و معنى الخالق و لا مخلوقَ
15-текст: Всевышний Аллах был Ар-Робб – Господь-Воспитывающим еще до появления воспитываемых созданий. Он был Аль-Холик-Творцом до сотворения созданий.
(Комментарий: Всевышний Аллах является Ар-Робб – Господом, Воспитывающим во всех смыслах воспитания. Он был таким еще до создания первого творения. Также Он был Холик-Творцом еще до сотворения созданий. Эти и другие имена Всевышнего Аллаха были ранее и будут потом. На основе комментария Хумаййиса, да хранит его Аллах.)
16. و كما أنه مُحيي الموتى بعدَ ما أحيا استحقَ هذا الاسمَ قبلَ إحيائهم، كذلك استحقَ اسمَ الخالق قبلَ إنشائهم
Текст: Всевышний Аллах будет «Воскрешающим мертвых» и после воскрешения созданий. Он был достоин этого имени еще до воскрешения созданий. Также, Аллах был достоин имени «Холик-Творец» еще до создания творений.
Комментарий: Данный текст также делает недействительным веру му`тазилитов и им подобных течений в данном вопросе. Как было сказано выше, они утверждали, якобы Аллах не мог действовать и говорить раньше, он смог это лишь потом. Приверженцы Сунны и единой общины говорят так: Всевышний Аллах может все, что Он пожелает и как Он пожелает.
17. ذلك بأنه على كل شيء قدير، و كلُ شيءٍ إليه فقير، و كل أمر عليه يسير، لا يحتاج إلى شيء، ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير
17-текст: Всевышний Аллах имеет свои качества изначально благодаря тому, что Он – Всемогущ, все нуждается в Нем, все легко для Него, а Он не нуждается ни в чем. Ничто из творений Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Аллах слышит все звуки и видит все.
Комментарий: Всевышний Аллах сказал в суре «Корова» следующее:
}و الله على كل شيء قدير{البقرة: 284
Смысл: “Аллах способен на всякую вещь”. Заблудшее течение му`тазилитов стало утверждать: «Аллах может то, на что Он способен. Он не всемогущ над действиями своих рабов». Все что происходит в этом мире, происходит согласно желанию Всевышнего Аллаха. Вера в это является самым важным условием веры в рубубият Аллаха (признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правителем Воспитывающим, Дарующим удел и т. д.). Каждая вещь в этой Вселенной нуждается в Аллахе. Она нуждается в Нем для своего появления и для своего существования. Всякое дело легко для Всевышнего Аллаха. Он сказал в Коране: “Воистину, это для Аллаха легко” (Железо-22). Сам Аллах не нуждается в чем-либо — Он чист от недостатков, Велик. Наоборот, все само по себе нуждается в Нем. То, что все нуждается во Всевышнем Аллахе является доказанной и подтвержденной истиной. Это не изменится: вещь не может в одно время нуждаться в Аллахе, а в другое время – нет, или же – нуждаться в одном месте и не нуждаться в другом. (В комментарии имеются слова Хумаййиса, да хранит его Аллах.)
Всевышний Аллах говорит:
}ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11
(«Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он - Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.)
18. خلق الخلق بعلمه