Член совета директоров ОРТ (1995–2000)

В 1991 году, во время переворота, я был за границей — и раздумывал над тем, стоит ли возвращаться. В конечном счете понял, что нельзя стоять в стороне, как говорится, если не я, то кто? Именно тогда, вопреки своим убеждениям — ведь до того я ни в какой политике не участвовал, — я решил поддержать СМИ. Я понимал, что телевидение является мощнейшим инструментом в политической борьбе. Моей задачей было, если совсем грубо и вульгарно говорить, поставить самый крупный, самый мощный по влиянию телевизионный канал на службу демократическим реформам. И я купил акции ОРТ, чтобы начать идеологическую пропаганду, потому что в противном случае коммунисты могли взять реванш. А вот этого я точно не хотел.

Канал был абсолютно убыточным. На нем государство теряло порядка 200 млн рублей в год — только поэтому оно и согласилось на участие в его деятельности частного капитала. И нам удалось — что очень важно! — несмотря на то что государству принадлежал 51% канала, построить совершенно независимое медиа. Мы, по сути, финансировали канал — ту прибыль, которую я получал через «ЛогоВАЗ», а в дальнейшем через «Сибнефть», частично я тратил на то, чтобы покрывать дефицит бюджета ОРТ. Нам, однако, удалось свести расходы к минимуму: мы существенно сократили количество сотрудников, с одной стороны, и упорядочили получение денег от рекламы — с другой. При этом одним из первых моих действий, когда я пришел на канал, было введение моратория на рекламу. И это было именно мое решение — Влад Листьев, царствие ему небесное, был как раз таки против такого шага. Поэтому я не понимаю, на чем вообще строятся версии, по которым заказчиком убийства Листьева выступал я. Зачем мне это было нужно? Я сам его привел на канал. Я сам отказался от рекламы. У меня просто не было причин желать смерти Листьева. Что интересно: я неоднократно приводил ряд доводов, достаточно убедительно подтверждающих, что за этим убийством стоял Александр Коржаков. Он, напомню, на тот момент занимал пост первого замначальника Главного управления охраны. Но эту информацию никогда не проверяли. Просто делали вид, что ее не было, — и это аргумент в пользу того, что Коржаков действительно был причастен.

Константин Эрнст

Генеральный продюсер ОРТ, на момент убийства Листьева — ведущий передачи «Матадор»

Мы в этот момент заканчивали съемки в Венеции, записывали последнюю подводку. И она была про смерть, потому что Венеция — город про смерть. И последнее слово было — «смерть». Мы собрали вещи, пошли в отель, а оператор Андрей Макаров остановился позвонить из автомата в Москву — мобильных еще ни у кого не было. Мы ушли уже довольно далеко, вдруг слышим — Макаров кричит. Подумали, что на него кто-то напал, и с яростными лицами побежали навстречу. А он бежал, плакал и кричал: «Влада убили». Я знаю, кто его убил. Я уже это сказал в программе, посвященной 15-летней годовщине смерти Влада. Я знаю, кто и почему его убил, но у меня нет судебно полноценных доказательств, а значит, нечего об этом и говорить.

Александр Любимов

Один из учредителей телекомпании «ВИД»

Убийство Влада многие связали с отменой рекламы (в 1995 году Листьев объявил временный мораторий на рекламу на ОРТ, чтобы разработать более выгодную для канала схему продажи рекламы. — Прим. ред.). Хотя на самом деле решение об отмене рекламы было принято не им, и все это знали. Цель была одна: полностью подчинить себе рекламный рынок, выдавить ненужных игроков. Вообще-то нет ни одного аргумента ни в пользу того, что Влада убил Березовский, ни в пользу того, что его убили за решение, связанное с рекламой на канале. Я в это не верю, так не бывает. Если решение уже было принято, то какой смысл было убивать? Только если это какое-то ритуальное убийство.

В годы, когда я уже руководил «ВИДом», мы испытывали сильное давление олигархов, которые пытались отобрать у нас компанию. Я имею в виду Березовского. Потом пошли другие времена, рынок стал другой. И стало понятно, что группа даже очень талантливых людей в одиночку не сможет делать большое количество программ.

Playboy. Лето 1995

Independent Media запускает русскую версию журнала Playboy: в России появляется первый профессиональный мужской глянцевый журнал с голыми девушками. Главным редактором Playboy становится Артемий Троицкий.

Артемий Троицкий

Наши рекомендации