Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций
Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) — комплексы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и из-
Глава 11
дательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели электронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакциях ведется обработка текста, иллюстраций, рекламных материалов. Для настольного издательства требуются мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее распечатывающее устройство, лучше всего лазерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предоставляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. В типографию же передается репродуцированный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с иллюстрациями или без них. Если раньше все эти работы выполнялись в типографии, куда редакция представляла иллюстрации и оригиналы текстовых материалов, а также макеты, по которым верстались полосы, то с внедрением компьютерной технологии, появлением настольных издательских систем редакция уже сама стремится набрать текст, подготовить иллюстрации и провести верстку, оставив типографии только печать — конечную стадию производства тиража газеты.
Современные мощные комплексы на базе компьютеров «Macintosh» работают в «Известиях», «Московском комсомольце», «Аргументах и фактах», «Коммерсанте», журналах «Домовой», «Автопилот», «Огонек», «ТВ парк» и т.д. Художники и дизайнеры, используя возможности техники, стремятся сделать издания особо привлекательными.. А вот редакция газеты «Московские новости» отказалась от «Macintosh» и пользуются машинами с процессором «Pentium». Готовые файлы статей здесь поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3,0, которая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретушировать сканированное изображение.
Редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», «Вечернего Петербурга», «Невского времени», других газет, размещенные по различным адресам центра города, передают сверстанные номера в Газетный комплекс по волоконно-оптическим линиям связи — кабелям со стеклянными (кварцевыми) жилами, проложенными в Санкт-Петербургском метрополитене и по трассам радиотрансляции. Есть в линиях несколько точек, к которым редакции подключаются и передают любую информацию со скоростью до тысячи килобитов в секунду — и текст, и фотографию, и видео, и музыку. Цифровой сигнал информации преобразуется в световой, передается по световодам, затем вновь преобразуется в цифровой и в таком виде воспринимается компьютером. Потом файлы с газетными полосами просматриваются специальным устройством и выводятся на фотонаборный автомат...
Волоконно-оптическая связь в 2-3 раза дороже, но качество изображения значительно выше, чем при передаче по фототелеграфу или через искусственный спутник Земли (ИСЗ). До середины 1996 г. Санкт-Петербургский газетный комплекс принимал оригинал-макеты центральных газет из Москвы по фототелеграфу, теперь по каналу ИСЗ, а местные газеты, в частности «Санкт-Петербургские ведомости» — по световодам. Об этом можно уже догадаться, сравнив «Ведомости» и, до-
Технические средства массовой коммуникации
пустим, «Российскую газету». У первого издания высокая насыщенность печати, четкость и контрастность иллюстраций, у второго таких достоинств нет. Между Москвой и Санкт-Петербургом в 1994 г. тоже был проложен кабель волоконно-оптической связи. И возможно, скоро усилиями журналистов он заработает в полную силу, а дополнительные затраты редакций обернутся высоким полиграфическим качеством изданий. Заметим, что волоконно-оптические линии связи пройдут под водой через акваторию Северного Ледовитого Океана, Черного моря; трансатлантические и транстихоокеанские, они свяжут Россию с Америкой, Австралией и Африкой.
Эффективен и такой метод децентрализации выпуска издания, как передача номера по сети Интернет, когда, к примеру, матрицу очередного номера «Известий» уже не требуется отправлять самолетом в крупные города за тысячи километров от Москвы, и Хабаровск может отпечатать тираж центральной газеты одновременно со столичной типографией.
Весьма перспективно такое направление развития печатной технологии, как цифровая печать, когда процесс полиграфического воспроизведения оригинал-макета управляется ЭВМ и идет без применения печатных форм. Газетная полоса записывается в формате Post Script, преобразовывается с помощью процессора растрового изображения RIP в биткарту, которая через контроллер управляет устройством для переноса краски на запечатываемый материал. Эта технология по сравнению с традиционным офсетом обладает немалыми преимуществами:
• печать с компьютера делает ненужными изготовление формных пластин и процесс вывода фотоформ;
• высокая скорость (тысяча полнокрасочных или 4000 однокрасочных оттисков формата A3 в час);
• безупречное качество цветного изображения;
• можно сразу же получать сухие оттиски;
• перед самой печатью можно изменять текст, вносить в него поправки [7].
Первая в России цифровая офсетная машина Indigo E-Print 1000 была установлена в июне 1996 г. в редакционно-издательском центре «Федоров» МНТК «Микрохирургия глаза».
Западные исследователи сулят газетам заманчивое будущее. Газеты будут печататься в локальных центрах, к примеру, в супермаркетах, в метро, на железнодорожных станциях'— там, где установят цифровые печатные устройства, разработанные в Бельгии и Израиле. Внешне устройства напоминают большие ксероксы. Страницы газеты набираются на компьютере и отправляются в цифровой распределительный центр. Затем посредством цифровых телекоммуникаций они передаются на каждое из таких печатных устройств, способных отпечатать нужное потребителям количество экземпляров. Отдельный экземпляр можно получить в любой момент одним нажатием кнопки. То, что выпущено и попадает к читателям в Москве, может быть всего через несколько минут выпущено и доставлено читателям во Владивостоке, в восьми часовых поясах от Москвы.
Второй вариант «бумажной газеты» — это некое подобие цифрового печатного устройства, которое можно будет подключить в будущем к персональному компью-
Глава 11
теру, что позволит читателю получить издание в виде электронной информации и затем решать, прочесть ее на экране или на бумаге, как обычную газету.
Еще одно направление — использование Интернет, способного соединять компьютеры по всему миру. Используя Web, или «Паутину», читатель видит на экране страницы заголовков и может перейти на заинтересовавшую его статью одним нажатием соответствующей клавиши. Электронные газеты будут в состоянии почти до бесконечности увеличивать объем освещения информации путем подключения библиотек компьютерных «вырезок» и открытия доступа к невероятному объему дополнительного материала, содержащегося на других компьютерах. Ведется работа по созданию «личностных» газет: разрабатывается способ, каким читатель может сообщить о своих предпочтениях компьютеру, который отберет нужную информацию и представит ее в форме газеты. Но как бы ни развивалась компьютерная технология, традиционная бумажная газета не расстанется с массовой аудиторией.
11.3.1. Электронные версии современных газет
Есть в Ярославской области город Мышкин (недавно бывший поселком Мыш-кино). Небольшим тиражом здесь выходит местная газета «Мышкинская правда». Редакция решила открыть в Интернете сайт, выпускать электронную версию. И число читателей издания выросло с двух тысяч (таков тираж газеты) до трехсот тысяч (таково количество посетителей сайта). Конечно, многих привлекло название газеты. Другой пример: студенческая группа Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики подготовила номер учебной газеты. Выпустила ее крохотным тиражом — 30 экземпляров. Решили поместить номер на сайте кафедры «Связи с общественностью». Электронный тираж оказался в десятки раз больше бумажного.
Практика выпуска электронных версий газет настолько значима, что в крупных изданиях («Коммерсантъ», «Известия», «Московские новости» и др.) созданы отделы, службы, которые готовят электронные версии газет. Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Они не ограничены объемом, что позволяет публиковать расширенные версии материалов, подробные расследования. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере даже до выхода в свет их бумажного аналога. К примеру, во второй половине дня уже можно просмотреть завтрашний номер «Комсомольской правды». Заголовки и аннотации, как правило, открыты для бесплатного доступа, но полные тексты статей часто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения номера кредитной карточки пользователя для оплаты.
Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хранится информация предыдущих выпусков.
Российский Интернет-каталог @Rus (www.au.ru) в конце 1999 г. содержал 2164 ссылки (наименования) на разные российские СМИ. Газеты в сети появляются или путем создания собственных Web-узлов либо через аренду дискового пространства в коммерческих он-лайновых системах [8].
Технические средства массовой коммуникации
Широко пользуются Интернетом и редакции электронных СМИ. Так, серверы (персональные электронные странички) окрыли все московские радиостанции: на сайте можно узнать о том, кто учредил радиостанцию, каковы ее формат, логотип, сетка вещания; рассмотреть лица ведущих. Слушатель может отправить по почте электронное письмо, заказать музыкальную композицию или программу. Для своих поклонников некоторые радиостанции создают специальный раздел «Стена», где любители пообщаться через Интернет оставляют краткое сообщение о себе, свой вопрос или мнение о происходящем на станции, а позже могут прочитать ответ одного или нескольких участников электронных «дебатов». Часто электронные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно от вещательных программ. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются «обои» — фон, на котором располагаются тестовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии... С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно проследить, сколько человек — потенциальных слушателей или рекламодателей — ежедневно «посещают» сервер радиостанции.
Телевидение представлено пока в Интернете слабо, его Web-страницы носят презентационный характер.
ВЫВОДЫ
Конкуренция на рынке, борьба за выживаемость побуждают редакции средств массовой информации совершенствовать не только журналистское мастерство, но и техническую базу изданий и технологию подготовки газет, радиопрограмм, телепередач. Бурные инновационные процессы последних лет XX столетия преобразовали журналистику Запада и России, умножили ее технический потенциал.
Возможности и быстрота действия оборудования по сбору информации и иллюстративного материала (пишущие машинки, телефоны, телеграф, факс, компьютер, световоды, спутниковая связь и проч.) влияют на скорость производства, качество и стоимость газет. Электроника и компьютеризация средств массовой информации позволяют совершенствовать дизайн изданий, телерадиопередач, улучшать их качество. Переход печати, радио и телевидение на цифровые технологии открывают перед журналистикой уникальные перспективы.
Глава 11
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какими были техника и технология производства газеты в 60-70-е гг.?
2. Проанализируйте номер газеты с точки зрения шрифтового оформления (кегли, гарнитуры, начертание, насыщенность, емкость, достоинства и недостатки).
3. Сделайте анализ набора основного текста газеты (абзацы, пробелы, переносы, ширина колонок, апрош, интерлиньяж, выключка строк, выделения в тексте и т.д.).
4. Раскройте достоинства или недостатки заголовочного комплекса конкретного газетного номера. Как бы вы его перестроили?
5. Определите качество иллюстративного материала и его размещения на полосе.
6. Сделайте макет газетной полосы, используя разные виды верстки.
7. Каков оптимальный способ передачи макета газеты из редакции в типографию?
8. Средства массовой информации и компьютер. Каковы перспективы этого союза?
9. В чем особенности цифровой печати?
10. Перечислите оборудование радиостанции.
11. Какая разница между телефильмом и видеофильмом?
12. Перечислите виды монтажа на телевидении и виды съемки с движения.
13. Почему нужно цифровое телевидение? Что оно дает?
14. В чем суть кабельного и спутникового телевидения?
15. Расскажите о роли компьютерной техники в производстве современной прессы, в работе редакций.
16. Каковы сферы использования Интернет?
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бармин В. В. Принцип и особенности компьютерного дизайна отечественной газеты // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. - М, 1998. - С. И 5-116.
2. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. — Великий Новгород; СПб., 1999. — С. 318-338.
3. Головко С. Полвека газетного дизайна// Журналист. — 2001. — № 8. — С. 91-93.
4. Булгак В. XXI век — век глобализации и персонализации связи. //Радио. — 1997. — № 5. - С. 6.
5. История мировой журналистики. Изд 3-е / Беспалова А. Г., Корнилов Е.А., Корочен-ский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - М: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 392.
6. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 193.
7. Кононов И, Indigo E-Print 1000 — первые опыты // Полиграфия. — 1996. — № 5. — С. 34-35.
8. Система средств массовой информации России. — С. 229-230.
Технические средства массовой коммуникации
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич С. М. Экономика современных СМИ. Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
2. История мировой журналистики. Изд 3-е / Беспалова А. Г., Корнилов Е.А., Корочен-ский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 432 с.
3. Картер М. Современный дизайн газеты. — М., 1995.
4. Моисеев A. «Macintosh» в компьютерном допечатном процессе: практические советы и рекомендации. — М., 1997.
5. Ныркова Л. М. Как делается газета. Практич. пособ. для студентов факультетов, отделений журналистики, избравших своей специальностью газетный дизайн. — М., 1998.
6. Радиожурналистика. Учебник / Под ред. А. А. Шереля. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. унта, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.
7. Самолетов С. Как делается газета? Учеб.-метод. пособ. — СПб., 1999.
8. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
9. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. (Пер. с англ.) — М., 1999.