Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций

Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) — комплек­сы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и из-



Глава 11

дательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели элект­ронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакци­ях ведется обработка текста, иллюстраций, рекламных материалов. Для настоль­ного издательства требуются мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее рас­печатывающее устройство, лучше всего лазерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предо­ставляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. В типографию же передается репродуцированный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с иллюстрациями или без них. Если раньше все эти работы выполнялись в типографии, куда редакция представляла иллюстрации и оригиналы текстовых материалов, а также макеты, по которым верстались полосы, то с внедрением компьютерной технологии, появлением настольных издательских систем редакция уже сама стремится набрать текст, подготовить иллюстрации и провести верстку, оставив типографии только печать — конечную стадию произ­водства тиража газеты.

Современные мощные комплексы на базе компьютеров «Macintosh» работа­ют в «Известиях», «Московском комсомольце», «Аргументах и фактах», «Коммер­санте», журналах «Домовой», «Автопилот», «Огонек», «ТВ парк» и т.д. Художни­ки и дизайнеры, используя возможности техники, стремятся сделать издания осо­бо привлекательными.. А вот редакция газеты «Московские новости» отказалась от «Macintosh» и пользуются машинами с процессором «Pentium». Готовые фай­лы статей здесь поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редак­ционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчи­кам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3,0, ко­торая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретушировать сканированное изображение.

Редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», «Вечернего Петербурга», «Не­вского времени», других газет, размещенные по различным адресам центра города, передают сверстанные номера в Газетный комплекс по волоконно-оптическим ли­ниям связи — кабелям со стеклянными (кварцевыми) жилами, проложенными в Санкт-Петербургском метрополитене и по трассам радиотрансляции. Есть в лини­ях несколько точек, к которым редакции подключаются и передают любую инфор­мацию со скоростью до тысячи килобитов в секунду — и текст, и фотографию, и видео, и музыку. Цифровой сигнал информации преобразуется в световой, переда­ется по световодам, затем вновь преобразуется в цифровой и в таком виде воспри­нимается компьютером. Потом файлы с газетными полосами просматриваются специальным устройством и выводятся на фотонаборный автомат...

Волоконно-оптическая связь в 2-3 раза дороже, но качество изображения зна­чительно выше, чем при передаче по фототелеграфу или через искусственный спут­ник Земли (ИСЗ). До середины 1996 г. Санкт-Петербургский газетный комплекс принимал оригинал-макеты центральных газет из Москвы по фототелеграфу, те­перь по каналу ИСЗ, а местные газеты, в частности «Санкт-Петербургские ведомо­сти» — по световодам. Об этом можно уже догадаться, сравнив «Ведомости» и, до-

Технические средства массовой коммуникации



пустим, «Российскую газету». У первого издания высокая насыщенность печати, четкость и контрастность иллюстраций, у второго таких достоинств нет. Между Москвой и Санкт-Петербургом в 1994 г. тоже был проложен кабель волоконно-оптической связи. И возможно, скоро усилиями журналистов он заработает в пол­ную силу, а дополнительные затраты редакций обернутся высоким полиграфичес­ким качеством изданий. Заметим, что волоконно-оптические линии связи пройдут под водой через акваторию Северного Ледовитого Океана, Черного моря; трансат­лантические и транстихоокеанские, они свяжут Россию с Америкой, Австралией и Африкой.

Эффективен и такой метод децентрализации выпуска издания, как передача номера по сети Интернет, когда, к примеру, матрицу очередного номера «Извес­тий» уже не требуется отправлять самолетом в крупные города за тысячи километ­ров от Москвы, и Хабаровск может отпечатать тираж центральной газеты одновре­менно со столичной типографией.

Весьма перспективно такое направление развития печатной технологии, как цифровая печать, когда процесс полиграфического воспроизведения оригинал-макета управляется ЭВМ и идет без применения печатных форм. Газетная полоса записывается в формате Post Script, преобразовывается с помощью процессора ра­стрового изображения RIP в биткарту, которая через контроллер управляет уст­ройством для переноса краски на запечатываемый материал. Эта технология по сравнению с традиционным офсетом обладает немалыми преимуществами:

• печать с компьютера делает ненужными изготовление формных пластин и процесс вывода фотоформ;

• высокая скорость (тысяча полнокрасочных или 4000 однокрасочных оттис­ков формата A3 в час);

• безупречное качество цветного изображения;

• можно сразу же получать сухие оттиски;

• перед самой печатью можно изменять текст, вносить в него поправки [7].

Первая в России цифровая офсетная машина Indigo E-Print 1000 была уста­новлена в июне 1996 г. в редакционно-издательском центре «Федоров» МНТК «Микрохирургия глаза».

Западные исследователи сулят газетам заманчивое будущее. Газеты будут пе­чататься в локальных центрах, к примеру, в супермаркетах, в метро, на железнодо­рожных станциях'— там, где установят цифровые печатные устройства, разрабо­танные в Бельгии и Израиле. Внешне устройства напоминают большие ксероксы. Страницы газеты набираются на компьютере и отправляются в цифровой распре­делительный центр. Затем посредством цифровых телекоммуникаций они переда­ются на каждое из таких печатных устройств, способных отпечатать нужное потре­бителям количество экземпляров. Отдельный экземпляр можно получить в любой момент одним нажатием кнопки. То, что выпущено и попадает к читателям в Мос­кве, может быть всего через несколько минут выпущено и доставлено читателям во Владивостоке, в восьми часовых поясах от Москвы.

Второй вариант «бумажной газеты» — это некое подобие цифрового печатного устройства, которое можно будет подключить в будущем к персональному компью-



Глава 11

теру, что позволит читателю получить издание в виде электронной информации и затем решать, прочесть ее на экране или на бумаге, как обычную газету.

Еще одно направление — использование Интернет, способного соединять ком­пьютеры по всему миру. Используя Web, или «Паутину», читатель видит на экра­не страницы заголовков и может перейти на заинтересовавшую его статью одним нажатием соответствующей клавиши. Электронные газеты будут в состоянии по­чти до бесконечности увеличивать объем освещения информации путем подклю­чения библиотек компьютерных «вырезок» и открытия доступа к невероятному объему дополнительного материала, содержащегося на других компьютерах. Ве­дется работа по созданию «личностных» газет: разрабатывается способ, каким чи­татель может сообщить о своих предпочтениях компьютеру, который отберет нуж­ную информацию и представит ее в форме газеты. Но как бы ни развивалась ком­пьютерная технология, традиционная бумажная газета не расстанется с массовой аудиторией.

11.3.1. Электронные версии современных газет

Есть в Ярославской области город Мышкин (недавно бывший поселком Мыш-кино). Небольшим тиражом здесь выходит местная газета «Мышкинская правда». Редакция решила открыть в Интернете сайт, выпускать электронную версию. И число читателей издания выросло с двух тысяч (таков тираж газеты) до трехсот тысяч (таково количество посетителей сайта). Конечно, многих привлекло название га­зеты. Другой пример: студенческая группа Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики подготовила номер учебной газеты. Выпустила ее крохотным тиражом — 30 экземпляров. Решили поместить номер на сайте кафед­ры «Связи с общественностью». Электронный тираж оказался в десятки раз боль­ше бумажного.

Практика выпуска электронных версий газет настолько значима, что в круп­ных изданиях («Коммерсантъ», «Известия», «Московские новости» и др.) созда­ны отделы, службы, которые готовят электронные версии газет. Одно из преиму­ществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Они не ограничены объемом, что позволяет публиковать расширенные версии материалов, подробные расследования. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере даже до выхода в свет их бумажного аналога. К примеру, во второй половине дня уже можно просмот­реть завтрашний номер «Комсомольской правды». Заголовки и аннотации, как пра­вило, открыты для бесплатного доступа, но полные тексты статей часто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения номера кредитной карточки пользователя для оплаты.

Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хра­нится информация предыдущих выпусков.

Российский Интернет-каталог @Rus (www.au.ru) в конце 1999 г. содержал 2164 ссылки (наименования) на разные российские СМИ. Газеты в сети появля­ются или путем создания собственных Web-узлов либо через аренду дискового пространства в коммерческих он-лайновых системах [8].

Технические средства массовой коммуникации



Широко пользуются Интернетом и редакции электронных СМИ. Так, серве­ры (персональные электронные странички) окрыли все московские радиостанции: на сайте можно узнать о том, кто учредил радиостанцию, каковы ее формат, лого­тип, сетка вещания; рассмотреть лица ведущих. Слушатель может отправить по почте электронное письмо, заказать музыкальную композицию или программу. Для своих поклонников некоторые радиостанции создают специальный раздел «Сте­на», где любители пообщаться через Интернет оставляют краткое сообщение о себе, свой вопрос или мнение о происходящем на станции, а позже могут прочитать от­вет одного или нескольких участников электронных «дебатов». Часто электрон­ные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно от вещательных про­грамм. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, ме­няются «обои» — фон, на котором располагаются тестовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии... С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно проследить, сколько человек — потенциальных слушателей или рекламодателей — ежедневно «посещают» сервер радиостанции.

Телевидение представлено пока в Интернете слабо, его Web-страницы носят презентационный характер.

ВЫВОДЫ

Конкуренция на рынке, борьба за выживаемость побуждают редакции средств массовой информации совершенствовать не только журналистское мастерство, но и техническую базу изданий и технологию подготовки газет, радиопрограмм, теле­передач. Бурные инновационные процессы последних лет XX столетия преобразо­вали журналистику Запада и России, умножили ее технический потенциал.

Возможности и быстрота действия оборудования по сбору информации и ил­люстративного материала (пишущие машинки, телефоны, телеграф, факс, компь­ютер, световоды, спутниковая связь и проч.) влияют на скорость производства, ка­чество и стоимость газет. Электроника и компьютеризация средств массовой ин­формации позволяют совершенствовать дизайн изданий, телерадиопередач, улучшать их качество. Переход печати, радио и телевидение на цифровые техноло­гии открывают перед журналистикой уникальные перспективы.



Глава 11

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какими были техника и технология производства газеты в 60-70-е гг.?

2. Проанализируйте номер газеты с точки зрения шрифтового оформления (кегли, гарнитуры, начертание, насыщенность, емкость, достоинства и не­достатки).

3. Сделайте анализ набора основного текста газеты (абзацы, пробелы, пе­реносы, ширина колонок, апрош, интерлиньяж, выключка строк, выделе­ния в тексте и т.д.).

4. Раскройте достоинства или недостатки заголовочного комплекса конкрет­ного газетного номера. Как бы вы его перестроили?

5. Определите качество иллюстративного материала и его размещения на полосе.

6. Сделайте макет газетной полосы, используя разные виды верстки.

7. Каков оптимальный способ передачи макета газеты из редакции в типо­графию?

8. Средства массовой информации и компьютер. Каковы перспективы это­го союза?

9. В чем особенности цифровой печати?

10. Перечислите оборудование радиостанции.

11. Какая разница между телефильмом и видеофильмом?

12. Перечислите виды монтажа на телевидении и виды съемки с движения.

13. Почему нужно цифровое телевидение? Что оно дает?

14. В чем суть кабельного и спутникового телевидения?

15. Расскажите о роли компьютерной техники в производстве современной прессы, в работе редакций.

16. Каковы сферы использования Интернет?

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бармин В. В. Принцип и особенности компьютерного дизайна отечественной газеты // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. - М, 1998. - С. И 5-116.

2. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. — Великий Новгород; СПб., 1999. — С. 318-338.

3. Головко С. Полвека газетного дизайна// Журналист. — 2001. — № 8. — С. 91-93.

4. Булгак В. XXI век — век глобализации и персонализации связи. //Радио. — 1997. — № 5. - С. 6.

5. История мировой журналистики. Изд 3-е / Беспалова А. Г., Корнилов Е.А., Корочен-ский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - М: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 392.

6. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 193.

7. Кононов И, Indigo E-Print 1000 — первые опыты // Полиграфия. — 1996. — № 5. — С. 34-35.

8. Система средств массовой информации России. — С. 229-230.

Технические средства массовой коммуникации



ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич С. М. Экономика современных СМИ. Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

2. История мировой журналистики. Изд 3-е / Беспалова А. Г., Корнилов Е.А., Корочен-ский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 432 с.

3. Картер М. Современный дизайн газеты. — М., 1995.

4. Моисеев A. «Macintosh» в компьютерном допечатном процессе: практические советы и рекомендации. — М., 1997.

5. Ныркова Л. М. Как делается газета. Практич. пособ. для студентов факультетов, отде­лений журналистики, избравших своей специальностью газетный дизайн. — М., 1998.

6. Радиожурналистика. Учебник / Под ред. А. А. Шереля. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун­та, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.

7. Самолетов С. Как делается газета? Учеб.-метод. пособ. — СПб., 1999.

8. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.

9. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. (Пер. с англ.) — М., 1999.


Наши рекомендации