Фотография, техника фотосъемки
Раскрыв газету, читатель прежде всего обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура. И об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмон-тирование снимка непосредственно в текст. Сложным и длительным был процесс изготовления клише. Сначала фотоснимок фотографировали специальным реп-
Технические средства массовой коммуникации_________________________________ 435
редукционным фотоаппаратом, после проявления и закрепления изображение на фотопластинке получалось в обратных тонах, негативным: белые участки оригинала становились черными и наоборот. Для воспроизведения тонового оригинала полутона изображения разбивались на множество мельчайших штриховых элементов — точек. С этой целью в процессе фотографирования оригинала применялся особый оптический прибор — растр. Следующей операцией была копировка, т. е. перенос изображения на поверхность цинковой пластинки, покрытой светочувствительным слоем, в который входили очищенный столярный клей и двухромовокис-лый калий. Далее пластину обрабатывали водой, после сильного нагрева делали огнеупорной, подвергали травлению раствором азотной кислоты. Затем отделывали, устраняли дефекты, выпиливали клише из цинковой пластинки, обрабатывали на фрезерном станке и наколачивали на деревянную подставку. При традиционном (некомпьютерном) способе, готовя иллюстрации к печати, работник типографии, как уже говорилось, фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран — раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в оригинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер: через сканер; с помощью оптического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужны ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. Заметим, что с перенесения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография. Одним из первых (в 1983 г.) на рынок попала фотокамера Mavica фирмы «Sony», а сегодня цифровые фотоаппараты свободно продаются в магазинах (уже в декабре 1999 г. минимальная цена такой фотокамеры составляла 13 тысяч рублей). Внедрение в журналистику электронных технологий переработки изображений взамен «мокрых» фотохимических процессов существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации.
В газете, журнале публикации информационных жанров могут сопровождаться иллюстрациями, играющими при этом подчиненную роль. Однако в случае приоритета фотографий над текстом можно говорить о фотоинформации или фоторепортаже. Если в жанрах фотоинформации отражаются единичные, существенные стороны сообщаемой новости в довольно сжатой форме, то в фоторепортаже факты, события раскрываются в последовательном, развернутом изобразительно-словесном изложении, сохраняя при этом динамику повествования. Изобразительная часть фотоинформации ограничена во времени и пространстве и констатирует только факты, тогда как фоторепортаж эти факты, события показывает в развитии и более масштабно. Автор выбирает наиболее существенные картины действительности для обобщений, сопоставлений, выводов. Художественный вкус, чутье, быстрая реакция в отборе, оценке и фиксации факта, умение концентрировать внимание на главном помогают создать такой фоторепортаж, который способен воздействовать на читателя. Наглядность, конкретность, жизненная достоверность — органические свойства фотопублицистики, обладающие силой убедительности и способностью эмоционального воздействия на духовный мир читателя. Фиксиро-
Глава 11
вание типичных, выразительных фактов помогает воссоздать картину произошедшего в восприятии читателя в живой конкретной форме, позволяет реально представить происходящие события, их участников. При такой наглядности документальности отображения действительности создается «эффект присутствия». Он заставляет читателя чувствовать и видеть все то, что запечатлел фоторепортер. Работа над фоторепортажем требует овладения приемами воздействия языком как зрительных образов, так и словесных. Для текстовой части фоторепортажа характерны те же речевые конструкции стиля, что и для репортажа. В репортаже довольно часто изложение ведется от первого лица, авторское «я» стало чуть ли не ведущей стилевой частью жанра. Повествование в настоящем времени позволяет создать впечатление того, что действие передается как бы сиюминутно, словно событие происходит на глазах у воспринимающего. Такую форму передачи мы видим в фоторепортаже...
А чтобы выигрышнее смотреться на прилавках рядом с глянцевыми журналами, газеты стремятся перейти на «цвет», экспериментируют с фотографиями, которые в отдельных изданиях даже закрывают логотип. Так, к примеру, практикуют в редакции «Вечернего Петербурга». Успешно применяется и такой журнальный прием: текст статьи как бы «обтекает не заключенную в рамку картинку или фотографию. Вообще фотографиям сегодня уделяется чуть ли не главное внимание, поскольку восприятие информации фиксируется в основном на зрительских образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь картинок много и каждая содержит ссылку. В моде — иллюстрации делового характера — графики, схемы, диаграммы. Но, несмотря на увеличение объема иллюстрированного материала, все меньше становится рисовальных графиков, уходит карикатура, не видно заменяющих фотографии рисунков к тематическим статьям.
Можно также подключиться к сети Internet, что позволяет принимать множество разнообразной информации и нужные иллюстрации включать с свое издание. При всех способах — традиционном и компьютерном — важно проследить, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной формы (прямоугольник интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано все лишнее). Компьютер успешно помогает решать эти проблемы. К примеру, в снимках заставочного характера изображение можно представить в виде мозаики, а можно сделать имитацию текстуры (полотно, камень, песок).