Фотография, техника фотосъемки

Раскрыв газету, читатель прежде всего обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут иг­рать роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же мож­но сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, кари­катура. И об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграм­мы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе несколь­ких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмон-тирование снимка непосредственно в текст. Сложным и длительным был процесс изготовления клише. Сначала фотоснимок фотографировали специальным реп-

Технические средства массовой коммуникации_________________________________ 435

редукционным фотоаппаратом, после проявления и закрепления изображение на фотопластинке получалось в обратных тонах, негативным: белые участки ориги­нала становились черными и наоборот. Для воспроизведения тонового оригинала полутона изображения разбивались на множество мельчайших штриховых элемен­тов — точек. С этой целью в процессе фотографирования оригинала применялся особый оптический прибор — растр. Следующей операцией была копировка, т. е. перенос изображения на поверхность цинковой пластинки, покрытой светочувстви­тельным слоем, в который входили очищенный столярный клей и двухромовокис-лый калий. Далее пластину обрабатывали водой, после сильного нагрева делали огнеупорной, подвергали травлению раствором азотной кислоты. Затем отделыва­ли, устраняли дефекты, выпиливали клише из цинковой пластинки, обрабатывали на фрезерном станке и наколачивали на деревянную подставку. При традицион­ном (некомпьютерном) способе, готовя иллюстрации к печати, работник типогра­фии, как уже говорилось, фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран — раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в ори­гинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. При компьютерной тех­нологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер: через сканер; с помощью оп­тического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужны ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. Заметим, что с пере­несения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография. Одним из первых (в 1983 г.) на рынок попала фотокамера Mavica фирмы «Sony», а сегодня цифровые фотоап­параты свободно продаются в магазинах (уже в декабре 1999 г. минимальная цена такой фотокамеры составляла 13 тысяч рублей). Внедрение в журналистику элек­тронных технологий переработки изображений взамен «мокрых» фотохимических процессов существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации.

В газете, журнале публикации информационных жанров могут сопровождать­ся иллюстрациями, играющими при этом подчиненную роль. Однако в случае при­оритета фотографий над текстом можно говорить о фотоинформации или фоторе­портаже. Если в жанрах фотоинформации отражаются единичные, существенные стороны сообщаемой новости в довольно сжатой форме, то в фоторепортаже фак­ты, события раскрываются в последовательном, развернутом изобразительно-сло­весном изложении, сохраняя при этом динамику повествования. Изобразительная часть фотоинформации ограничена во времени и пространстве и констатирует толь­ко факты, тогда как фоторепортаж эти факты, события показывает в развитии и более масштабно. Автор выбирает наиболее существенные картины действитель­ности для обобщений, сопоставлений, выводов. Художественный вкус, чутье, быст­рая реакция в отборе, оценке и фиксации факта, умение концентрировать внима­ние на главном помогают создать такой фоторепортаж, который способен воздей­ствовать на читателя. Наглядность, конкретность, жизненная достоверность — органические свойства фотопублицистики, обладающие силой убедительности и способностью эмоционального воздействия на духовный мир читателя. Фиксиро-





Глава 11

вание типичных, выразительных фактов помогает воссоздать картину произошед­шего в восприятии читателя в живой конкретной форме, позволяет реально пред­ставить происходящие события, их участников. При такой наглядности докумен­тальности отображения действительности создается «эффект присутствия». Он заставляет читателя чувствовать и видеть все то, что запечатлел фоторепортер. Работа над фоторепортажем требует овладения приемами воздействия языком как зрительных образов, так и словесных. Для текстовой части фоторепортажа харак­терны те же речевые конструкции стиля, что и для репортажа. В репортаже доволь­но часто изложение ведется от первого лица, авторское «я» стало чуть ли не веду­щей стилевой частью жанра. Повествование в настоящем времени позволяет со­здать впечатление того, что действие передается как бы сиюминутно, словно событие происходит на глазах у воспринимающего. Такую форму передачи мы видим в фо­торепортаже...

А чтобы выигрышнее смотреться на прилавках рядом с глянцевыми журнала­ми, газеты стремятся перейти на «цвет», экспериментируют с фотографиями, кото­рые в отдельных изданиях даже закрывают логотип. Так, к примеру, практикуют в редакции «Вечернего Петербурга». Успешно применяется и такой журнальный при­ем: текст статьи как бы «обтекает не заключенную в рамку картинку или фотогра­фию. Вообще фотографиям сегодня уделяется чуть ли не главное внимание, посколь­ку восприятие информации фиксируется в основном на зрительских образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь карти­нок много и каждая содержит ссылку. В моде — иллюстрации делового характера — графики, схемы, диаграммы. Но, несмотря на увеличение объема иллюстрированно­го материала, все меньше становится рисовальных графиков, уходит карикатура, не видно заменяющих фотографии рисунков к тематическим статьям.

Можно также подключиться к сети Internet, что позволяет принимать множе­ство разнообразной информации и нужные иллюстрации включать с свое издание. При всех способах — традиционном и компьютерном — важно проследить, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной фор­мы (прямоугольник интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано все лишнее). Компьютер успешно помогает решать эти проблемы. К при­меру, в снимках заставочного характера изображение можно представить в виде мозаики, а можно сделать имитацию текстуры (полотно, камень, песок).

Наши рекомендации