Полиграфическая техника и полиграфические процессы

С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гу­тенберга, создавшего печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печата­лись с целых деревянных или металлических досок, на которых и вырезались бук­вы. В последующие годы (после Гутенберга) оборудование для набора и тиражи­рования изданий постоянно модернизировалось. Научно-технический прогресс всегда коренным образом влиял на развитие производства газет. Так, применение с 1814 г. парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпуска­емых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изобрел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и раз­бор матриц. В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип — наборную строкоот­ливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфо­ленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ — числовым программным управ­лением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию фак-



Глава 11

сов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купи­ла крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фотонаборная тех­ника за рубежом начала внедряться: в 50-е гг. появилась механическая технология, в начале 60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электрон­ная технология. В начале 70-х гг. две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Однако вспомним, как делали газеты в 60-70 годы XX столетия. Оригинал ав­торской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался прав­ке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголов­ки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии помимо цинкографии действо­вали наборный цех, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельеф­ных отливов — стереотипов; печатный цех, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали ротационные (скоропечат­ные) машины (на быстро вращающиеся барабаны ротаций крепились стереотипы цилиндрической формы, и печатание шло не на отдельных листах, а на длинной бумажной ленте, сматывающейся с рулонов, которая затем разрезалась, фальцева­лась, или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского сте­реотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонталь­ной металлической платформе — талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем — плоской металлической плитой).

Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов — лите­ров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготов­ляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова — гарта, линеек, концовок, оформляющих текст, и материалов пробельных, непечатающих, к которым отно­сились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные при­змы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Набор­щик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей на­бираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки... В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах.

После макетирования — составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций, начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать), перено­сили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобожда-




Технические средства массовой коммуникации



ли от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски прохо­дили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре — редакционной). После того как первая типографская корректура была прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправле­ниями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся ис­правления в гранки или «куски», верстали полосу целиком, делали оттиск и переда­вали на ревизионную корректуру. После устранения возможных ошибок снова дела­ли оттиск, но уже на подпись к печати {подписная полоса). Последняя виза замести­теля главного редактора газеты (руководителя дежурной, или ночной бригады) — на первом сигнальном, очищенном от ошибок экземпляре номера — «В свет!».

Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы...

Развитие телевидения и радио, компьютерных сетей сократило число потреби­телей газет, номинал экземпляра которых возрастает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей — разные интересы: кто-то интересуется международными событиями, си­туацией в Чечне, а кто-то — спортивными новостями. И здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивидуального пользователя и в этом ее привлекательность.

В то же время газета развивается в соответствии с общими закономерностями эволюции средств массовой информации. К примеру, сегодня спрос на телевизоры черно-белого изображения весьма ограничен, хотя их цена намного меньше, чем у цветных. Это естественно: цветное изображение наиболее полно отражает окружа­ющую нас действительность. Такая же тенденция характерна и для газет. Много­красочная газета, где цвет используется не только для репродуцирования, но и для рекламы, выделения каких-то материалов с помощью цветных заголовков и т.д., стала совершенно обычной в развитых странах.

В России в последние годы укреплялась демократическая система СМИ, при­шедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учре­дителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные мате­риалы, причем хорошего качества.

Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как: а) на­бор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс форми­рования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудова­ние позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выво­дить их на бумагу или на фотоформу.

Производство издания начинается с ее основы — текста. Набирать его на ком­пьютере несложно. Прежде — при горячем способе набора и фотонаборе — надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать, ныне же —



Глава 11

с компьютерным набором — проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вы­читка и корректура — сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А что­бы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии — для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7, или ударить курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего мы выбираем гарнитуру — комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штри­хов (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широ­кие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихован­ные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах (бо­лее крупная единица — квадрат, равный 48 пунктам). Типографская, или типомет-рическая система Дидо (предложил в 1737 г. словолитчик П. С. Фурнье, а париж­ский типограф Ф.-А. Дидо усовершенствовал ее в конце XVIII в.) основана на рас­пространенной в то время двенадцатеричной системе футов и дюймов, В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм, а квадрат — 18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете, скажем, преоб­ладали петит (маленький) — 8 пунктов и боргес (гражданский) — 9, но появля­лись также миньон (крошечный) — 7 пунктов, и нонпарель (бесподобный) — 6 пун­ктов. Сравнительно редко газетные тексты набирались такими крупными шрифта­ми, как 10 пунктов — корпус (от итал.: «Corpus juris civilis» — шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Рим­ской империи), 12 — цицеро (от ит. собст. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина — сред­ний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 — терция (в свое время третий по размеру шрифт). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) на­зываются текстовыми, начиная с 16 кегля — титульными.

Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типограф­ский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро = 4,5 мм = 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При верстке газеты с помощью настольных редакционно-изда-тельских систем вместо европейской (1 пункт = 0,376 мм) используется англо-аме­риканская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) Для новой типометрии рекомендуют­ся кегль набора текста 9 или 10 англо-амер. пунктов, гарнитура набора — газета, тайме, формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 пе­чатного знака, а число колонок на полосе было нечетным [1].

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не боль­ше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормаль­ное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного форма­та, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инстру-

Технические средства массовой коммуникации



ментов монитора на соответствующие клавиши — по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением началь­ных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь оди­наковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе оп­ределенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание сле­дует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующее одно число (если две цифры 1999-2004, то тире остается в первой стро­ке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с циф­рами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечисле­нии); знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20 %, п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте кур­сивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шриф­том другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля. Эти и другие графические спосо­бы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) при­меняют при оформление таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выно­сы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя пуб­ликации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям, по газетному оформлению высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Вообража­емая линия оптического центра целит полосу в примерной пропорции 5/8. Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголо­вочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире — остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под уг­лом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1:3 до 1 :12. Применяемые для заголовков кегли титульных шриф­тов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформля­ются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, отно­сятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и



Глава 11

украшения (маркеры), — к вспомогательным, призванным разделить газетный ма­териал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста — 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ста­вилась светлая разделительная линейка. Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основ­ного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере мож­но менять его одновременным нажатием клавиш Ctrl и 1, Ctrl и 1,5 или Ctrl и 2 — при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комби­нациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взято­му в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку — прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных ма­териалов разделялись с помощью типографских наборных украшений, всевозмож­ных концовок — усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров рас­ширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться мар­керами. Они используются как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за мар­кером, например за стрелочками, разными значками.

Содержание газет меняется. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенацио­нальных газетах было 60 % на 40 %, то теперь наблюдается обратная пропорция. Современный читатель скорее «сканирует» газету, чем читает, не вникая' в объем­ные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются крат­кими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмот­рев выносы, решает, какой материал ему читать.

Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля — логотип и шапка. Но и здесь в нескольких изданиях в последнее время произошли перемены. Так, «Новые Известия» поменяли шрифт логотипа. Правда, по решению суда, а не по своей воле. А вот изменения логотипа газет «Росая» и «Время МН», напротив, чисто дизайнерское решение. Новый логотип «Независимой» руководство газеты в своих комментариях трактует как дизайнерский ход. Но для читателей исчезно­вение из логотипа слова «газета» символизируют новое позиционирование, новые приоритеты, новый менеджмент и уход от концепции «Независимой газеты», реа­лизованной первым редактором В. Третьяковым.

Верстка и печать

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распре­делились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные ком-

Технические средства массовой коммуникации



плексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, кото­рые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургс­ких ведомости» традиционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает макетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о собы­тии, которое произойдёт лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся стрелкой в конце материа­ла, или диагональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстрации (че­тырехугольник) штрихуют или перечеркивают, накрест или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материа­ла, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вер­тикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизон­тальные — единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор мо­дуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными эле­ментами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асим­метричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок раз­ные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить по­строение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоу­гольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника по­зволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) раз­верстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т.д.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов



Глава 11

размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в ком­поновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздель­ная верстка», т.е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настоль-но-издательские системы.

Редактор лондонской газеты «Observer» Дэвид Рэндолл в своей книге «Уни­версальный журналист» останавливается на пятнадцати принципах верстки. В крат­ком виде они сводятся к следующему.

1. Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них раз­местить.

2. Осознать все проблемы.

3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нару­шают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести к другое место.

4. Определить объем и формат основного текста и фотографии.

5. Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации за­бивали ее.

6. Снимки надо помещать посреди текста.

7. Заголовок основной статьи должен быть на 40 % крупнее других заголовков полосы.

8. Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

9. Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.

10. Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонталь­но, было напряжение, контраст.

11. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

12. Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

13. Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

14. Выделить все — значит, не выделить ничего.

15. Все время важно изучать другие газеты [2].

Верстка — это не только способ расположения материалов при творческом со­здании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из со­ответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский ра­ботник, сейчас — редакционный оператор верстки, если редакция имеет собствен­ное компьютерное оборудование.

После верстки начинается печать. Существуют несколько способов печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная.

Способ высокой печати заключается в том, что литеры и клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Принцип высокой печати использовался еще тысячу с

Технические средства массовой коммуникации_________________________________ 429

лишним лет назад: на плоских деревянных досках гравер по дереву — ксилограф, чтобы получить изображение, углублял непечатающие, пробельные элементы. Кси­лография (от греч. дерево + пишу) в XIX в. широко применялась при печатании иллюстраций, а в XX в. сохранила значение как техника создания художественной графики — станковой и книжной.

В отличие от ксилографии при литографии (от греч. камень + пишу) рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным ве­ществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприим­чивыми к краске. В этом и состоит суть плоской печати, при которой печатающие и непечатаюлие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип несмеши­ваемости масла и воды. Но изобретенный в 1798 г. способ контактной печати с плос­ких форм имел ряд недостатков, что привело к замене его офсетом: краска с печат­ной формы (цинковой, алюминиевой и т.д.) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а уже с нее на бу­магу. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 г. в США, когда была созда­на первая офсетная печатная машина.

При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме изменяется в зависи­мости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие гра­дации и переходы тонов. Это уникальное преимущество глубокой печати реализу­ется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе ри­сунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качествен­ным при высокой и плоской печати.

Глубокая печать появилась в середине XV в., до этого времени существовали только ручные способы изготовления печатных форм — гравировка на металли­ческих пластинах, углубление печатных элементов специальным резцом (резцовая гравюра, черная манера, сухая игла) и химические способы гравюры (офорт, аква­тинта, мягкий лак), что требовало не только мастерства, но и больших затрат труда и времени. В конце XIX в. был изобретен способ фотомеханического переноса изоб­ражения на поверхность металлических пластин с последующим химическим трав­лением печатающих элементов (гелиогравюра). Печать с таких форм велась на руч­ном станке, но в 1910 г. процесс был механизирован с помощью роторных машин, при этом жидкая краска с пробельных (непечатающих) элементов формы удаля­лась ракелем (тонкой пластинкой в виде ножа). Поэтому глубокую печать стали называть еще я ракельной.

Трафаретная печать — это воспроизведение текста и графического изображе­ния при помощи шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки), вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность. Раньше такой способ называли шелкографией, ныне этот термин не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изго­товлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкале приборов и т.д.), для раскраски тканей.



Глава 11

От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная техноло­гия, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или не­гативов).

Большое значение для качества продукции имеет правильный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Для некото­рых видов изданий больше подойдет грубая или шероховатая, чем мелованная. Размер бумаги определен стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, ко­торый позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко известны применяемые с 1928 г. «Международные форматы бумаги» — форматы «А» (принцип формата — постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714 - 1:1,4). Листы бумаги нулевого формата АО (840x1189 мм) и формата А1 (594x840 мм, или половина формата АО) в газетной практике не используются. Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Известия», «Труд». Формат A3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекатель­ных газет, в формате А4 выходят многие таблоиды и издания предприятий. Стан­дартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг дру­гу. Так, площадь страницы формата А2 (420x594 мм) равна площади двух страниц формата A3 (297x420 мм) или площади четырех страниц формата А4 (210x297 мм). По формату можно сразу же определить и объем газеты: если 4 страницы формата А2 — это два печатных листа, то 4 страницы газеты формата A3 — один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади сверстанных материа­лов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными полосами. Оптимальный размер полосы — 4/5 площади газетной страницы.

Современные газетные печатные машины (агрегаты) позволяют получать раз­личные варианты газет по объему, формату (А2 и A3), красочности с двух сторон листа. На выходе с помощью фальцаппарата с подборкой можно получить тетра­ди, имеющие объем кратный 16 страницам (с одного рулона — 16 полос, с двух — 32, с трех рулонов — 48, с шести — 96 полос).

Экспедиционное оборудование — завершающая часть технологического ком­плекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) ис­пользуются накопители в форме сменных барабанов.

11.1.2. Дизайн полиграфических изданий

Рынок требует постоянного обновления. Но одно остается неизменным — фор­ма должна соответствовать содержанию. Краткое определение «дизайн — это ху­дожественное конструирование» дает четкое представление и сути газетного ди­зайна. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения — все это отдельные элементы для конструирования полосы как единого целого. Компонуя эти составляющие в определенном порядке, можно создавать самые разнообраз­ные композиции. Успех зависит от профессионализма и вкуса журналистов, кото­рые верстают и оформляют газету или журнал, материальной базы редакции, от графической модели.

Технические средства массовой коммуникации 431

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает соче­тание трех принципов: 1) удобства (чтения — для читателей, создания и оформле­ния — для журналистов, полиграфического исполнения — для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и по­лиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызы­вающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, осо­бенности оформления — все это определяет графику газетного дизайна.

... Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет со­здать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как компо­зиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распре­деление материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, ко­лонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием стра­ницы — вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», ти­тульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

Красота газетного дизайна — в логичности, простоте и четкости. Конструиро­вание основывается на модульной сетке, а также определяется избранным видом верстки и количеством материалов, которые необходимо разместить на полосе. Лучше использовать небольшое — до двух-трех — число гарнитур, рисунки шриф­тов должны быть близки друг к другу, набивать следует строчными буквами, не следует злоупотреблять прописными буквами даже при наборе подзаголовка (текст, набранный прописными буквами, воспринимается медленно, утомляя читателя. Первая страница — лицо номера, здесь должен быть яркий фотокадр, можно выне­сти анонс важнейших публикаций (указатель важнейших материалов на полосах). Следует продумать оформление выходных сведений (информация об учредителе, редакторе, тираже, регистрационном номере газеты, типографии и адресе редак­ции, подписном индексе издания), а колонтитул (строку с названием газеты, номе­ром выпуска, его датой и указанием страницы) устанавливают вверху или внизу каждой полосы,'ориентируя читателя.

Любопытно проследить эволюцию стилей формирования газетных полос, что неразрывно связано с коллизиями развития нашего общества. Так, в 50-е гг. XX в. преобладая сформированный еще во время войны обезличенный стиль. Эконом­ный, подчеркнуто технический, он диктовался общественной ситуацией в стране. Преобладали широкие текстовые колонки, узкий петит в текстовом наборе, мел­кие заголовки, ограниченное количество гарнитур и иллюстраций. Желтоватая низкосортная бумага сводила удобочитаемость практически к нулю. Многие газе­ты из-за скудости оформительских средств походили одна на другую. В 60-е гг., во времена хрущевской оттепели утверждается новый (названный пестрым) стиль: многоколонная верстка, разноформатный набор текста, изобилие различных тексто­вых и заголовочных гарнитур, линеек, украшений, «выворотные» рубрики и застав­ки, ломаный (сапогом) вид вертки, громадные буквицы («фонари»), крупные фото­графии, порой занимающие больше места, чем текст. В конце 60-х - 80-е гг. пестрый



Глава 11

стиль уступил место спокойному, блочному стилю. От прежнего сохранились не­которые черты декоративности и экспрессивности, но верстка стала простой, пря­моугольной, уменьшился ассортимент шрифтов и линеек различного рисунка, по­явился контраст между крупными и мелкими заголовками, но наблюдается увле­чение жирными линейками в межколонных пробелах, конкурирующих с заголовками и раздражающих глаз. В 80-е гг. утвердился «просветленный» стиль — он отличается отказом от межколонных линеек и декоративных излишеств, что об­легчило «вес» полосы, придало ей воздушность; верстка утратила подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами стати заголовки и иллюстрации.

Нельзя не сказать о влиянии на оформление газет Интернета и журналов. Кон­куренция и взаимодействие с онлайновыми и оффлайновыми СМИ приводит к тому, что первые полосы традиционных газет все более насыщаются информаци­ей, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модулей, сделанные по образцу Интернет-сайтов боковые линейки. Последний прием, в частности, использован в еженедельниках «Коммерсанта» и в вышедшем в 2001 г. новом издании — «Газе­та». В то же время традиционная линейка, отделяющая один материала от другого, многие годы неизменный газетный атрибут, выходит из моды, ибо изменилась куль­тура потребителей текстового материала. В отличие от 50-60 гг. XX в. сегодня от­сутствие разделяющих линеек не запутывает и не отпугивает читателей.

Новый, XXI век пока не привнес изменений в оформление, но очевидны зако­номерности развития газетного дизайна — стремление к использовани

Наши рекомендации