Полиграфическая техника и полиграфические процессы
С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гутенберга, создавшего печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с целых деревянных или металлических досок, на которых и вырезались буквы. В последующие годы (после Гутенберга) оборудование для набора и тиражирования изданий постоянно модернизировалось. Научно-технический прогресс всегда коренным образом влиял на развитие производства газет. Так, применение с 1814 г. парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изобрел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и разбор матриц. В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип — наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ — числовым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию фак-
Глава 11
сов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фотонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е гг. появилась механическая технология, в начале 60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электронная технология. В начале 70-х гг. две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.
Однако вспомним, как делали газеты в 60-70 годы XX столетия. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголовки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии помимо цинкографии действовали наборный цех, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельефных отливов — стереотипов; печатный цех, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали ротационные (скоропечатные) машины (на быстро вращающиеся барабаны ротаций крепились стереотипы цилиндрической формы, и печатание шло не на отдельных листах, а на длинной бумажной ленте, сматывающейся с рулонов, которая затем разрезалась, фальцевалась, или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского стереотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонтальной металлической платформе — талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем — плоской металлической плитой).
Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов — литеров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготовляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова — гарта, линеек, концовок, оформляющих текст, и материалов пробельных, непечатающих, к которым относились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные призмы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Наборщик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей набираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки... В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах.
После макетирования — составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций, начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать), переносили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобожда-
Технические средства массовой коммуникации
ли от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски проходили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре — редакционной). После того как первая типографская корректура была прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправлениями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся исправления в гранки или «куски», верстали полосу целиком, делали оттиск и передавали на ревизионную корректуру. После устранения возможных ошибок снова делали оттиск, но уже на подпись к печати {подписная полоса). Последняя виза заместителя главного редактора газеты (руководителя дежурной, или ночной бригады) — на первом сигнальном, очищенном от ошибок экземпляре номера — «В свет!».
Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы...
Развитие телевидения и радио, компьютерных сетей сократило число потребителей газет, номинал экземпляра которых возрастает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей — разные интересы: кто-то интересуется международными событиями, ситуацией в Чечне, а кто-то — спортивными новостями. И здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивидуального пользователя и в этом ее привлекательность.
В то же время газета развивается в соответствии с общими закономерностями эволюции средств массовой информации. К примеру, сегодня спрос на телевизоры черно-белого изображения весьма ограничен, хотя их цена намного меньше, чем у цветных. Это естественно: цветное изображение наиболее полно отражает окружающую нас действительность. Такая же тенденция характерна и для газет. Многокрасочная газета, где цвет используется не только для репродуцирования, но и для рекламы, выделения каких-то материалов с помощью цветных заголовков и т.д., стала совершенно обычной в развитых странах.
В России в последние годы укреплялась демократическая система СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества.
Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как: а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.
В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.
Производство издания начинается с ее основы — текста. Набирать его на компьютере несложно. Прежде — при горячем способе набора и фотонаборе — надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать, ныне же —
Глава 11
с компьютерным набором — проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вычитка и корректура — сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии — для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7, или ударить курсором мыши на надпись «сервис».
Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего мы выбираем гарнитуру — комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах (более крупная единица — квадрат, равный 48 пунктам). Типографская, или типомет-рическая система Дидо (предложил в 1737 г. словолитчик П. С. Фурнье, а парижский типограф Ф.-А. Дидо усовершенствовал ее в конце XVIII в.) основана на распространенной в то время двенадцатеричной системе футов и дюймов, В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм, а квадрат — 18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете, скажем, преобладали петит (маленький) — 8 пунктов и боргес (гражданский) — 9, но появлялись также миньон (крошечный) — 7 пунктов, и нонпарель (бесподобный) — 6 пунктов. Сравнительно редко газетные тексты набирались такими крупными шрифтами, как 10 пунктов — корпус (от итал.: «Corpus juris civilis» — шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Римской империи), 12 — цицеро (от ит. собст. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина — средний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 — терция (в свое время третий по размеру шрифт). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля — титульными.
Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типографский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро = 4,5 мм = 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При верстке газеты с помощью настольных редакционно-изда-тельских систем вместо европейской (1 пункт = 0,376 мм) используется англо-американская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) Для новой типометрии рекомендуются кегль набора текста 9 или 10 англо-амер. пунктов, гарнитура набора — газета, тайме, формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 печатного знака, а число колонок на полосе было нечетным [1].
Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не больше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инстру-
Технические средства массовой коммуникации
ментов монитора на соответствующие клавиши — по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующее одно число (если две цифры 1999-2004, то тире остается в первой строке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении); знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20 %, п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.
Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля. Эти и другие графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформление таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т.п.
Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям, по газетному оформлению высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Воображаемая линия оптического центра целит полосу в примерной пропорции 5/8. Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире — остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1:3 до 1 :12. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).
Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и
Глава 11
украшения (маркеры), — к вспомогательным, призванным разделить газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста — 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ставилась светлая разделительная линейка. Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере можно менять его одновременным нажатием клавиш Ctrl и 1, Ctrl и 1,5 или Ctrl и 2 — при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку — прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных материалов разделялись с помощью типографских наборных украшений, всевозможных концовок — усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за маркером, например за стрелочками, разными значками.
Содержание газет меняется. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенациональных газетах было 60 % на 40 %, то теперь наблюдается обратная пропорция. Современный читатель скорее «сканирует» газету, чем читает, не вникая' в объемные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются краткими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмотрев выносы, решает, какой материал ему читать.
Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля — логотип и шапка. Но и здесь в нескольких изданиях в последнее время произошли перемены. Так, «Новые Известия» поменяли шрифт логотипа. Правда, по решению суда, а не по своей воле. А вот изменения логотипа газет «Росая» и «Время МН», напротив, чисто дизайнерское решение. Новый логотип «Независимой» руководство газеты в своих комментариях трактует как дизайнерский ход. Но для читателей исчезновение из логотипа слова «газета» символизируют новое позиционирование, новые приоритеты, новый менеджмент и уход от концепции «Независимой газеты», реализованной первым редактором В. Третьяковым.
Верстка и печать
Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные ком-
Технические средства массовой коммуникации
плексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургских ведомости» традиционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает макетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о событии, которое произойдёт лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся стрелкой в конце материала, или диагональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстрации (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают, накрест или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.
Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные — единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.
Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.
Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т.д.
Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов
Глава 11
размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.
А в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная верстка», т.е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настоль-но-издательские системы.
Редактор лондонской газеты «Observer» Дэвид Рэндолл в своей книге «Универсальный журналист» останавливается на пятнадцати принципах верстки. В кратком виде они сводятся к следующему.
1. Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них разместить.
2. Осознать все проблемы.
3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести к другое место.
4. Определить объем и формат основного текста и фотографии.
5. Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее.
6. Снимки надо помещать посреди текста.
7. Заголовок основной статьи должен быть на 40 % крупнее других заголовков полосы.
8. Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.
9. Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.
10. Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально, было напряжение, контраст.
11. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
12. Не надо выстраивать заголовки в одну линию.
13. Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.
14. Выделить все — значит, не выделить ничего.
15. Все время важно изучать другие газеты [2].
Верстка — это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас — редакционный оператор верстки, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.
После верстки начинается печать. Существуют несколько способов печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная.
Способ высокой печати заключается в том, что литеры и клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Принцип высокой печати использовался еще тысячу с
Технические средства массовой коммуникации_________________________________ 429
лишним лет назад: на плоских деревянных досках гравер по дереву — ксилограф, чтобы получить изображение, углублял непечатающие, пробельные элементы. Ксилография (от греч. дерево + пишу) в XIX в. широко применялась при печатании иллюстраций, а в XX в. сохранила значение как техника создания художественной графики — станковой и книжной.
В отличие от ксилографии при литографии (от греч. камень + пишу) рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске. В этом и состоит суть плоской печати, при которой печатающие и непечатаюлие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип несмешиваемости масла и воды. Но изобретенный в 1798 г. способ контактной печати с плоских форм имел ряд недостатков, что привело к замене его офсетом: краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой и т.д.) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а уже с нее на бумагу. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 г. в США, когда была создана первая офсетная печатная машина.
При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие градации и переходы тонов. Это уникальное преимущество глубокой печати реализуется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе рисунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качественным при высокой и плоской печати.
Глубокая печать появилась в середине XV в., до этого времени существовали только ручные способы изготовления печатных форм — гравировка на металлических пластинах, углубление печатных элементов специальным резцом (резцовая гравюра, черная манера, сухая игла) и химические способы гравюры (офорт, акватинта, мягкий лак), что требовало не только мастерства, но и больших затрат труда и времени. В конце XIX в. был изобретен способ фотомеханического переноса изображения на поверхность металлических пластин с последующим химическим травлением печатающих элементов (гелиогравюра). Печать с таких форм велась на ручном станке, но в 1910 г. процесс был механизирован с помощью роторных машин, при этом жидкая краска с пробельных (непечатающих) элементов формы удалялась ракелем (тонкой пластинкой в виде ножа). Поэтому глубокую печать стали называть еще я ракельной.
Трафаретная печать — это воспроизведение текста и графического изображения при помощи шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки), вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность. Раньше такой способ называли шелкографией, ныне этот термин не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изготовлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкале приборов и т.д.), для раскраски тканей.
Глава 11
От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная технология, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или негативов).
Большое значение для качества продукции имеет правильный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Для некоторых видов изданий больше подойдет грубая или шероховатая, чем мелованная. Размер бумаги определен стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко известны применяемые с 1928 г. «Международные форматы бумаги» — форматы «А» (принцип формата — постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714 - 1:1,4). Листы бумаги нулевого формата АО (840x1189 мм) и формата А1 (594x840 мм, или половина формата АО) в газетной практике не используются. Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Известия», «Труд». Формат A3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет, в формате А4 выходят многие таблоиды и издания предприятий. Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 (420x594 мм) равна площади двух страниц формата A3 (297x420 мм) или площади четырех страниц формата А4 (210x297 мм). По формату можно сразу же определить и объем газеты: если 4 страницы формата А2 — это два печатных листа, то 4 страницы газеты формата A3 — один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади сверстанных материалов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными полосами. Оптимальный размер полосы — 4/5 площади газетной страницы.
Современные газетные печатные машины (агрегаты) позволяют получать различные варианты газет по объему, формату (А2 и A3), красочности с двух сторон листа. На выходе с помощью фальцаппарата с подборкой можно получить тетради, имеющие объем кратный 16 страницам (с одного рулона — 16 полос, с двух — 32, с трех рулонов — 48, с шести — 96 полос).
Экспедиционное оборудование — завершающая часть технологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) используются накопители в форме сменных барабанов.
11.1.2. Дизайн полиграфических изданий
Рынок требует постоянного обновления. Но одно остается неизменным — форма должна соответствовать содержанию. Краткое определение «дизайн — это художественное конструирование» дает четкое представление и сути газетного дизайна. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения — все это отдельные элементы для конструирования полосы как единого целого. Компонуя эти составляющие в определенном порядке, можно создавать самые разнообразные композиции. Успех зависит от профессионализма и вкуса журналистов, которые верстают и оформляют газету или журнал, материальной базы редакции, от графической модели.
Технические средства массовой коммуникации 431
Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения — для читателей, создания и оформления — для журналистов, полиграфического исполнения — для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления — все это определяет графику газетного дизайна.
... Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы — вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.
Красота газетного дизайна — в логичности, простоте и четкости. Конструирование основывается на модульной сетке, а также определяется избранным видом верстки и количеством материалов, которые необходимо разместить на полосе. Лучше использовать небольшое — до двух-трех — число гарнитур, рисунки шрифтов должны быть близки друг к другу, набивать следует строчными буквами, не следует злоупотреблять прописными буквами даже при наборе подзаголовка (текст, набранный прописными буквами, воспринимается медленно, утомляя читателя. Первая страница — лицо номера, здесь должен быть яркий фотокадр, можно вынести анонс важнейших публикаций (указатель важнейших материалов на полосах). Следует продумать оформление выходных сведений (информация об учредителе, редакторе, тираже, регистрационном номере газеты, типографии и адресе редакции, подписном индексе издания), а колонтитул (строку с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы) устанавливают вверху или внизу каждой полосы,'ориентируя читателя.
Любопытно проследить эволюцию стилей формирования газетных полос, что неразрывно связано с коллизиями развития нашего общества. Так, в 50-е гг. XX в. преобладая сформированный еще во время войны обезличенный стиль. Экономный, подчеркнуто технический, он диктовался общественной ситуацией в стране. Преобладали широкие текстовые колонки, узкий петит в текстовом наборе, мелкие заголовки, ограниченное количество гарнитур и иллюстраций. Желтоватая низкосортная бумага сводила удобочитаемость практически к нулю. Многие газеты из-за скудости оформительских средств походили одна на другую. В 60-е гг., во времена хрущевской оттепели утверждается новый (названный пестрым) стиль: многоколонная верстка, разноформатный набор текста, изобилие различных текстовых и заголовочных гарнитур, линеек, украшений, «выворотные» рубрики и заставки, ломаный (сапогом) вид вертки, громадные буквицы («фонари»), крупные фотографии, порой занимающие больше места, чем текст. В конце 60-х - 80-е гг. пестрый
Глава 11
стиль уступил место спокойному, блочному стилю. От прежнего сохранились некоторые черты декоративности и экспрессивности, но верстка стала простой, прямоугольной, уменьшился ассортимент шрифтов и линеек различного рисунка, появился контраст между крупными и мелкими заголовками, но наблюдается увлечение жирными линейками в межколонных пробелах, конкурирующих с заголовками и раздражающих глаз. В 80-е гг. утвердился «просветленный» стиль — он отличается отказом от межколонных линеек и декоративных излишеств, что облегчило «вес» полосы, придало ей воздушность; верстка утратила подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами стати заголовки и иллюстрации.
Нельзя не сказать о влиянии на оформление газет Интернета и журналов. Конкуренция и взаимодействие с онлайновыми и оффлайновыми СМИ приводит к тому, что первые полосы традиционных газет все более насыщаются информацией, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модулей, сделанные по образцу Интернет-сайтов боковые линейки. Последний прием, в частности, использован в еженедельниках «Коммерсанта» и в вышедшем в 2001 г. новом издании — «Газета». В то же время традиционная линейка, отделяющая один материала от другого, многие годы неизменный газетный атрибут, выходит из моды, ибо изменилась культура потребителей текстового материала. В отличие от 50-60 гг. XX в. сегодня отсутствие разделяющих линеек не запутывает и не отпугивает читателей.
Новый, XXI век пока не привнес изменений в оформление, но очевидны закономерности развития газетного дизайна — стремление к использовани