Полиграфическая система измерений

В издательствах и на типографиях используют особую единицу измерения – типографская единица измерения:1) авторский лист: единица измерения объема текста и изобразительных материалов: 40 тыс. знаков, включая пробелы; 700 строк стихотворного текста; 3 тыс. квадратных см площади иллюстраций;2) учетно-издательский лист: единица измерения объема отпечатанного произведения (т. е. + оглавление, аннотации, редакционное предисловие и т.д.). Равен тем же числам. Он всегда больше авторского листа;3) печатный лист: единица измерения печатной продукции. Выражается 2-я способами: физический печатный лист (лист любого стандартного формата, запечатанной с одной стороны или с двух пополам), условный печатный лист (лист формата 60x90 см, запечатанный с одной стороны или с двух пополам);4)Для измерения форматов, линейных размеров печатных форм, размера строк – С-ма Дидо –Франция:1п. (типографский пункт)=1/72 фр.дюйма= 0,376мм. 1кв. =48 п=18мм; 6п=нонпарель; 8п=петит; 9п=боргес; 10п=корпус; 12п=цицеро; 1фр.дюйм=27,07 мм. Англо-амер.полигр.сист.: 1англ.пункт(пт)=0,353мм; 1англ.дюйм=25,4мм; 1пайка=12пт.

5. Полиграфические шрифты.Шрифт - это комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке на оттиске, полученном полиграфическими средствами.Все элементы печатных форм подразделяются на:печатающие и пробельные. печатающие элементы при накатывании на них краски и совмещении с воспринимающей поверхностью передают изображение. Пробельные элементы создают пробелы между словами, строками, другие пробелы внутри наборной полосы и поля на странице издания. Пробельный материал оригинальных наборных форм высокой печати в соответствии с выполняемыми функциями подразделяется на три группы: 1)Внутристрочный, или выключной; 2)Межстрочный, или разделительный; 3)Полосный, или заполнительный. Буквы состоят из следующих основных элементов: 1) основных штрихов 2) соединительных штрихов 3) засечек, серифов различной формы. Линейки используются при наборе таблиц и формул как разделительный печатающий материал, в акцидентном наборе - для отделения и выделения. По начертанию очка линейки подразделяются на несколько видов. Орнаменты (украшения) используют при художественном оформлении книг и журналов, при акцидентном наборе. Орнаменты служат одновременно разделительными и декоративными элементами. Основным элементом наборного орнамента является раппорт (рис. 7) - повторяющаяся часть рисунка определенного кегля. Раппорты, при соединении их друг с другом, образуют орнаментальную строку с рисунком ленты, заставки, концовки, какой-либо фигуры или сплошного фона. В современном наборе можно выделить разнообразные виды пробелов это: спуск — отступ сверху в начале большого смыслового куска; пробел, обозначающий абзац — обычно отступ; пробел между строчками — интерлиньяж; межсловные пробелы; межбуквенные пробелы — апроши. Трекинг-процесс установки для каждого кегля шрифта правильного значения апрошей. Кернинг-процесс визуального выравнивания расстояния м/у буквами. Удобочитаемость печатных изданий определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста. Зависит от: 1.гарнитуры; 2.кегля; 3.начертания; 4.сочетания с форматом набора; 5.сочет.с межсловн.пробелом; 6.интерлиньяжа; 7.квалификации навыка читателя. Для улучшения удобочитаемости :1.увелич.ширины очка; 2.увеличение апрошей. 3. увеличивать межсловные пробелы. Соотношение формат строки/удобочитаемый кегль: 3-4кв./8-9пт; 41/2-63/4 / 9,10,11пт; 7кв./12 пт; 71/2(детск.)/16пт. Д/набора осн. текста книж. изд. исп-ют шрифты светлого прямого начерт-я, кеглем 9-10п. д/сплош. чтения масс.-полит. изд., худ. лит-ры, учебников, т.к. они облад. лучшей удобочит-стью. Все шрифты классифицируются по трем основным признакам: 1) Рисунку, 2) Начертанию, 3) Кеглю. 1) В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:а)контрастность-соотношение толщины основных и соседних штрихов; б) наличие серифов и их формы(серифы-засечки). По рисунку шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы

1.Рубленые-не им. засечек (гарнитуры: журн. рубл., газет. рубл., древняя, плакат., букварная,Агат)

2.С едва наметивш. засечками-немного утолщ. концы вертик. штрихов (гарнит.: Октябрьская, Телингатера)

3. Медиевальные-засечки приближ.к форме плавного ∆, умерен. контраст-ть штрихов; (гарнит.-литерат., заголовочно-газетная, Банниковская, Лазурского, Ладога)

4.Обыкнов.-контраст. штрихи, длинные и тонк.засеч.(гарнит.: обыкн., обыкн.нов., Елизаветинская, Бодони-книжная, Кузаняна,Байконур, северная)

5.Брусковые-неконтраст. штрихи с длин.прямоуг.засеч.,соед. под прямым углом (гарнит.: Брусковая газетная, Хоменко, Балтика, Реклама.

6.Новые малоконтраст.-малоконтрастн. штрих идлин. засеч. с закругл. конц.(гарнит.:новая газетная, школьн., журнальная, академическая, новая журнальная, Кудряшевская энцеклопедич., Молановская)

Дополн.-гарнит.Рерберга;сущ.д/объед.орнамент.,декорат. и имитационных шрифтов.

2) Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех кеглях и начертаниях. Каждое графическое видоизменение очка шрифта, входящего в состав одной гарнитуры, называется начертанием. По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: 1. По положению очка. 2. По насыщенности. 3. По плотности. По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают: прямого начертания, курсивного начертания, наклонного начертания. По насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внут-рибуквенному просвету) шрифты делятся на: светлые, полужирные, жирные. В зависимости от плотности очка (соотноошения между шириной и высотой очка) шрифты делятся на: нормальные, узкие, широкие. Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю.

6. Выбор шрифтового оформления для основных видов печатных изданий.Шрифты различают по гарнитуре (рисунку), начертанию, размеру и назначению. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле - русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки.По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на три группы:по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные;по плотности очка - нормальные, узкие и широкие;по насыщенности шрифта - светлые, полужирные и жирные.По назначению шрифты подразделяются на:текстовые - для набора текста;титульные - для набора обложек, титульных листов, шмуцтитулов и т.п.;акцидентные - для набора малых форм (аттестатов, дипломов, бланков и т.д.), оформительских и рекламных работ. Выбор шрифтового оформл-я изд.При наборе книж. изд. соблюд-ся одногарнит-сть, т.е. все виды текста одного конкр-го изд. набир. одной гарнит., кроме изд., посвящ. опис-ю событий различ. эпох, в этом случ. допуск.сочет-е различ. гарнит. хорошо сочет. гарнит. малоконтраст. и медиеваль. (Академ., Литер., Банник.) с гарнит. того же графич. вида, например, Литер. с Газет. При наборе букварей сочет. Рублен. со Школьной. Д/набора осн. текста книж. изд. исп-ют шрифты светлого прямого начерт-я, кеглем 9-10п. д/сплош. чтения масс.-полит. изд., худ. лит-ры, учебников, т.к. они облад. лучшей удобочит-стью. Шрифт кегля 7-8п. исп. д/набора осн. текста изд. не д/сплош. чтения (словарей, справоч., энциклоп.). Д/шрифт.оформл-я детских изд. и учеб. д/нач. школы исп. шрифт более простых гарнит., например, Рублен., кегль от 10п. и выше. Соподчиненность кеглей шрифта книжного издания следующая: при наборе основного текста кеглем 9-10 п, дополнительный текст 8 п, вспомогательный 6 п. Заголовочнымиявляются шрифты более крупных кеглей (от 12 до 48п ) всевозможных начертаний, что позволяет значительно разнообразить оформление обложек, заголовков, титульных листов и пр.

7. Основные правила набора и вёрстки.Набором в нашем случае является процесс формирования строк текста. Иногда набор в компьютерных программах называют форматированием. Пра­вильное форматирование обеспечивает грамотную подготовку текста к пос­ледующей обработке (верстке). Версткой называют формирование страниц набора. Набор. Междусловные пробелы. Их нормальный размер, согласно действующим пра­вилам набора, — полукегельная (например, при кегле 8 это 4 пункта). Кроме того, правила требуют, чтобы размеры междусловных пробелов:1) были одинаковыми в одной строке; 2) близкими по размеру в смежных строках; 3) равнялись полукегельной в неполноформатных и стихотворных стро­ках (например, в неполной концевой строке абзаца или неполной строке заго­ловка); 4) на стыке слов, набранных шрифтом разных кеглей, равнялись пробелам между словами большего кегля. Существует четыре группы сложности набора: К 1-ой группе сложностиотносится простой (сплошной) текст и текст с небольшими (до 10 %) усложнениями и выделениями. 2-я группа сложности– это набор усложненного текста, содержащего до 25 % различных выделений, примесь иностранных слов и отдельных однострочных формул. К 3-ей группе сложностиотносится набор усложненного текста,содержащего до 50 % выделений, использование нескольких алфавитов, текст с примесью формул. К этой группе относятся технические тексты, ряд словарей. 4-я группа– набор особо сложного текста. К данной группе относится набор иностранных и технических словарей, набор таблиц, многострочных математических и химических формул и акцидентный набор. Текст с выделениями– это текст, в котором отдельные слова или фразы, акцентирующие внимание читателя, набираются выделительным шрифтом или каким-то, например графическим способом, выделяются из текста. Выделения в тексте могут быть пробельно-композиционными, графическими

и шрифтовыми. К пробельно-композиционным приемам выделенияотносится набор

вразрядку, набор на уменьшенный формат (втяжку), ступенчатый набор,

разделение частей текста пробелами. К графическим выделениямотносится прием подчеркивания линейкой, использование рамок и орнаментов. К шрифтовым выделениямотносится набор выделительным шрифтом, шрифтом более мелкого или более крупного кегля, набор с использованием шрифтов других гарнитур, прописными литерами и капительными буквами. Существует четыре группы сложности верстки:1) верстка простого (сплошного) текста;2) верстка текста в нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;3) верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями

с подписью, многоколонная верстка;4) сложная верстка (дополнительно к третьей группе – композиционные выделения). Основные правила верстки:1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковыпо высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. Призаверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т.д.)рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстатьуказанные части полос.2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенныена нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной.3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого

нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не

заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих»

строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом. 4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4–6 п.

8. Типы систем обработки текста.Удобство и эффективность применения компьютеров для подготовки текстов привели к созданию множества программ для обработки документов. Такие программы называются редакторами текстов. Текстовый редактор – программный продукт, обеспечивающий пользователя ПК средствами создания, обработки и хранения документов различной степени сложности. Возможности этих программ различны – от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы). Для работы с текстами предназначены два класса прикладных программ (текстовых редакторов): текстовые процессоры и настольные издательские системы. Текстовые процессоры — специальные программы, предназначенные для работы с документами (текстами), позволяющие компоновать, форматировать, редактировать тексты при создании пользователем документа. Обычно они включают в себя дополнительные функции по работе с блоками текста и объектами. Признанными лидерами в части текстовых процессоров для ПЭВМ являются Microsoft Word, WordPerfect, AmiPro. Настольные издательские системы (НИС) — программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности и позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов, типа информационного бюллетеня, краткой цветной брошюры и объемного каталога или торговой заявки, справочника. Предусмотренные в пакетах данного типа средства позволяют:• компоновать (верстать) текст;• использовать всевозможные шрифты и осуществлять полиграфическое изображение;• осуществлять редактирование текста на уровне лучших текстовых процессоров;• обрабатывать графические изображения;• обеспечивать вывод документов полиграфического качества;• работать в сетях и на разных платформах. Наилучшими пакетами в этой области для ПЭВМ являются: Corel Ventura, PageMaker, QuarkXPress, FrameMaker, Microsoft Publisher, PagePlus, CompuWork Publisher.

9. Компьютерные шрифты и их классификация.Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные. В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения. В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Классификация компьютерных шрифтов: Roman – эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);Swiss – группа рубленных шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);Modern– группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер); Script – группа рукописных шрифтов; Decorative– группа декоративных шрифтов;

Наши рекомендации