Законодательство в сфере журналистики

Основой функционирования средств массовой информации в правовом госу­дарстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью: правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на об­щественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственно­сти за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, должен отвечать на требования, предъяв­ляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публи­кациями, которые никто не смог бы опровергнуть.

То есть журналист обязан обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, знать, правильно толковать и применять ос­новные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня представляют собой богатое правовое поле российской журналистики.

Более зримым и впечатляющим это «поле» предстанет, если сравнить россий­ское законодательство о СМИ с подобными нормами других стран, таких как Ав­стралия, Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Нидерланды. Норвегия, США, Франция, Швеция.

Рассмотрим некоторые «номинации».

1. Конституция страны. Как и везде, Россия гарантирует свободу выражения мнений (подобной явной гарантии, однако, нет лишь в Великобритании).

2. Общенациональный закон о СМИ, кроме России, принят только в Австрии и Швеции. В Германии — подобные нормы принимаются на уровне прерога­тива Земель, во Франции о СМИ говориться только в разных кодексах, семь стран (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобрита-

СМИ: правовые и этические нормы



ния, США) отдельного закона о печати не имеют и мало (или вообще не име­ют) законов, которые применяются к прессе.

3. Регистрационный принцип учреждения средств массовой информации при­нят всеми странами. Некоторые особенности: во Франции декларация реги­стрируется в канцелярии прокурора, а в Австралии и Австрии редакция обя­зана в каждом номере публиковать имена и адреса издателей и работников типографии.

4. Право собственности. Во Франции и Германии приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к концентрации печати; в Австралии, Кана­де, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновре­менное владение разными видами СМИ. Во Франции запрещено иностран­цам приобретать более 20 % акций предприятия СМИ. В России подобных запретов и ограничений нет.

5. Право на ответ и (или) опровержение. В Австралии, Канаде, Англии — нет права на опровержение или исправление, а Верховный суд США признал неконституционными законы, которые требуют права на ответ. В России право на ответ гарантировано статьей 46-й закона «О средствах массовой информации», реализация его экономит время конфликтующих сторон, со­кращает срок от публикации до опровержения, избавляет от судебных рас­ходов, снижает нагрузку на судебные органы; но если ответ опубликован, в суд нельзя обращаться за материальной компенсацией, кроме того, суд учи­тывает и то, что человек уклоняется от внесудебного удовлетворения притя­заний и обращается сразу в суд.

6. Наказание за клевету. Во Франции, Германии и Швеции дела о клевете рас­сматриваются (как гражданское и уголовное правонарушения) одновремен­но, одним составом судей — в уголовном процессе штраф идет в пользу госу­дарства, в гражданском — в пользу потерпевшего. В Германии, Англии, Фран­ции и Австрии истец обязан доказать ложность утверждений, а в Норвегии — ответчик. В Швеции к ответственности привлекается только редактор, а в Англии преследуются даже распространители газеты.

7. Доступ к парламентским заседаниям гарантирован в Австрии, Германии, Швеции. В России при Государственной думе в 1998 г. было аккредитовано 535 парламентских корреспондентов, 157 спецкоров, 435 человек техническо­го персонала электронных СМИ, 22 информационных агентства, 12 телеради­овещательных компаний, 94 газеты, 48 журналов. Кроме того, аккредитация иностранных журналистов шла по линии МИДа.

8. Ограничение политической рекламы: политическая реклама, кроме предвыбор­ной, ограничена в Германии и Испании, а во Франции и Англии, наоборот, ог­раничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяцев до выборов запре­щена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена). Россий­ский закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу [1].

Базой в системе права в России, как и в других странах, является Конституция (Основной закон) страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цен­зуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), беспрепятственное движение



Глава 8

информации. Любая свобода абсолютной быть не может, должна иметь свои гра­ницы, и Конституция Российской Федерации вводит ее пределы: охраняемое госу­дарством достоинство личности, которое нельзя умалить ни по каким основаниям (п. 1 ст. 21);правонанеприкосновенностьчастнойжизни,личныеисемейныетай-ны, защита чести и доброго имени (ст. 23); запрет на сбор, хранение и распростра­нение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); запрет на пропа­ганду ненависти, вражды, любого вида превосходства (п. 2 ст. 29). Согласно ста­тье 15 подчеркивается приоритет норм международного права и международных договоров России.

На основе статей Конституции строятся положения специального, отраслево­го законодательства. Так, пункт 5 статьи 29 «Гарантируется свобода массовой ин­формации. Цензура запрещается» стал основой статьи 3 «Недопустимость цензу­ры» закона «О средствах массовой информации».

Редакции, журналисты в своей работе сталкиваются с самыми различными нормативными актами, относящимися не только к журналистскому праву: встре­чаются с гражданским правом — при сборе и распространении информации, с уго­ловным — при преступлениях журналистов против чести и достоинства личности, с трудовым и административным — при служебных отношениях в коллективе, финансовым — при хозяйственной практике редакции.

Зная, уважая и соблюдая нормы права, журналист не только демонстрирует высокую правовую культуру, но и способствует повышению результативности СМИ, оберегая редакцию от возможных юридических ошибок при сборе и распро­странении информации.

Когда в январе 2002 года на шестом телеканале были остановлены передачи ТВ-6, а вместо них появились спортивные программы НТВ плюс, средства массо­вой информации заговорили о давлении Кремля на команду Евгения Киселева, о наступлении на свободу слова. Ссылки на то, что ликвидация телекомпании не политическое, а судебное решение, не помогли, более того, вызвали заявления о телефонном праве, зависимости судей от власти. Конечно, такой всплеск эмоций был бы невозможен, будь у журналистов четкое представление о нормах хозяйствен­ного права. С 1 января 1996 г. действует Федеральный закон «Об акционерных об­ществах», согласно которому, если по окончанию второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величи­ны минимального уставного капитала (он составляет не менее 1000-кратной суммы МРОТ), общество обязано принять решение о своей ликвидации. Или оно ликвиди­руется по требованию любого акционера. В случае с ТВ-6 таким инициатором стал пенсионный фонд «ЛУКойл-Гарант», имевший 15 % акций (против 75 % у Б. Березов­ского и подопечных ему фирм).

Конечно, важно знать систему журналистского права в России, взаимодействие ее различных законов, место ее в законодательстве в целом. Следует учитывать, что правовое поле журналистики достаточно сложное. Попытаемся раскрыть его, рассмотрев такие аспекты, как право на информацию, информационная безопас­ность общества и личности, правовая защита журналистов и их юридическая от­ветственность.

Итак, сначала о системе журналистского права.

СМИ: правовые и этические нормы_________________________________________ 297

В декабре 1991 г. был принят закон Российской Федерации «О средствах мас­совой информации». Отныне как главный нормативный документ в российской журналистике он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует вза­имоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, граж­данами, источниками информации и т.д. Закон был тогда единственным норма­тивным актом для работников СМИ страны. Но статья пятая этого документа пре­дусматривала возможность укрепления законодательной базы. И она стала пополняться. В 1993 г. начали действовать Конституция РФ, законы «Об автор­ском праве и смежных правах», «О государственной тайне»; в 1994-м — «О поряд­ке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». 1995 г. был особо урожайным: принято пять за­конов («Об информации, информатизации и защите информации», «Об экономи­ческой поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «О рек­ламе», «О связи»), а в действующий закон «О средствах массовой информации» внесены четыре изменения и дополнения. Позднее вступили в силу новые Граж­данский и Уголовный кодексы, ряд статей которых связана с деятельностью СМИ.

В 2001 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уста­навливающий, в частности, порядок взаимоотношений СМИ с судами и правоох­ранительными органами (для обнародования данных предварительного расследо­вания требуется разрешение прокурора, следователя, дознавателя, тогда как рань­ше такое разрешение мог дать только следователь; публикация информации о частной жизни участников уголовного судопроизводства невозможна без их согла­сия; зафиксировано право всех присутствующих на открытом судебном заседании вести письменную запись (п. 5 ст. 241 УПК), но фотографировать, снимать видео и записывать на аудио можно лишь с разрешения судьи и с согласия сторон и т.д.). Умень­шить громкость телерекламы до уровня звучания обычных передач, снизить допусти­мый объем рекламы с 25 до 20 % эфирного времени, некоторые другие нормы, связан­ные с ТВ, — таковы поправки, внесенные осенью того же года в закон «О рекламе». Наконец, 20 декабря 2001 г. Государственная Дума снизила (с 20 до 10 %) ставку налога на добавленную стоимость, что затронуло все печатные СМИ, кроме изда­ний рекламного и эротического характера.. Пониженная ставка НДС вводилась на услуги по экспедированию, доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, редакционные и издательские услуги, связанные с производством этих изданий.

В нормативную базу СМИ входят также подзаконные акты органов исполни­тельной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постанов­ления, приказы министерств и др.; на региональном уровне: законодательство субъектов Федерации {региональное законодательство) и подзаконные акты орга­нов власти на уровне городов и поселков: акты органов местного самоуправления и административные приказы и распоряжения в организациях, например правила внутреннего трудового распорядка в редакции.

А тем временем первенец системы журналистского права явно устарел, часть его статей уже не стыкуется с новыми законами. Так, по Закону редакция вправе



Глава 8

отказать в опровержении недостоверной и порочащей честь и достоинство гражда­нина публикации, если заявление от него поступило в редакцию через год после публикации (с. 45), но по Гражданскому кодексу (по состоянию на 1 января 1998 г.) общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Кодекса), а со­гласно статье 208, и вовсе не распространяется на требования о защите личных не­имущественных прав (это принадлежащие гражданину от рождения нематериаль­ные блага — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, непри­косновенность личной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства и т.д.). Статьи 41 и 49 Закона обязывает редакцию и журналиста сохра­нять в тайне полученную информацию и ее источник, но они же несут при этом уголовную ответственность по статье 308 Уголовного кодекса (отказ свидетеля от дачи показаний). Поэтому на стадии предварительного, милицейского, расследо­вания редакция еще может ссылаться на журналистский Закон, но он умолкает и в действие вступает Уголовно-процессуальный кодекс, как только прокуратура за­водит уголовное дело и ей нужны имена и адреса тех источников информации, тай­ну которых соблюдает редакция.

Согласно статье 19 Закона РФ «О средствах массовой информации», в тече­ние двух лет со дня первого выхода в свет продукции средства массовой информа­ции редакция освобождается от налоговых платежей. Однако данная норма на прак­тике не применяется, поскольку налоговое законодательство не содержит никаких упоминаний об освобождении вновь созданных СМИ от уплаты налогов, кроме льгот для средств массовой информации, которые с 1996 по 2001 гг. были преду­смотрены Федеральным законом «О государственной поддержке средств массо­вой информации и книгоиздания Российской Федерации». Необходимо внесение в налоговые акты соответствующие изменения.

В Государственной Думе, журналистских коллективах ведутся оживленные дискуссии о необходимости замены или существенного обновления закона «О сред­ствах массовой информации». Их участники предлагают целый ряд положений, которых нет в действующем Законе. Многие из них связаны с экономическими проблемами. Нужны правовые гарантии: экономической самостоятельности изда­ний; независимости от местных властей, влияющих на редакционную политику через механизм дотаций; положения о финансовой базе СМИ, об экономических основах права при приватизации зданий, земельного участка, о дифференцирован­ных налоговые льготах. Что же касается организационных принципов работы СМИ, то необходимо четко установить, какое издание освобождается от регистрации, ка­ков механизм закрытия СМИ. Предлагается ввести ответственность СМИ за лож­ную информацию, особенно если она чревата негативными последствиями; санк­ции к лицам, безосновательно затевающих по отношению к СМИ судебные тяжбы; установить статус неприкосновенности журналиста (подобно депутатской) и т.п.

Европейский суд по правам человека, Фонд защиты гласности, Комиссия Со­юза журналистов по этике, наконец, российские судебные органы — все эти инстан­ции защищают профессиональные, гражданские и служебные права журналиста. Нарушение последних, а также введение цензуры, вмешательство в работу редак­ции, необоснованное приостановление выпуска СМИ, изъятие или уничтожение тиража (без судебного решения) и т. д. влекут уголовную, административную, дис-

СМИ: правовые и этические нормы



циплинарную или иную ответственность (ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»). Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или судом, который принимает решение по иску регистрирующего органа, если последний не менее двух раз в течение 12 месяцев письменно предупреждал редакцию или учредителя о нарушении ст. 4 «Недопус­тимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона РФ «О сред­ствах массовой информации».

Статьей 47 этого Закона журналисту предоставлены права искать, запраши­вать, получать и распространять информацию; получать доступ у документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копиро­вать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и мате­риалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использовани­ем средств аудио-видеотехники, кинофотосъемки, за исключением случаев, пре­дусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназна­ченных для распространения за его подписью. Журналист имеет право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данно­го сообщения; распространять материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи и т.д.

Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечислены в ста­тье 49 Закона «О средствах массовой информации»:

1) соблюдать устав редакции;

2) перед передачей массовой аудитории информации проверять ее достовер­ность;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защи­ты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудиовидеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявле­нии иных предусмотренных законом требований в связи с распространени­ем подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно, либо его выполнение, связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по перво­му требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостове­ряющий личность и полномочия журналиста.



Глава 8

Правовой статус средств массовой информации включает в себя такие реа­лии, как свободу слова и печати, право на информацию и обязанность предостав­лять ее — объективную и достоверную, полную, а не дозированную — обществу, прежде всего гражданам: «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государ­ственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц» (ст. 38). Важное Право на информацию как важнейшая норма закреплена не только в Конституции Российской Федерации, но и в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно статье 12, граж­дане обладают одинаковыми, такими же как и властные структуры, организации, общественные объединения, правами на допуск к государственным информацион­ным ресурсам (хранятся в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.) и не обязаны при этом обосновывать необходимость получения информации. Если последняя секретна, то можно сделать запрос о ее рассекречивании (ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне»).

С правом граждан на информацию тесно связана проблема доступа к ней ра­ботника СМИ с целью последующей передачи сведений массовой аудитории. Жур­налист имеет право посещать различные организации, предприятия, учреждения (государственные и общественные); быть принятым должностными лицами в свя­зи с запросом информации; получать доступ к документам, копировать их, огла­шать, вести запись; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а так­же местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях (ст. 47 Закона «О средствах массовой информации»). Однако не всегда эти права реализуются (в приложении к главе рассказывается только о некоторых случаях, когда журналистов не пускали в зал заседания суда, законодательного собрания, задерживали у пикетов, запрещали подойти к месту аварии, лишали аккредитации и т.д.). В таких случаях журналист вправе обращать­ся в суд, требовать наказания должностных лиц и даже материальной компенсации за причиненный ему моральный вред. Это особенно важно, когда должностные лица отказывают в предоставлении информации в ответ на ее устный или письменный запрос редакции. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трех­дневный срок со дня получения письменного запроса информации. Поскольку отказ допустим только в случае, если запрашиваемая информация содержит государствен­ную, коммерческую или иную тайну, охраняемую законом, то в ответе редакции дол­жно быть указано: по какой причине информация стала секретной, кто отказывает в ее предоставлении, и когда принято решение об отказе. Учреждения, предприятия и организации могут и не отказывать в информации, но хотели бы отсрочить ее предо­ставление. Тогда в письменном ответе следует указать причину, по которой запра­шиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок.

Чиновник не отвечает, дает неполную или искаженную информацию, необосно­ванно просит об отсрочке, необоснованно отказывает в предоставлении информа­ции. В каждом из этих четырех случаев редакция вправе обратиться к начальству этого чиновника, а если же это не помогает, то в суд. В судебном заседании можно заявить, что из-за невозможности опубликовать искомую информацию редакция

СМИ: правовые и этические нормы



упустила выгоду (не напечатан планируемый дополнительный тираж или не полу­чен доход от рекламы, поскольку информация могла бы привлечь дополнительных рекламодателей). В случае, если редакция докажет факт реальных убытков или упу­щенной выгоды, возможно их возмещение виновным государственным органом или его должностным лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ). Вместо жалобы в суд можно обра­титься в прокуратуру, которая призвана следить за выполнением законов и опера­тивно реагировать на такого рода жалобы. И звонок прокурора или его представле­ние решит проблему предоставления редакции информации.

Бывает, что информация получена, но ее опубликование чревато опасными последствиями для журналиста, нарушением статьи 144 Уголовного кодекса «Вос­препятствование законной профессиональной деятельности журналиста». Так, по сообщению Агентства журналистских расследований, в 2001 г. прокуратура Санкт-Петербурга инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступ­ления. Как установило следствие, в 1997 г. братья Ш. потребовали у журналиста га­зеты «Санкт-Петербургские ведомости» К. в трехдневный срок выплатить им пять тысяч долларов за написанную им статью, после опубликования которой один ноч­ной клуб якобы понес убытки. За каждый день просрочки К. «включали счетчик» в размере тысячи долларов, при этом требования сопровождалось насилием [2].

Право общества на информацию, право журналиста на доступ к информации сопрягается с правом общества и личности на информационную безопасность. Это вытекает из Международного пакта о гражданских и политически правах, приня­того ООН, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и из Конституции Российской Федерации.

Информационную безопасность общества и личности защищают Закон «Об учас­тии в международном информационном обмене», законы «О государственной тай­не», «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский и Уголовный кодексы в новой редакции.

Во-первых, установлены сведения, которые могут быть отнесены к государ­ственной тайне (причем они могут быть трех степеней — «особой важности», «со­вершенно секретно» и просто «секретно»), принципы засекречивания. К не подле­жащим засекречиванию относится информация о катастрофах и чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии и преступности, золотом запасе, о здоровье Президента России и других высших должностных лиц, о фактах нарушения за­конности в стране и т.д. (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»).

Во-вторых, и в информационных ресурсах есть информация, относимая к госу­дарственной тайне, но там есть и конфиденциальная информация, к которой отно­сятся персональные данные, и по Закону «Об информации, информатизации и за­щите информации (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распро­странение этой конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, теле­графных и иных сообщений физического лица без его согласия.

В-третьих, целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскры­вает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение непри­косновенности частной жизни; нарушение тайны переписки, телефонных перего­воров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушение изобретательских



Глава 8

и патентных прав, разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 137,138,147, 155). Ту же цель преследует и глава 8 Гражданского кодекса, связанная с немате­риальными благами и их защитой. Нарушение подобных юридических норм порой происходит от незнания их или недооценки, особенно это относится к начинаю­щим журналистам. Автор пишет очерк об интересной женщине. От соседей узнает, что сын, которого она воспитывает, не рожден ею, а взят из Дома малютки. Из бла­гих побуждений журналист рассказывает об этом благородном шаге в газете и пос­ле публикации очерка может испытать силу сразу двух кодексов — Уголовного и Гражданского.

К сожалению, право на тайну частной жизни часто нарушается, особенно тог­да, когда нужно скомпрометировать то или иное должностное лицо. Прежде всего, достается руководителям правоохранительных органов. В 1997 г. министр юсти­ции вынужден был уйти в отставку после публикации в газете «Совершенно сек­ретно» компрометирующих снимков, в марте 1999 г. с подобным сюжетом уже по поводу Генерального прокурора России выступили сначала грузинское, а на дру­гой вечер и российское телевидение.

Особо следует сказать о защите интеллектуальной собственности. Закон «Об авторском праве и смежных правах» защищает аналитические публикации журна­листа, но его действие не распространяется на материалы информационного плана.

ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объек­тивность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, ин­формацию о несуществующих, надуманных событиях. И правовыми нормами, в частности Законом «О средствах массовой информации», в большинстве случаев это прямо не возбраняется. В декабре 1998 г. петербургская газета «Пресс-Курьер» опубликовала материал, в котором доказывалось, что Примаков послан спасти Рос­сию Всевышним. Чтобы убедить в этом читателей, автор пишет буквально следую­щее: «И, наконец, самое невероятное. С точки зрения здравого смысла это может показаться бредом, а люди, утверждающие это — сумасшедшими. Если бы... таких вот "сумасшедших" были не сотни. Однако именно сотни человек видели, как Ев­гений Примаков, в строгом костюме, но с каким-то отрешенным и просветленным лицом летал над землей! Офицер (его фамилию я не называю по его же просьбе) рассказывал, что видел нашего премьера ночью, поднимающимся над землей и уле­тающим куда-то в высшие дали. Причем, как утверждает очевидец, голову Прима­кова в этот момент "окружало светлое кольцо" (может быть — "нимб"?). Потом было еще несколько десятков случаев. Например, некоторые наши "царедворцы" рас­сказывали в узком кругу, что встречали Евгения Максимовича "идущим" по кори­дору Кремля... на высоте полуметра от покрытого ковром паркета» [8]. Несколько раньше та же газета напечатала большой репортаж о том, как певица Алла Пугаче­ва рожала в Англии сына, а в следующем номере сообщила, что новорожденного украли, и его ищет Интерпол. Любопытно, что в приведенных случаях никто не может заставить редакцию признаться во лжи и дать опровержение: даже если суд и установит, что газета напечатала ложь, он удовлетворит иск героев публикаций

СМИ: правовые и этические нормы



только в том случае, если будет доказано, что эта ложь порочит их честь, достоин­ство или деловую репутацию или причинила им нравственные страдания. Итак, опубликовав неправду, газета, авторы остались неуязвимыми в правовом отноше­нии, однако грубо нарушили профессиональную этику.

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания; а учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания — этикой. Она же представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая про­фессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими обществен­ный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение матери­ала — в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отно­шения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналист­скую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение.

Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают обществен­ное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи исполь­зования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое не­приятие чужих мнений.

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный прин­цип имеет мировоззренческий характер, это ориентир на связь идеала с регулято­ром поведения. Механизм проявления нравственных норм на практике выглядит следующим образом: оценка-ситуация-действие-результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в осталь­ных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30,40,100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.



Глава 8

Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной си­туации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «завизируй интер­вью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владель­ца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Си­стему требований к журналисту можно рассматривать как совокупность этих тре­бований, как трехэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» размещаются такие ка­тегории, как профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень составляют производственно-этические принципы, в которых от­ражены уже более конкретные требования к поведению журналиста. К группе регу­ляторов третьего уровня относятся запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты собственно поведения журналиста в конкретных производственных ситуа­циях, профессионально-этические нормы.

Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуа­циях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудито­рией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем про­изведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе.

Первые три вида отношений связаны с действиями журналиста в социальной среде, или с профессиональной этикой; остальные — с его поведением в профессио­нальной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.

Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.

Источник информации — человек. Люди не обязаны сообщать журналисту све­дения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеж­дением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоциро­вать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло время говорить о результатах работы и т. п.), то надо при­слушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к челове­ку, о котором вы хотите написать очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасение ог­ласки нежелательных сведений, неуверенность самого героя в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее в данном коллективе. «Снять» подобное отношение можно продуманным по­ведением журналиста, завоеванием доверия.

Эффективен прием имитации — переключения внимания человека на другие объекты: декларируется более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Можно, например, начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) интересует опыт организации труда в вашем цехе, и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели бесе­ды. Герой комментирует те сведения о себе, которые корреспондент получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания

СМИ: правовые и этические нормы



характера человека. «Это правда, что у Вас не было ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал? Неверная информация, был грех», — он вздохнул.

Условием успешного сбора информации является способность тонко чувство­вать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение на­стойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, на­правлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дру­жеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить вни­мание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое строят совместными усилиями.

В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения проявляют­ся в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник

Наши рекомендации