Законодательство в сфере журналистики
Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью: правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, должен отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть.
То есть журналист обязан обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, знать, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня представляют собой богатое правовое поле российской журналистики.
Более зримым и впечатляющим это «поле» предстанет, если сравнить российское законодательство о СМИ с подобными нормами других стран, таких как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Нидерланды. Норвегия, США, Франция, Швеция.
Рассмотрим некоторые «номинации».
1. Конституция страны. Как и везде, Россия гарантирует свободу выражения мнений (подобной явной гарантии, однако, нет лишь в Великобритании).
2. Общенациональный закон о СМИ, кроме России, принят только в Австрии и Швеции. В Германии — подобные нормы принимаются на уровне прерогатива Земель, во Франции о СМИ говориться только в разных кодексах, семь стран (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобрита-
СМИ: правовые и этические нормы
ния, США) отдельного закона о печати не имеют и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются к прессе.
3. Регистрационный принцип учреждения средств массовой информации принят всеми странами. Некоторые особенности: во Франции декларация регистрируется в канцелярии прокурора, а в Австралии и Австрии редакция обязана в каждом номере публиковать имена и адреса издателей и работников типографии.
4. Право собственности. Во Франции и Германии приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к концентрации печати; в Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. Во Франции запрещено иностранцам приобретать более 20 % акций предприятия СМИ. В России подобных запретов и ограничений нет.
5. Право на ответ и (или) опровержение. В Австралии, Канаде, Англии — нет права на опровержение или исправление, а Верховный суд США признал неконституционными законы, которые требуют права на ответ. В России право на ответ гарантировано статьей 46-й закона «О средствах массовой информации», реализация его экономит время конфликтующих сторон, сокращает срок от публикации до опровержения, избавляет от судебных расходов, снижает нагрузку на судебные органы; но если ответ опубликован, в суд нельзя обращаться за материальной компенсацией, кроме того, суд учитывает и то, что человек уклоняется от внесудебного удовлетворения притязаний и обращается сразу в суд.
6. Наказание за клевету. Во Франции, Германии и Швеции дела о клевете рассматриваются (как гражданское и уголовное правонарушения) одновременно, одним составом судей — в уголовном процессе штраф идет в пользу государства, в гражданском — в пользу потерпевшего. В Германии, Англии, Франции и Австрии истец обязан доказать ложность утверждений, а в Норвегии — ответчик. В Швеции к ответственности привлекается только редактор, а в Англии преследуются даже распространители газеты.
7. Доступ к парламентским заседаниям гарантирован в Австрии, Германии, Швеции. В России при Государственной думе в 1998 г. было аккредитовано 535 парламентских корреспондентов, 157 спецкоров, 435 человек технического персонала электронных СМИ, 22 информационных агентства, 12 телерадиовещательных компаний, 94 газеты, 48 журналов. Кроме того, аккредитация иностранных журналистов шла по линии МИДа.
8. Ограничение политической рекламы: политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании, а во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяцев до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена). Российский закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу [1].
Базой в системе права в России, как и в других странах, является Конституция (Основной закон) страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), беспрепятственное движение
Глава 8
информации. Любая свобода абсолютной быть не может, должна иметь свои границы, и Конституция Российской Федерации вводит ее пределы: охраняемое государством достоинство личности, которое нельзя умалить ни по каким основаниям (п. 1 ст. 21);правонанеприкосновенностьчастнойжизни,личныеисемейныетай-ны, защита чести и доброго имени (ст. 23); запрет на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); запрет на пропаганду ненависти, вражды, любого вида превосходства (п. 2 ст. 29). Согласно статье 15 подчеркивается приоритет норм международного права и международных договоров России.
На основе статей Конституции строятся положения специального, отраслевого законодательства. Так, пункт 5 статьи 29 «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» стал основой статьи 3 «Недопустимость цензуры» закона «О средствах массовой информации».
Редакции, журналисты в своей работе сталкиваются с самыми различными нормативными актами, относящимися не только к журналистскому праву: встречаются с гражданским правом — при сборе и распространении информации, с уголовным — при преступлениях журналистов против чести и достоинства личности, с трудовым и административным — при служебных отношениях в коллективе, финансовым — при хозяйственной практике редакции.
Зная, уважая и соблюдая нормы права, журналист не только демонстрирует высокую правовую культуру, но и способствует повышению результативности СМИ, оберегая редакцию от возможных юридических ошибок при сборе и распространении информации.
Когда в январе 2002 года на шестом телеканале были остановлены передачи ТВ-6, а вместо них появились спортивные программы НТВ плюс, средства массовой информации заговорили о давлении Кремля на команду Евгения Киселева, о наступлении на свободу слова. Ссылки на то, что ликвидация телекомпании не политическое, а судебное решение, не помогли, более того, вызвали заявления о телефонном праве, зависимости судей от власти. Конечно, такой всплеск эмоций был бы невозможен, будь у журналистов четкое представление о нормах хозяйственного права. С 1 января 1996 г. действует Федеральный закон «Об акционерных обществах», согласно которому, если по окончанию второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала (он составляет не менее 1000-кратной суммы МРОТ), общество обязано принять решение о своей ликвидации. Или оно ликвидируется по требованию любого акционера. В случае с ТВ-6 таким инициатором стал пенсионный фонд «ЛУКойл-Гарант», имевший 15 % акций (против 75 % у Б. Березовского и подопечных ему фирм).
Конечно, важно знать систему журналистского права в России, взаимодействие ее различных законов, место ее в законодательстве в целом. Следует учитывать, что правовое поле журналистики достаточно сложное. Попытаемся раскрыть его, рассмотрев такие аспекты, как право на информацию, информационная безопасность общества и личности, правовая защита журналистов и их юридическая ответственность.
Итак, сначала о системе журналистского права.
СМИ: правовые и этические нормы_________________________________________ 297
В декабре 1991 г. был принят закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Отныне как главный нормативный документ в российской журналистике он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и т.д. Закон был тогда единственным нормативным актом для работников СМИ страны. Но статья пятая этого документа предусматривала возможность укрепления законодательной базы. И она стала пополняться. В 1993 г. начали действовать Конституция РФ, законы «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне»; в 1994-м — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». 1995 г. был особо урожайным: принято пять законов («Об информации, информатизации и защите информации», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «О рекламе», «О связи»), а в действующий закон «О средствах массовой информации» внесены четыре изменения и дополнения. Позднее вступили в силу новые Гражданский и Уголовный кодексы, ряд статей которых связана с деятельностью СМИ.
В 2001 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливающий, в частности, порядок взаимоотношений СМИ с судами и правоохранительными органами (для обнародования данных предварительного расследования требуется разрешение прокурора, следователя, дознавателя, тогда как раньше такое разрешение мог дать только следователь; публикация информации о частной жизни участников уголовного судопроизводства невозможна без их согласия; зафиксировано право всех присутствующих на открытом судебном заседании вести письменную запись (п. 5 ст. 241 УПК), но фотографировать, снимать видео и записывать на аудио можно лишь с разрешения судьи и с согласия сторон и т.д.). Уменьшить громкость телерекламы до уровня звучания обычных передач, снизить допустимый объем рекламы с 25 до 20 % эфирного времени, некоторые другие нормы, связанные с ТВ, — таковы поправки, внесенные осенью того же года в закон «О рекламе». Наконец, 20 декабря 2001 г. Государственная Дума снизила (с 20 до 10 %) ставку налога на добавленную стоимость, что затронуло все печатные СМИ, кроме изданий рекламного и эротического характера.. Пониженная ставка НДС вводилась на услуги по экспедированию, доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, редакционные и издательские услуги, связанные с производством этих изданий.
В нормативную базу СМИ входят также подзаконные акты органов исполнительной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постановления, приказы министерств и др.; на региональном уровне: законодательство субъектов Федерации {региональное законодательство) и подзаконные акты органов власти на уровне городов и поселков: акты органов местного самоуправления и административные приказы и распоряжения в организациях, например правила внутреннего трудового распорядка в редакции.
А тем временем первенец системы журналистского права явно устарел, часть его статей уже не стыкуется с новыми законами. Так, по Закону редакция вправе
Глава 8
отказать в опровержении недостоверной и порочащей честь и достоинство гражданина публикации, если заявление от него поступило в редакцию через год после публикации (с. 45), но по Гражданскому кодексу (по состоянию на 1 января 1998 г.) общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Кодекса), а согласно статье 208, и вовсе не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав (это принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность личной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства и т.д.). Статьи 41 и 49 Закона обязывает редакцию и журналиста сохранять в тайне полученную информацию и ее источник, но они же несут при этом уголовную ответственность по статье 308 Уголовного кодекса (отказ свидетеля от дачи показаний). Поэтому на стадии предварительного, милицейского, расследования редакция еще может ссылаться на журналистский Закон, но он умолкает и в действие вступает Уголовно-процессуальный кодекс, как только прокуратура заводит уголовное дело и ей нужны имена и адреса тех источников информации, тайну которых соблюдает редакция.
Согласно статье 19 Закона РФ «О средствах массовой информации», в течение двух лет со дня первого выхода в свет продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Однако данная норма на практике не применяется, поскольку налоговое законодательство не содержит никаких упоминаний об освобождении вновь созданных СМИ от уплаты налогов, кроме льгот для средств массовой информации, которые с 1996 по 2001 гг. были предусмотрены Федеральным законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Необходимо внесение в налоговые акты соответствующие изменения.
В Государственной Думе, журналистских коллективах ведутся оживленные дискуссии о необходимости замены или существенного обновления закона «О средствах массовой информации». Их участники предлагают целый ряд положений, которых нет в действующем Законе. Многие из них связаны с экономическими проблемами. Нужны правовые гарантии: экономической самостоятельности изданий; независимости от местных властей, влияющих на редакционную политику через механизм дотаций; положения о финансовой базе СМИ, об экономических основах права при приватизации зданий, земельного участка, о дифференцированных налоговые льготах. Что же касается организационных принципов работы СМИ, то необходимо четко установить, какое издание освобождается от регистрации, каков механизм закрытия СМИ. Предлагается ввести ответственность СМИ за ложную информацию, особенно если она чревата негативными последствиями; санкции к лицам, безосновательно затевающих по отношению к СМИ судебные тяжбы; установить статус неприкосновенности журналиста (подобно депутатской) и т.п.
Европейский суд по правам человека, Фонд защиты гласности, Комиссия Союза журналистов по этике, наконец, российские судебные органы — все эти инстанции защищают профессиональные, гражданские и служебные права журналиста. Нарушение последних, а также введение цензуры, вмешательство в работу редакции, необоснованное приостановление выпуска СМИ, изъятие или уничтожение тиража (без судебного решения) и т. д. влекут уголовную, административную, дис-
СМИ: правовые и этические нормы
циплинарную или иную ответственность (ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»). Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или судом, который принимает решение по иску регистрирующего органа, если последний не менее двух раз в течение 12 месяцев письменно предупреждал редакцию или учредителя о нарушении ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона РФ «О средствах массовой информации».
Статьей 47 этого Закона журналисту предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию; получать доступ у документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использованием средств аудио-видеотехники, кинофотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Журналист имеет право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения; распространять материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи и т.д.
Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечислены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»:
1) соблюдать устав редакции;
2) перед передачей массовой аудитории информации проверять ее достоверность;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудиовидеозаписи, кино- и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно, либо его выполнение, связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Глава 8
Правовой статус средств массовой информации включает в себя такие реалии, как свободу слова и печати, право на информацию и обязанность предоставлять ее — объективную и достоверную, полную, а не дозированную — обществу, прежде всего гражданам: «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц» (ст. 38). Важное Право на информацию как важнейшая норма закреплена не только в Конституции Российской Федерации, но и в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно статье 12, граждане обладают одинаковыми, такими же как и властные структуры, организации, общественные объединения, правами на допуск к государственным информационным ресурсам (хранятся в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.) и не обязаны при этом обосновывать необходимость получения информации. Если последняя секретна, то можно сделать запрос о ее рассекречивании (ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне»).
С правом граждан на информацию тесно связана проблема доступа к ней работника СМИ с целью последующей передачи сведений массовой аудитории. Журналист имеет право посещать различные организации, предприятия, учреждения (государственные и общественные); быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам, копировать их, оглашать, вести запись; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях (ст. 47 Закона «О средствах массовой информации»). Однако не всегда эти права реализуются (в приложении к главе рассказывается только о некоторых случаях, когда журналистов не пускали в зал заседания суда, законодательного собрания, задерживали у пикетов, запрещали подойти к месту аварии, лишали аккредитации и т.д.). В таких случаях журналист вправе обращаться в суд, требовать наказания должностных лиц и даже материальной компенсации за причиненный ему моральный вред. Это особенно важно, когда должностные лица отказывают в предоставлении информации в ответ на ее устный или письменный запрос редакции. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Поскольку отказ допустим только в случае, если запрашиваемая информация содержит государственную, коммерческую или иную тайну, охраняемую законом, то в ответе редакции должно быть указано: по какой причине информация стала секретной, кто отказывает в ее предоставлении, и когда принято решение об отказе. Учреждения, предприятия и организации могут и не отказывать в информации, но хотели бы отсрочить ее предоставление. Тогда в письменном ответе следует указать причину, по которой запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок.
Чиновник не отвечает, дает неполную или искаженную информацию, необоснованно просит об отсрочке, необоснованно отказывает в предоставлении информации. В каждом из этих четырех случаев редакция вправе обратиться к начальству этого чиновника, а если же это не помогает, то в суд. В судебном заседании можно заявить, что из-за невозможности опубликовать искомую информацию редакция
СМИ: правовые и этические нормы
упустила выгоду (не напечатан планируемый дополнительный тираж или не получен доход от рекламы, поскольку информация могла бы привлечь дополнительных рекламодателей). В случае, если редакция докажет факт реальных убытков или упущенной выгоды, возможно их возмещение виновным государственным органом или его должностным лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ). Вместо жалобы в суд можно обратиться в прокуратуру, которая призвана следить за выполнением законов и оперативно реагировать на такого рода жалобы. И звонок прокурора или его представление решит проблему предоставления редакции информации.
Бывает, что информация получена, но ее опубликование чревато опасными последствиями для журналиста, нарушением статьи 144 Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста». Так, по сообщению Агентства журналистских расследований, в 2001 г. прокуратура Санкт-Петербурга инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступления. Как установило следствие, в 1997 г. братья Ш. потребовали у журналиста газеты «Санкт-Петербургские ведомости» К. в трехдневный срок выплатить им пять тысяч долларов за написанную им статью, после опубликования которой один ночной клуб якобы понес убытки. За каждый день просрочки К. «включали счетчик» в размере тысячи долларов, при этом требования сопровождалось насилием [2].
Право общества на информацию, право журналиста на доступ к информации сопрягается с правом общества и личности на информационную безопасность. Это вытекает из Международного пакта о гражданских и политически правах, принятого ООН, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и из Конституции Российской Федерации.
Информационную безопасность общества и личности защищают Закон «Об участии в международном информационном обмене», законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский и Уголовный кодексы в новой редакции.
Во-первых, установлены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне (причем они могут быть трех степеней — «особой важности», «совершенно секретно» и просто «секретно»), принципы засекречивания. К не подлежащим засекречиванию относится информация о катастрофах и чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии и преступности, золотом запасе, о здоровье Президента России и других высших должностных лиц, о фактах нарушения законности в стране и т.д. (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»).
Во-вторых, и в информационных ресурсах есть информация, относимая к государственной тайне, но там есть и конфиденциальная информация, к которой относятся персональные данные, и по Закону «Об информации, информатизации и защите информации (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение этой конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия.
В-третьих, целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушение изобретательских
Глава 8
и патентных прав, разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 137,138,147, 155). Ту же цель преследует и глава 8 Гражданского кодекса, связанная с нематериальными благами и их защитой. Нарушение подобных юридических норм порой происходит от незнания их или недооценки, особенно это относится к начинающим журналистам. Автор пишет очерк об интересной женщине. От соседей узнает, что сын, которого она воспитывает, не рожден ею, а взят из Дома малютки. Из благих побуждений журналист рассказывает об этом благородном шаге в газете и после публикации очерка может испытать силу сразу двух кодексов — Уголовного и Гражданского.
К сожалению, право на тайну частной жизни часто нарушается, особенно тогда, когда нужно скомпрометировать то или иное должностное лицо. Прежде всего, достается руководителям правоохранительных органов. В 1997 г. министр юстиции вынужден был уйти в отставку после публикации в газете «Совершенно секретно» компрометирующих снимков, в марте 1999 г. с подобным сюжетом уже по поводу Генерального прокурора России выступили сначала грузинское, а на другой вечер и российское телевидение.
Особо следует сказать о защите интеллектуальной собственности. Закон «Об авторском праве и смежных правах» защищает аналитические публикации журналиста, но его действие не распространяется на материалы информационного плана.
ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях. И правовыми нормами, в частности Законом «О средствах массовой информации», в большинстве случаев это прямо не возбраняется. В декабре 1998 г. петербургская газета «Пресс-Курьер» опубликовала материал, в котором доказывалось, что Примаков послан спасти Россию Всевышним. Чтобы убедить в этом читателей, автор пишет буквально следующее: «И, наконец, самое невероятное. С точки зрения здравого смысла это может показаться бредом, а люди, утверждающие это — сумасшедшими. Если бы... таких вот "сумасшедших" были не сотни. Однако именно сотни человек видели, как Евгений Примаков, в строгом костюме, но с каким-то отрешенным и просветленным лицом летал над землей! Офицер (его фамилию я не называю по его же просьбе) рассказывал, что видел нашего премьера ночью, поднимающимся над землей и улетающим куда-то в высшие дали. Причем, как утверждает очевидец, голову Примакова в этот момент "окружало светлое кольцо" (может быть — "нимб"?). Потом было еще несколько десятков случаев. Например, некоторые наши "царедворцы" рассказывали в узком кругу, что встречали Евгения Максимовича "идущим" по коридору Кремля... на высоте полуметра от покрытого ковром паркета» [8]. Несколько раньше та же газета напечатала большой репортаж о том, как певица Алла Пугачева рожала в Англии сына, а в следующем номере сообщила, что новорожденного украли, и его ищет Интерпол. Любопытно, что в приведенных случаях никто не может заставить редакцию признаться во лжи и дать опровержение: даже если суд и установит, что газета напечатала ложь, он удовлетворит иск героев публикаций
СМИ: правовые и этические нормы
только в том случае, если будет доказано, что эта ложь порочит их честь, достоинство или деловую репутацию или причинила им нравственные страдания. Итак, опубликовав неправду, газета, авторы остались неуязвимыми в правовом отношении, однако грубо нарушили профессиональную этику.
Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания; а учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания — этикой. Она же представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.
Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение.
Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.
Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это ориентир на связь идеала с регулятором поведения. Механизм проявления нравственных норм на практике выглядит следующим образом: оценка-ситуация-действие-результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30,40,100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.
Глава 8
Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «завизируй интервью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Систему требований к журналисту можно рассматривать как совокупность этих требований, как трехэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» размещаются такие категории, как профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень составляют производственно-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требования к поведению журналиста. К группе регуляторов третьего уровня относятся запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты собственно поведения журналиста в конкретных производственных ситуациях, профессионально-этические нормы.
Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе.
Первые три вида отношений связаны с действиями журналиста в социальной среде, или с профессиональной этикой; остальные — с его поведением в профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.
Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.
Источник информации — человек. Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло время говорить о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасение огласки нежелательных сведений, неуверенность самого героя в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее в данном коллективе. «Снять» подобное отношение можно продуманным поведением журналиста, завоеванием доверия.
Эффективен прием имитации — переключения внимания человека на другие объекты: декларируется более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Можно, например, начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) интересует опыт организации труда в вашем цехе, и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели беседы. Герой комментирует те сведения о себе, которые корреспондент получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания
СМИ: правовые и этические нормы
характера человека. «Это правда, что у Вас не было ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал? Неверная информация, был грех», — он вздохнул.
Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое строят совместными усилиями.
В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения проявляются в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник