Российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности

Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в современной России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведения литературы, научные труды, объекты промышленного права исходил из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция Российской Федерации в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Вопросы обеспечения безопасности коммерческой деятельности от возможного нарушения прав охраняемой интеллектуальной собственности во всех ее формах чрезвычайно важны в условиях рыночных отношений. И у нас в стране наконец-то эти права постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров, причем весьма прогрессивных, перспективных и очень актуальных, которые при умелом их использовании способны принести наиболее высокие прибыли на современном рынке (внешнем и внутреннем), особенно когда они связаны с высокими новейшими технологиями и создаваемой на их основе продукции. Этому в большой степени способствовали принятые в нашей стране в 90-х гг. новые законы по охране интеллектуальной собственности, а именно:

- «Патентный закон Российской Федерации» (вступил в силу 14 октября 1992 г.).

Патентный закон охраняет изобретения, полезные модели и промышленные образцы). В целом он прогрессивен и призван работать на углубление экономической реформы в стране. Это ключевой закон в сфере охраны промышленной собственности, который способствует решению ряда узловых проблем в развитии научно-технического прогресса. Патентный закон предусматривает правовое регулирование трех объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Идентичное решение было принято в Китае в 1984 г. Правовая охрана полезных моделей вводится в России впервые. В иерархии технических решений данный объект занял место между изобретениями и рационализаторскими предложениями.

- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (вступил в силу 17 октября 1992 г.).

В новых условиях хозяйствования товарный знак и наименование места происхождения товара превращаются в действенный механизм рыночной экономики, эффективный фактор коммуникации, рекламы и реализации товаров, становятся важным средством маркетинга, ориентиром для покупателя при выборе им товара. Значимость этих объектов промышленной собственности, являющихся средством индивидуализации юридических лиц, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг, становится особенно очевидной в связи с происходящими в мире интеграционными процессами, широким обменом товарами, развитием конкуренции и одновременно — стремлением к созданию международного рынка.

Настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Закон представляет собой комплексный нормативный акт, где наряду с двумя объектами - близнецами: товарным знаком и знаком обслуживания - содержатся нормы, относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, - наименованию места происхождения товара. Правовая охрана последнего введена в нашей стране впервые.

- Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» (вступил в силу 20 октября 1992 г.).

В этом основополагающем акте содержатся следующие принципиальные положения:

- программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права;

- автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и/или разрешать выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иное использование программы для ЭВМ или базы данных;

- имущественные права на программные продукты могут быть переданы кому-либо только по договору;

- за нарушение авторских прав на программы для ЭВМ законодательством предусмотрена гражданско-правовая, уголовная, административная и иная ответственность.

Таким образом, использование программы для ЭВМ кем бы то ни было (т. е. любым пользователем) в соответствии с законом должно осуществляться на основании договора с правообладателем. Применительно к массовым пользователям допускается особый порядок заключения договора путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ. Вскрытие покупателем упаковки экземпляра программы для ЭВМ является действием, с помощью которого он выражает свое согласие с условиями так называемой «оберточной» лицензии.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе осуществлять ее запись в память одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если иное не предусмотрено договором с правообладателем. Использование программных продуктов без разрешения правообладателя нарушает имущественные права на интеллектуальную собственность и, следовательно, является правонарушением.

- Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных полупроводниковых микросхем» (вступил в силу 21 октября 1992 г.).

Топология интегральной микросхемы, как особый объект правовой охраны представляет собой зафиксированное на материальном носителе про-странственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Материальным носителем топологии выступает кристалл интегральной микросхемы, т.е. часть полупроводниковой пластины, в объеме и на поверхности которой сформированы элементы полупроводниковой микросхемы, межэлементные соединения и контактные площадки. Поскольку разработка топологии требует значительных интеллектуальных усилий, больших затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, результаты труда разработчиков нуждаются в признании и правовой охране. Это тем более необходимо, что практически любая топология может быть быстро и относительно дешево скопирована заинтересованными лицами. Как показал опыт развитых стран, наиболее действен-ной преградой для копирования кристаллов интегральных микросхем является создание специального правового института охраны топологий, не совпадающего ни с авторским, ни с патентным правом. С принятием Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. подобный правовой институт появился и в российском праве.

- Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (вступил в силу 3 августа 1993 г.).

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

С 1 января 2008 года введена в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. С этого времени перестают действовать названные выше законы.

Отмененным законам теперь соответствуют отдельные главы ГК РФ:

- Глава 70. Авторское право (ст. 1255-1302);

- Глава 71. Права, смежные с авторскими (ст. 1303-1344);

- Глава 72. Патентное право (ст. 1345-1407);

- Глава 74. Право на топологии интегральных микросхем (ст. 1448-1464);

- Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий) (ст. 1473-1541).

Остальные законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Кодекса:

- Закон Российской Федерации «О промышленных образцах» (вступил в силу 10 июля 1991 года №2328-);

- Закон Российской Федерации «Об изобретениях в СССР» (вступил в силу 31 мая 1991 года №2213-1).

Гражданский кодекс сохранил более 80 % норм, содержавшихся ранее в законах, посвященных интеллектуальной собственности, поэтому в целом можно говорить о сохранении прежнего правового регулирования. Однако немало и нового. Очень важно, что Гражданский кодекс проводит четкую линию на закрепление общего принципа: обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности может контролировать любое использование такого объекта. При этом, как закреплено в пункте 1 статьи 1229 ГК РФ, отсутствие запрета со стороны правообладателя не считается согласием (разрешением). Поэтому рядовой потребитель интеллектуальной продукции должен понимать, что использование объекта, прежде всего, связанное с доведением произведения до других людей, если оно не разрешено законом (например, воспроизведение в личных целях, цитирование, воспроизведение статей и малообъемных произведений в учебных и научных целях и т. д.) или договором, должно согласовываться с правообладателем.

Усиливается защита создателей интеллектуальной продукции. Например, если приобретатель исключительного права на произведение будет нарушать условие о выплате вознаграждения, то автор имеет право потребовать в судебном порядке вернуть ему исключительное право и возместить убытки, а если право еще не было передано - то автор может отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора (иными словами, автор получит и вознаграждение по договору, и вернет себе исключительное право). Другой пример - нарушение издателем обязанности начать использование произведения в сроки, предусмотренные в договоре, дает автору право отказаться от договора, сохранив полученное вознаграждение. Ограничена ответственность автора по договорам, заключаемым им (ст. 1290 ГК РФ). Число таких примеров может быть легко увеличено. Главное, чтобы авторы знали о предоставленных им возможностях и были готовы защищать свои интересы. Если человек сам не хочет действовать, то никакие нововведения в закон не помогут ему.


Наши рекомендации