Интерактивность журналистики и ее проблемы

Интерактивная журналистика подразумевает изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замену однонаправленного воздействия СМИ на массы, на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, слушателями, зрителями, совместному общению и произ­водству информации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отно­шения превращают их в равноправных информационных партнеров.

В теории коммуникации наиболее известные модели — Г. Лассвелла и Т. Нью-комба — появились еще в 50-е гг. XX в. В первой, так называемой линейной, моде­ли впервые процесс коммуникации стал рассматриваться как ряд этапов: кто - что говорит - по какому каналу - кому - с каким эффектом. Вторая модель — инте-ракционистская, разработанная Ньюкомбом, связвана с поиском точек согласия между коммуникатором и аудиторией. При этом и первая, и вторая модели не только



Глава 7

не исключают, но и предполагают воздействие. Диалогическая модель коммуника­ции детально освещена еще в 80-е гг. XX в. в работах отечественного ученого Т. М. Дридзе, где диалог рассматривался как достижение взаимопонимания между ком­мутатором и реципиентом. В сентябре 2000 г. на Первом Всероссийском социоло­гическом конгрессе в Санкт-Петербурге исследователи СМИ, представляющие секцию «Информационное общество и проблемы социальных коммуникаций», приняли совместное резюме. Прогресс общества, развитие нового качества созна­ния людей сегодня возможны только при утверждении диалогической модели ком­муникации, основанной на взаимопонимании и партнерстве. Участники секции ре­комендуют средствам массовой информации избегать таких форм общения с ауди­торией, которые связаны с воздействием и манипулированием, учитывать в своей информационной политике интересы, вкусы и ожидания всех групп аудитории, ис­пользуя для этого и количественные, и качественные методы изучения...»

Интерактивное телевидение (ИТВ) — этому термину четыре десятка лет. Еще в 60-е были передачи, когда телезритель был активным. ИТВ как форма телевизи­онного вещания диалогична по своей природе. От монологической отличается тем, что телезритель — не объект воздействия со стороны телекоммуникатора, а субъект телевизионного процесса. Последний основан на взаимодействии коммуникатора и телезрителя, осуществляемого с помощью активной обратной связи (почта, теле­фон, микрофон, видеоканал, пейджер, компьютерные сети). Телезритель активно нацелен на теледействие и таким образом участвует в создании телепередачи. Это явление в 60-е гг. называли контактным (в 1957 г. в эфире шла передача «Вечер весе­лых вопросов»), в 70-е — передачами с обратной связью. И только во второй полови­не 90-х гг. термин «интерактивное телевидение» прочно вошел в обиход. Интерак­тивная журналистика подразумевает изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замену однонаправленного воздействия СМИ на мас­сы, на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, слушателями, зрителями, совместному общению и производству ин­формации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отношения пре­вращают их в равноправных информационных партнеров.

Перспективы широкого участия аудитории в телепрограммах открывает ка­бельное телевидение. Двусторонние кабельные каналы позволяют зрителям нажа­тием кнопки у себя дома выразить свое мнение по поводу социально-экономичес­ких проблем. Результаты «голосования» через минуту передаются на экраны до­машних телевизоров. А соединение персонального компьютера с телексами дают возможность обратной связи с читателями в масштабах всей планеты — высказыва­емые вопросы и мнения превращают читателя, зрителя в журналиста, соучастника и стимулируют более высокий уровень журналистики. Интерактивная техника будет способствовать тому, что пассивные потребители новостей станут активными участ­никами. Журналисты-любители будут не только реагировать на репортажи профес­сионалов, но и предлагать сюжеты, основанные на собственном опыте.

На стыке науки и искусства возникает новое направление — мультимедиа. Синтез текста, графики, изображения, видеоэлементов, анимации и звука по жела­нию можно контролировать, свободно сочинять с помощью электронной техники управление интерактивной программой. Конвергенция ТВ и Интернет — новый вид средств массовой коммуникации.




Результативность журналистики



Не менее важен диалог и в печатных СМИ. Однако в ряде исследований, прове­денных на факультете журналистики Московского университета (проекты «Обще­национальная газета», «СМИ и выборы») по результатам контент-анализа содержа­ния газетных текстов, обнаруживалось абсолютное доминирование монологической формы публикаций. Причина отстраненности аудитории — в ангажированности СМИ, изъятии из «повестки дня» социальных проблем и жизни провинции, ментор­ском тоне журналистов, решающих, «что для страны хорошо, а что плохо», отсут­ствии широкого диатога по вопросам экономических реформ [32].

7.3.1. Редакция и аудитория: поиски контакта

В редакциях газет когда-то большое внимание придавали читательской аудито­рии. Рабочий день в любой редакции вачинался с того, что сотрудники отдела писем разносили по другим отделам свежую почту: каждое письмо фиксировалось в специ­альном журнале как документ строгой отчетности, в срочном порядке сотрудник обязан был сообщить автору, что его письмо или будет опубликовано или отправле­но конкретным должностным лицам для принятия мер. Принятым в декабре 1991 г. Законом РФ «О средствах массовой информации» работа с читательской почтой была объявлена необязательной, и многие издания поспешили упразднить отделы писем. Но не все. Так, например, такое важнейшее подразделение осталось в структуре ре­дакции «Российской газеты». Постоянная переписка с аудиторией (ежедневно в ре­дакцию приходит в среднем 50 писем), отклики читателей помогают журналистам находить актуальные темы для своих выступлений, готовить острые, проблемные публикации, Письма не только публикуются в каждом номере, формируют темати­ческую полосу «Резонанс», выходящую дважды в месяц, но и дают начало той или иной газетной кампании. Конечно, и другим редакциям следовало бы восстановить регулярную обратную связь с аудиторией, ибо это действенный фактор позициони­рования любого издания на информационном рынке.

Но что может заинтересовать читателя, вызвать его отклик? Ссылаясь на аме­риканского исследователя Фрэнка Бонда и размышляя об ожиданиях личности, свя­занных с газетой, В. П. Таловов в книге «Читательский спрос на газету» приводит так называемые двенадцать «приемов, придающих газете способность притягивать людей и превращающих ее в читабельное издание», дает список наиболее привлека­тельной информационной тематики (по мере убывания важности). Итак, это ин­формация: 1) прямо или косвенно относящаяся к делам читателя, его устремле­ниям, быту, отдыху; 2) касающаяся денег (зарплаты, пенсий, курсов валют и т.д.); 3) о конфликтах социальных, трудовых, моральных, межличностных и внутри-личностных; 4) о любовных, сексуальных отношениях между мужчиной и женщи­ной; 5) о необычном, невероятном, отклонящемся от общепринятых норм; 6) под­робности о героях дня, недели, месяца, года; 7) о приключениях; 8) о ситуациях, вы­зывающих любовь, страсть, жалость, ненависть, ревность и т.п., а также о влиянии на человека, фауну и флору природных коллизий (землетрясения, затмения, цунами, по­явление комет); 9) о деятельности власти, партий, объединений граждан, причастных к политике, особенно если сообщение содержит фрагменты борьбы, скандала (как пи­сал еще современник А. С. Пушкина, редактор газеты «Северная пчела» Ф. В. Булга-



Глава 7

рин, «публика наша любит только тогда политику, когда в политике таскают друг друга за волосы и бьют по рылу»; 10) о состязательности в предпринимательстве, спорте, искусстве; 11) об открытиях, изобретениях, относящихся к бытию людей (раз­работаны лекарства от рака или найден элексир долголетия); 12) о преступлениях и борьбе с ними [33].

Раньше жесткая подчиненность СМИ системе власти имело одну особенность. Журналистика как инструмент политического воздействия пользовалась исклю­чительным положением в обществе. СМИ были своего рода «контролером» окру­жающей жизни. Отсюда и появление многочисленных критических материалов на самые различные темы, авторы которых, анализируя происходящее, выглядели высшими судьями. Содержание таких выступлений, особенно в местных СМИ, нередко выглядело поверхностным ввиду отсутствия у журналистов глубоких пред­ставлений по многим вопросам жизни. Несйотря на это, важнейшим элементом содержательной политики всех печатных изданий было появление рубрики типа «Газета выступила. Что сделано?», где публиковались ответы руководителей. Обя­зательным условием появления таких ответов было наличие в них обещаний «при­нять меры», «устранить отмеченные недостатки» и т.д., что соответствовало требо­ваниям, предъявляемым к журналистике в партийных постановлениях. Действен­ность СМИ традиционно выглядела в общественном мнении как одна из сильных сторон их содержательной политики [34].

Что же касается сегодняшней журналистики, то о качестве ее можно судить по опросам аудитории. Каковы, к примеру, основные плюсы и минусы общеполити­ческой и информационно-коммерческой региональной печати. На этот вопрос дали ответы студенты отделения журналистики Тверского университета, активно со­трудничающие с редакциями СМИ.

Плюсы:

• широкий выбор изданий;

• многопартийность;

• достаточно большое количество качественной информации;

• появились профессионалы и в массовой печати;

• выросла роль интерактивной журналистики, общения журналистов с чита­телями, слушателями, зрителями, повысился интерес к мнению аудитории, СМИ стараются удовлетворить ее интересы;

• разнообразие изданий и точек зрения в целом дают более верное отражение действительности; людям не навязывают какую-то одну определенную идею, что играет важную роль в формировании личности;

• регионализация СМИ благоприятно сказывается на развитии и информиро­ванности провинциальной аудитории;

• журналистика стала богаче: она более раскована, более всеобъемлюща, затра­гивает все стороны человеческой жизни, чего не было в советский период, более неожиданна и интригующа;

• упор делается в первую очередь на информативность текста;

• изменился язык — из официально-делового он приближается к литератур­но-разговорному, это хорошо в разумных пределах;

Результативность журналистики



• многие издания отличает прекрасное оформление, иллюстрированность, что
повышает интерес к информации.

Минусы:

• экономическое рабство прессы — зависимость от спонсора, рекламодателя; деньги — современная цензура СМИ; экономическая несвобода сразу же по­влекла за собой идеологическую зависимость;

• СМИ способствуют разложению общества; разврат в СМИ; восхваление хама; расцвет «желтой», «грязной» прессы;

• дестабилизация средствами массовой информации общественной жизни;

• неуважение газетами своего читателя;

• рост недоверия аудитории к СМИ в связи с усилением манипуляции ими об­щественным мнением; изданий все больше — доверия им все меньше;

• журналисты жертвуют своими убеждениями, чтобы прокормить семью;

• взяточничество в журналистике распространяется быстрыми темпами;

• дороговизна изданий;

• низкое качество продукции СМИ;

• снижение уровня культуры в журналистике, ответственности за информацию;

• журналистам не хватает этичности, порядочности по отношению к тем, о ком они пишут;

• чрезмерное количество развлекательных изданий;

• мало аналитичности, глубины в публикациях, поверхностность;

• ушла в прошлое обратная связь с аудиторией;

• расцвела теневая, заказная информация;

• за пестрыми страницами газет и журналов не видно настоящей журналисти­ки; много бесполезных изданий, не несущих в себе никакой добротной, тол­ковой информации; высасывание из пальца, выдувание из пустяка сенсации;

• нарушение основных принципов журналистики — на полосах нередки непро­веренные сведения, откровенная клевета, провокации;

• преобладают слухи, заграничные сплетни о знаменитостях, отсутствуют свои, местные новости в массовой прессе;

• из сухого штампованного языка советского периода газетный текст превра­тился в издевательский стеб и ерничество;

• перенасыщенность текстов жаргонизмами, англицизмами;

• умерло много жанров, например, фельетон;

• ориентация на западные издания, что не приживается на русской почве [35].

Каждое издание активно ищет своего читателя. Для привлечения рекламодате­лей создаются специальные отделы, цель которых привлечь заказчика разместить рекламу, стимулировать продажу площадей и услуг издания, продвинуть издание на рынке. В сфере деятельности редакции издания — маркетинговые исследования: рынка СМИ, изучение читательской аудитории, исследование конкурентов, состав­ление прогнозов изменения рыночного состояния, читательской аудитории и воз­можности издания. Большое внимание уделяется связям с общественностью, что.



Глава 7

способствует возвышению имиджа, антирекламе (снижению имиджа), контррекла­ма (восстановлению случайно сниженного имиджа), выставкам, презентациям, кон­курсам — всему тому, что так или иначе может привести к росту рейтинга изданий. На имидж влияет не только качество газеты, но и хорошие связи с другими СМИ, четко разработанный и успешно выполняемый бизнес-план, продуманная кадровая политика, одобрение сотрудников и даже их внешний вид.

Словом, имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Как пишет В.В.Тулупов, репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимо­действия с окружающим миром: газета - аудитория (идейно-политическая позиция); газета - власть (оценивается принципиальность позиции); газета - конкурирующие издания (профессиональнаярепутация); газета - партнеры (коммерческаярепута­ция). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редак­тора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие ре­путации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналист­ской деятельности, этическими принципами в том числе: объективность и правди­вость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаива­нии заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д. [36].

Этот постоянный поиск своей аудитории можно проиллюстрировать на примере телевидения с его вездесущностью (массовым охватом телеаудитории), экранностью, одновременностью наблюдения события и его показом, т. е. симультанностью (от фр. одновременный) трансляции. Уникальность ТВ в том, что оно не только средство ин­формации, но и вид искусства. Становление телевидения началось с формирования в 60-е гг. системы каналов, программ, периодических циклов, жанров. В то время в стране функционировали уже 83 местные телестудии, к 1970 г. их число возросло до 130 [37]. Понятия тележурналиста, однако, тогда еще не было, информационную программу вел диктор. Правда, уже тогда были попытки освоения такого творческого метода, как прямой эфир. Но они были неудачны, поскольку партийный аппарат не мог его эффективно контролировать. В итоге появилась видеозапись. Через тематику (экономическую и социальную информацию) реализовывалась идеологическая фун­кция ТВ, через телевизионные кампании, рейды, переклички, работу корреспондентс­ких постов — организационная. Контрпропаганда была занята созданием отрицатель­ного образа внешнего врага, а перед перестройкой и врага внутреннего.

Журналист рядом с диктором впервые появился в 1981 г.на ленинградском ТВ. А в 1989 г. была создана телестанция «Факт» с одним журналистом, который без диктора вел выпуск в прямом эфире. С той поры усиливается роль комментато­ра, появляются разговорные жанры — дискуссии и интервью.

С распадом СССР единое информационное пространство страны было разру­шено, начался процесс децентрализации, и, как следствие, бурно развивается регио­нальное вещание: если в 1991 г. в России были 75 телестанций, то в 1998 г. — около 1000 вещательных и продюсерских телекомпаний [38].Их количество, однако, ока­залось неадекватно качеству телевизионных программ.

Смакование скандалов, криминал, катастрофы, бедствия, политические баталии — стали обязательным элементом каждого информационного выпуска. Светская хрони­ка, криминал, спорт, компромат стали вытеснять информацию о проблемах госу-

Результативность журналистики



дарства, о ситуации в обществе, игнорируя мировоззренческую направленность, столь привычную прежде для российской традиционной культуры. Так реализует­ся упомянутый нами ранее хвостистский подход к массовой аудитории: в погоне за популярностью журналисты приспосабливаются к уровню сознания большинства, к сиюминутным интересам и инстинктам телезрителей. Итак, освободившись от идеологической зашоренности, телевизионное вещание при этом потеряло обще-' ственно значимые ориентиры. Стала очевидной необходимость единой концепции вещания на телеканалах. Вот почему в 1999 г. была разработана и подписана Хар­тия телерадиовещателей, в которой подписанты взяли на себя обязанность следить за соблюдением чистоты эфира, не допускать в передачах безнравственности и дру­гих социально вредных проявлений [39]. Серьезным документом, способствующим становлению законопослушного и общественно полезного телевидения является Классификация программ, которая определяет критерии, позволяющие точно, гра­мотно сформулировать программную концепцию вещания.

Первые передачи интерактивного телевидения начались в 1986 г. Известны мотивы обращения телезрителей в телестудию — получить информацию, развлечь­ся, установить контакт с людьми, сообщить сведения о себе. Эти мотивы с лихвой реализовывались в самых различных телепередачах: телемост В. Познера «Ленин­град - Сиэтл», «Добрый вечер, Москва!», «12-ый этаж», «Взгляд», «Музыкальный ринг». «Общественное мнение»; в ток шоу, бездумно копированных с западных образцов, — «Поле чудес» (стартовало в 1990 г.), «Счастливый случай» (1991 г.), «Устами младенца» (1992 г.), «Проще простого», «Брейн-ринг» (1993 г.). Появля­ется не только чисто коммерческая программа «Лотто миллион», но и информаци­онные жанры с обратной связью «Времечко», «Иванов, Петров, Сидоров», «Сегод-нячко». Этот жанр по-своему уникален и не имеет аналогов в мире. Его можно на­звать «народные новости». Программы социальной направленности «Глас народа», «Старая квартира». Наконец, пришли компьютерные технологии — «Глас народа», «Что, где, когда?», «Пресс-клуб». Новые виды программы — телемаркетинг, теле­голосование, телевизионное музыкальное шоу — «Два рояля».

Как правило, рекламные агентства и рекламодатели при выборе изданий смотрят прежде всего на рейтинги. Чем выше рейтинг, тем эффективнее издание, то есть доро­же реклама в нем. Так, стоимость 1 мин. на центральных каналах в прайм-тайм состав­ляет от 20 тыс. до 40 тыс. дол. Средние рейтинги у этих программ достигают 25 %, т. е. эти программы смотрит около четверти населения России. Таким образом, изменение рейтинга передач на 1 пункт может повлечь за собой изменение стоимости 1 мин в этой передаче примерно на 1 тыс. долларов [40]. Но при использовании рейтингов важно учитывать не только социально-демографические данные о читателях, телезрителях, стиле их жизни, но и информацию об информационных предпочтениях аудитории.

Наши рекомендации