Интерактивность журналистики и ее проблемы
Интерактивная журналистика подразумевает изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замену однонаправленного воздействия СМИ на массы, на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, слушателями, зрителями, совместному общению и производству информации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отношения превращают их в равноправных информационных партнеров.
В теории коммуникации наиболее известные модели — Г. Лассвелла и Т. Нью-комба — появились еще в 50-е гг. XX в. В первой, так называемой линейной, модели впервые процесс коммуникации стал рассматриваться как ряд этапов: кто - что говорит - по какому каналу - кому - с каким эффектом. Вторая модель — инте-ракционистская, разработанная Ньюкомбом, связвана с поиском точек согласия между коммуникатором и аудиторией. При этом и первая, и вторая модели не только
Глава 7
не исключают, но и предполагают воздействие. Диалогическая модель коммуникации детально освещена еще в 80-е гг. XX в. в работах отечественного ученого Т. М. Дридзе, где диалог рассматривался как достижение взаимопонимания между коммутатором и реципиентом. В сентябре 2000 г. на Первом Всероссийском социологическом конгрессе в Санкт-Петербурге исследователи СМИ, представляющие секцию «Информационное общество и проблемы социальных коммуникаций», приняли совместное резюме. Прогресс общества, развитие нового качества сознания людей сегодня возможны только при утверждении диалогической модели коммуникации, основанной на взаимопонимании и партнерстве. Участники секции рекомендуют средствам массовой информации избегать таких форм общения с аудиторией, которые связаны с воздействием и манипулированием, учитывать в своей информационной политике интересы, вкусы и ожидания всех групп аудитории, используя для этого и количественные, и качественные методы изучения...»
Интерактивное телевидение (ИТВ) — этому термину четыре десятка лет. Еще в 60-е были передачи, когда телезритель был активным. ИТВ как форма телевизионного вещания диалогична по своей природе. От монологической отличается тем, что телезритель — не объект воздействия со стороны телекоммуникатора, а субъект телевизионного процесса. Последний основан на взаимодействии коммуникатора и телезрителя, осуществляемого с помощью активной обратной связи (почта, телефон, микрофон, видеоканал, пейджер, компьютерные сети). Телезритель активно нацелен на теледействие и таким образом участвует в создании телепередачи. Это явление в 60-е гг. называли контактным (в 1957 г. в эфире шла передача «Вечер веселых вопросов»), в 70-е — передачами с обратной связью. И только во второй половине 90-х гг. термин «интерактивное телевидение» прочно вошел в обиход. Интерактивная журналистика подразумевает изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замену однонаправленного воздействия СМИ на массы, на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, слушателями, зрителями, совместному общению и производству информации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отношения превращают их в равноправных информационных партнеров.
Перспективы широкого участия аудитории в телепрограммах открывает кабельное телевидение. Двусторонние кабельные каналы позволяют зрителям нажатием кнопки у себя дома выразить свое мнение по поводу социально-экономических проблем. Результаты «голосования» через минуту передаются на экраны домашних телевизоров. А соединение персонального компьютера с телексами дают возможность обратной связи с читателями в масштабах всей планеты — высказываемые вопросы и мнения превращают читателя, зрителя в журналиста, соучастника и стимулируют более высокий уровень журналистики. Интерактивная техника будет способствовать тому, что пассивные потребители новостей станут активными участниками. Журналисты-любители будут не только реагировать на репортажи профессионалов, но и предлагать сюжеты, основанные на собственном опыте.
На стыке науки и искусства возникает новое направление — мультимедиа. Синтез текста, графики, изображения, видеоэлементов, анимации и звука по желанию можно контролировать, свободно сочинять с помощью электронной техники управление интерактивной программой. Конвергенция ТВ и Интернет — новый вид средств массовой коммуникации.
Результативность журналистики
Не менее важен диалог и в печатных СМИ. Однако в ряде исследований, проведенных на факультете журналистики Московского университета (проекты «Общенациональная газета», «СМИ и выборы») по результатам контент-анализа содержания газетных текстов, обнаруживалось абсолютное доминирование монологической формы публикаций. Причина отстраненности аудитории — в ангажированности СМИ, изъятии из «повестки дня» социальных проблем и жизни провинции, менторском тоне журналистов, решающих, «что для страны хорошо, а что плохо», отсутствии широкого диатога по вопросам экономических реформ [32].
7.3.1. Редакция и аудитория: поиски контакта
В редакциях газет когда-то большое внимание придавали читательской аудитории. Рабочий день в любой редакции вачинался с того, что сотрудники отдела писем разносили по другим отделам свежую почту: каждое письмо фиксировалось в специальном журнале как документ строгой отчетности, в срочном порядке сотрудник обязан был сообщить автору, что его письмо или будет опубликовано или отправлено конкретным должностным лицам для принятия мер. Принятым в декабре 1991 г. Законом РФ «О средствах массовой информации» работа с читательской почтой была объявлена необязательной, и многие издания поспешили упразднить отделы писем. Но не все. Так, например, такое важнейшее подразделение осталось в структуре редакции «Российской газеты». Постоянная переписка с аудиторией (ежедневно в редакцию приходит в среднем 50 писем), отклики читателей помогают журналистам находить актуальные темы для своих выступлений, готовить острые, проблемные публикации, Письма не только публикуются в каждом номере, формируют тематическую полосу «Резонанс», выходящую дважды в месяц, но и дают начало той или иной газетной кампании. Конечно, и другим редакциям следовало бы восстановить регулярную обратную связь с аудиторией, ибо это действенный фактор позиционирования любого издания на информационном рынке.
Но что может заинтересовать читателя, вызвать его отклик? Ссылаясь на американского исследователя Фрэнка Бонда и размышляя об ожиданиях личности, связанных с газетой, В. П. Таловов в книге «Читательский спрос на газету» приводит так называемые двенадцать «приемов, придающих газете способность притягивать людей и превращающих ее в читабельное издание», дает список наиболее привлекательной информационной тематики (по мере убывания важности). Итак, это информация: 1) прямо или косвенно относящаяся к делам читателя, его устремлениям, быту, отдыху; 2) касающаяся денег (зарплаты, пенсий, курсов валют и т.д.); 3) о конфликтах социальных, трудовых, моральных, межличностных и внутри-личностных; 4) о любовных, сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной; 5) о необычном, невероятном, отклонящемся от общепринятых норм; 6) подробности о героях дня, недели, месяца, года; 7) о приключениях; 8) о ситуациях, вызывающих любовь, страсть, жалость, ненависть, ревность и т.п., а также о влиянии на человека, фауну и флору природных коллизий (землетрясения, затмения, цунами, появление комет); 9) о деятельности власти, партий, объединений граждан, причастных к политике, особенно если сообщение содержит фрагменты борьбы, скандала (как писал еще современник А. С. Пушкина, редактор газеты «Северная пчела» Ф. В. Булга-
Глава 7
рин, «публика наша любит только тогда политику, когда в политике таскают друг друга за волосы и бьют по рылу»; 10) о состязательности в предпринимательстве, спорте, искусстве; 11) об открытиях, изобретениях, относящихся к бытию людей (разработаны лекарства от рака или найден элексир долголетия); 12) о преступлениях и борьбе с ними [33].
Раньше жесткая подчиненность СМИ системе власти имело одну особенность. Журналистика как инструмент политического воздействия пользовалась исключительным положением в обществе. СМИ были своего рода «контролером» окружающей жизни. Отсюда и появление многочисленных критических материалов на самые различные темы, авторы которых, анализируя происходящее, выглядели высшими судьями. Содержание таких выступлений, особенно в местных СМИ, нередко выглядело поверхностным ввиду отсутствия у журналистов глубоких представлений по многим вопросам жизни. Несйотря на это, важнейшим элементом содержательной политики всех печатных изданий было появление рубрики типа «Газета выступила. Что сделано?», где публиковались ответы руководителей. Обязательным условием появления таких ответов было наличие в них обещаний «принять меры», «устранить отмеченные недостатки» и т.д., что соответствовало требованиям, предъявляемым к журналистике в партийных постановлениях. Действенность СМИ традиционно выглядела в общественном мнении как одна из сильных сторон их содержательной политики [34].
Что же касается сегодняшней журналистики, то о качестве ее можно судить по опросам аудитории. Каковы, к примеру, основные плюсы и минусы общеполитической и информационно-коммерческой региональной печати. На этот вопрос дали ответы студенты отделения журналистики Тверского университета, активно сотрудничающие с редакциями СМИ.
Плюсы:
• широкий выбор изданий;
• многопартийность;
• достаточно большое количество качественной информации;
• появились профессионалы и в массовой печати;
• выросла роль интерактивной журналистики, общения журналистов с читателями, слушателями, зрителями, повысился интерес к мнению аудитории, СМИ стараются удовлетворить ее интересы;
• разнообразие изданий и точек зрения в целом дают более верное отражение действительности; людям не навязывают какую-то одну определенную идею, что играет важную роль в формировании личности;
• регионализация СМИ благоприятно сказывается на развитии и информированности провинциальной аудитории;
• журналистика стала богаче: она более раскована, более всеобъемлюща, затрагивает все стороны человеческой жизни, чего не было в советский период, более неожиданна и интригующа;
• упор делается в первую очередь на информативность текста;
• изменился язык — из официально-делового он приближается к литературно-разговорному, это хорошо в разумных пределах;
Результативность журналистики
• многие издания отличает прекрасное оформление, иллюстрированность, что
повышает интерес к информации.
Минусы:
• экономическое рабство прессы — зависимость от спонсора, рекламодателя; деньги — современная цензура СМИ; экономическая несвобода сразу же повлекла за собой идеологическую зависимость;
• СМИ способствуют разложению общества; разврат в СМИ; восхваление хама; расцвет «желтой», «грязной» прессы;
• дестабилизация средствами массовой информации общественной жизни;
• неуважение газетами своего читателя;
• рост недоверия аудитории к СМИ в связи с усилением манипуляции ими общественным мнением; изданий все больше — доверия им все меньше;
• журналисты жертвуют своими убеждениями, чтобы прокормить семью;
• взяточничество в журналистике распространяется быстрыми темпами;
• дороговизна изданий;
• низкое качество продукции СМИ;
• снижение уровня культуры в журналистике, ответственности за информацию;
• журналистам не хватает этичности, порядочности по отношению к тем, о ком они пишут;
• чрезмерное количество развлекательных изданий;
• мало аналитичности, глубины в публикациях, поверхностность;
• ушла в прошлое обратная связь с аудиторией;
• расцвела теневая, заказная информация;
• за пестрыми страницами газет и журналов не видно настоящей журналистики; много бесполезных изданий, не несущих в себе никакой добротной, толковой информации; высасывание из пальца, выдувание из пустяка сенсации;
• нарушение основных принципов журналистики — на полосах нередки непроверенные сведения, откровенная клевета, провокации;
• преобладают слухи, заграничные сплетни о знаменитостях, отсутствуют свои, местные новости в массовой прессе;
• из сухого штампованного языка советского периода газетный текст превратился в издевательский стеб и ерничество;
• перенасыщенность текстов жаргонизмами, англицизмами;
• умерло много жанров, например, фельетон;
• ориентация на западные издания, что не приживается на русской почве [35].
Каждое издание активно ищет своего читателя. Для привлечения рекламодателей создаются специальные отделы, цель которых привлечь заказчика разместить рекламу, стимулировать продажу площадей и услуг издания, продвинуть издание на рынке. В сфере деятельности редакции издания — маркетинговые исследования: рынка СМИ, изучение читательской аудитории, исследование конкурентов, составление прогнозов изменения рыночного состояния, читательской аудитории и возможности издания. Большое внимание уделяется связям с общественностью, что.
Глава 7
способствует возвышению имиджа, антирекламе (снижению имиджа), контрреклама (восстановлению случайно сниженного имиджа), выставкам, презентациям, конкурсам — всему тому, что так или иначе может привести к росту рейтинга изданий. На имидж влияет не только качество газеты, но и хорошие связи с другими СМИ, четко разработанный и успешно выполняемый бизнес-план, продуманная кадровая политика, одобрение сотрудников и даже их внешний вид.
Словом, имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Как пишет В.В.Тулупов, репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета - аудитория (идейно-политическая позиция); газета - власть (оценивается принципиальность позиции); газета - конкурирующие издания (профессиональнаярепутация); газета - партнеры (коммерческаярепутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами в том числе: объективность и правдивость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д. [36].
Этот постоянный поиск своей аудитории можно проиллюстрировать на примере телевидения с его вездесущностью (массовым охватом телеаудитории), экранностью, одновременностью наблюдения события и его показом, т. е. симультанностью (от фр. одновременный) трансляции. Уникальность ТВ в том, что оно не только средство информации, но и вид искусства. Становление телевидения началось с формирования в 60-е гг. системы каналов, программ, периодических циклов, жанров. В то время в стране функционировали уже 83 местные телестудии, к 1970 г. их число возросло до 130 [37]. Понятия тележурналиста, однако, тогда еще не было, информационную программу вел диктор. Правда, уже тогда были попытки освоения такого творческого метода, как прямой эфир. Но они были неудачны, поскольку партийный аппарат не мог его эффективно контролировать. В итоге появилась видеозапись. Через тематику (экономическую и социальную информацию) реализовывалась идеологическая функция ТВ, через телевизионные кампании, рейды, переклички, работу корреспондентских постов — организационная. Контрпропаганда была занята созданием отрицательного образа внешнего врага, а перед перестройкой и врага внутреннего.
Журналист рядом с диктором впервые появился в 1981 г.на ленинградском ТВ. А в 1989 г. была создана телестанция «Факт» с одним журналистом, который без диктора вел выпуск в прямом эфире. С той поры усиливается роль комментатора, появляются разговорные жанры — дискуссии и интервью.
С распадом СССР единое информационное пространство страны было разрушено, начался процесс децентрализации, и, как следствие, бурно развивается региональное вещание: если в 1991 г. в России были 75 телестанций, то в 1998 г. — около 1000 вещательных и продюсерских телекомпаний [38].Их количество, однако, оказалось неадекватно качеству телевизионных программ.
Смакование скандалов, криминал, катастрофы, бедствия, политические баталии — стали обязательным элементом каждого информационного выпуска. Светская хроника, криминал, спорт, компромат стали вытеснять информацию о проблемах госу-
Результативность журналистики
дарства, о ситуации в обществе, игнорируя мировоззренческую направленность, столь привычную прежде для российской традиционной культуры. Так реализуется упомянутый нами ранее хвостистский подход к массовой аудитории: в погоне за популярностью журналисты приспосабливаются к уровню сознания большинства, к сиюминутным интересам и инстинктам телезрителей. Итак, освободившись от идеологической зашоренности, телевизионное вещание при этом потеряло обще-' ственно значимые ориентиры. Стала очевидной необходимость единой концепции вещания на телеканалах. Вот почему в 1999 г. была разработана и подписана Хартия телерадиовещателей, в которой подписанты взяли на себя обязанность следить за соблюдением чистоты эфира, не допускать в передачах безнравственности и других социально вредных проявлений [39]. Серьезным документом, способствующим становлению законопослушного и общественно полезного телевидения является Классификация программ, которая определяет критерии, позволяющие точно, грамотно сформулировать программную концепцию вещания.
Первые передачи интерактивного телевидения начались в 1986 г. Известны мотивы обращения телезрителей в телестудию — получить информацию, развлечься, установить контакт с людьми, сообщить сведения о себе. Эти мотивы с лихвой реализовывались в самых различных телепередачах: телемост В. Познера «Ленинград - Сиэтл», «Добрый вечер, Москва!», «12-ый этаж», «Взгляд», «Музыкальный ринг». «Общественное мнение»; в ток шоу, бездумно копированных с западных образцов, — «Поле чудес» (стартовало в 1990 г.), «Счастливый случай» (1991 г.), «Устами младенца» (1992 г.), «Проще простого», «Брейн-ринг» (1993 г.). Появляется не только чисто коммерческая программа «Лотто миллион», но и информационные жанры с обратной связью «Времечко», «Иванов, Петров, Сидоров», «Сегод-нячко». Этот жанр по-своему уникален и не имеет аналогов в мире. Его можно назвать «народные новости». Программы социальной направленности «Глас народа», «Старая квартира». Наконец, пришли компьютерные технологии — «Глас народа», «Что, где, когда?», «Пресс-клуб». Новые виды программы — телемаркетинг, телеголосование, телевизионное музыкальное шоу — «Два рояля».
Как правило, рекламные агентства и рекламодатели при выборе изданий смотрят прежде всего на рейтинги. Чем выше рейтинг, тем эффективнее издание, то есть дороже реклама в нем. Так, стоимость 1 мин. на центральных каналах в прайм-тайм составляет от 20 тыс. до 40 тыс. дол. Средние рейтинги у этих программ достигают 25 %, т. е. эти программы смотрит около четверти населения России. Таким образом, изменение рейтинга передач на 1 пункт может повлечь за собой изменение стоимости 1 мин в этой передаче примерно на 1 тыс. долларов [40]. Но при использовании рейтингов важно учитывать не только социально-демографические данные о читателях, телезрителях, стиле их жизни, но и информацию об информационных предпочтениях аудитории.