Анализ противоречий как метод журналистики

Мы живем в мире явлений, становимся созерцателями или участниками раз­личных ситуаций, не замечая порой, что между явлениями существуют взаимосвя­зи. Эти устойчивые и повторяющиеся, сущностные и необходимые связи позволя­ют говорить об объективном законе: социальном, экономическом или естествен­ном (признак последнего, например, — устойчивая связь между двумя явлениями —

Результативность журналистики



рождением и смертью). В постоянном изменении, происходящем в нашей жизни, и состоит непосредственное проявление закона. Но эти изменения протекают не глад­ко, а противоречиво, через борьбу противоположностей. Поэтому принято считать, что объективный закон — это логика движения противоречия, форма его выраже­ния. Гегель писал, что противоречие «есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, имеет по­буждение и деятельно» [25]. «Мы не должны, не смеем замазывать противоре­чие тестом своих философем! Пусть противоречие останется глубоким как есть, — писал Павел Флоренский. — Если мир познаваемый надтреснут, и мы не можем на деле уничтожить трещин его, то не должны и прикрывать их. Если разум познаю­щий раздроблен, если он — не монолитный кусок, если он самому себе противо­речит, — мы опять-таки не должны делать вида, что этого нет. Бессильное усилие человеческого разума примирить противоречия, вялую попытку напрячься дав­но пора отразить бодрым признанием противоречивости» [26]. Противоречие развивается как противоборство двух противоположностей: прогрессивной, сти­мулирующей развитие, и тормозящей, консервативной, являющейся помехой это­му росту. Явление, ситуация, анализируемые в журналистском произведении, укладываются в сферу действия того или иного объективного закона или группы законов. И каждую проблему следует рассматривать как выражение противоре­чия между объективностью действия законов и субъективным характером их ис­пользования. Точности прогноза легче достигнуть, если опираться на знание ме­тодологии разрешения противоречий. В анализе сторон противоречий могут быть разные подходы:

• субъектный, когда в общественном процессе журналист выявляет социальный субъект (личность, коллектив, социальную группу, нацию, народность);

• объектный, когда изучается социальный объект — области общества или при­роды, на которые воздействует субъект (люди, государство и т.д.);

• субъектно-субъектный, когда изучаются противоречия взаимоотношений социальных субъектов: человек-человек (начальник- подчиненный, произ­водитель-потребитель), человек-объединение людей (личность-коллектив, человек-общество, депутат-избиратели, лидер-народ, ассоциация-ассоци­ация (партия-государство, консерваторы-радикалы);

• объектно-объектный, когда определяются противоречия между объектами (флорой и фауной, бизнесом и надстройкой и т.д.);

• субъектно-объектный, когда выявляются взаимодействия субъекта и объек­та применительно к изучаемому процессу (человек-политика, человек-за­кон, общество-научно-техническая революция и т.д.).

Важно учитывать, что жизнестойкость противоречий обусловлена не только объективными факторами (диалектикой развития общества), но и субъективны­ми: осознанием или непониманием людьми необходимости преобразований, их со­действием или противодействием реформам. Новое не утверждается с принятием соответствующих нормативных актов, законов парламента, а пробивается сквозь консерватизм и инертность общественной психологии сдерживается порой из-за ошибок и просчетов исполнительной власти.



Глава 7

Противоречие развивается как противоборство двух противоположностей, и общий способ его разрешения достаточно прост. С одной стороны, следует поддер­живать прогрессивную сторону противоречия и рекламировать новое, передовое, что вторгается в жизнь; с другой, подвергать критическому анализу регрессивную, «отрицательную» противоположность, которая тормозит развитие.

В первом случае средства массовой информации выступают преимуществен­но с положительными материалами, в которых освещаются новые явления, пере­довой опыт, оригинальные управленческие решения, социальное и экономическое новаторство. Во втором — чтобы ослабить влияние консервативной противопо­ложности, СМИ стремятся в критических публикациях раскрыть, почему живуче негативное явление, как преодолеть препятствия на пути нового. Учет и анализ противоречий, тех их сторон, которые служат условием движения вперед, и таких, которые тормозят развитие, определяют и выбор темы журналистского произведе­ния, и принципы разработки этой темы. Вместе с тем знание диалектики противоре­чий существенно усиливает прогностическую функцию современной публицисти­ки. Умение анализировать общественные противоречия, основанный на этом метод публицистики помогут журналисту добиваться необходимой глубины исследования, делать научно-обоснованные рекомендации и выводы в публикациях, результатив­нее воздействовать на сознание читателя, телезрителя, радиослушателя.

Освещая пути динамичного разрешения противоречия, журналист призван, с одной стороны, подчеркивать важную роль прогрессивной противоположности, показывая положительный опыт внедрения нового, с другой — стремиться умень­шить влияние тормозящей противоположности, обращаясь к критике недостатков, мешающих внедрению новшества.

Допустим, журналист исследует проблему. А источник или причина ее — про­тиворечие, которое развивается через тождество, различие, противоположность. Субъектами разрешения противоречий могут быть конкретный человек, лидер, ру­ководитель коллектива. Анализируя конкретное явление и основу ее возникнове­ния — противоречие, публицист стремится дать прогноз, рецепт решения проблемы.

Рассказывая о том, что Россия должна Западу 124 млрд долларов, «Известия» пишут об истории возникновения этой проблемы и путях ее решения. Долги СССР после его распада взяла на себя Россия, а они возникли из-за внутренних факторов (падение добычи энергоносителей в 80.-е гг., непродуманная либерализация внешне­экономической деятельности, когда предприятия тратили заработанную валюту на потребительские товары, а не на производственные, которые финансировались из казны) и внешних — «кредитов перестройки» (в 1991г. СССР получил свыше 12 млрд долларов западных кредитов, тогда как в 1997 г. — всего 2 млрд). От истории автор плавно переходит к рассказу о сегодняшнем дне: задолженность взята под контроль, предприятия стали компенсировать госбюджету затраты на покупку импортного оборудования, состояние экономической безопасности улучшилось, но все равно только проценты по долгам составляют 10 млрд ежегодно, а это десятая часть гос­бюджета. В третьей, заключительной части публикации речь идет о том, что еще мож­но сделать для снижения задолженности: надо принять закон «О государственном долге», усовершенствовать контроль за исполнением международных обязательств, за вторичным рынком долговых обязательств и т. д. [27].

Результативность журналистики



В исследовании важнейшую роль играет социальная позиция журналиста, ко­торая должна сопрягаться с принципом правдивости и объективности. Правда, по­рой, раскрывая ситуацию или проблему взаимоотношения людей, корреспондент, доверяя мнению одних, игнорирует суждения других, если последние не играют на авторскую концепцию. Это может привести к досадным казусам.

«Комсомольская правда» опубликовала корреспонденцию Ю. Грибачева о заво­де «Алтай-кокс» и его директоре В. Митяеве. В ней рассказывается, что предприятие стабильно работает, проводит реконструкцию, построило 5 детских домов, конно­спортивную школу, профилакторий, базу отдыха, школу-лицей, взяло под «свою руку» совхоз и два колхоза. Контраст публикации придает второй пласт фактов — негативных: заводу мешают чиновники, конкуренты, местные завистники и даже журналисты (одна из центральных газет заявила, что Митяев диктатор, к тому же «красный» директор). Защищая директора как «диктатора», Грибачев пишет: «В. Митяев своей политикой и тактикой доказывает, что в условиях рынка принцип единоначалия, жесткость по отношению к тем, кто работать не хочет и другим меша­ет, — понятия экономические. Может быть, кто-нибудь не голословно, не эмоцио­нальными выкриками, а фактами и цифрами попробует его опровергнуть?» [28].

Теперь сопоставим содержание корреспонденции в «Комсомолке» с публика­цией в той самой газете, на которую ссылался Ю. Грибачев, — в «Известиях». Они напечатали ее под заголовком «"Красные директора" ищут "вредителей"» и дали подзаголовок «Воспитанные в советскую эпоху руководители предприятий, всту­пив в рынок, ощутили себя диктаторами». Статья в «Известиях» появилась всего на три недели раньше, чем в «Комсомолке» [29].

«Известия»: «Диктаторские замашки гендиректора «Алтай-кокса» проявля­ются... весьма изощренно. В цехе увольняют каждого пятого, если на воровстве попадается один его работник...»

«Комсомольская правда»: «В 1991 г. на заводе работало 4177 человек, в 1996 г. — 5382, с начала 1997 г. были уволены 23 человека — по разным, но веским причинам. И это при спаде производства... Но и им предоставляется работа в заводском профилак­тории или в городе. "За ворота" окончательно уходит каждый год 4-7 человек».

«Известия»: «Значительную часть (а позже, видимо, всех) работников пред­приятия предполагается перевести на работу по договорам, которые будут заклю­чаться на... месяц. Так совладельцы предприятия, его акционеры лишаются своих прав. Даже очередной отпуск им не положен. Ни о каком Кодексе законов о труде при такой системе нет и речи. Людям объясняют, что так принято на Западе, что это есть конечная цель проводимых в стране социальных преобразований. Это кле­вета и на Запад, и на отечественные реформы».

«Комсомольская правда»: «Сегодня предложено заключить договора чуть бо­лее 300 заводчанам. В связи с ростом численности при спаде производства прихо­дится переходить на сокращенную рабочую неделю. Надо тогда увольнять работ­ника по сокращению штатов, но где он в городе занятие найдет? Поэтому Совет директоров решил и закона не нарушать и людей защитить. Договор заключается на месяц, после двух месяцев будет перерыв на два-три дня. и люди снова выйдут на работу. Единственное неудобство — у них не будет права на ежегодный оплачи­ваемый отпуск».



Глава 7

«Известия» пишут, что «около трех тысяч человек собрались, чтобы послу­шать бывшего директора «Алтай-кокса» по экономике Сергея Хачатуряна и создан­ную им инициативную группу по проведению внеочередного собрания акционе­ров». А «Комсомолка» сообщает, что внеочередное собрание было созвано для того, чтобы «снять В. Митяева и вселить в его кабинет С. Хачатуряна», и инициативной группе это не удалось.

В отличие от «Комсомолки» «Известия» не пишут, что Хачатурян пять меся­цев тому назад рекомендовал акционерам вновь переизбрать В. Митяева генераль­ным, а изменил мнение потому, что был вынужден уйти с завода, поскольку нанес предприятию заметный экономический ущерб, о котором Митяев рассказал в за­водской газете «Коксохим Алтая» (в частности, Хачатурян расторгнул контракт с одной из фирм на покупку ткани для мебели, которая также выпускается на заводе, чтобы покупать ту же ткань в два раза дороже).

Разверстанная почти на целую полосу публикация в «Комсомольской прав­де» — спокойная, взвешенная, изобилует фактами и доказательствами. В «Извес­тинском» материале — 260 строк, аргументы (в сомнительности некоторых из них мы убедились) подавлены эмоциональными оборотами речи типа «изощренные ме­тоды», «диктаторские замашки» и т.д. Газета обращается с призывом к заводскому коллективу: «Победа рядовых акционеров "Алтай-кокса" была бы уроком всем ди­ректорам-диктаторам, кто, вступив в рынок, почувствовал себя свободным от закона». Однако рядовые акционеры вопреки призыву «Известий» отстояли свое­го генерального.

Как видим, проблема, явление раскрываются обеими газетами через анализ противоположностей. Но объективность анализа подчас попадает в плен предвзя­тости. Это зависит от позиции журналиста: или он исповедует принцип правдиво­сти и не может лгать, или, выполняя заказ, строит свои аргументы на ложных фак­тах, намеренно умалчивает об одних реалиях и выпячивает другие, играющие на концепцию публикации.

Итак, анализ противоречий, тесно связанный с процессом познания объектив­ных законов и поиском путей их лучшего использования, должен стать методом со­временной публицистики. При пользовании этим методом важно учитывать интере­сы и потребности массовой аудитории, особенности ее психологии; всесторонне ана­лизировать состояние социальной и духовной сферы, на которую воздействуют СМИ; прогнозировать ожидаемый результат воздействия на массовую аудиторию; соче­тать дискуссионное и аналитическое начала в журналистском творчестве. При ана­лизе механизма рыночных отношений важно охватывать своим вниманием все уров­ни — микро (предприятие, фирма), мазо (отрасль), макро (общегосударственный уровень) и давать рекомендации по его совершенствованию, предупреждать о воз­можных просчетах, которые могут нанести урон экономике и людям, обществу.

Во имя повышения результативности выступлений при подготовке обычных информации, интервью, репортажа, корреспонденции журналист может раздвинуть диапазон творческих возможностей, опираясь на определенный инструментарий. Так, для того чтобы превратить переданную по каналам коммуникации потенци­альную информацию в принятую (прочитанную, увиденную или услышанную), а затем и в реальную (под воздействием принятой информации в аудитории возни-

Результативность журналистики



кают, формируются оценки, мнения, убеждения), важно прибегать к семантике и информационной насыщенности текста. Сведения, почерпнутые журналистом в социальной действительности: знания о фактах, явлениях, процессах, действую­щих законах и т.д. — это описывающая (дескриптивная) составляющая семантики; представление об идеальном положении дел, о состоянии, которого надо, по мне­нию журналиста, достичь — предписывающая (прескриптивная) информация; ана­лиз сопоставления этих двух составляющих дает нам третью — оценочную (валюа-тивную), а вытекающие затем рекомендации оптимального решения проблемы — нормативную информацию [30]. А информационная насыщенность текста склады­вается из небанальности (одно из трех его условий — новизна сведений; актуализа­ция, новые грани уже известной информации или систематизация фактов), деко-рируемости (доступность текста, учет кода культуры, языка аудитории) ярелеван-тности (уместности, прагматики, ценности сведений для аудитории) [31]. Порой, развлекательная информация удовлетворяет интерес аудитории, но не связана с ее потребностью, и, наоборот, отвечающая потребностям информации, но не опираю­щаяся на интерес, не привлечет внимания. В первом случае журналист идет за ауди­торией (хвостистский путь), во втором — впереди (лобовой путь). Важен, однако, третий — реалистический — путь, когда потребность («должное») соединяется с желаемым («нужное»). Необходимо применять также творческие факторы эффек­тивности: психологические — в частности, яркое, увлекательное начало публика­ции и запоминающуюся концовку (таково требование «закона края», когда на за­метные места — начало и конец публикации — помещаются самые важные части материала, а второстепенный «укладывается» в середину текста); на эмоции, пси­хологию читателя могут воздействовать и чисто логические факторы — обоснован­ность авторского комментария, убедительность предлагаемой концепции, мастер­ство логического изложения, а стилистические изыски украшают любую публика­цию, но особенно они необходимы, когда речь идет о сложной и скучной для рядового читателя проблеме, материале, в котором в качестве документальных ар­гументов приводятся цитаты из справок и актов проверок.

Наши рекомендации