Журналистское произведение как текст -жанровые разновидности

Текст — это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действитель­ности с помощью любой знаковой системы — речи, письма, изображения, звука. Любое общественное событие затрагивает те или иные интересы социальных групп.

Теория и методика журналистского творчества



И журналист не может быть только пассивным передатчиком новостей. Он, преж­де всего, публицист, то есть создатель таких текстов, которые воздействуют на мас­совую аудиторию и текущие политические процессы посредством их оперативного документально-эмоционального отражения. Публичное высказывание относитель­но актуальных проблем — это и есть публицистика. В публицистическом тексте есть мысль и знание, общественная заинтересованность и политическая заострен­ность. Любой текст, попадая в массово-политическую прессу, неизбежно получает политическую окраску, «светится» партийностью.

Достоинством публицистических текстов являются оперативность сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность. Факт, проблема, кон­цепция составляют логическую структуру текста, которая должна сочетаться с художественной образностью письма. Конечно, на эмоции, психологию читателя могут воздействовать и чисто логические факторы — обоснованность авторского комментария, убедительность предлагаемой концепции, мастерство логического изложения. Но сегодня задачи публицистики усложнились в связи с тем, что в Рос­сии идет становление гражданского общества, нормальным состоянием которого является политический плюрализм — многообразие точек зрения на ту или иную проблему и на пути ее решения. Плюрализм — это соревнование идеологий и раз­личных социальных групп. Здесь важен политический диалог, дискуссии, обмен мнениями, в которых участвует и пресса. Но в диалоге побеждает тот журналист, кто добивается большей убедительности и воздействия на массовую аудиторию. Успех приходит, когда содержание текста отвечает на информационные потребно­сти аудитории, но особенно он очевиден тогда, когда журналист выявляет актуаль­ное явление (факт), его причины, его ценность, делает прогноз развития явления (факта), по отношению к нему формулирует программу действий. Решение этих задач начинается с освоения методов исследования социальной действительности: эмпирических (наблюдение; анализ документов; интервью, беседа, опрос, анкети­рование) и теоретических (индукция и дедукция, сравнение и аналогия, анализ и синтез, выдвижение гипотез и версий). Но вот явление исследовано. Важно пра­вильно оценить его. Методы оценки разнообразны: прямые оценочные слова типа — «хорошо», «плохо»; показ поведения героев; цитирование или пересказ того, что узнал автор; показ тех последствий, которое породило явление (яркий пример — ос­вещение в прессе последствий финансового кризиса, начавшегося 17 августа 1998 г.). При этом нельзя прибегать к домыслам и «передержкам», навешиванию ярлыков, сплетням, заигрывать с читателем, льстить ему; переходить на личности, оценивая человека, а не его дело, действие, событие. Нельзя игнорировать и методы обосно­вания достоверности текста. Здесь весьма важную роль играет демонстрация пра­вильного мышления: логическая связь между четким, неизменяющимся тезисом (мыслью или выводом автора) и сильными аргументами, или доводами, которые практически невозможно опровергнуть. Не все профессиональные операции в жур­налистском творчестве равны по трудоемкости. Опрос журналистов газет показал, что они не испытывают затруднений в самостоятельном выборе темы (76,6 % оп­рошенных), общении с людьми (71,8 %), но у них возникают проблемы, в частно­сти, при поиске решения проблемы (не испытывают трудностей лишь 19,1 %), под­боре аргументов (29 %), целенаправленном наблюдении (31,6 %) [4]. Нужны не





Глава 5

только способности, но и опыт, навыки, чтобы выстроить удачную композицию, насытить текст экспрессивной лексикой, без чего сложно добиваться эмоционально­го (а не только познавательного) воздействия на читателя. Целесообразно строить текст, пользуясь методом драматизации: излагается факт, интрига, событие, за кото­рым стоят риск, обретение славы или угроза для жизни героя. Именно с интриги начинается корреспонденция в «Известиях»: в кабинет редактора газеты «Вятский наблюдатель» якобы по тревожному телефонному звонку о взрывчатке ворвались милиционеры с собакой, обнаружили наркотики и надели на редактора С. Бачинина наручники; пришли на квартиру одной из сотрудниц редакции и нашли там не толь­ко наркотики, но и боевую гранату. За критику Бачинина еще ранее на улице уда­рили ножом в грудь. Тем временем в другой газете города — «Киров вечерний» (тиражом 120 тысяч экземпляров!) была опубликована статья «Голая правда», в которой баллотирующийся на пост мэра Бачинин был представлен читателям не борцом с коррупцией, а чуть ли не главным вятским мафиози, который «не заслу­живает даже горчицы к тюремной баланде». Чтобы напечатать такой компромат, «суровые люди из органов» пришли с текстом к руководителю издания С. Софьи-ну и ввиду его первоначального отказа арестовали, надели наручники, обыскали квартиру и личный автомобиль. Этот материал разбит на главки: «Собачку вызы­вали?», «Методы силовиков», «Сигнал гражданки». «Кто на новенького?». Так стро­ятся многие аналитические публикации [5]. Поскольку восприятие человека «ра­ботает» в режиме «напряжение — расслабление», то одни куски должны напрягать, а другие расслаблять внимание читателя. Подобный прием называют методом кван-тификации изложения.

Акцентировать внимание читателей можно и по линии «интересно-неинтерес­но», «важно-неважно», то есть на самые заметные места — начало и конец публика­ции — помещаются самые важные части материала, а второстепенный «укладыва­ется» в середину текста. (Кстати, по такому принципу, или закону края, целесооб­разно строить и рекламное объявление: первая фраза привлекает внимание, а последняя, как известно, хорошо запоминается.) Журналист, к примеру, может со­общить о ремонте памятника скупо и скучно. Но может ввести в публикацию для усиления ее эффекта, скажем, исторический фон. Так, корреспондент газеты «Нев­ское время» свой рассказ о «Медном всаднике» на Сенатской площади в Петербур­ге предваряет упоминанием, что на реконструкцию и консервацию памятника тре­буется 50 млн неденоминированных рублей, «но денег нет и не будет». Затем сле­дует пять главок: как лепил памятник Фальконе, как из корпуса Медного всадника в 1909 году (при первом осмотре) извлекли 150 ведер воды; что надо сделать для защиты памятника, если реставраторы, призванные проводить профилактические процедуры каждые четыре года, не прикасались к Всаднику 17 лет и т.д. Причем центральная, третья главка посвящена побочной теме — петербургскому музею го­родской скульптуры (единственному в России) [6]. Читатель испытывает гордость за свой город, великое произведение искусства и тревогу за его судьбу.

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора опреде­ляют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Хотя система жанров периодической печати, телевидения и радиовешания и предусмотрена государственным образовательным стандартом

Теория и методика журналистского творчества



2000 г. «Теория и методика журналистского творчества», тем не менее, в последнее время слышатся голоса о необязательности жанровой палитры, дескать, главное — глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомен­дации. В частности, во Введении учебника «Основы творческой деятельности жур­налиста», изданного в 2000 г. коллективом авторов, утверждается, что с прежней традицией приоритета формы материалов, жанров публикаций сегодня приходит­ся спорить. «Кроме того, что эталонных текстов, своего рода шаблонов в творчес­ком деле существовать не может..., надо признать, что форма — это следствие кон­кретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельном слу­чае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше».

Но в том же учебнике автор главы «Система журналистских жанров» Л. Е. Крой-чик, как бы противореча тезису Введения, утверждает, что жанр и сегодня — это «особая форма организации жизненного материала, категория исторически кон­кретная, типологическая, гносеологическая морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная». Потеснение понятия «жанр» в современной прессе по­нятием «текст» он объясняет раскованностью публицистики, утратившей дирек-тивность и идеологическую одноцветность; персонификацией журналистики, ког­да автор, прежде обезличенный ретранслятор, стал интерпретатором информации; работой современной российской журналистики в режиме диалога с аудиторией. Исходя из того, что публицистический текст непременно включает в себя три важ­нейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фраг­ментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уров­не), Кройчик предлагает «разбить» появляющиеся в прессе тексты на пять групп:

1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.

В науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Так, М. И Шостак пишет о журналистике ново­стей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике — аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатиричес­кой (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический коммента­рий). А. А. Тертычный включает в информационные жанры заметку, отчет, интер­вью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, не­кролог; к аналитическим относит аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, ре­цензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический



Глава 5

пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпи­тафию, анекдот, шутку, игру. А у преподавателей кафедры периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университета жанровая палитра победней: информационные жанры — репортаж (проблемный, познавательный и со­бытийный), интервью (монолог, диалог, полилог, беседа, сообщение, зарисовка), от­чет; аналитические — корреспонденция, статья (передовая, теоретико-популяриза­торская, проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензия, обозрение; художественно-публицистические — фельетон и памфлет. Из поля зре­ния исследователей почему-то исчезла реплика (ответ оппоненту в споре), но зато появились некролог, эпитафия и игра.

Даже такой разброс мнений свидетельствует в пользу жанра — этой опреде­ленной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной дей­ствительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. Каждый журналистский жанр отличается постоянством и устойчивостью струк­турно-композиционных и стилистических признаков, имеет свои предмет, сход­ные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими фак­торами: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории. Для одних жанров предме­том отображения является «первичная реальность»: новость, факт, событие (для заметки или репортажа); явления, процессы, ситуации (для статьи или корреспон­денции); для других «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи) — информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печа­ти; для третьих — обе «реальности» (обозрения, комментарии, постановочные ста­тьи и корреспонденции). Цель отображения: оценить события, явления, уже извест­ные аудитории (комментарий); выявить причину и ценность какого-либо одиноч­ного явления (корреспонденция); объяснить ряд взаимосвязанных явлений, закономерности их взаимодействия, дать прогноз их развития (статья); сообщить о важнейших событиях недели, месяца, выявив их причину, значимость, взаимо­связь (обозрение); познакомить аудиторию с продукцией СМИ, дав им оценку (об­зор печати, радио- и телевыступлений); выявить ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей (рецензии); рассмотреть особенности твор­чества писателя или композитора, оценить то или иное произведение (литератур­но-критические статьи). При подготовке материалов журналист пользуется раз­личными методами отображения действительности: рационально-теоретическим, художественно-публицистическим или сочетанием понятийного и образного. Имея одинаковые предмет, цель и метод отображения, опираясь на одни и те же источни­ки информации, разные журналисты могут выступать с публикациями о конкрет­ном событии, явлении в различных жанрах в зависимости от того, какой метод реп­резентации ими использован: (сообщение, повествование или изложение; моноло­гичная форма, как в статье, корреспонденции, рецензии или диалогичная, как в интервью, беседе и т.д.).

Теория и методика журналистского творчества



В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реаль­ности, глубины анализа и широты обобщений, выразительно-изобразительных средств журналистские жанры традиционно подразделяются на три вида — ин­формационные, аналитические и художественно-публицистические. Рассмотрим их подробнее.

Информационные жанры

К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет.

Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он может выбрать или заметку, или репортаж. В заметке более или менее подробно излагается факт и наиболее важные его составляющие (место действия, участвующие лица). Замет­ка — оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), факти­ческая точность, декорируемость (понятность для аудитории сути сообщения), очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы), краткость ин-формации.

В репортаже главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и как очеви­дец рассказывает о них читателю. Если заметке, отчету свойственны краткость, ла­коничность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью ха­рактерны почти все художественно-выразительные средств, которыми пользуется публицистика. Репортаж — динамизм повествования, наглядность, предельная до­кументальность, образная аналитичность, эмоционально окрашенный стиль пове­ствования, придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рас­сказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Наблюдение, эксперимент, интер­вью — основные методы подготовки материалов в информационных жанрах.

Итак, заметка — простейшая форма оперативного газетного сообщения, в ос­нове которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фак­том увидеть явление, не только сообщить о нем, но и оценить, прокомментировать. Позитивные и критические заметки в газете и журнале формируются в виде тема­тических и политематических хроникальных подборок, дифференцируются по про­блемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, эко­логические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т.д. Наиболее краткой формой заметки является хроника, или новость.

Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет инфор­мация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностя­ми и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? в предельно ограниченном (35-40 слов!) газетном пространстве. С этой целью прибегают к «перевернутой пирамиде», или «опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значи-



Глава 5

мого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лида (lead), освещающего главную тему.

Американская учебная литература рекомендует при подготовке «жесткой» новости применять различные виды лидов.

Лид «одного элемента», Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить. (Все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.)

Лид-обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (равное внимание к персоне, и действию).

Лид-«вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «наве­шивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы (что редко бывает оправда­но, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).

Лид-немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», при­чем дается очень точный ответ, поскольку центр новости — участие известной лич­ности в описываемом событии.

Лид-затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий (например, убийства). Заход с «кто» не дает полностью все сведения о личности (имени, про­фессии, должности и т.п.), часть этих сведений перекидывается во второй абзац.

Лид-«одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень кратка, афористично обозначен. (Например: «Перего­воры состоятся — это решено».)

Лид-комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат по­путный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и ого­ворки («однако», «несмотря на...», «хотя но... и т.д.). Иногда лидом-комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто поче­му?», «Что почему?», «Что как?» (например: «С огромным трудом преодолев...», «Признавая на словах...» или «Сжег себя, протестуя...»).

Лид-каламбур, или игровой лид. Обычно встречается на страницах популяр­ной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов — названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты (например: «Молодая красавица, жена создателя передачи «Алло! Алло!» Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока!).

Лид-рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть по­казана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: «Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четырех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем по­теряли их след — сообщает агентство».

Для «мягких» новостей — занимательных, но не особенно оперативных, со спо­койным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато ин­тригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие.

Повествовательный лид, или «лид-рассказ».

Контрастный лид («лид-контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.

Теория и методика журналистского творчества_________________________________ 217

Лид-«стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз — полу­намеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида-стаккато, поддраз­нивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).

Лид-вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным зна­ком на конце), так и приглушенная (например: «неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции...»). Лиды жестких новостей никогда не начинаются с вопросов.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода распространена более в европейской (напр. французской), нежели в американской прессе.

Лид-«каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию [7].

Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к вышеназванному жан­ру можно отнести критическую заметку. Иногда факт комментируется с острой фельетонной манере (сатирическая заметка).

Отчет, существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов царям, императорам, населению о собраниях, парламентских заседаниях, различ­ных форумах, с появлением газет перекочевал на их страницы. Будучи важнейшим жанром в петровских «Ведомостях», он нередко используется и в современной журналистике. Для отчета выбирается вербальная деятельность специально собрав­шейся группы людей (выступления, доклады, речи участников собраний, съездов, конференций, заседаний, слетов, дипломатических приемов и т.д.) Отчет — это информационное сообщение о событии, выраженном в слове, а также о мероприя­тии, на котором присутствует определенная аудитория (конференция, собрание, спортивные соревнования, выставки и т.д.).

Своеобразие жанра — не только в оперативности и злободневности, но и в под­робной описательности, полноте событийной информации, строгой последователь­ности изложения. Точность — главная качественная характеристика отчета, и что­бы обеспечить достоверность изложения, важно перепроверить цифры, факты, фамилии, о которых идет речь в материале.

По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения — информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание кон­центрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося). Если в информационном отчете, отображая внешнюю сторону предмета, сообща­ют о ходе собрания, конференции, информируют, кто выступил, что и как сказал, и как это было воспринято аудиторией, то аналитический отчет отображает внут­реннюю связь докладов, речей, выступлений: его задача не просто проинформиро­вать аудиторию о ходе собрания, но и показать, насколько связаны суждения, вы­воды, предложения выступавших с проблемами и явлениями реальной жизни орга­низации, региона или страны. Журналист объясняет причины данной проблемы, ситуации, явления, процесса (отчет-объяснение), оценивает их состояние (отчет-объяснение), прогнозирует их развитие, предлагает программу действий (отчет-



Глава 5

программа). Автор может не писать о всех выступлениях, а сосредоточить внима­ние на каком-то одном, наиболее значимом. При этом уметь увидеть в событии глав­ное, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия; избегать общих слов вместо конкретных оценок.

Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа (когда журналист не огра­ничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Заметим, что интервью называют не только жанр, но и универсальный ме­тод получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.

Однако как с жанром мы встречаемся с интервью-люнологсш (к примеру, ответ Президента РФ на вопрос газеты «Известия»); интервью-сообщением (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются сокращенном виде); интер-въю-диалогом (полный текст беседы) — это могут быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем); интервью-иолшгогсш, когда коли­чество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собесед­ника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры пове­дения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения — лирическими вставками, использовани­ем выразительных средств журналистики (фактов, образов, идей), образных ресур­сов языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника, публикуется под рубриками «Разговор с интересным собеседником», «Гость редакции», «Наши интервью» и т.д.); интервью-мнение (комментарий проблемы, события, факта); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов). Среди форм интервью можно отметить анкеты, популярные недавно публикуемые в газетах целые страницы под шапками «Дело­вой клуб», «Беседа за круглым столом редакции». Как интервьюировать? Прежде надо убедиться, что нет более надежных и доступных источников информации и что ваша проблема важна. Что можно получить с помощью интервью? Доступ к объек­тивным данным, провести наблюдение, определить факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах.

Реплика (от франц. replique — возрождение) — ответ оппоненту в споре, вы­сказывание действующего лица, удар в борьбе или парирование удара. В этом жан­ре (а также в жанре комментария) реализуют свое право на ответ в СМИ гражда­нин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации рас­пространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина (статья 46 Закона РФ «О средствах массо­вой информации»).

Репортаж рассматривается также в двух планах — как сбор, подача информа­ционных материалов для печати, радио и телевидения и как информационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении (эти черты осо­бенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффекты присутствия, достоверности, сопереживания — таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец, или актив­ный участник события.

Теория и методика журналистского творчества



В проблемном репортаже образное, эмоциональное повествование о конкрет­ном событии перерастает в социально значимую проблему, актуальность, важность которой для определенной аудитории — залог читательского интереса к материа­лу. В познавательном репортаже нет развернутого вопроса, требующего аналити­ческого разрешения, — это скорее форма живого оперативного рассказа о новом, интересном событии. Основа событийного репортажа, (наиболее традиционного вида этого жанра) — социально значимое событие.

Аналитические жанры

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, пред­ложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, ана­литические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фак­тов за определенное время, автор пытается обобщить их, чтобы выявить все аспек­ты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отобра­жению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, ха­рактеру литературно-стилистических средств выразительно-изобразительным средствам.

Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспон­денция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно неши­роком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, реша­ется определенная проблема. Корреспонденция — не только исследование отдель­ной ситуации, но и выявление на ее основе закономерностей развития текущей действительности.

Корреспонденция может быть информационной (А. А. Тертычный относит ее к информационным жанрам): сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, раскрытие производственного опыта. Она на­поминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала, обстоятельным развитием определенной темой. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана. На основе анализа фактов в материале нередко ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения зло­бодневные вопросы социально-экономической или политической жизни. И такие корреспонденции называют постановочными. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов — так рождается корреспонденция -раздумье.

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глубоко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются ха­рактеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Статья — масштабное расширение границ повествования, факты почерпнуты из различных источников — личных наблюдений, встреч, выступлений СМИ, писем



Глава 5

в редакцию и т.д. Структура текста статьи — это комплекс положений, рассужде­ний, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами. Текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует обра­зами-понятиями, образами-тезисами; отсюда — обращение публициста к логичес­ки-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.

Если в корреспонденции все строится на факте, то в статье факты играют ил­люстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екатеринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится). До перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического строительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандист­ским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести научно-попу­лярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мыс­ли. Но особенно ценными являются проблемные (постановочные) статьи, требую­щие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, по­зволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их. Комментарий — оперативный отклик или точка зрения на событие, впе­чатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа, рассуждение по поводу обнародованного ранее факта. Комментатор дает свой вариант прогноза раз­вития явления, но, оставаясь подчеркнуто субъективным, предлагает аудитории са­мой сделать выводы (согласиться или не согласиться с позицией публициста).

Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка худо­жественного или научного произведения, общественно-политической или техни­ческой литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных пере­дач, художественных выставок, музыкальных концертов. Это — размышление над прочитанным, услышанным, увиденным. Исходя из объекта исследования, рецен­зии бывают литературными, театральными, музыкальными, художественными, кинорецензиями. По объему они разделяются на большие («грандрецензии» — прежде всего в специализированных изданиях) и минирецензии (краткая, емкая и точная критика на полуторах страничках); по числу анализируемых произведений — на «монорецензии» и «полирецензии».

Еще в XIX веке слово «обозрение» характеризовало жанр, ставящий целью озна­комить читателя с определенными событиями. Так, в рамках этого жанра с ежегодны­ми литературными обозрениями выступал В. Г. Белинский (например, «Взгляд на рус­скую литературу 1847 года»). Современный газетно-журнальный обозреватель обыч­но рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обозрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения мо­гут быть внутренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, информационными или аналитическими, а по проблематике — политическими, эко­номическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрение телевизионных передач в минувшую неделю санкт-петербургс­кая газета «Невское время» дает под рубрикой «Переключая каналы»).

Теория и методика журналистского творчества



Особым подвидом обозрения служат оборы писем, в которых обобщаются чи­тательские мысли (рубрики «Переписка с читателем», «Обзор писем»).

Наши рекомендации