Журналистское произведение как текст -жанровые разновидности
Текст — это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы — речи, письма, изображения, звука. Любое общественное событие затрагивает те или иные интересы социальных групп.
Теория и методика журналистского творчества
И журналист не может быть только пассивным передатчиком новостей. Он, прежде всего, публицист, то есть создатель таких текстов, которые воздействуют на массовую аудиторию и текущие политические процессы посредством их оперативного документально-эмоционального отражения. Публичное высказывание относительно актуальных проблем — это и есть публицистика. В публицистическом тексте есть мысль и знание, общественная заинтересованность и политическая заостренность. Любой текст, попадая в массово-политическую прессу, неизбежно получает политическую окраску, «светится» партийностью.
Достоинством публицистических текстов являются оперативность сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность. Факт, проблема, концепция составляют логическую структуру текста, которая должна сочетаться с художественной образностью письма. Конечно, на эмоции, психологию читателя могут воздействовать и чисто логические факторы — обоснованность авторского комментария, убедительность предлагаемой концепции, мастерство логического изложения. Но сегодня задачи публицистики усложнились в связи с тем, что в России идет становление гражданского общества, нормальным состоянием которого является политический плюрализм — многообразие точек зрения на ту или иную проблему и на пути ее решения. Плюрализм — это соревнование идеологий и различных социальных групп. Здесь важен политический диалог, дискуссии, обмен мнениями, в которых участвует и пресса. Но в диалоге побеждает тот журналист, кто добивается большей убедительности и воздействия на массовую аудиторию. Успех приходит, когда содержание текста отвечает на информационные потребности аудитории, но особенно он очевиден тогда, когда журналист выявляет актуальное явление (факт), его причины, его ценность, делает прогноз развития явления (факта), по отношению к нему формулирует программу действий. Решение этих задач начинается с освоения методов исследования социальной действительности: эмпирических (наблюдение; анализ документов; интервью, беседа, опрос, анкетирование) и теоретических (индукция и дедукция, сравнение и аналогия, анализ и синтез, выдвижение гипотез и версий). Но вот явление исследовано. Важно правильно оценить его. Методы оценки разнообразны: прямые оценочные слова типа — «хорошо», «плохо»; показ поведения героев; цитирование или пересказ того, что узнал автор; показ тех последствий, которое породило явление (яркий пример — освещение в прессе последствий финансового кризиса, начавшегося 17 августа 1998 г.). При этом нельзя прибегать к домыслам и «передержкам», навешиванию ярлыков, сплетням, заигрывать с читателем, льстить ему; переходить на личности, оценивая человека, а не его дело, действие, событие. Нельзя игнорировать и методы обоснования достоверности текста. Здесь весьма важную роль играет демонстрация правильного мышления: логическая связь между четким, неизменяющимся тезисом (мыслью или выводом автора) и сильными аргументами, или доводами, которые практически невозможно опровергнуть. Не все профессиональные операции в журналистском творчестве равны по трудоемкости. Опрос журналистов газет показал, что они не испытывают затруднений в самостоятельном выборе темы (76,6 % опрошенных), общении с людьми (71,8 %), но у них возникают проблемы, в частности, при поиске решения проблемы (не испытывают трудностей лишь 19,1 %), подборе аргументов (29 %), целенаправленном наблюдении (31,6 %) [4]. Нужны не
Глава 5
только способности, но и опыт, навыки, чтобы выстроить удачную композицию, насытить текст экспрессивной лексикой, без чего сложно добиваться эмоционального (а не только познавательного) воздействия на читателя. Целесообразно строить текст, пользуясь методом драматизации: излагается факт, интрига, событие, за которым стоят риск, обретение славы или угроза для жизни героя. Именно с интриги начинается корреспонденция в «Известиях»: в кабинет редактора газеты «Вятский наблюдатель» якобы по тревожному телефонному звонку о взрывчатке ворвались милиционеры с собакой, обнаружили наркотики и надели на редактора С. Бачинина наручники; пришли на квартиру одной из сотрудниц редакции и нашли там не только наркотики, но и боевую гранату. За критику Бачинина еще ранее на улице ударили ножом в грудь. Тем временем в другой газете города — «Киров вечерний» (тиражом 120 тысяч экземпляров!) была опубликована статья «Голая правда», в которой баллотирующийся на пост мэра Бачинин был представлен читателям не борцом с коррупцией, а чуть ли не главным вятским мафиози, который «не заслуживает даже горчицы к тюремной баланде». Чтобы напечатать такой компромат, «суровые люди из органов» пришли с текстом к руководителю издания С. Софьи-ну и ввиду его первоначального отказа арестовали, надели наручники, обыскали квартиру и личный автомобиль. Этот материал разбит на главки: «Собачку вызывали?», «Методы силовиков», «Сигнал гражданки». «Кто на новенького?». Так строятся многие аналитические публикации [5]. Поскольку восприятие человека «работает» в режиме «напряжение — расслабление», то одни куски должны напрягать, а другие расслаблять внимание читателя. Подобный прием называют методом кван-тификации изложения.
Акцентировать внимание читателей можно и по линии «интересно-неинтересно», «важно-неважно», то есть на самые заметные места — начало и конец публикации — помещаются самые важные части материала, а второстепенный «укладывается» в середину текста. (Кстати, по такому принципу, или закону края, целесообразно строить и рекламное объявление: первая фраза привлекает внимание, а последняя, как известно, хорошо запоминается.) Журналист, к примеру, может сообщить о ремонте памятника скупо и скучно. Но может ввести в публикацию для усиления ее эффекта, скажем, исторический фон. Так, корреспондент газеты «Невское время» свой рассказ о «Медном всаднике» на Сенатской площади в Петербурге предваряет упоминанием, что на реконструкцию и консервацию памятника требуется 50 млн неденоминированных рублей, «но денег нет и не будет». Затем следует пять главок: как лепил памятник Фальконе, как из корпуса Медного всадника в 1909 году (при первом осмотре) извлекли 150 ведер воды; что надо сделать для защиты памятника, если реставраторы, призванные проводить профилактические процедуры каждые четыре года, не прикасались к Всаднику 17 лет и т.д. Причем центральная, третья главка посвящена побочной теме — петербургскому музею городской скульптуры (единственному в России) [6]. Читатель испытывает гордость за свой город, великое произведение искусства и тревогу за его судьбу.
Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Хотя система жанров периодической печати, телевидения и радиовешания и предусмотрена государственным образовательным стандартом
Теория и методика журналистского творчества
2000 г. «Теория и методика журналистского творчества», тем не менее, в последнее время слышатся голоса о необязательности жанровой палитры, дескать, главное — глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. В частности, во Введении учебника «Основы творческой деятельности журналиста», изданного в 2000 г. коллективом авторов, утверждается, что с прежней традицией приоритета формы материалов, жанров публикаций сегодня приходится спорить. «Кроме того, что эталонных текстов, своего рода шаблонов в творческом деле существовать не может..., надо признать, что форма — это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельном случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше».
Но в том же учебнике автор главы «Система журналистских жанров» Л. Е. Крой-чик, как бы противореча тезису Введения, утверждает, что жанр и сегодня — это «особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная». Потеснение понятия «жанр» в современной прессе понятием «текст» он объясняет раскованностью публицистики, утратившей дирек-тивность и идеологическую одноцветность; персонификацией журналистики, когда автор, прежде обезличенный ретранслятор, стал интерпретатором информации; работой современной российской журналистики в режиме диалога с аудиторией. Исходя из того, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне), Кройчик предлагает «разбить» появляющиеся в прессе тексты на пять групп:
1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;
2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;
3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;
5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.
В науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Так, М. И Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике — аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий). А. А. Тертычный включает в информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относит аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический
Глава 5
пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру. А у преподавателей кафедры периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университета жанровая палитра победней: информационные жанры — репортаж (проблемный, познавательный и событийный), интервью (монолог, диалог, полилог, беседа, сообщение, зарисовка), отчет; аналитические — корреспонденция, статья (передовая, теоретико-популяризаторская, проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензия, обозрение; художественно-публицистические — фельетон и памфлет. Из поля зрения исследователей почему-то исчезла реплика (ответ оппоненту в споре), но зато появились некролог, эпитафия и игра.
Даже такой разброс мнений свидетельствует в пользу жанра — этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. Каждый журналистский жанр отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свои предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими факторами: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории. Для одних жанров предметом отображения является «первичная реальность»: новость, факт, событие (для заметки или репортажа); явления, процессы, ситуации (для статьи или корреспонденции); для других «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи) — информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати; для третьих — обе «реальности» (обозрения, комментарии, постановочные статьи и корреспонденции). Цель отображения: оценить события, явления, уже известные аудитории (комментарий); выявить причину и ценность какого-либо одиночного явления (корреспонденция); объяснить ряд взаимосвязанных явлений, закономерности их взаимодействия, дать прогноз их развития (статья); сообщить о важнейших событиях недели, месяца, выявив их причину, значимость, взаимосвязь (обозрение); познакомить аудиторию с продукцией СМИ, дав им оценку (обзор печати, радио- и телевыступлений); выявить ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей (рецензии); рассмотреть особенности творчества писателя или композитора, оценить то или иное произведение (литературно-критические статьи). При подготовке материалов журналист пользуется различными методами отображения действительности: рационально-теоретическим, художественно-публицистическим или сочетанием понятийного и образного. Имея одинаковые предмет, цель и метод отображения, опираясь на одни и те же источники информации, разные журналисты могут выступать с публикациями о конкретном событии, явлении в различных жанрах в зависимости от того, какой метод репрезентации ими использован: (сообщение, повествование или изложение; монологичная форма, как в статье, корреспонденции, рецензии или диалогичная, как в интервью, беседе и т.д.).
Теория и методика журналистского творчества
В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщений, выразительно-изобразительных средств журналистские жанры традиционно подразделяются на три вида — информационные, аналитические и художественно-публицистические. Рассмотрим их подробнее.
Информационные жанры
К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет.
Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он может выбрать или заметку, или репортаж. В заметке более или менее подробно излагается факт и наиболее важные его составляющие (место действия, участвующие лица). Заметка — оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), фактическая точность, декорируемость (понятность для аудитории сути сообщения), очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы), краткость ин-формации.
В репортаже главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и как очевидец рассказывает о них читателю. Если заметке, отчету свойственны краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью характерны почти все художественно-выразительные средств, которыми пользуется публицистика. Репортаж — динамизм повествования, наглядность, предельная документальность, образная аналитичность, эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Наблюдение, эксперимент, интервью — основные методы подготовки материалов в информационных жанрах.
Итак, заметка — простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фактом увидеть явление, не только сообщить о нем, но и оценить, прокомментировать. Позитивные и критические заметки в газете и журнале формируются в виде тематических и политематических хроникальных подборок, дифференцируются по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т.д. Наиболее краткой формой заметки является хроника, или новость.
Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? в предельно ограниченном (35-40 слов!) газетном пространстве. С этой целью прибегают к «перевернутой пирамиде», или «опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значи-
Глава 5
мого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лида (lead), освещающего главную тему.
Американская учебная литература рекомендует при подготовке «жесткой» новости применять различные виды лидов.
Лид «одного элемента», Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить. (Все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.)
Лид-обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (равное внимание к персоне, и действию).
Лид-«вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы (что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).
Лид-немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости — участие известной личности в описываемом событии.
Лид-затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий (например, убийства). Заход с «кто» не дает полностью все сведения о личности (имени, профессии, должности и т.п.), часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
Лид-«одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень кратка, афористично обозначен. (Например: «Переговоры состоятся — это решено».)
Лид-комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя но... и т.д.). Иногда лидом-комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто почему?», «Что почему?», «Что как?» (например: «С огромным трудом преодолев...», «Признавая на словах...» или «Сжег себя, протестуя...»).
Лид-каламбур, или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов — названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты (например: «Молодая красавица, жена создателя передачи «Алло! Алло!» Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока!).
Лид-рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: «Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четырех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след — сообщает агентство».
Для «мягких» новостей — занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие.
Повествовательный лид, или «лид-рассказ».
Контрастный лид («лид-контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
Теория и методика журналистского творчества_________________________________ 217
Лид-«стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз — полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида-стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
Лид-вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная (например: «неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции...»). Лиды жестких новостей никогда не начинаются с вопросов.
Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода распространена более в европейской (напр. французской), нежели в американской прессе.
Лид-«каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию [7].
Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к вышеназванному жанру можно отнести критическую заметку. Иногда факт комментируется с острой фельетонной манере (сатирическая заметка).
Отчет, существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов царям, императорам, населению о собраниях, парламентских заседаниях, различных форумах, с появлением газет перекочевал на их страницы. Будучи важнейшим жанром в петровских «Ведомостях», он нередко используется и в современной журналистике. Для отчета выбирается вербальная деятельность специально собравшейся группы людей (выступления, доклады, речи участников собраний, съездов, конференций, заседаний, слетов, дипломатических приемов и т.д.) Отчет — это информационное сообщение о событии, выраженном в слове, а также о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференция, собрание, спортивные соревнования, выставки и т.д.).
Своеобразие жанра — не только в оперативности и злободневности, но и в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения. Точность — главная качественная характеристика отчета, и чтобы обеспечить достоверность изложения, важно перепроверить цифры, факты, фамилии, о которых идет речь в материале.
По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения — информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося). Если в информационном отчете, отображая внешнюю сторону предмета, сообщают о ходе собрания, конференции, информируют, кто выступил, что и как сказал, и как это было воспринято аудиторией, то аналитический отчет отображает внутреннюю связь докладов, речей, выступлений: его задача не просто проинформировать аудиторию о ходе собрания, но и показать, насколько связаны суждения, выводы, предложения выступавших с проблемами и явлениями реальной жизни организации, региона или страны. Журналист объясняет причины данной проблемы, ситуации, явления, процесса (отчет-объяснение), оценивает их состояние (отчет-объяснение), прогнозирует их развитие, предлагает программу действий (отчет-
Глава 5
программа). Автор может не писать о всех выступлениях, а сосредоточить внимание на каком-то одном, наиболее значимом. При этом уметь увидеть в событии главное, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия; избегать общих слов вместо конкретных оценок.
Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа (когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Заметим, что интервью называют не только жанр, но и универсальный метод получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.
Однако как с жанром мы встречаемся с интервью-люнологсш (к примеру, ответ Президента РФ на вопрос газеты «Известия»); интервью-сообщением (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются сокращенном виде); интер-въю-диалогом (полный текст беседы) — это могут быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем); интервью-иолшгогсш, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения — лирическими вставками, использованием выразительных средств журналистики (фактов, образов, идей), образных ресурсов языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника, публикуется под рубриками «Разговор с интересным собеседником», «Гость редакции», «Наши интервью» и т.д.); интервью-мнение (комментарий проблемы, события, факта); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов). Среди форм интервью можно отметить анкеты, популярные недавно публикуемые в газетах целые страницы под шапками «Деловой клуб», «Беседа за круглым столом редакции». Как интервьюировать? Прежде надо убедиться, что нет более надежных и доступных источников информации и что ваша проблема важна. Что можно получить с помощью интервью? Доступ к объективным данным, провести наблюдение, определить факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах.
Реплика (от франц. replique — возрождение) — ответ оппоненту в споре, высказывание действующего лица, удар в борьбе или парирование удара. В этом жанре (а также в жанре комментария) реализуют свое право на ответ в СМИ гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина (статья 46 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
Репортаж рассматривается также в двух планах — как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения и как информационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении (эти черты особенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффекты присутствия, достоверности, сопереживания — таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец, или активный участник события.
Теория и методика журналистского творчества
В проблемном репортаже образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, актуальность, важность которой для определенной аудитории — залог читательского интереса к материалу. В познавательном репортаже нет развернутого вопроса, требующего аналитического разрешения, — это скорее форма живого оперативного рассказа о новом, интересном событии. Основа событийного репортажа, (наиболее традиционного вида этого жанра) — социально значимое событие.
Аналитические жанры
Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор пытается обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, характеру литературно-стилистических средств выразительно-изобразительным средствам.
Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция — не только исследование отдельной ситуации, но и выявление на ее основе закономерностей развития текущей действительности.
Корреспонденция может быть информационной (А. А. Тертычный относит ее к информационным жанрам): сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, раскрытие производственного опыта. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала, обстоятельным развитием определенной темой. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана. На основе анализа фактов в материале нередко ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы социально-экономической или политической жизни. И такие корреспонденции называют постановочными. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов — так рождается корреспонденция -раздумье.
Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глубоко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Статья — масштабное расширение границ повествования, факты почерпнуты из различных источников — личных наблюдений, встреч, выступлений СМИ, писем
Глава 5
в редакцию и т.д. Структура текста статьи — это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами. Текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда — обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.
Если в корреспонденции все строится на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екатеринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится). До перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического строительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандистским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести научно-популярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли. Но особенно ценными являются проблемные (постановочные) статьи, требующие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.
К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их. Комментарий — оперативный отклик или точка зрения на событие, впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа, рассуждение по поводу обнародованного ранее факта. Комментатор дает свой вариант прогноза развития явления, но, оставаясь подчеркнуто субъективным, предлагает аудитории самой сделать выводы (согласиться или не согласиться с позицией публициста).
Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов. Это — размышление над прочитанным, услышанным, увиденным. Исходя из объекта исследования, рецензии бывают литературными, театральными, музыкальными, художественными, кинорецензиями. По объему они разделяются на большие («грандрецензии» — прежде всего в специализированных изданиях) и минирецензии (краткая, емкая и точная критика на полуторах страничках); по числу анализируемых произведений — на «монорецензии» и «полирецензии».
Еще в XIX веке слово «обозрение» характеризовало жанр, ставящий целью ознакомить читателя с определенными событиями. Так, в рамках этого жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В. Г. Белинский (например, «Взгляд на русскую литературу 1847 года»). Современный газетно-журнальный обозреватель обычно рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обозрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения могут быть внутренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, информационными или аналитическими, а по проблематике — политическими, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрение телевизионных передач в минувшую неделю санкт-петербургская газета «Невское время» дает под рубрикой «Переключая каналы»).
Теория и методика журналистского творчества
Особым подвидом обозрения служат оборы писем, в которых обобщаются читательские мысли (рубрики «Переписка с читателем», «Обзор писем»).