Жанровые разновидности проповеди

Чтобы выделить проповедь как жанр, нужно определить само понятие «проповедь» с точки зрения разных источников, объяснить ее естественное, культурное и общерелигизное значение.

В наше время религия не утеряла своего значения для общества, религиозная коммуникация распространена и в наши дни, например, среди такого жанра как проповедь.

В словаре «Христианство» проповедь определяется как «жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям» .

М. Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна. Более вероятным представляется, что греч. προανακηρύσσειν — «провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь ввиду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать». Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, вещий и др. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. Самый распространенный вид проповеди в истории— это устная речь.

Слово «проповедь» было определено как религиозная речь или как религиозная беседа, состоящая их различных частей. Словарь Вебстера определяет ее как «беседу, обращенную к публике, проводимую обычно священником, преследующую цель религиозного наставления и основанную на каком-нибудь отрывке из Писания»[8]. Верно, можно прибавить к этому и другие умозрительные определения. Но гораздо более глубокое понимание возникает в процессе работы над проповедью. Поэтому то, что требуется, так это «оперативное» определение проповеди.

В широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем, кому и как говорит проповедник свою речь.

Появление проповеди. Историческое значение.

Проповедь первоначально была вызвана к жизни становлением мировых религий в XI—V веках до нашей эры. Христианство заимствовало технику проповеди у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В IV веке созрел жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией. Наиболее известные церковные ораторы античного склада — это Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Основы западной церковной проповеди формировались под сильным влиянием Цицерона. Теоретические принципы христианской проповеди впервые сформулировали Амвросий Медиоланский Августин Блаженный. С XI века в западную проповедь начали проникать мотивы интимного самоуглубления. Эта тенденция нарастала до XIII век (Франциск Ассизский, Антоний Падуанский). В средние века проповедь оставалась одним из центральных литературных жанров и играла роль эталона по отношению к другим формам. Вся средневековая религиозная литература — в той или иной мере проповедь. Сильные стимулы для развития проповеди дала Реформация. Мартин Лютер провозгласил проповедь, центром церковной жизни, поставив её выше литургии. В русском церковном красноречии 18-19 веков осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной проповеди. Сейчас существуют такие понятия, как политическая проповедь, философская проповедь, проповедь нравственных и этических идеалов и другие. Все они имеют в своей основе ту или иную форму религиозной проповеди.

Цель произнесения речи-проповеди.

По степени воздействия на слушателя можно выделить три основных вида речей: информация, агитация и манипуляция.

Среди проповеднических речей, носящих информационный характер, выделяются три типа: сообщение, пророчество и поучение.

1. С целью детального изучения особенностей современного проповеднического текста рассмотрим жанрообразующие признаки проповеди:

1. Иллокутивная цель– основной жанрообразующий признак.

Провозглашение Слова Божия – главная цель любой проповеди. Для неверующих это возможность посвятить свою жизнь Христу, а для верующих – это углубление духовной жизни. К этим двум основным направлениям в проповедовании целесообразно добавить еще два: учебно-просветительскоеи информационное.Таким образом, можно выделить четыре цели проповедования [41].

Достижение евангелизационной целипредполагает последовательную реализацию благовестия провозглашения и благовестия переубеждения.

Как отмечает М. Пейтер, духовно-назидательная цельтеоретически должна сменятьевангелизационную. Но на практике она чаще всего сопутствует ей в рамках отдельного речевого фрагмента. Выделяются два важных процесса:«утверждение в вере»новообращенного (эксплицирует дидактический жанр наставления) и процесс «снаряжения» ученика (цель – подготовить человека, способного благовествовать и утверждать в вере других), который сопровождается актуализацией жанров призыва, утешения, совета и просьбы [41. С. 6].Учебно-просветительская цельпредполагает пересказ Св. Писания и его толкование (жанр объяснения).

В информационном сообщении проповедник играет роль христианского корреспондента, собирающего информацию и затем ее сообщающего. Информационная цельсвязана с привлечением иллюстративного материала. «Отбор фактов» ограничен целями проповедования. В отличие от рассказа о каком-либо библейском событии, здесь уже задействованы в чистом виде информационные жанры (сообщение, утверждение).

Другим элементом, входящим в понятие «иллокутивная сила» проповеди, является концепция автора.

В роли адресанта выступает конкретное лицо – священник.Однако его ролевой статус подвижен и определяется спецификой данной коммуникативной ситуации. С одной стороны, говорящий обращается к слушателям от своего собственного имени, не отделяя себя от остальных молящихся, ощущая, что истина, которую он проповедует, относится в равной мере ко всем. Эта часть проповеди названа Дж. Брагой «применением»[5]. Показательно в этом отношении характерное для жанра проповеди инклюзивное «мы» («Господь всем желает нам спастись и в разум истины прийти», «каждый из нас предстанет в свое время перед Богом…»). При этом речь говорящего облекается в соответствующие жанры, требующие либо паритетных ролевых отношений, либо в жанры, «индифферентные» по отношению к ролевому статусу партнеров коммуникации, например, сообщение, рассказ, пересказ, объяснение, призыв, утешение, совет, просьба, а также фатические этикетные жанры (приветствие, поздравление, пожелание).

В то же время священник, будучи пастырем духовным, наставником прихожан, несет слушателям Слово Божие. В этом случае ролевой статус говорящего повышается. И в соответствии с этой ролью в его речи начинают преобладать дидактические жанры. К ним, например, можно отнести жанры поучения, обличения, наставления, предостережения, запрета.

Особо следует отметить ситуацию, когда устами проповедника говорит сам Господь, который обращается ко всем людям, не исключая священника. Выражение данной ситуации обусловливает транспозицию лица («ты» – в значении «мы»): «и вот якобы и видится, что пришли убирать твое тело…, а ты жив», «но помни и всегда знай, что если ты этот достаток будешь использовать только для себя..., если будешь копить…» (Слово Архипастыря, произнесенное

27 января 2002 года в Св.-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска). Статус говорящего постоянно скользит по шкале «выше – ниже», являясь важным фактором, обусловливающим смену жанров.

В зависимости от того, как образ автора соотносится с ролью исполнителя, в проповеди среди императивных жанров можно выделить «неисполнительские»,с помощью которых автор побуждает к действию адресата (просьба, поздравление), и«совместительские»речевые жанры, где предполагается исполнение действий всеми участниками коммуникации (призыв к совместным действиям, пожелания)[56]. Приведем характерные примеры: «Прошу вас помнить о значении этих слов», «С праздником вас, дорогие мои, и Благословление Божие всем вам!»; «Я хотел бы пожелать нам скорейшего обретения мудрости…»(проп. о. Николая, произнесенная 9 апреля 2003 года в храме Архангела Михаила).

2. В роли коллективного адресата проповеди выступают прихожане храма, собравшиеся на службу. Статусное положение адресата в данный период времени, в отличие от статусного положения адресанта, стабильно.

Жанрообразующими свойствами обладают следующие параметры адресата: массовость, дальнейшее коммуникативное поведение (возможность вторичного, вне храма, проповедования), общность культурных ассоциаций.

3. Диктум.У каждого жанра, входящего в состав проповеди, есть свои «требования к диктуму». Как отмечает Т.В. Шмелева, для событийных ритуальных речевых жанров важно не только наличие события, но такие его стороны, как включенность в личную сферу автора или адресата (извинение, поздравление), а также оценочность этого события (похвала, обвинение). Все императивные речевые жанры объединяются тем, что их события относятся к сфере человеческих поступков, действий и они отнесены в будущее [56. С. 28].

К речевым жанрамс футуральной перспективой в проповеди относится, например, призыв: «…и да просветятся наши умы… И будем строить свою жизнь – во благо нам, во благо вечного спасения»).

Оценочные жанры, напротив, имеют в виду главным образом события прошлого и настоящего. Приведем характерный пример обращения священника к библейской истории и к современности в жанре осуждения: «Мы много задумываемся о жизни, иногда очень восхищаемся всякого рода новыми открытиями – теперь чего только не услышишь: уже и искусственного человека делают, не задумываясь о том, что написано в Евангелии: единое на потребу – это душа человека. Заботься о своей душе…» (Слово Архиепископа Антония, произнесенное в Св. - Иоанно - Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 года). Информативные жанры различаются временной перспективой события, которое может происходить в прошлом (рассказ, пересказ), в настоящем (рассказ о том, что происходит в данный период времени: «Посмотрите, в семьях богатых что творится: даже и убийства там имеют место…»(Слово Архипастыря, произнесенное 27 января 2002 года в Св.-Покровском кафедральном соборе г. Красноярска), в будущем (предположение, прогноз: «Ты всегда будешь спокоен и будешь знать, что за тобой не придут, чтобы требовать с тебя отчет за твои растраты, что в конце концов не дойдешь ты до такого страшного итога, как самоубийство…»

5. С фактором будущего соотносится понятие «перлокуция», характеризующее воздействие на чувства, мысли или поведение аудитории. Перлокутивный эффект по существу является достижением цели проповеди, ее результативностью.

Наше исследование позволяет относить проповедь, несмотря на свойственную ей строгую регламентацию, к активно развивающимся жанрам. Слово священника звучит теперь не только в храме, перед прихожанами, но и по радио, по телевидению; проповедники выступают на митингах, презентациях, освещают вновь открывшиеся государственные и частные учреждения; в некоторых учебных заведениях богословие вводится как отдельный предмет; широкое распространение среди населения получила религиозная литература.

Своеобразие проповеди заключается в наибольшей степени авторской свободы, особенно присущей современным текстам. Основной причиной жанровой эволюции мы считаем изменение ролевого статуса адресата, что связано с переменами в социокультурной ситуации последних десятилетий. Современный проповедник, несмотря на массовость адресата, стремится найти подход к каждому слушателю, который рассматривается как носитель социального, полового, возрастного статуса, обладатель определенной картины мира, субъект сиюминутного психического состояния.

1. 2. «Проповедь с точки зрения религии»

Так как проповедь-это жанр религиозного учения, то следует ее первоначально рассматривать именно с аспекта религии.

Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Речь о чем? Проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение.

Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период Второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. Существо проповеди основателя христианской религии Иисуса Христа, которого христиане почитают как воплощенногоБога, а также Его последователей — апостолов, заключается в распространенииблагой вестио спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Иисусом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди —этовозвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, вправославииикатолицизметакая речь обычно является дополнением к богослужению, впротестантизмепроповедь занимает центральное место в богослужении.

Проповедь — жанр религиозной пропаганды, христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить учение Иисуса Христа, содержащее комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Проповедь включает в себя и пение, и молитву, и символические жесты, и похвальные и хулительные слова.

Жанр проповеди был "трансплантирован" на русскую литературную почву из литератур Болгарии и Византии.[33] . С этого момента берут начало два пути эволюции жанра: 1) письменная проповедь(ориентированная на читателя); 2) устная проповедь (ориентированная на слушателя). Она рассчитана на произнесение вслух.

Современная храмовая проповедь, в отличие от средневековой, значительно упрощена. Эволюция вызвана переменами в социокультурной ситуации последних десятилетий. В дореволюционной России нормы религиозного поведения усваивались с детства. Православный храм являлся неотъемлемой частью культурной жизни общества. В XX веке происходило длительное отторжение от Церкви, которое способствовало отдалению слушателя от религиозно-культовой сферы человеческой деятельности.

Современная проповедь становится оригинальным авторским текстом. Чтобы убедить слушателя, проповедник приводит примеры как из Священного Писания, так и из современной жизни. При этом часто земное поведение людей противопоставляется должному, указанному в Библии. Например, "Мы много задумываемся о жизни, иногда очень восхищаемся всякого рода новыми открытиями — теперь чего только не услышишь: уже и искусственного человека делают, не задумываясь о том, что написано в Евангелии: единое на потребу — это душа человека. Заботься о своей душе… ".Проповедник стремится к максимальной доступности излагаемого материала, а, следовательно, и к упрощению канонического текста.

Сокращается объём библейских цитат (раньше текст Священного Писания составлял около 80% от объёма всей проповеди), отменяется строгая определённость занимаемого ими места в тексте проповеди.

Современная проповедь приближена к настоящей жизни. Проповедник затрагивает проблемы экологии, военного производства, наркомании, алкоголизма и роста преступности: "Посмотрите, в семьях богатых что творится: даже и убийства там имеют место…".

Священник в качестве весомых доказательств отбирает факты из самых разных сфер человеческой деятельности, таких как искусство, наука, образование, коммерция и т. д. Вечные истины теперь излагаются в наиболее доступной современному слушателю форме. Осуждая атеистическое образование, архиепископ говорит: "Сейчас детям объясняют, что земной шар возник сам, из ничего — как-то, откуда-то, потому что были планеты, и одна из них отделилась, такая мощная, огромная…".

Проповедник стремится найти подход к каждому слушателю, учитывает его возраст, социальное положение, мировоззренческую позицию.

Джон Стотт, определяя библейскую проповедь, считал: « Истолковывать Писание – значит открывать значение богодухновенного текста.», т.е. можно сделать вывод из его утверждения, что в первую очередь каждый человек выносит свое особое духовное значение из текста проповедей, а священник лишь передает и отражает её суть, помогает человеку «выйти» на Путь истинный. У каждого проповедника, священника, должны быть материалы для обоснования проповеди: он должен ссылаться на Писание или на Библию, а не только на свои доводы, взятые из церковной жизни. Моё мнение совпадает с мнением Джона Стотта, который это аргументировал так: «…Мне жаль проповедника, который выходит за кафедру, не имея Библии в своих руках, либо же с Библией, которая больше похожа на рубища, чем на Слово живого Бога. Такой проповедник не может истолковывать Писание, потому что у него нет Писания для истолкования. Он не может говорить, потому что ему нечего сказать, по крайней мере, ничего того, что заслуживает внимания…»

Существует проблема истолкования проповеди. С точки зрения разных религий, проповедь может быть совсем не поучительной, ведь в каждой духовной организации она может истолковываться в различных смыслах.

«Реформаторы, настаивая на ясности Писания, указывали только на его основополагающую весть – Евангелие спасения только по вере в Иисуса Христа. В Писании это показано ясно как Божий день. Но деятели эпохи Реформации не утверждали, что все в Писании ясно и понятно. Истина заключается в том, что мы нуждаемся друг в друге, чтобы правильно толковать Писание. Церковь справедливо считается герменевтической общиной или братством верующих людей, в котором истолковывается и объясняется Божье Слово. В особенности пасторы и учителя нам необходимы для толкования Писания, для того чтобы они раскрывали его нам таким образом, чтобы его можно было понять. Именно поэтому вознесшийся Иисус Христос, в соответствии с текстом из Послания к Ефесянам 4:11, все еще поставляет пастырей и учителей в Своей Церкви» [49].

Кальвин писал: «Сегодня чтение Писания приносит плод в жизни такого малого количества людей, потому что едва ли можно найти одного человека из сотни, который бы с радостью готов был покориться обучению. Если хоть кто-нибудь из нас проявит прилежание в учении, ангелы с неба спустятся, чтобы научить нас. Но нам не нужны ангелы. Мы должны использовать всякую помощь, которую посылает Господь для понимания Писания, в особенности в лице проповедников и учителей».[22] Если существовали церковные книги, Писание, Библия, то также должны были существовать «учителя», которые изъясняли бы нам эту истину, то есть проповедники должны об этом помнить.

Проповедник, который глубоко проник в суть изучаемого текста Писания, выделил и раскрыл его основную тему, и сам до глубины души проникся смыслом изучаемого текста, сможет ясно сформулировать заключительную часть проповеди. Проповедник даст возможность людям откликнуться на проповедь. Часто он просто тихо молится, в то время как Святой Дух побуждает каждого слушателя к надлежащему послушанию.

Священники считают огромной честью – стоять за кафедрой с Божьим Словом в руках, Божьим Духом в сердце, перед Божьим народом, который ожидает услышать и подчиниться Божьему голосу.

Прежде всего следует отметить изменения исследуемого жанра. Средневековая проповедь определялась как «слово». Начиная с XIX века используются два варианта номинации жанра: «слово» и «проповедь». В современный период более учитывают второй вариант.

Средневековая проповедь была ориентирована не на одного слушателя, а на целый коллектив, который соприкасался в той или иной сфере религиозной коммуникации. Проповедник сосредоточивался только на библейской тематике, на толковании Священного Писания, от которого отталкивался при построении собственного текста. Проповедь являлась в чистом виде «доктринальным жанром», имеющим своим жанрообразующим фактором библейский текст [46]. Из четырех возможных иллокутивных целей (евангелизационная, духовно-назидательная, учебно-просветительская, информационная), выделяемых М. Пейтером, средневековая проповедь реализовывала две: евангелизационнуюидуховно-назидательную.

Наши рекомендации