Теории массовой коммуникации и концепции прессы
В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-теоретические направления. Представители гуманитарно-демократическое направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влиянием идей просветителей — философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в «Персидских письмах» и трактате «О духе законов» резко критиковал феодализм как форму управления, несовместимую с «естественными правами» человека. Несмотря на эзопов язык, читатель «Персидских писем» сразу узнавал в литературном образе «персидского двора» знакомые ему приметы и обычаи — феодальные нравы французского высшего света, произвол абсолютной монархии.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) в философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и других обрушивается на феодально-монархические устои, на религиозный фанатизм современного феодального общества. В России тех лет «вольтерианство» ассоциировалось с покушением на устои крепостничества, но в то же время стало символом интеллектуальной моды: даже сама Екатерина II ради престижа завязала переписку с Вольтером.
Трактаты Жан Жака Руссо (1712-1778) «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре» идейно вооружили будущих французских якобинцев.
А энциклопедисты во главе с Дени Дидро (1713-1784) издавали «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это был источник не только научных знаний, но и революционных идей эпохи буржуазного Просвещения. Не случайно издатели «Энциклопедии» подверглись преследованиям со стороны церкви и светской власти: трактат Гельвеция «Об уме» был осужден Сорбонной и Папой римским, отдельные тома издания публично сжигали.
Марксистская теория журналистики, возникшая в условиях нарастания социально-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классо-
Массовая информация и ее роль в современном мире
вой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств.
В то же время мировой опыт журналистики привел к возникновению различных концепций массовой коммуникации.
Существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе многообразны.
Так, согласно теорий волшебной пули и подкожных инъекций, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращает внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному вспрыскиванию лекарства. Теория селективной экспозиции утверждала, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ. В 1940 г. П. Лазарс-фельд, Б. Берельсон и Г. Годэ установили наличие двуопупенчатого потока информации: сообщение, посланное аудитории, достигает сначала «лидера мнения» (наиболее авторитетного члена группы) внутри группы, а затем уже через него других членов данной группы, то есть лидеры, формирующие мнение в таком «двухступенчатом» потоке, действуют как «привратники». Теория, получившая название «спираль тишины/молчания», развитая Э. Ноэлль-Норманн, напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что их «голос» не является решающим. Так и в массовых коммуникациях: «популярным экспрессом» новостей и мнений становятся те, кто полагает, что они таковыми являются, в то время как другие, не имеющие подобного предубеждения, «отмалчиваются». В такого рода ситуации возникает угроза изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса». Поэтому возрастает роль средств массовой информации как связующего их звена. В политических исследованиях, маркетинге, социологии, антропологии нашла применение теория диффи-зии, разрабатывавшая в 1960-е гг. Роджерсом, когда диффузия понимается как процесс, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникационные каналы в течение определенного времени. Распространение инноваций с помощью СМИ приводит к социальным изменениям. По теории культивирования, выдвинутой в те же годы Дж. Гербнером, масс-медиа рассматриваются как средства, культивирующие (укрепляющие) установки и ценности, существующие в культуре. При этом телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на долгосрочный эффект, как опережающее другие способы и средства информации. К. Левин, разрабатывающий теорию информационных барьеров, предложил новые термины: «контролер», «привратник». В основе теории лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог цензуры), которые, в свою очередь, управляются некими «контролерами». Это предположение также нашло отражение в теории искажения новостей, первоначально сформулированной У. Липпманном, согласно которой общественность откликается не на фактические события в окружающем мире, а на события в псевдомире, так как изображения внешнего мира в человеческом созна-
Глава 3
нии, ошибки и ограниченность журналистов создают ложный образ мира. Вслед за этим была выдвинута теория урегулирования повестки дня, популяризировавшаяся М. Маккомбсом и Д. Шоу, согласно которой средства массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событиям. «Повестка дня» — это проблемы или события, которые прежде чем стать достоянием массовой аудитории подвергаются средствами массовой информации тщательному отсеву по степени важности. Если здесь масс-медиа отводится активная роль, а аудитории — роль пассивного приемника информации, то по теории обретения пользы и удовлетворения, представленной в конце 1950-х гг., члены аудитории далеко не пассивны: они активно отбирают сообщения, исходя из своих интересов и потребностей. Теория зависимости устанавливает существование сильной зависимости потребностей и целей людей от деятельности СМИ, показывает наличие сложной системы взаимодействия между реципиентами, средствами информации и социальной системой [1].
Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникационных средств (вербальных, невербальных). И здесь мы встречаемся с различными моделями этого процесса. Первая из них — это модель Аристотеля: оратор — речь — слушатель [2]. В 1948 г. американский ученый Г. Лас-суэлл предложил свою модель коммуникации, когда коммуникационное действие раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
• кто?
• сообщает что?
• по какому каналу?
• кому?
• с к&кям эффектом?
При этом исследуются управление процессами коммуникации, содержание передаваемых сообщений, средства и каналы их передачи, аудитория, результаты. В 1968 г. Лассуэлл пишет уже о более подробной версии модели, которая предполагает изучение процессов коммуникации с помощью ответов на следующие вопросы: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? [3]. Модель Шеннона-Уивера представляет собой графическое подобие предыдущей и основано по аналогии с телефонной связью: источник (тот, кто делает звонок); сообщение; телефонный передатчик — кодирующее устройство; телефонный провод — канал; телефонный приемник, второй аппарат — декодер; приемник — человек, которому адресовано сообщение. Основной недостаток этой модели — отсутствие обратной связи был учтен М. де Флером, который предложил такую цепочку: первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю; последний декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в идею («значение»). И далее повторяется весь путь в обратном направлении. Обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), когда «источник» и «получатель» поочередно меняются ролями, обмениваясь сообщениями (сигналами) — такова суть
Массовая информация и ее роль в современном мире_______________________________ 95
циркулярной или циклической модели У. Шрамма и Ч. Осгуда. Отечественный психолог В. П. Морозов предложил двухканальную модель речевой коммуникации, которая исходит из того, что левое полушарие мозга обеспечивает вербальную функцию психики, а правое — в переработке невербальной. Между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние: например, приветливые слова, произнесенные язвительным тоном, теряют приветливый смысл [4]. П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана модель двуступенчатой коммуникации, согласно которой информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа: на первом этапе информация достигает «лидеров мнений» (особой категории влиятельных и активных людей), а на втором — лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т. е. в межличностном общении. В 1960 г. американский специалист в области коммуникации Д. Берло предложил модель «ИСКП» (SMCR), называемую также (по месту ее создания) Станфордской моделью коммуникации. Модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникационных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социально-психологических установок); сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования; а каналами коммуникации при этом являются пять органов чувств, по которым поступает информация. Однако данная модель не учитывает ни обратную связь, ни результат коммуникации [5].
Особый интерес представляют, однако, теории печати, связанные с развитием демократии в обществе. В 1956 г. в США была опубликована книга Ф. С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы».
Авторитарная теория оформилась в XVI-XVII вв., но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории, печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям, государству. В связи с этим введена цензура, запрещена в печати критика лиц, находящихся у власти.
Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать является инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время.
Теория социальной ответственности возникла в XX веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Особенности этой теории: цель печати — информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить
Глава 3
конфликт в дискуссию. С этой целью новости необходимо отделять от мнений и редакционных статей, необходимо предоставляться место различным точкам зрения, давать полную картину различных социальных групп общества, разъяснять его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, использовать ее может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.
Согласно советской концепции, пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения [6].
К этим четырем теориям прессы автор книги «Теория массовых коммуникаций» Денис Макуэйл прибавляет еще две — модель развивающихся стран и модель демократического участия.
Главу о советской модели в книге «Четыре теории прессы» написал Уилбур Шрамм. Его подходу обычно противопоставляют классификацию британского ученого Раймонда Уильямса, полагающего, что система СМИ может быть авторитарной, патерналистской, коммерческой и демократической.
Авторитарной является такая система СМИ, в которой «основной задачей коммуникации является передача инструкций, идей и подходов правящей группы». Патерналистская система — это авторитарная модель, в которой, однако, у правящей группы сохраняется ответственность перед обществом, т.е. «ценности и цели, выходящие за рамки удержания власти». По Уильямсу, советская модель прессы была либо авторитарной, либо патерналистской, т.е. предполагающей наличие меньшинства, управляющего меньшинством. Коммерческая система отличается большей степенью внутренней свободы, «у нее есть свои ограничения, проистекающие из трудностей получения прибыли от некоторых форм коммуникации. Уильяме также представлял себе четвертую возможную модель СМИ — демократическую (совпадающую с моделью демократического участия Макуэйла), однако, как и Макуэйлу, ему не удалось найти реального примера такой модели СМИ, поэтому для него она стала скорее системой принципов, которыми следует руководствоваться [7]. А модель СМИ развивающихся стран, предполагающая активное участие прессы в деле государственного строительства, по Уильямсу, это один из вариантов патерналистской модели (что подчеркивает ее органическое родство с «советской теорией») [8].
Отечественные исследователи массовой коммуникации выделяют шесть моделей развития СМИ — кроме моделей авторитарной, социальной ответственности и советской добавляют модель независимой прессы или свободного рынка идей (цензуры нет, журналисты независимы внутри организации СМК); модель «развития» (применяется в развивающихся странах, свобода СМИ ограничена в связи с потребностями развития общества и приоритетами в экономике и национальной культуре) и модель демократического представительства (группы, организации, местные общины, меньшинства должны иметь собственные СМИ, а содержание материалов не подчиняется политическому или государственному контролю). По мнению А. А. Грабельникова, современные российские издания на информационном поле действуют в широком диапазоне — от модели прессы свободного рынка идей до ав-
Массовая информация и ее роль в современном мире
торитарной модели. «Существуют все концептуальные подходы к функционированию, но нет ни одного преобладающего, который бы мог удовлетворить большинство журналистских коллективов и аудиторных групп, нет объединяющей идеологии, ясной концепции будущего развития России» [9].
Свою точку зрения высказывает и проф. Я. Н. Засурский. Рассматривая современные СМИ России, он пишет о таких моделях журналистики, как перестроечная, инструментальная; «четвертой власти» и свободы печати; корпоративно-авторитарная; смешанная модель, основанная на власти корпораций и свободе печати; общенациональная, подконтрольная государству и местная муниципально-государственная. Параллельно этим шести моделям развивается седьмая — модель коммерциализированных средств массовой информации, высокорентабельная, включающая в себя, кроме массовой, и откровенно бульварную, «желтую» журналистику [10].
В семидесятые годы в США активно занимались разработкой методов журналистики. Можно выделить три направления — расследующая журналистика, прецизионная (точная) и новый журнализм.
Особенное!ъюрасследующей журналистики является обличение злоупотреблений должностных лиц. Она возникла в ходе Уотергейского скандала (1972-1974 гг.) и выхода книги двух репортеров «Вся королевская рать». Прецизионная журналистика (возникла после выхода в 1973 г, книга Мейера «Прецизионная журналистика») требует широко использовать для сбора и обработки информации приемы и методы социологии и других гуманитарных наук. Тем самым можно избежать таких ошибок традиционной журналистики, как оценки на глазок, неумение разглядеть важное социальное явление, стремление освещать сенсации и скандалы, неспособность анализировать ситуацию в широкой исторической, политической и социально-экономической перспективе. Если прецизионная журналистика выступает за точность и объективность, то у теоретиков и практиков нового журнализма иное кредо — субъективизм, включение в публикацию авторского мнения, настроения, элементов художественного вымысла. Это направление иногда называют политическим импрессионизмом. Последний в современной российской практике иногда сочетается с расследующей журналистикой: в материалах рубрики «журналистское расследование» попытка раскрыть причину возникновения той или иной ситуации порой заканчивается выдвижением авторских версий.
Что же касается информационных технологий, то надо назвать еще несколько западных концепций журналистики. Среди них массово-коммуникационная, возникшая в период Первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных различий (информация стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зрителей); теория социальных категорий, когда информационная политика строится уже на знании и учете социально-демографических характеристик (возраст, пол, доход, образование, религия и т.д.), определяющих поведение граждан в индустриально-урбанизированном обществе; теория культурных и социальных норм поведения, принятых в массовом обществе (так, под влиянием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и историческим реалиям) [11].
А Зек, 649
Глава 3
3.2. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПЕЧАТЬ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в XIX в. добавились информационные службы, а в XX в. — сначала радиостанции, а потом и студии телевидения. Сегодня только в Санкт-Петербурге действуют свыше десяти телеканалов и телекомпаний. Средства массовой информации — самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Каждая форма СМИ имеет свою знаковую систему: печать или пресса — письменное слово или визуальный образ; радио — устное слово, музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку на общем фоне симфонии красок.
Типология — это метод научного познания системного объекта с помощью обобщенной, идеализированной модели. Для типологии журналистики характерно выявление специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий. Рассматривая структуру медиаполитической системы России с учетом взаимодействия власти и СМИ, воздействия на прессу финансово-промышленных группировок и политических кяанов, И. И. Засурский выделяет три ее уровня: первый состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, пресса контролируется политизированным капиталом или находится в собственности государства); второй — это печатные и электронные СМИ всероссийскою, межрегионального и регионального охвата, коммерческие издания, теле- и радиокомпании (привлекательны для рекламодателей); третий уровень — региональные электронные и печатные СМИ. Правда, утверждает Засурский, есть и четвертый уровень — Интернет. Глобальная коммуникационная Среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые тоже могут пользоваться медиаполитической системой, например для выброса компромата, который затем может подхватываться на любом уровне информационной системы, тиражироваться в коммерческих и политизированных медиа [12].
3.2.1. Газеты на любой вкус
Вместо однородной партийно-советской печати, имевшей различия в основном по своему иерархическому строению, не отличавшейся по содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на качественную и массовую; государственную и коммерческую; официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, выражающую мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива; правящую (рупор властных структур) и оппозиционную; политизированную и деполитизированную, далекую от политических вопросов и баталий; деловую и развлекательную; легитимную и нелегитимную (официально не зарегистрированную); национальную и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья. Появились и новые формы печатных изда-
Массовая информация и ее роль в современном мире
ний — дайджесты, журналы-ревю, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, продолжающие тематику телевизионных программ, русские версии известных западных журналов.
Газеты различаются: по периодичности выхода — ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам — формату, объему издания; по масштабам аудитории, или региону распространения — общенациональные, региональные, местные (городские, районные, многотиражные); по целевому назначению, — общеполитические, ведомственные, корпоративные, профессиональные; по характеру аудитории — развлекательные, рекламные, коммерческие, по типу учредителя — частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры, политическая партия. Абсолютное большинство изданий проходят регистрацию в соответствующих государственных инстанциях и вполне законны, но отдельные газеты считаются нелегитимными потому, что имеют тираж менее тысячи экземпляров (свидетельство о регистрации получать не нужно) или отказываются от регистрации по иным причинам, предпочитая выходить полулегально.
Рассмотрим подробнее некоторые типы печати. С целью информационного обслуживания рынка, анализа его проблем и динамики возникли деловые газеты, отличающиеся друг от друга тематическими и аудиторными особенностями. Если «Коммерсантъ» ориентирован на деловые круга, связанные с западным бизнесом, то «Биржевые новости» (учредитель — Всероссийский биржевой банк) удовлетворяют интересы тех бизнесменов, которых волнуют проблемы сотрудничества с Китаем и Юго-Восточной Азией. «Деловой Петербург» и «Деловое обозрение» рассчитаны на широкий круг предпринимательства, а «Санкт-Петербургское Эхо» стремится к экономическому и правовому просвещению граждан, публикуя документы администрации губернатора и Федерального правительства. В то же время «Эхо» сознательно отказывается от высказывания политической позиции и критического анализа ситуаций, явлений, а также публикуемых нормативных актов. То есть в развернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии среди журналистов о том, какой должна быть пресса в эпоху многопартийности — «газетой мнений» или «газетой новостей», редакция «Санкт-Петербургского эха» твердо стало на позиции сугубо новостного направления в журналистике. В числе важнейших функций деловой прессы:
• анализ главных событий в стране и их влияния на деловую жизнь;
• информирование о международных экономических новостях;
• анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики;
• распространение делового опыта, расширение делового кругозора;
• обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;
• анализ влияния коммерческой информации на экономику;
• формирование идеологии бизнеса.
У каждого типа прессы своя специализация. Так, в деловой прессе можно выделить качественные газеты и журналы («Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Деньги», «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Эксперт» и др.), деловые издания коммерческих организаций («Вестник ФКЦБ» — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, «Книжный бизнес», «Маркетинг» и др.), популярные информационно-коммерческие еженедельники (самостоятельные издания — «Деловая женщина», «Человек и карье-
Глава 3
pa», «Бизнес для всех», «Компания», «Профиль»; региональные — «Деловой Петербург», «Деловая Пенза», «Деловая Москва» и др.). Политическая пресса представлена изданиями коммунистической направленности («Правда», «Слово», «Правда-пять», «Народная правда», «Молния» и т.д.); газетами национально-патриотических партий и движений («Отечество», «Русский вестник», «Наше время», «Память», ЛДПР, «Русский собор» и др.) и изданиями демократического направления («Демократическая Россия», «Демократическая газета», «Альтернатива», «Речь»). После резкого повышения издательских расходов многие издания стали убыточны.
В отряде религиозных СМИ — столичные газеты и журналы «Жизнь вечная», «Радонеж», «Русь державная», «Путь православная», «Православное чтение» и др., многочисленные провинциальные издания — «Пензенские епархиальные ведомости», «Православная Тверь», «Православный голос Кубани», «Православный Санкт-Петербург», «Благодатные лучи» (Псков) и т.д. Многие рассчитаны на разные читательские группы — возрастные, социальные: предназначены для семьи («Семейная православная газета»), для военнослужащих («Благовест»), для заключенных («Утоли мои печати»), для студентов («Татьянин День»), На российском информационном рынке можно найти прессу и других конфессий (например, журнал «Лютеранский Петербург» и др.). Заметим, что и в общеполитических изданиях выпускаются религиозные приложения: в «Советской России» — «Русь православная», в «Независимой газете» — «НГ-религия».
В Санкт-Петербурге в 2006 г. помимо прессы общего типа («Санкт-Петербургские ведомости», «Смена», «Петербургский час пик», «Вечерний Петербург», областные «Вести» и др.) выходило 128 газет, тяготеющих к той или иной тематике. Специализированные издания распределились тогда следующим образом:
1. Деловые и финансовые газеты — 22 изданий
2. Рекламные (в том числе и бесплатные) — 56
3. Литературно-художественные и на темы культуры — 9 I. Юридические и официальные — 8
5. Медицинской тематики — 17
6. Спортивной тематики — 8
7. Педагогической тематики — 3
8. Криминальной тематики — 4
9. Компьютерной тематики — 7
10. На темы строительства и недвижимости — 8
11. О НЛО и непознанном — 4
12. Религиозной тематики — 5
13. Для любителей юмора — 9
14. Для сельских жителей и садоводов — 1
15. Военной тематики — 3
16. Для автолюбителей — 4
17. Для туристов — 3
18. Молодежная пресса — 5
19. Газеты для женщин — 8
20. Пресса для детей — 4
21. Газеты на иностранных языках — 8 изданий.
Массовая информация и ее роль в современном мире
Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным происхождением и другими социально-политическими и демографическими признаками.
У станций метрополитена каждый день раздают бесплатно «Асток-пресс», «Привет, Петербург». «Утро Петербурга», «Метро», «Рекламу-плюс», «Экстра-Балт». Наконец, по субботам каждая семья вынимает из почтового ящика очередной номер бесплатной газеты «Центр-плюс».
Кстати, предтечей бесплатных газет в свое время была знаменитая «Копейка», основанная в 1907 г. в Петербурге, имевшая ничтожный номинал (1 коп.) и огромный тираж, распространяемый по всей России. Здесь уместно вспомнить и другой дореволюционный опыт. После того как царским манифестом 17 октября 1905 г. была отменена предварительная цензура, появились не только новые общественно-политические массовые газеты, но и деловая пресса, научно-просветительские, профессиональные, музыкальные, художественные, театральные, детские, женские, семейные издания. Для крестьянского читателя Министерство внутренних дел издавало газету «Сельский вестник», которую в обязательном порядке выписывали 14 тысяч волостных управлений.
В общем потоке сегодняшней массовой, популярной прессы можно встретить издания, нацеленные на сравнительно узкую аудиторию, которым свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, фотографии в них вытеснены авторскими комментариями, Такие газеты называют качественными. Они стали необходимы с того времени, как пресса стала влиятельным социально-политическим институтом. Обществу были нужны не только — и не столько — крикливые и развязные бульварные листки, будоражащие публику своей большей или меньшей желтизной, но и солидные, серьезные издания, которым можно было доверять. При этом спрос на периодическое издание, его тираж еще не определяют качественный уровень. Главное — в другом. В духовном начале, в интеллектуальном соучастии с читателями и стремлении глубоко, серьезно и беспристрастно проанализировать события. Компетентность авторов, профессиональные приоритеты в области аналитической интерпретации событий, чувство меры и ответственности, сдержанный стиль, скупость иллюстративного материала, солидный объем (обязательно больше 8-10 полос), стандартный формат (А2), независимость по отношению к государственным и финансово-монополистическим институтам (что достигается экономической устойчивостью издателей-акционерных обществ) - таковы особенности качественной прессы, воплощающей тот тип периодического издания, который характерен для стабильного демократического общества, где царит дух национального согласия, утверждаются принципы человеческого достоинства, а социальные институты функционируют устойчиво. Качественная пресса стремится к диалогу со своим читателем, в ней четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность. Качественными можно, к примеру, назвать «Известия», «Коммерсантъ», «Труд». «Независимую». Здесь надо отметить, что после ухода в 2001 г. В. Третьякова с поста главного редактора «Независимой газеты», в издании произошли перемены, из логотипа исчезло слово газета», появилось много фотографий, возрос объем ин-
Глава 3
формационных материалов. А между тем, в 1990 г. в первом номере газеты Третьяков ставил перед изданием такие задачи:
1. Полная информация (без изъятия тех или иных событий или фигур).
2. Свобода комментария и представление всех точек зрения (давать разные мнения по одному поводу в виде специальной рубрики не как исключение, а как правило, то есть постоянно).
3. «Нет» редакционным статьям с «единым мнением» (газета постарается приводить в первую очередь мнения очевидцев и специалистов и не будет, кроме исключительных случаев, заявлять о каком-то едином общередакционном мнении).
4. Независимость не только от власти (независимость только от официальной власти — это не независимость, а всего лишь оппозиционность; настоящая независимость независима и от оппозиции).
Эта обязательная для качественной прессы программа реализуется сегодня в «Независимой» не полностью.
Черты качественной прессы можно заметить в «Московских новостях», «Общей газете», «Литературной газете». Как на предшественника современной качественной прессы некоторые исследователи указывают на элитарную печать конца XIX в. По мнению Дениса Макуэйля, у нее были такие особенности: формальная независимость от государства и от иных структур, преследующих свои цели; признание важнейшей роли газеты в политической и социальной жизни общества; высокоразвитое чувство социальной и этической ответственности; рождение профессии журналиста, под которой понимается объективное информирование, репортаж; осознание в то же время своей роли в создании и формировании точек зрения; часто — стремление идентифицировать себя с национальными интересами [13].
При анализе прессы важно учитывать также их идейную позицию и репутацию. Под репутацией обычно понимаются авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Все это присуще изданиям «серьезным», а не скандальным, вульгарным, «желтым».
3.2.2. Плюрализм радиоволн
Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях — это и новости, и развлекательные программы, и театр, и рынок. В отличие от газеты и журнала радио приходит к нам в дом живым человеческим голосом, способным передать информацию одновременно с мест происходящих событий. Радио позволяет консервировать информацию на магнитной пленке с тем, чтобы при необходимости вернуться к достоверным фактам, полюбившимся программам.
В условиях развития телекоммуникаций радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации и популярности многих программ. Радиоэфир формируется по временному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, простота и в то же время эмоцио-
Массовая информация и ее роль в современном мире
нальность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.
В любом крупном культурном и промышленном центре России наблюдается плюрализм (множественность) радиоволн. До 90-х гг. XX в. в Петербурге было три радиоточки: ленинфадское городское радио ГТС, «Маяк», «Радио России». Ныне появилось негосударственных радиоволн. В 1990 г. в России возникает понятие FM-диапазона, а вместе с ним и первые коммерческие музыкальные радиостанции — «Европа Плюс» и «Радио Роке», среди учредителей которых были зарубежные партнеры — французская «Кисе ФМ» и норвежская «Радио Роке».
Сегодня в Петербурге 16 радиостанций различных форматов (формат — это совокупность стилевых и тематических направлений). В ультракоротковолновом диапазоне работают «Радио-1», «Радио Роке», «Северная столица», «Радио Балтика». «Радио Реконд». «Радио Maximum», «Радио Гардарика»; городскую радиотрансляционную сеть в определенные часы занимают радиостанции «Открытый город», «Нест», «Европа-плюс». Некоторые радиостанции работают совместно с зарубежными продюсерами. В то время как «Европа-плюс» — российско-французское предприятие, «Радио Maximun» -- российско-американское. Содружество помогает решать многие проблемы, в том числе и вопросы авторского права.
Немало негос<