Исторические типы журналистики

Журналистика выступала в виде различных исторических типов (феодально-монархическая печать, буржуазная,религиозно-клерикальная, журналистика соци­алистической и коммунистической ориентации), которые отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция абсолютизма, божествен­ной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати, ведущей начало с времен кардина­ла Ришелье и петровских «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государ- ■ ства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания буржуазных революций становится консервативной, а затем и реакционной силой. Возникнув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами свободы печа­ти, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой французской революции выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «персонального журнализма» (до начала XIX в.), когда ав­тор был и редактором и издателем. После победы буржуазных революций сформи­ровались средства массовой информации разных ориентации — от демократических левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии).

Особый тип — религиозно-клерикальная журналистика, которая возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в XVIb. нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти



Глава 2

(феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Это проявляется сначала в период английской реформации (борьба Генриха VIII против Ватикана, отделение английской церкви) и почти одновременно — в ходе Реформации в Гер­мании, протестантского движения во Франции, философско-эстетического ренес­санса в Италии. В обоснование своих позиций идеологи католицизма разработали доктрину «соединения божьей и народной воли в борьбе против светских князей, королей и императоров, поставивших себя «вне божьего закона».

Так, папа Пий V в 1570 г. в период царствования в Англии Елизаветы I издал буллу (указ) об отлучении ее от католической церкви. Это был сигнал к диверсиям против еретического английского престола. В 1580 г. в Англии высадились два эмис­сара иезуитского ордена — Парсонс и Кэмпион. В окрестностях Лондона они со­здали подпольную типографию, которая стала выпускать памфлеты и полемизи­ровать с ересью [56]. В эти интриги была вплетена и Мария Стюарт. Именно с этим периодом связан шекспировский образ Молвы. В Прологе ко второй части «Генри­ха IV» драматург писал:

Развесьте уши. К вам пришла Молва. А кто из вас не ловит жадно слухов? Я быстро мчусь с востока на закат, И лошадью в пути мне служит ветер, Во все концы Земли я разношу Известья о делах земного шара. Я сшила плащ себе из языков, Чтоб ими лгать на всех наречьях мира. Нет выдумки такой и клеветы, Которой я б ушей не засорила. Я говорю про мир в канун войны, И я вооруженьями пугаю В дни тишины, когда Земля полна Какой-нибудь совсем другой заботы. Молва-свирель. На ней играет страх, Догадка, недоверчивость и зависть.

В начале XVII века Ватикан проводит в жизнь целую программу мер, чтобы укрепить позиции католической веры в различных частях мира. Был создан пропа­гандистский центр католицизма — «Конгрегация пропаганды веры». Об этом со­общалось указом (буллой) папы Григория XV (июнь 1622 г.), с которого собствен­но и начинается термин пропаганда (от лат. — распространять) [57]. Выпуском литературы по пропаганде веры стало заниматься папское издательство «Типогра­фия полиглота», имеющее такой разветвленный аппарат, какого не было в после­дующих веках.

Церковная периодика в России в XIX в. представляла немалую и влиятель­ную силу. Религиозные журналы выходили не только в столице, но и в Москве, Киеве, Казани, Рязани, Ярославле. Созданный в 1855 г. журнал «Православный собеседник» так объяснял причины появления своего и других православных из­даний: «йеобходимо противодействие растущему напору материализма и других отрицательных учений, усилению крайностей либерализма и нравственной развра­щенности». Весьма популярными в православной среде были «Епархиальные ве-

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке______________________ 81

домости». Девяностые годы XX в. — время возрождения российской религиозной журналистики. К примеру, в 1989 г. у Русской православной церкви появилась об­щецерковная еженедельная газета — «Московский церковный вестник».

Журналистика социалистической и коммунистической ориентации возникла в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале XX в. соци­алистическая (социал-демократическая, лейбористская и пр.), и коммунистическая печать решительно разошлись, ибо первая выступает за реформистский путь реализа­ции социалистических ценностей, в то время как вторая — за революционный.

Наши рекомендации