Общее значение атрибутов Даттатрейи
Барабанчик (дамару) – символизирует изначальный ритм, вибрацию, лежащие в основе творения, и изначальный звук (паранада). Барабанчик олицетворяет алфавит, тонкую сущность букв и сам язык, т.е. дамару – первородный звук, символ Пробуждения, власти над тонкими энергиями, лежащими в основе Вселенной, способности творить все явления и управлять ими.
Раковина (шанкха) – олицетворяет рождение Вселенной из первородного звука и пяти элементов. Используется для изгнания демонов и вредоносных существ, очищения помещений, гармонизации пространства. Символизирует победу божества. Закрученная по часовой стрелке она указывает на Вишну, против часовой – на Шиву. Используется для призывания и проявления божественных энергий. Раковина, открывающаяся на правую сторону (дакшина-шанкха) – высоко ценится и приносит счастье.
Диск (чакра) – символ цикла жизни и смерти, божественное оружие, которое летает, вращаясь, и всегда попадает в цель, рассеивая искры, разрушает вредоносные силы. Такой диск был дарован Шивой богу Вишну для борьбы с демонами. Кроме этого, может олицетворять силу власти над пятью элементами Вселенной, способную творить любые формы и распространять свою энергию.
Четки (акшамала) – символизируют бесконечные циклы времени во Вселенной, духовные науки, мудрость. Если божество держит четки в правой руке, это указывает на практическое проявление различных форм мудростей. Число бусин может быть двадцать семь, сто восемь.
Трезубец (тришула) – символ победы и власти над тремя гунами (саттва, раджас и тамас), олицетворяет проявленный мир, иногда может изображаться в виде стебля лотоса и цветка с тремя лепестками. Трезубец является оружием, устрашающим демонов.
Цветок лотоса – символ ясности, чистоты, незапятнанности и совершенства. Каждая часть цветка имеет особое значение. Стебель означает, что жизнь происходит из вод первозданного хаоса (океана Экарнава), цветок означает изначальное лоно Великой Матери, раскрывающийся цветок – Солнце, лепестки – его лучи, бутон – изначальную чистоту.
Булава (гада) – олицетворяет силу закона кармы, силу законов Вселенной и времени, разрушающего все, божественное оружие. Атрибут Даттатрейи, Кали, Шивы, Вишну, Ганеши, Сканды.
Кувшин (камандалу) – символ жизненной силы, того, что ее разливает, облагодетельствуя других, олицетворение богатства, нектара, атрибут божеств, принимающих облик аскетов-садху, брахманов.
Священный шнур (яджнопавита) – этот шнур состоит из трех переплетенных нитей, которые символизируют три гуны (сияние, движение и инертность). Он носится в виде петли, надетой на левое плечо и правое бедро.
Цветочная гирлянда (мала) – выражает принцип радости и блаженства (брахма-ананды), цветения энергии, присущий божеству.
Сумка санньяси – является символом тайного внутреннего пространства (гухья-гарбха), которое йогин всегда имеет внутри себя и из которого он может извлекать разнообразные чудесные вещи, силы и атрибуты, проявляя их вовне и одаривая ими других.
Резец (тарика) – изображается в иконографии очень редко, олицетворяет божественное оружие, побеждающее тьму, невежество, отсекающее эгоизм и привязанности.
Одежда Даттатрейи
«...Тот, кто всегда медитирует на Бога богов и Извечного как на Даттатрейю – ... философа-авадхуту, с четырьмя сторонами света в качестве его одеяния...
... – тот освобождается от всех грехов и достигает Освобождения».
«Шандилья-упанишада»
«Он носит оленью шкуру...».
«Даттатрейя-кавача»
Даттатрейя как нагой аскет в качестве своего одеяния носит четыре стороны света. Это означает, что его ум полностью пробужден, распахнут и не имеет границ. Его светящаяся аура простирается до бесконечности, включая в себя все направления как собственную одежду.
Он так же, как садху, носит на теле шкуру оленя, набедренную повязку, оранжевое дхоти (одеяние санньяси), сандалии и шаровары йогина. Он может, как авадхута, носить самые удивительные и странные одеяния или одеяние домохозяина.
Украшения Даттатрейи
Даттатрейя в своей главной форме носит серьги и браслеты (мала) из рудракши в качестве своих украшений. Иногда, он как воплощение Шивы может носить ядовитых змей, что указывает на то, что все его энергии очищены, укрощены и являются его украшением.
Как авадхута и божество, он может носить любые украшения, не будучи ограничен ничем.
Комментарий:
При выполнении садханы иллюзорного тела, каждое украшение имеет свой смысл и описывается в наставлениях в зависимости от типа садханы.
Выражение лица Даттатрейи
«Тот, кто всегда медитирует на Бога богов и Извечного как на ... сострадательного к преданным, свидетеля всего, того, для кого выполняют служение святые мудрецы».
«Шандилья-упанишада», гл.3
Даттатрейя обычно имеет два главных выражения лица: сострадательное ко всем живым существам и созерцательное, свидетельствующее, указывающее на естественное самадхи, не затрагиваемое явлениями внешнего мира.
Мудры Даттатрейи
«Его левая рука дарует благо. Правой рукой он показывает абхайя-мудру».
«Даттатрейя-кавача»
Комментарий:
Две главные мудры Даттатрейи – это варада-мудра (мудра исполнения желаний) и абхайя (мудра защиты и бесстрашия).
С варада-мудрой Даттатрейя обещает нам, что все наши молитвы и желания на духовном пути исполнятся силой его благословений.
С абхайя-мудрой он как бы говорит нам: «Ничего не бойся, будь бесстрашен, имей веру, мои благословения всегда с тобой».
Мы редко видим изображение Даттатрейи, где он делает другие мудры, например, усмиряющую, контролирующую и пр.
Это указывает на главную черту и характер проявления Даттатрейи, на то, что все его действия направлены на благо других, защиту, помощь и благословение.
Однако в садхане преображения йогин может выполнять любые мудры, которые соответствуют типу практики и описаны в пояснительном тексте-передаче, в соответствии с его обстоятельствами.
Цвет тела Даттатрейи
«Необходимо медитировать на Даттатрейю как на благостно-безмятежного, умиротворенного, сияющего темно-синим цветом сапфира».
«Шандилья-упанишада»
«Эта его форма как Даттатрейи, которая играет со своей Шакти, милостива к его преданным, сияющая как огонь, похожая на лепестки красного лотоса и имеющая четыре руки, снисходительная и сияющая безгрешно – это его сакала-форма».
«Шандилья-упанишада»
Комментарий:
Основные цвета Даттатрейи – телесно-розовый, темно-синий. Также его форма может сиять как огонь, напоминающий лепестки красного лотоса.
В практике, в зависимости от типа описываемой садханы, его тело может визуализироваться прозрачным, белым, ослепительно-белым, красным, желтым, золотым, дымчатым, черным и т.д.
Окружение Даттатрейи
«Он появляется в обществе мальчиков, сумасшедших, привидений и в разных других формах».
«Даттатрейя-кавача»
Комментарий:
Окружением Даттатрейи являются четыре собаки, позади Даттатрейи находится корова по имени Камадхену.
Четыре собаки олицетворяет четыре Веды, корова олицетворяет принцип Матери-Земли, изначальной Силы Вселенной. Это мистическая корова Камадхену, исполняющая желания. Корова указывает на первородную энергию Бытия, силу Кундалини, покорив которую, йогин исполняет все желания.
Четыре собаки Даттатрейи как воплощения четырех Вед всегда сопровождают его как небесные «гончие», «сторожевые собаки» Истины. Они помогают Даттатрейе в его божественной «охоте» за чистыми душами, во всех мирах.
Божественная корова исполняет желания всех тех, кто ищет Даттатрейю, Освобождение и идет духовным путем йоги и Адвайты. Она исполняет все материальные и духовные желания тех, кто почитает Даттатрейю.
Есть особая форма Даттатрейи, где он стоит рядом со своей супругой Анагадеви. Это его форма как домохозяина или авадхуты. Его супруга есть созданная его разумом эманация великой Лакшми, божественная сила, энергия воли, намерения, процветания.
Ее имя Анагадеви означает «необнаженная», т.е. та, которая наделена способностью внешнего проявления, атрибутами и многообразием.
Господь Даттатрейя часто стоит или сидит перед деревом удумбара. Это божественное дерево, исполняющее желания. Оно исполняет желания тех, кто почитает, призывает Даттатрейю. Удумбара – это источник нектара и Бхагавана Даттатрейю всегда можно найти в его тени.
Глава 3. Садхана призывания благословений и защиты Даттатрейи