Двенадцать качеств облика Даттатрейи

1. Его прямо стоящее или сидящее тело выражает погруженность в естественное самадхи и способность прямо видеть истину.

2. Его улыбающееся лицо символизирует радость Пробуждения, которую он передает людям, и пребывание в состоянии игры.

3. Его прямой, доброжелательный и любящий взгляд говорит о погруженности в самадхи высшей истины и сострадании, естественно возникающем из этого.

4. Его бесконечная, освещающая всю Вселенную, аура, полная славы, света и сияния, указывает на покорение и очищение всех явлений во Вселенной.

5. Его юность и отсутствие физических изъянов указывают на сиддхи вечной молодости и бессмертия.

6.Его мирный, чистый облик указывает на сиддхи свободы от влияния времени, становления и разрушения (распада).

7. Его чистая, утонченная, пропорциональная, ясная форма указывает на совершенство, гармонию, равновесие (самйогу), чистоту праны божества.

8. Его привлекательная внешность указывает на сиддхи очарования, позволяющие покорять существ сансары.

9. Его лучезарная энергия олицетворяет полное очищение двадцати четырех элементов Вселенной, из которых состоит его тело.

10. Его гибкое, изящное и утонченное тело олицетворяет чистое рождение в мандале, т.е. состояние, в котором нет даже пылинки кармы.

11. Совершенство его тела и конечностей указывает на отсутствие кармы и проявление иллюзорной формы как божественной игры.

12. Его поза героическая, изогнутая или спокойная указывает на усмирение, благословение или умиротворение живых существ.

Форма Даттатрейи

«Атхарван ответил: «Запредельный Брахман, Истина, является извечным и бездеятельным. Затем из бесформенного Брахмана возникли три формы (или аспекты) — нишкала (лишенная частей), сакала (с частями) и сакала-нишкала (с частями и без частей)».

«Шандилья-упанишада», гл.3

Комментарий:

Форма Даттатрейи как Бхагавана, Брахмана проявляется в трех аспектах:

~ как лишенная частей, атрибутов и качеств (нишкала)

~ как имеющая части и качества (сакала)

~ как имеющая части и не имеющая одновременно (сакала-нишкала).

Аспект, не имеющий многообразия (нишкала)

«То, которое является сатьей (истиной), виджняной (божественным знанием) и анандой (блаженством); то, которое является бездеятельным, лишенным какой-либо загрязненности, вездесущим, чрезвычайно утонченным, направленным во всех направлениях одновременно, неопределимым и бессмертным – это является его нишкала-аспектом».

«Шандилья-упанишада»

Комментарий:

В этом аспекте Абсолют есть Пустота, которая не имеет ни имени, ни формы, ни определения, ни качеств, ни атрибутов, ни тел, на которые можно медитировать. Это подлинная сущность Бхагавана Даттатрейи, пребывающая как сердце и семя его проявленной формы.

Аспект, имеющий и не имеющий многообразия (сакала-нишкала).

«Махешвара (всевышний Господь), который черный и желтый, правит авидьей, мула-пракрити или майей, которая красная, белая и черная, и она сосуществует с Ним. Это – его сакала-нишкала-аспект».

«Шандилья-упанишада»

Комментарий:

В этом аспекте Абсолют проявляется как изначальный Великий Владыка, порождающий майю, три гуны, время и прочие категории, однако сам он еще не обладает качествами.

Аспект, проявляющийся как многообразие (сакала)

«Затем Господь своим духовным разумом изъявил: «Да стану я многими! Да распространюсь я повсюду!

Тогда из этой запредельной личности, которая пребывала в аскезе, имевшем природу знания, и желания которой выполняются всегда, вышли три буквы (А, У, М), три вьяхрити (Бхух, Бхувах и Сваха), трехстрочная Гаятри, три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три варны (брамины, кшатрии и вайшьи) и три огня (гархапатья, ашавания и дакшина).

Этот Всевышний Господь наделен всем в изобилии. Он пронизывает все и пребывает в сердцах всех существ.

Он – великий Майяви, играющий с майей.

Он – Брахма; Он – Вишну; Он – Рудра; Он – Индра; Он – все боги и все существа.

Он – восток; Он – запад; Он – север; Он – юг; Он внизу; Он вверху. Он – все.

Эта его форма как Даттатрейи, которая играет со своей Шакти, милостива к его преданным, сияющая как огонь, похожая на лепестки красного лотоса и имеющая четыре руки, снисходительная и сияющая безгрешно – это его сакала-форма».

«Шандилья-упанишада»

Комментарий:

Сакала-форма выражает все многообразие проявлений Даттатрейи.

Здесь появляется имя «Даттатрейя», указывающее на то, что он дан сыну Атри и Анасуе, форма, божественное тело Даттатрейи, его игры, деяния, окружение, украшения и атрибуты.

Нет такой формы, имени, аспекта, которых не мог бы принять Абсолют в своем многообразии. Даттатрейя как божество, имеющее форму, имя, атрибуты, является Бхагаваном в аспекте сакала.

Несмотря на то, что он имеет конкретную форму, имя, атрибуты и окружение, мы, зная о его скрытых аспектах сакала-нишкала и нишкала, рассматриваем его как единство всех божеств, всех форм, всех атрибутов, всех риши, пророков, сиддхов, святых, Учителей прошлого, будущего и настоящего. Таков уникальный подход учения Лайя-йоги.

Владея таким подходом, мы можем почитать Даттатрейю в любом мужском или женском божестве – Вишну, Шиве, Брахме, Сарасвати, Лакшми, Дурге, в любом святом или пророке – Будде, Шанкаре и т.д. Также, медитируя на образ Даттатрейи или делая подношение его имени или форме, мы можем почитать любое божество через его образ и форму.

Главный принцип здесь – пребывание в созерцательном присутствии полного единства, почитающего, почитаемого и процесса почитания.

Аспекты нишкала и сакала-нишкала составляют просветленное тело мудрости Даттатрейи (джняна-деха), аспект сакала проявляется двояко: в форме светоносного иллюзорного тела славы (пранава-деха) и совершенного тела проявления (сиддха-деха). Эти два последние тела могут иметь двурукую, четырехрукую и шестирукую форму.

Наши рекомендации