Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.

Концерны. Серые кардиналы.Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. По данным американского ученого Бена Багдикяна, в 1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их чисо сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Все владельцы медиа-империй входят в список самых богатых людей мира, регулярно публикуемый журналом "Форчун". Лихорадка слияний началась в конце 80-х. В рекордном 1995 году было заключено 243 сделки на общую сумму в 93 млрд долларов. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий окло 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал ео медиа-империи оценивается в 40 млрд долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони. Каждый из них контролирует примерно четвертую часть пресс-рынка своей страны. Обороты таких концернов достигают нескольких сотен миллионов долларов в год. Каждый из медиа-магнатов при желании мог бы в течение нескольких лет лично выплачивать России сумуу, равную всему бюджету страны на 1999 год. Разумеется, газеты и цензура нужны магнатам не сами по себе. Каждый из них так или иначе стремится влиять на мировую политику. Чаще всего императоры правят исподтишка - как Руперт Мердок, например. Но некоторые из них идет и в открытый бой. Сильвио Берлускони в 1994 году стал премьер-министром Италии. Правда, в 1998 году его приговорили к 6 годам тюрьмы за коррупцию и взяточничество.

Самый известный из медиа-магнатов, австралиец Руперт Мердок, только в США контролирует восемь телеканалов, право на трансляцию НХЛ и НФЛ, многочисленные станции кабельного ТВ, киностудию "20 век -Фокс", газету "Нью-Йорк пост", журнал "ТВ-гайд". Ему принадлежит около десяти английских газет и 21 издание на родине, в Австралии. Недавно Мердок приобрел права на издание электронной версии китайской газеты "Женьминь Жибао". По слухам, собирается купить значительный пакет акций ОРТ.

США

В 92-93 процесс концентрации замедлился из-за спада в экономике 90г. Уменьшалось число городов, где издавались бы конкурирующие газеты. На газетном рынке США доминируют 10-15 крупнейших корпораций. Ганнеткомпани - Ю-ЭС-Эй Тудэй, Детройт ньюс и др. Найт Риддер инк. - Филадельфия инкуайер, Майами геральд и др. Тайм мирроу компани - Л-А Таймс, Доу Джонс компани - Уолл-стрит, Н-Й Таймс комп. - Н-Й Таймс, Херсткорпорейшн - С-Фр хроникс и др.

Ньюс корпорейшн Мэрдока уже не значится среди крупнейших газетных компаний, т.к. Мэрдок еще в нач.80-х сменив приоритеты в отношении СМИ и сделав ставку на ТВ, продал принадлежавшие ему в стране газеты и в 93 вновь приобрел Н-Й пост, кот.продал в 88г. Зато Мэрдок купил единственный спутник, вещающий на всю Азию. Тайм - уорнер - первое место среди крупнейших журнальных корпораций+ кино, телестудии,книги и прочая мура - ТНК (50% акций у Т, 25 - у Тошибы, 25 - у Ито, японцы).

Многоотраслевые концерны и "цепные" монополии

Пример "Таймс" — наглядная иллюстрация того, как трудно даже самой авторитетной газете не быть вовлеченной в "цепную реакцию" слияния капиталов. В Великобритании процесс монополизации прессы в отличие от США определяется той особенностью, что столичные (или, как их называют, национальные) СМИ обслуживают читателей по всей стране. английская печать оказалась практически поделенной между четырьмя монополиями (их продукция включает не только газеты, но и книги). Общая сумма капиталов этих монополий — свыше 200 миллионов фунтов стерлингов — превышают капиталы всех остальных газетных издательств, вместе взятых.

В США репутацию одного из родоначальников семейных монополий имеет концерн Херста, созданный в конце 19 века. До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. В собственности Уильяма Рандольфа Херста-младшего сейчас находится 11 ежедневных газет, две воскресные газеты и одна еженедельная газета (совместно со Скриппс-Говардом). Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров.

Концерн Скриппс-Говарда в США имеет даже более старинную родословную, чем херстовский. У его истоков стояли Э.Скриппс, основавший в 1878 году "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1983 году руководителем треста стал его партнер Говард. Сыновья обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении — 18 газет, в том числе "Вашингтон дейли ньюс". Общий разовый тираж газет Скриппс-Говарда превышает 3.5 миллиона экземпляров. Кроме того, концерну принадлежит 3/4 акций одного из крупнейших информационных агентств США — "Юнайтед пресс интернешнл".

В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны. Поэтому наряду с концентрацией газет крупных городов в руках магнатов первой величины в штатах наблюдалась следующая картина постепенного перехода большого числа местных газет в руки больших и малых (в том числе семейных) трестов.

В ФРГ наиболее крупным владельцем СМИ является Аксель Шпрингер, начавший свою деятельность на этом поприще в 1946 году с издания небольшой газеты "Нордвестдойче Хефте". В том же году он получил лицензию на издание иллюстрированного еженедельника "Хёр цу". В 1962 году его тираж превысил 4 миллиона экземпляров. Первая ежедневная газета Шпрингера вышла в 1948 году — "Гамбургер Абендблатт". Более широкую известность получила вышедшая в 1952 году ежедневная "популярная" газета "Бильд", созданная по образцу американских и английских "газет-копеек". В 1953 году Аксель Шпрингер купил "на корню" издательство "Вельтферлаг". В результате он стал владельцем "солидной" прессы: ежедневной газеты "Ди Вельт", еженедельника "Ди Вельт ам Зоннтаг", а также дюссельдорфской "Миттаг". В 1954 году Шпрингер стал владельцем еженедельника "Бильд ам Зоннтаг", позднее — субботней газеты "Дас нойе Блатт", журналов "Квик" и "Ревю". Разовый тираж всех изданий Шпрингера равен примерно 15 миллионов экземпляров. Практически 9/10 тиража ежедневных "надрегиональных" газет, а также 4/5 тиража воскресных газет контролируется Шпрингером.

Во Франции одним из примеров "цепного" бизнеса может служить концерн Чино дель Дука, в руках которого находится ежедневная газета "Пари-жур", около десятка еженедельных и ежемесячных журналов для женщин и молодежи, кинокомпания и ряд книжных фирм. Монополия Эмильена Амори контролирует ежедневную газету "Паризьен либере". 4 еженедельника, 2 периодических издания, 2 провинциальных газеты и спортивную газету "Экип".

Особняком среди крупных монополистов стоят концерны, созданные путем совместного вклада капиталов несколькими монополистами. В США к этой категории относятся концерны печати "Макгроу Хилл паблишинг компани" и "Маккол корпорейшн". Во Франции основным примером концерна, созданного путем совместных капиталовложений нескольких крупных монополистов, является трест "Ашетт", который захватил монополию на продажу газет и книг. Часть капиталов этого треста принадлежит "Банку де Пари э де Пэи-Ба", а также инвесторами из группы Ротшильда. После второй мировой войны правительство было вынуждено было реорганизовать трест, с тем чтобы замаскировать факт монополизации распространения печати. Было создано кооперативное общество "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". На долю треста "Ашетт" осталось 49% капитала "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". Всего в руках этого треста находятся акции около 30 французских газет. К этому основному бизнесу треста "Ашетт" следует также прибавить его соучастие в различных предприятиях рекламы, кино, радио, телевидения, книжной торговли, в издательствах, типографиях, на писчебумажных фабриках.

Побочные монополии

Классический пример того, как монополия прессы стала побочной монополией промышленности — американская телерадиокомпания Эн-Би-Си ("Нэшнл бродкастинг корпорейшн"). Еще в тридцатые годы фирма по производству радиооборудования RCA основала на свои капиталы радиовещательную станцию. Впоследствии, начав массовое производство телевизоров, она захватила ведущие позиции также в трансляции телевизионных передач через передатчики NBC. От этой компании зависит свыше 200 местных телекомпаний. В то же время RCA неуклонно расширяла свой основной бизнес, получая огромные доходы от продажи военному ведомству электронного и другого оборудования. Аналогичные примеры врастания финансово-промышленного капитала в сферу СМИ прослеживается и в других странах.

Наши рекомендации