Телевидение и радиовещание франции
Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.
Французское телевидение.
1974 г. - система француских аудиовизуальных средств была реформирована, созданы 7 компаний, четыре из них - общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ).
Национальная государственная компания Радио-Франс (РФ) передавала следующие программы: Франс-Антер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Энтернасьональ (РФЭ) - служба иновещания.
Франс-Антер- программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, мцзыкальные и развлекательные передачи. В период президенства В.Ж.д’Эстена эта программа стала рупором правительства. Она финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы.
Радио-Франс-Энтеранасьональ к 1981 году по объему вещания занимало только 28 место среди стран, ведущих передачи на коротких волнах на заграницу, ведя передачи в течение 125 часов в неделю на пяти языках. К 1985 году иновещание Франции вышло на 12 место в мире. Объем передач - 628 часов в неделю, вещание ведется на 17 языках.
1982 г. - создан высший орган аудиовизуальной коммуникации. Задача - следить за соблюдением плюрализма и равновесия в программах, назначать президентов обществ и служб аудиовизуальных средств.
Июль 1982 года - даны первые разрешения частным радиостанциям. В 1984 г. они получили право распространять рекламу. Сегодня почти все крупные региональные газеты имеют теперь свои радиостанции (“Ла депеш лю миди” в Монпелье, “Ле прогре” - в Лионе и др.). Крупнейший владалец ежедневных газет во Франции Эрсан каждой своей газете в провинции предписал иметь радиостанцию.
1984 г. Первый факт отступления от государственной монополии - платный канал через декодер - Каналь +. Должен был стать в основном кинопрограммой, так как основным козырем абонирования является кино. Основной акционер программы -Гавас.
1984 г. - появилось 27 региональных станций. Они распространяют местные передачи. С целью создания таких программ организовано агентство Ажанс де программасьон энтеррежьональ.(ТВ)
В середине 80-х началось расширение объема вещания как за счет введения утренних передач на первой и второй программе государственного ТВ, так и за счет появления новых каналов: Канал +, Франс-5 ( 1985 -Берлускони+Жером Сейду) и музыкального канала (6-я программа). Бурные дебаты шли вокруг проекта передачи частному капиталу первой программы телевидения ТФ-1.
С сентября 1992 года государственный сектор французского ТВ получил название Франс Телевизьон: Антенн-2 (или А2 ) было переименовано в Франс-2 и ФР-3 во Франс-3. У них один генеральный директор - Эрве Бурж.
На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр.
1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала, а частный - два.
ТФ-1Коммерческий канал. 37,5% акций принадлежит Франсису Буигу, миллиардеру, монополисту в области строительства общественных зданий. (Компаньон Максвелл) В 1995 г. канал переориентировал программную политику на домохозяек моложе 50 лет. Между ТФ-1 и Франс Телевизьон идет “великая битва” за рейтинг. ТФ-1 - стратегия завоевать более молодую аудиторию. Ее сегодняшний рейтинг -40 %
Каналь +.Платный закодированный канал, создан в 1984 г. Он транслирует 364 фильма в год с повторами в течение 3-х недель. 40% составляет французская продукция.
АРТЕ. Государственный культурный канал. В 1992 году 5-й канал передан ассоциации Европейского ТВ (АРТЕ) Франко-немецкая программа транслируется из Страсбурга. Информационные программы составляют 300 часов в год, кроме того транслируются: документальные ленты, посвященные науке, культуре, искусству, молодежные программы, музыка, классика кино, спектакли, игры. Информационная программа идет без ведущих, видеоряд сопровождается комментарием на немецком и французском языках.
В 1995 г. правительство Франции стало проводить политику превращения этого канала в европейский. К 1996 г. канал разработал новую программную сетку: не изменяя своей культурной направленности, АРТЕ намерен привлечь аудиторию передачами о социальных проблемах, прямыми информационными репортажами, а также предлагая короткие передачи энциклопедического типа, посвященные природе, искусству и науке.
Канал Ла Сэнкьем.С декабря 1994 года вещает по утрам на той же частоте, что и АРТЕ (до него) Генеральный директор Жан-Мари Кавада. Акционеры: государство (51%), Национальное агентство занятости и Ассоциация профессионального образования (15%).
Глобальное 13-часовое предложение программ, объединенных вокруг двух основных тем: научно-популярного образования и новых открытий. Привлекает к сотрудничеству актеров, людей искусства, очень популярны программы изучения иностранных языков. Совместное производство документалистики с английскими, американскими, немецкими и японскими операторами сетей.
М 6. (Шестой канал, ТВ-6) Первого марта 1987 г. начала вещание новая Шестая программа, получившая название Метрополь 6 (М6). Информация занимает 1 ч. 20 мин. в сутки (краткие тематические тележурналы), 30% времени отводится музыкальным программам, играм, детским передачам и кино - М6 инвестирует в производство кинофильмов 3% своих доходов. В 1992 году эта сумма составила 200 млн. франков.
В последние годы термины “инфомагистрали”, “киберпространство”, “виртуальное общество” - обогатили лексикон французских СМИ. “Первой ласточкой можно назвать создание службы “Радиофиль” (платное радио по телефону). Теперь в Нью-Йорке или Брюсселе каждый желающий, заплатив 2 400 фран. (абонентская плата за 30 часов) может слушать передачи Франс-инфо по телефону. Эта новая услуга предлагается недавно созданным обществом распространения информации по телефону (СЕДИТ). Чтобы получить доступ к “Радиофиль”, необходимо набрать номер из 5 цифр, получаемый вместе с абонементом. Абонент может слушать передачи либо напрямую, либо по записи, выбрав время передачи, ограниченное, однако, 24 часами. Принцип действия такой же, как у магнитофона: чтобы прекратить прием, нужно набрать “5”, чтобы перемотать назад - “4”, вперед - “6”. Передачи французского радио таким образом можно слушать из любой телефонной кабины.
В 1995 году в гонку за лидерство в области цифрового ТВ, начатую крупнейшими компаниями по информатике и бытовой электронике, включилась и французская группа “Томсон Кансуме Электроникс”. Вместе с американской компанией “Сан Микросистемс” она представила свой проект интерактивного ТВ - комплексную систему, названную “Опен ТВ”. Находясь у себя дома, зрители с помощью единого телеуправления смогут выбрать любую программу из библиотеки цифровых программ и определять час ее трансляции. Они также смогут заказать билет на поезд или авиабилет, приобрести одежду.
В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе.
В 1994 г. начал вещание новый информационный кабельный канал “Ла шен инфо”. (100% филиал ТФ 1). Модель - Франс-инфо и Си-эн-эн. 80 ж-тов. Программы состоят из 7 минутных выпусков новостей, коротких информационных включений каждые четверть часа, ток-шоу и т.д. Приоритет отдается прямым репортажам. Для распространения используется спутник Телеком 2Б.
У Канала + целый “букет” своих кабельно-спутниковых каналов. У ТФ 1 пока 2 (Евроспор” и “Ла шен инфо”).
Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.
Вещание на заграницу. Международное сотрудничество.
Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.
Каналь +в 1994 г. подписал соглашение с Бертельсманном о технологическом и финансовом сотрудничестве в области платного, в перспективе цифрового, ТВ в Европе, в Польше (Варшава), ТВ, испанцы.
Франс Телевизьон заключил соглашение с корпорацией Тайм Уорнер о сотрудничестве, включая совместное производство, покупку прав, развитие ТВ. Планируются общие тематические каналы (кабельные и спутниковые) и т.д. Также заключен договор с ТВ Китая.
Радиовещание Франции.
Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.
Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только госуд. Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.
К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.
Крупнейшие радиовещательные корпорации (4) -
В последние годы происходит быстрая концентрация радиовещания на основе рекламных предприятий, которые близки к монополизации рынка. Их 4.
1). Режи 1 (группа Матра-Ашетт) - Ероп 1, Ероп 2, Скайрок, РФМ, Объединение по экономическим интересам “Ле Зендепандан” и Оторут ФМ.
2). ИП (информасьон и публисите) (Гавас -КЛТ) и ИП ФМ (филиал Гавас) - РТЛ, Фан Радьо, Вит ФМ, М 40 и Сюд радьо. (2\3 рекламных инвестиций).
3). 15/34 (включена в группу НРЖ) входят Шери ФМ, Рир э Шансон.
4) ЖЕМ (предприятие ла Софирад, созданное в 1991 г.) - РМС и Ностальжи.
Эти четыре группы контролируют 4 предприятия, дающие рекламу 11 основным частным национальным радиостанциям.
В противовес действующему законодательству группы утверждают реальное влияние на независимые радиостанции, т.е. не имея возможности установить прямой контроль, прибегают к косвенному.
№94. СМИ Германии: основные вехи развития и особенности.
Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и хорошо развитой местной прессой. Причиной такого развития рынка прессы стало то, что современный немецкий медиаландшафт уходит корнями в послевоенные годы, когда западные союзники, закрыв все существовавшие в нацистской Германии медиа, стали создавать свою систему СМИ, естественным образом сделав упор на развитии медий внутри своих собственных оккупационных зон. Именно поэтому общенациональных газет в Германии сравнительно мало, и большинство из них появилось уже после 1949 г., то есть после прекращения формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ. Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории:
общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ);
надрегиональные газеты — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны;
местная печать — газеты одного региона, одного района, города и т. д.
Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли.
Общенациональные ежедневные газеты:
· «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская общая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая в мире газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. Независимая газета, не поддерживает ни одну из политических партий Германии.[источник не указан 294 дня] Тираж: 387 064 экземпляров.
· «Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) — серьёзная газета либерального направления, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой. Тираж: 444 000 экземпляров.
· «Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) — газета близка к социал-демократам.
Прочие ежедневные газеты ФРГ:
· «Sächsische Zeitung» (Саксонская газета) — крупнейшая газета Восточной Германии, с редакцией в Дрездене, головное издание газетной группы Sächsische Zeitung
· «Berliner Zeitung» (Берлинская газета)
Женские журналы:
· «Brigitte»
· «Freundin» (Подруга)
Также в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как «Cosmopolitan», «Glamour», «Maxim», «Newsweek», «Businessweek» и т. д.
Телевидение и радио
На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа - общественно-правовая форма собственности и частная форма собственности.
Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для обеспечения информационного вещания были созданы полностью подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с 1945 по 1949 гг. созданные союзниками радиостанции постепенно передавались в управление немецкому персоналу, однако перед оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти компании.
Современное положение телерадиовещания в ФРГ
Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Частные компании существуют за счёт размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприёмник. Абонентская плата за телеточку составляет около 17 евро в месяц, за радиоприемник — около 9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприёмник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов — это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии. Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее Содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия).
В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.
Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт.
Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект.
№95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
Влияние ислама на специфику вещания. Вещание имеет общ форму, либо государствен. ТФ появилось позже, чем в развитых странах. В арабских странах физ лица не могли быть учредителем, только юр и религиоз лица. Отсутствие сенсационности. Гендерная дискриминация – женщины не могут быть дикторами на ТВ, журналистами. В Саудовской Аравии нет рекламы. У них появилось глобальное твещание Альджазира (Катар), Альаравия (СА). Основная тема араб СМИ – единство арабского мира. Исламский мир расколот(отношения Израиля – враги США, исламские революции в Иране, идея раскола между западом).
Вывод: все, что ниже Сахары – нищие, нет журналистики. Вымирание местных языков, потому вынуждены вещать на англ ,франц. Газеты двуязычные, гл язык – европейский, многие и свой то плохо знают, а их кормят европой. Тираж мал.