История становления и современные сми скандинавских стран

Журналистика скандинавских стран и стран Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - достигла высокого уровня развития недавно. Их печать находится в периоде расцвета, а радио и телевидение являются важной просветительской и культурной силой общества. Несмотря на существенные национальные различия между системами СМИ каждой страны, есть немалые черты сходства, а также важные особенности, позволяющие говорить об их близости мировому процессу развития СМИ. Как и в других промышленно развитых странах, деятельность СМИ определяется принципом свободы печати, закрепленном в конституциях и специальных законодательных актах. Как и в других странах печать, радио и телевидение функционируют в условиях рыночной экономики и подчиняются ее законам. Многие тенденции развития, "группы влияния" и идеалы северных СМИ выявляют их неразрывную общность со средствами массовой информации развитых стран Европы и США.

Тем не менее пресса и вещание стран Северной Европы имеют ряд особенностей и выделяются на богатом фоне современных средств массовой информации. Это и то, что жители этих стран больше других читают газеты и предпочитают национальные телевизионные программы зарубежным сериалам. СМИ этих стран занимают особое положение в общественно-политических системах, имеют не всегда привычные и традиционные для рыночных демократий взаимоотношения с двумя важнейшими силами общества - государством и рынком. Северные страны в послевоенное время развивались медленнее других западных стран, их в меньшей степени коснулись новые веяния в области СМИ - падение интереса к печати, бурное развитие частного вещания, внедрение спутникового телевидения, коммерциализация СМИ. До начала 80-х гг. СМИ европейского Севера Европы сохраняли некоторые архаичные черты, но в середине 90-х они стали стремительно развиваться и обрели современное состояние. Однако следует говорить о возникновении некой "северной модели" СМИ. И тому есть несколько причин. Формальная - наличие Северного Союза, в который входят все скандинавские страны. Вторая - наличие "заповедных" условий существования партийных или экономически слабых изданий ("вторых газет") , противостоящих газетам крупных монополий. Наличие таких издание важно для северных государств как неотъемлемая часть демократии и их поддержка положена в основу государственной политики по отношению к прессе. "Вторая газета" - вторая по тиражу на географическом рынке, по мнению северян, препятствует монополизации газетного рынка крупными компаниями. Главное различие "первой" и "второй" газет состоит в непропорциональном разрыве между разницей в тираже и доходах от рекламы. Разрыв в тираже может быть не слишком велик, а объем доходов от рекламы значительно выше у "первой". В скандинавских странах много независимых -"надпартийных" - ежедневных газет, которые стремятся обращаться ко всему обществу, ко всем слоям населения, ко всем партиям и экономическим силам. Непринятие масскультуры привело к появлению особого типа развлекательных издания - квалоидов. Это качественные вечерние таблоиды, массовые газеты. Он дополняют свои развлекательные материалы служением общественным интересам, используя серьезные аналитические материалы.

Третья особенность - верность радио и телевидения принципам и задачам общественного вещания. Даже коммерческие станции придерживаются такого же подхода. Одна из причин этого - в отсутствии тоталитарных традиций в политической жизни, а также неприятие идеи бесконтрольного рынка. Обществу этих стран свойственно стремление к сосуществованию идеалов общественных и рыночных идеалов в прессе и вещании. Это удержало СМИ скандинавских стран от абсолютной коммерциализации.

Любовь жителей северных стран к чтению газет вывело Норвегию на первое место в мире по этому показателю. На 1000 человек здесь приходится 600 газет. Другие страны тоже числятся в числе "передовиков" - более 400 газет на 1000 жителей. И хотя тиражи газет сокращаются и в северных странах, положение прессы здесь одно из наиболее стабильных в Европе. По данным Европейской ассоциации газетных издателей, тираж крупнейшей северной газеты "Хельсингин саномат". Газеты выполняют информационную функцию, в ТВ и видео - развлекательную. Снижение тиражей в Финляндии связано с неблагоприятным развитием экономики, а не с падением интереса к прессе. Растет популярность ТВ, особенно у молодежи. Изменению спроса на газеты способствует и изменившаяся форма их доставки. Теперь их меньше выписывают, больше покупают в розницу.

Местные газеты сегодня составляют серьезную конкуренцию региональным изданиям. При выборе между двумя газетами предпочтение отдается наиболее местной из них. Этим объясняется значительное сокращение тиражей газет вне городов их издания. Этим объясняется общее подание тиражей ежедневных газет в Швеции. Кроме того чтение местной прессы приобщает скандинавов к местной политической жизни, является формой их гражданской активности, что типично для ранних стадий развития демократии, но становится архаичным в развитых странах с рыночной экономикой. Такой плюрализм традиций - характерная особенность северной модели СМИ. Единственные столичные газеты, которым удается увеличивать тиражи - это вечерние таблоиды - массовые развлекательные газеты.

Незаметными конкурентами ежедневных газет стали на рубеже 80-90 гг. бесплатные рекламные газеты, которые отняли у ежедневных газет некоторые рекламные ниши - программу ТВ, кинозалов, театров и прочее. В 1995 г. появилась и начала распространяться в шведском метро новая вечерняя бесплатная газета "Метро". За два года ее тираж достиг 250 тыс. экз. В ней печатались последние и некомментированные новости информационных агенств, сенсации дня, о которых на следующий день сообщают другие газеты. Здесь же печаталась на 2-х полосах информация о рабочих местах и другая инофрмация. Характер газеты близок к информационной ежедневной газете, чем к развлекательной. Адресована на наиболее проигрышные группы читателей - молодежь, беженцев, безработных, которые не покупают вечернюю прессу.

В последние годы особое значение приобретают электронные СМИ. В северных странах Европы развивается так называемое общественное телевидение (европейский вариант по типу Би-Би-Си), но имевший и существенные отличия. Важнейшими принципами его являются: универсальный доступ; программная политика, сочетающая удовлетворение общих интересов с вниманием к интересам меньшинств; развитие национального самосознания; отстраненность от откровенных политических интересов; приемлемый для всех размер лицензионной платы. Общественное телевидение имеет четкую социальную и культурную направленность, служит просвещению, в отличие от прессы, деятельность которой во многом подчинялась коммерческим интересам. Концепция общественного телевидения исключает частную собственность в аудиовизуальной сфере.

Таким образом, скандинавский вариант концепции общественного вещания до второй половины 80-х гг. существенно отличался от британской, взятой за основу, и финской моделей (она допускает участие частного капитала), в основном в вопросах собственности. Для них обязательными условиями были государственная или общественная собственность, а также финансирование за счет лицензионной платы и специальных налогов. Это предполагало полную "закрытость" радио и ТВ для частного капитала.

Принципы деятельности и ценности программной политики северных радио- и телекомпаний таковы:

- разнообразие программ для всех слоев и групп населения;

- значительная часть программ собственного производства;

- поощрение и преимущественное использование в программах произведений национальных мастеров искусств;

- независимость от государства, политических партий, экономических сил;

- возможность универсального и технически простого доступа к программам всего населения.

Общие черты ТВ скандинавских стран:

-доминирование национальных, в основном документальных, программ, причем большая часть производится самими вещательными компаниями - во всех странах около 55-60%;

- преобладание отечественных каналов: отечественные фильмы и телевизионные программы поступают к зрителям через общенациональные каналы государственных общественных вещательных компаний;

- замкнутость национальных рынков телепрограмм: телепрограммы разных жанров, производимые в северных странах редко экспортируются в другие страны.

Самое "слабое" место в программной политики ТВ скандинавских стран - художественные фильмы и развлекательные программы. Лишь треть транслируемых программ - собственного производства национальных телекомпаний. Главная причина - в их дороговизне.

Сегодня телевидение скандинавских стран переживает те же процессы, что и во всем мире. Растет конкуренция между общественным и коммерческими каналами. Кабельное и спутниковое телевидение привлекает все большее количество зрителей. Идут процессы технологического и информационного обновления электронных средств массовой информации.

2.28.От "нового журнализма" к желтой прессе: газетная империя Уильяма Херста

Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в 1887 в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное - форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровского издания, усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: "Политика "The New York Journal" заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей". Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности "человека-массы».
Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов. Они не только подробно расписывали зверства испанских войск на Кубе, но и позволяли себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства. В 1897 газета Херста организовала побег из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене, а в начале 1898 на страницах "The New York Journal" было опубликовано выкраденное частное письмо испанского посла, в котором содержалась нелестная характеристика американского президента Уильяма Маккинли. Цель этой акции - заставить президента, занимавшего миролюбивую позицию, предпринять более решительные действия по отношению к Испании.

Загадочный взрыв 15 февраля 1898 на американском броненосце "Мэн", находившемся в порту Гаваны, отозвался подлинной истерией в газетах Херста и Пулитцера, запестревших крупными заголовками самого сенсационного свойства. Пулитцер призвал президента к "быстрой и жесткой" войне с Испанией. Через две недели после взрыва на броненосце "Мэн" тираж "The New York World" вырос до 5 млн. Газета Херста также призвала к вооруженной интервенции на Кубу. Хотя подлинные "причины взрыва были неясны.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 серия публикаций в "Cosmopolitan Magazine" потрясла общественное мнение Америки - разоблачительная волна достигла высших политических кругов страны. Скандальные материалы под общим заголовком "Предательство сената", принадлежавшие перу Д.Филлипса, нанесли чувствительный удар по ряду крупных политических фигур.

Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press. К 1922 корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет; 11 воскресных изданий, а также 2 радиостанции, компанию по производству хроникально-документальных фильмов и кинокомпанию, а к началу 1990-х гг. в издательский трест Херста вошло 14 ежедневных газет, 30 еженедельников, 20 журналов, 5 телестанций и 7 радиовещательных станций, не считая ряда книжных издательств.

Наши рекомендации