История становления и современные сми франции
Ж-ка Франции сыграла важную роль в развитии мировой ж-ки. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, ж-ки.
Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французская газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа. Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал “Спектатэр франсэ” (“Французский зритель”, 1722). Когда появилась первая ежедневная газета “Журналь де Пари” (“Парижская газета”, 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение “преступлений печати” в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.
Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической ж-ки. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо – “Эта женеро” (“Генеральные штаты”), “Курьер де прованс” (“Почта Прованса”), Бриссо – “Патриот франсе”, Демулен – “Революсьон де Франсе” и “Вьен Корделье” (“Старый Кордельер”). Газета Жана Поля Марата “Ами дю пепль” (“Друг народа”, выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в “Газету Французской республики” и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г. еженедельник “Defenseur de la constitution”, в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.
С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) – было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности ж-тов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета “Трибюн” была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).
В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями. Крупнейшие из них – “Конститюсьонель” (“Конституционалист”) и “Журналь де деба” (“Газета дебатов”), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.
Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты “Реформ”, “Ревю репюбликен” В 1848 г. ж-ка Франции пользовалась почти полной свободой – за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.
В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно ж-ки и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Гавас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории ж-ки Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.
“Золотой век” французской ж-ки – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.
Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.
Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них “Юманите” (“Человечество”, издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921).
Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.
В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захватчиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.
Однако с началом “холодной войны” (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет (“Франс либр”, “Резистанс” и “Пэи-Матен”), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. “Котидьен де Пари” (“Парижская ежедневная газета”).
Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники “Аспэ де ля Франс” (“Аспекты Франции”, “Ривароль”, “Каррефур” (“Перекресток”); левые издания: “Тан модерн” (“Нынешние времена”), “Франс обсерватэр” (“Французский обозреватель”), еженедельник “Экспресс”.
Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Французское обозрение”) и другие.
В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая “Либерасьон”, “Матен де Пари” (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как ж-тские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.
Нынепарижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:
- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);
- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;
- экономическая пресса;
- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);
- печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).
80-90гг. - рост газетных групп: Ашетт, Гавас, Эрсан. Увеличение концентрации. Слияние инф. И промышленного капитала. «Фигаро» поглотил «Франс суар», который теперь вечерний выпуск Фигаро. Газеты очень подорожали. «Монд» долго была во владении самой редакции, теперь АО. 90гг. - укрепление качественной прессы. «Информатен» - попытка создать альтернативную прессу А4. Через 2 года вымерла. Монд на 1 месте по распространению в других странах. Фигаро- у Эрсана, у него еще и фигаро ТВ, мадам франс, франс магазен, экономические приложения. «Ф суар» раньше была у Ашетт, потом загнулась и слили с фигаро. Есть классная фишка «Эко» -ежедневная, качественная, сама себе издательский дом. Региональная пресса увеличивает тиражи. Тенденция к еженедельникам. Бульварных (в полном смысле слова) осталось мало. Монд на интеллигентную публику. Либерасьон - левая, близко к монду. Фигаро - центристская, на бизнесменов. Из наших к монду ближе независимая газета. Публицистика уходит в еженедельники: Экспресс, Пуэн, Обсерватер нувелль. Развивается провинциальная пресса - ДНА (новости Эльзаса), «Уэст франс» (Руан).по тиражу превосходят парижские.
Французская печать находится под контролем монополистических групп.
Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.
Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет (“Франс суар”, “Фигаро”) и другой периодики – 30% ежедневного национального тиража газет и 20% – провинциального. Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.
ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.
СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.
Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.
БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.
ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН – общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы – парижской и провинциальной, в частности столичной “Монд”.
СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.
Есть и другие – ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.
Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.
Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.
Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.
Из современных популярных СМИ:
“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером. Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих.
“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)
Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.
В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении,который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.
Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.
Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.
Регулярное телевещаниебыло начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).
Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.
В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).