Практические занятия по курсу «История зарубежной журналистики»
Уровень / ступень
образованияочная бакалавриат
с указанием
шифра, названия __________________________________________________
Направления
и профиля __________________________________________________
Наименование
дисциплины / курсаИстория зарубежной журналистики
Код дисциплины
в учебном плане __________________________________________________
Количество зачетных
единиц / кредитов __3________________________________________________
а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета
№ | Виды учебной деятельности студентов | Продукт текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы (максимум) |
Освоение научных и критических статей, монографий, их анализ, реферирование. Составление картотеки персоналий Составление хронологических таблиц | Конспект, реферат картотека персоналий Хронологические таблицы | Внеаудиторная | ||
Посещение лекционных и семинарских занятий Выступление с сообщениями и докладами на семинарских занятиях Сопровождение доклада | конспект доклад, несколько коротких выступлений презентация | Аудиторная | ||
Премиальные баллы | ||||
Выполнение индивидуальных заданий с использованием дополнительной литературы | текст доклада | Внеаудиторная | ||
Выступления с докладами на конференциях | Выступление на конференции | Внеаудиторная | ||
Всего премиальных баллов: | (10) | |||
Итого по дисциплине: |
Приложения к технологической карте:
а) критерии оценивания
Освоение научных и критических статей, монографий, их анализ, реферирование, выполнение письменных, подготовка ответов на вопросы для обсуждения.
Конспекты, рефераты оцениваются по следующим параметрам: полнота и точность понимания и отображения основных положений реферируемой работы; умение аналитически переработать материал; наличие аналитических выводов; полнота охвата материала. Работа ведется в течение семестра.
Письменные ответы на вопросы - полнота охвата материала, умение работать с различными источниками и сопоставлять различные точки зрения; возможность критически анализировать материал. Работа ведется в течение семестра.
Глоссарий – полнота ответов на вопросы, усвоение содержания темы.
Выступление с сообщениями и докладами на семинарских занятиях - результаты оцениваются по полноте ответов на вопросы, усвоению содержания темы.
Выполнение индивидуальных заданий с использованием дополнительной литературы оценивается по следующим параметрам: полнота раскрытия темы, новизна проблематики, актуальность, яркость и образность изложения материала.
Выступления с докладами на конференциях оценивается по следующим параметрам: полнота раскрытия темы, актуальность и новизна проблематики, яркость и образность изложения материала, наличие примеров, собственная точка зрения по излагаемой проблеме.
б) методические рекомендации для студента:
При изучении курса «История зарубежной журналистики» студент должен знать:
–изменения в системе периодической печати и процесса формирования зарубежных радиовещания и телевидения, развития теоретических знаний о журналистике, опыта конкретных средств массовой информации и журналистов, их места в мировой культуре;
уметь:
–логически верно строить устную и письменную речь;
– готов к восприятию социальных и культурных особенностей мировой журналистики, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям разных стран;
– понимать движущие силы и закономерности процесса развития зарубежной журналистики, видеть место человека в этом процессе.
– дать объективную оценку особенностям журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции;
– учитывать степень влияния идеологии на современные информационные процессы.
Дисциплина завершается зачетом, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий.
С целью наилучшего усвоения содержания курса рекомендуется написание рефератов по предлагаемым темам, тщательная подготовка к практическим занятиям и подробное ознакомление с предлагаемой литературой.
Самостоятельная работа.Ограниченность аудиторных занятий значительно увеличивает удельный вес самостоятельной работы студентов в освоении материала. Основными видами данной работы являются: 1) подготовка к практическим занятиям по предложенному плану; 2) освоение тем, не вошедших в курс лекций или планы практических занятий, результаты чего демонстрируются в форме сообщений на семинарских занятиях или докладов на конференциях.
Освоение тем, не вошедших в курс лекций и планы практических заданий. Такие темы изучаются студентом самостоятельно на основе рекомендуемой исследовательской литературы. Сообщения и доклады читаются на практическом занятии и соответствуют теме последнего.
в) задания для студентов.
Составление картотеки персоналий по темам:
Раздел I.
1 Предпосылки возникновения устной публицистики
2 Устная публицистика Греции в условиях полисной демократии
3 Софистика, ораторское искусство и журналистика
4 Древнегреческий суд и судебное красноречие
5 Публицистика Сократа. Разделы риторики и жанры красноречия
6 Публицистика Демосфена. Красноречие эллинистической Греции
7 Государственное устройство Древнего Рима и ораторское искусство
8 Публицистика Цицерона
9 Публицистика Цезаря. Римская газета
10 Публицистика императорского Рима
11 Ранняя христианская публицистика
12 Формы рекламной деятельности в Античности и Средневековье
13 Публицистика Средневековья
14 Европейская публицистика XV-XVI веков
15 Предшественники периодических изданий
16 Типология первых печатных газет и журналов
17 Английская памфлетная публицистика XVII века
18 Религиозная публицистика во Франции и Америке XVII века
19 Государственная власть и печать в XVI-XVII веках
20 Английская просветительская журналистика
21 Просветительская журналистика Франции и Германии
22 Становление американской журналистики
Раздел II
23 Журналистика Великой французской революции
24 Журналистика и политическая жизнь
Англии и Северной Америки в XVIII в.
25 Английская журналистика 1-й пол. XIX в.
26 История газеты «Таймс»
27 Французская журналистика 1-й пол. XIX в.
28 Немецкая журналистика 1-й пол. XIX в.
29 Американская журналистика 1-й пол. XIX в.
30 Английская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в.
31 Французская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в.
32 Немецкая и австрийская пресса 2-й пол. XIX в.
33 Американская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX в.
34 Зарождение и развитие массовой газеты: «первая» и «вторая волна», журналистика макрейкеров
35 Рождение радиовещания в США до 1945 г.
36 Радиовещание в западноевропейских странах до 1945 г.
37 Журналистика Германии 1-й пол. XX в. Приемы и методы нацистской пропаганды
38 Рождение и развитие телевидения до 1945 г.
39 Развитие документального кино
Раздел III
40 Периодическая печать и другие СМИ Великобритании, а также Австралии во 2-й пол. ХХ в.
41 Периодическая печать и другие СМИ США, а также Канады во 2-й пол. ХХ в
42 Периодическая печать и другие СМИ во Франции
во 2-й пол. ХХ в..
43 Периодическая печать и другие СМИ в Германии во 2-й пол. ХХ в.
44 СМИ Италии, Испании, Скандинавских странах и других государствах Европы во 2 пол. ХХ в.
45 История и современное состояние СМИ стран Азии, Латинской Америки и Африки
46 Зарубежные информационные агентства: История и современность
47 Развитие телевещания во 2-й пол. ХХ в.
48 Развитие радиовещания во 2-й пол. ХХ в.
49 Регулирование деятельности СМИ в странах Западной Европы и США
50 Экономика зарубежных СМИ
51 Зарубежные СМИ в системе демократических институтов
52 Новые информационные технологии (СМИ в Интернете), формы, методы и приемы информационного воздействия на аудиторию
53 Основные тенденции развития современной журналистики
Семинар 1.
Семинар 2.
Цицерон и Демосфен
Вопросы:
1. Цицерон и Демосфен: сходство и различие в биографиях и взглядах на ораторское искусство.
2. Политическая деятельность Цицерона на посту консула.
3. Исторические причины формирования концепции «согласия всех сословий» и необходимость ее аргументации.
4. Средства убеждения и риторические приемы в речах Цицерона
Доклады:
1. Речи Цицерона «Первая речь против Луция Сергия Катилины» и «Вторая речь против Луция Сергия Катилины». Прочитать, выделить основные идеи, проанализировать с точки зрения использования риторических приемов и образных средств.
2. Приведите примеры цитат, ставших крылатыми выражениями, из речей Цицерона. Объясните их смысл и происхождение.
3. История и сущность понятия «цензура». Роль и эволюция цензуры в истории журналистики.
Литература:
1. Античная литература / Под ред.А.Тахо-Годи. – М., 1980.
2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1993.
3. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.
4. Гримайль П. Цицерон. – М., 1991. (Из серии «ЖЗЛ»).
5. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики ан-тичной эпохи: Учебн. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
6. Плутарх. Демосфен и Цицерон // Плутарх. Избранные жизнеописания в 2 тт. Т. 2., М., 1987
7. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1983. – 464 с.
8. Утченко С.Д. Цицерон и его время. - М., 1986.
9. Цицерон. Речи в 2 тт. Т. 1. М., 1993
10. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.
Семинар 3.
Семинар 4.
Начало печати
Вопросы:
1. Изобретение бумаги в Китае. Появление бумаги в Европе.
2. Книги Гуттенберга. Особенности печати, оформления изданий.
3. Альдинские издания в Венеции. История создания типографии, особенности первых книг.
4. Особенности первых печатных изданий во Франции.
5. Типографии в Англии 16-начала 17 веков.
6. Идеи Реформации.
7. Использование типографий для ведения пропаганды сторонниками Мартина Лютера.
Доклады:
1. Биография и личность Иоганна Гуттенберга, история его изобретения. Распространение книгопечатания в Европе и борьба церкви против печатных книг. Ср с сегодняшним днем: книга /интернет.
2. Реформация в Англии и ее отличие от Реформации на континенте.
Литература:
1. Книжные сокровища мира. М., 1989. Т.1.
2. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.
3. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992.
4. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., 1991.
5. Палеография / Под ред. И.В. Соколова. – СПб, 1967.
6. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики (1 часть). Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М., 2003.
7. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М., 1955.
Семинар 5.
Рукописные новостные издания в эпоху печати
Вопросы:
1. Продолжение в 17 веке традиций рукописных новостей 16 века.
2. Расширение сферы потребления новостей, исторические и экономические причины данного явления.
3. История существования «летучих листков» и их эволюция в новостях 17 века.
4. Государственная монополия на почту и исчезновение вестников и ординарцев.
Доклады:
1. «Ярмарочные ведомости» австрийца Айнцинга. История, характер, задачи издания
2. "Ареопагитика" (1644) — памфлет великого английского поэта и публициста Джона Мильтона, направленный на отмену предварительной цензуры.
Литература:
- Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. 3-е изд., доп. и испр. – М. Ростов н/Д: МарТ, 2003.
- Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000.
- Лучинский Ю.В. и др. Краткий курс истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1995. Гл.2.
- Попов Ю.В. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1978. № 4. С. 37-52.
- Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики (1 часть). Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М., 2003.
- Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.
- Трубицина И.В. Английская журналистика XVII века — от рукописных листков к печатной газете // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 1978. № 2. С. 83-92.
Семинар 6.
Семинар 7.
Английская просветительская журналистика (4 часа)
Коллоквиум
Доклады:
1. Историческая и политическая жизнь Англии 18 века.
2. Английская литература 18 века. Основные имена, художественные направления, проблематика.
3. Эпоха Просвещения – идеология и ее воплощение в художественной литературе
4. Просветительская журналистика в идейном контексте эпохи, ее задачи и функции.
5. Роль личности в журналистике эпохи Просвещения: Джонатан Свифт, Ричард Стиль и Джозеф Аддисон
6. Идеология Просвещения в публицистике Д. Дефо.
7. Политическая сатира в памфлетах Дж. Свифта.
8. Жанровое своеобразие образов и героев журнала Аддисона и Стила «Зритель».
Литература:
1. Аддисон Дж. Стил Р. Эссе из журнала «Зритель» // Там же
2. Аникст А. Д. Дефо. М., 1957
3. Дефо Д. Чистокровный англичанин // Англия в памфлете. М., 1987
4. Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968
5. История печати: Антология в 2 тт. М., 2001
6. Муравьев В. Дж. Свифт. М., 1968
7. Рак В.Д. Сатирико-нравоучительные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени. М.. 1964
8. Свифт Дж. Беглый взгляд на положение в Ирландии // Там же
9. Свифт Дж. Краткая характеристика его светлости графа Томаса Уортона, лорда-наместника Ирландии // Там же
10. Соколов В.С. Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000
Литература ко всему курсу:
1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М.: Ростов н/Д, 2003; http://evartist.narod.ru/text8/49.htm
2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003;
3. Маныкин А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2004;
4. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2003;
5. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики (1 часть). Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М., 2003;
6. Media history // http://www.mediahistory.umn.edu/time/century.html
7. Stephens M. History of newspapers // http://www.nyu.edu/classes/stephens/Collier's%20page.htm
8. Ресурсы сети Интернет по истории зарубежной журналистики:
1. http://evartist.narod.ru/
2. http://library.cjes.ru/
3. http://media.utmn.ru/library.php
4. http://studentwork2006.narod.ru/Literatura.html
5. http://www.auditorium.ru/
6. http://www.biblicalstudies.ru/father4.html
7. http://www.i-u.ru/biblio
8. http://www.journ.bsu.by
9. http://www.newsman.tsu.ru/library/main/
Уровень / ступень
образованияочная бакалавриат
с указанием
шифра, названия __________________________________________________
Направления
и профиля __________________________________________________
Наименование
дисциплины / курсаИстория зарубежной журналистики
Код дисциплины
в учебном плане __________________________________________________
Количество зачетных
единиц / кредитов __3________________________________________________
а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета, дифференцированного зачета
№ | Виды учебной деятельности студентов | Продукт текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы (максимум) |
Освоение научных и критических статей, монографий, их анализ, реферирование. Составление картотеки персоналий Составление хронологических таблиц | Конспект, реферат картотека персоналий Хронологические таблицы | Внеаудиторная | ||
Посещение лекционных и семинарских занятий Выступление с сообщениями и докладами на семинарских занятиях Сопровождение доклада | конспект доклад, несколько коротких выступлений презентация | Аудиторная | ||
Премиальные баллы | ||||
Выполнение индивидуальных заданий с использованием дополнительной литературы | текст доклада | Внеаудиторная | ||
Выступления с докладами на конференциях | Выступление на конференции | Внеаудиторная | ||
Всего премиальных баллов: | (10) | |||
Итого по дисциплине: |
Приложения к технологической карте:
а) критерии оценивания
Освоение научных и критических статей, монографий, их анализ, реферирование, выполнение письменных, подготовка ответов на вопросы для обсуждения.
Конспекты, рефераты оцениваются по следующим параметрам: полнота и точность понимания и отображения основных положений реферируемой работы; умение аналитически переработать материал; наличие аналитических выводов; полнота охвата материала. Работа ведется в течение семестра.
Письменные ответы на вопросы - полнота охвата материала, умение работать с различными источниками и сопоставлять различные точки зрения; возможность критически анализировать материал. Работа ведется в течение семестра.
Глоссарий – полнота ответов на вопросы, усвоение содержания темы.
Выступление с сообщениями и докладами на семинарских занятиях - результаты оцениваются по полноте ответов на вопросы, усвоению содержания темы.
Выполнение индивидуальных заданий с использованием дополнительной литературы оценивается по следующим параметрам: полнота раскрытия темы, новизна проблематики, актуальность, яркость и образность изложения материала.
Выступления с докладами на конференциях оценивается по следующим параметрам: полнота раскрытия темы, актуальность и новизна проблематики, яркость и образность изложения материала, наличие примеров, собственная точка зрения по излагаемой проблеме.
б) методические рекомендации для студента:
При изучении курса «История зарубежной журналистики» студент должен знать:
–изменения в системе периодической печати и процесса формирования зарубежных радиовещания и телевидения, развития теоретических знаний о журналистике, опыта конкретных средств массовой информации и журналистов, их места в мировой культуре;
уметь:
–логически верно строить устную и письменную речь;
– готов к восприятию социальных и культурных особенностей мировой журналистики, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям разных стран;
– понимать движущие силы и закономерности процесса развития зарубежной журналистики, видеть место человека в этом процессе.
– дать объективную оценку особенностям журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции;
– учитывать степень влияния идеологии на современные информационные процессы.
Дисциплина завершается зачетом, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий.
С целью наилучшего усвоения содержания курса рекомендуется написание рефератов по предлагаемым темам, тщательная подготовка к практическим занятиям и подробное ознакомление с предлагаемой литературой.
Самостоятельная работа.Ограниченность аудиторных занятий значительно увеличивает удельный вес самостоятельной работы студентов в освоении материала. Основными видами данной работы являются: 1) подготовка к практическим занятиям по предложенному плану; 2) освоение тем, не вошедших в курс лекций или планы практических занятий, результаты чего демонстрируются в форме сообщений на семинарских занятиях или докладов на конференциях.
Освоение тем, не вошедших в курс лекций и планы практических заданий. Такие темы изучаются студентом самостоятельно на основе рекомендуемой исследовательской литературы. Сообщения и доклады читаются на практическом занятии и соответствуют теме последнего.
в) задания для студентов.
Составление картотеки персоналий по темам:
Раздел I.
1 Предпосылки возникновения устной публицистики
2 Устная публицистика Греции в условиях полисной демократии
3 Софистика, ораторское искусство и журналистика
4 Древнегреческий суд и судебное красноречие
5 Публицистика Сократа. Разделы риторики и жанры красноречия
6 Публицистика Демосфена. Красноречие эллинистической Греции
7 Государственное устройство Древнего Рима и ораторское искусство
8 Публицистика Цицерона
9 Публицистика Цезаря. Римская газета
10 Публицистика императорского Рима
11 Ранняя христианская публицистика
12 Формы рекламной деятельности в Античности и Средневековье
13 Публицистика Средневековья
14 Европейская публицистика XV-XVI веков
15 Предшественники периодических изданий
16 Типология первых печатных газет и журналов
17 Английская памфлетная публицистика XVII века
18 Религиозная публицистика во Франции и Америке XVII века
19 Государственная власть и печать в XVI-XVII веках
20 Английская просветительская журналистика
21 Просветительская журналистика Франции и Германии
22 Становление американской журналистики
Раздел II
23 Журналистика Великой французской революции
24 Журналистика и политическая жизнь
Англии и Северной Америки в XVIII в.
25 Английская журналистика 1-й пол. XIX в.
26 История газеты «Таймс»
27 Французская журналистика 1-й пол. XIX в.
28 Немецкая журналистика 1-й пол. XIX в.
29 Американская журналистика 1-й пол. XIX в.
30 Английская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в.
31 Французская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в.
32 Немецкая и австрийская пресса 2-й пол. XIX в.
33 Американская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX в.
34 Зарождение и развитие массовой газеты: «первая» и «вторая волна», журналистика макрейкеров
35 Рождение радиовещания в США до 1945 г.
36 Радиовещание в западноевропейских странах до 1945 г.
37 Журналистика Германии 1-й пол. XX в. Приемы и методы нацистской пропаганды
38 Рождение и развитие телевидения до 1945 г.
39 Развитие документального кино
Раздел III
40 Периодическая печать и другие СМИ Великобритании, а также Австралии во 2-й пол. ХХ в.
41 Периодическая печать и другие СМИ США, а также Канады во 2-й пол. ХХ в
42 Периодическая печать и другие СМИ во Франции
во 2-й пол. ХХ в..
43 Периодическая печать и другие СМИ в Германии во 2-й пол. ХХ в.
44 СМИ Италии, Испании, Скандинавских странах и других государствах Европы во 2 пол. ХХ в.
45 История и современное состояние СМИ стран Азии, Латинской Америки и Африки
46 Зарубежные информационные агентства: История и современность
47 Развитие телевещания во 2-й пол. ХХ в.
48 Развитие радиовещания во 2-й пол. ХХ в.
49 Регулирование деятельности СМИ в странах Западной Европы и США
50 Экономика зарубежных СМИ
51 Зарубежные СМИ в системе демократических институтов
52 Новые информационные технологии (СМИ в Интернете), формы, методы и приемы информационного воздействия на аудиторию
53 Основные тенденции развития современной журналистики
Практические занятия по курсу «История зарубежной журналистики»
Семинар 1.