Схема 1. Процесс создания информационного проекта
Первый этап – это выбор темы - идеи. Как правило, эта идея связана с теми проблемами, которые рассматривались в процессе изучения курса «Введение в теорию журналистики». Тема, которую студент предлагает, обговаривается с руководителем-консультантом проекта, в качестве которого может выступать как преподаватель кафедры (факультета), так и специалист-практик. Последнее требует дополнительного согласования темы и утверждения ее на кафедре. Выбор темы имеет очень большое значение для успешного завершения проектного исследования. Правильно выбрать тему – значит обеспечить наполовину успех работы. Тема проектной работы – это то главное, о чем говорится в работе. Тема должна соответствовать потребностям аудиторных групп, на которые рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями теории и практики массовой информации. Тема должна быть достаточно конкретна, чтобы студент мог ее практически сориентировать. Это достигается соотнесением содержательного компонента темы и формулировки реальных проблем информационного поля, в котором создается информационный проект. Тема должна быть достаточно сужена, чтобы отражать конкретную область исследования. Очень важно включать в название темы подзаголовки, где указывается в скобках (на материале, … на примере…).
Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. Этот этап можно назвать библиографическим. Он проходит в библиотеках, Книжной палате и других книгохранилищах. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.
Третий этап – планирование работы над информационным проектом. Студент составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта проспекта информационного проекта. Проспект представляется в распечатанном виде, оформляется произвольно.
Четвертый этап – проведение маркетингового исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь студент анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.
Композиция информационного проекта включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Резюме проекта.
4. Введение, в котором обозначается актуальность темы проекта, цель и задачи проекта, основные источники проекта.
5. Описание анализа коммуникационной ситуации, с результатами исследования целевых групп и конкурирующих идей.
6. Стратегия и тактика идеи проекта: планирование образа и техническое планирование.
7. Основы информационной политики проекта (работа со СМИ).
8. Реализация проекта.
9. Заключение, в котором содержаться предполагаемые результаты информационного проекта и прогноз развития идеи.
10. Библиографический список использованной литературы.
11. Приложения (если есть).
Титульный лист является первой страницей информационного проекта и заполняется по определенным правилам. Образец титульного листа утверждается на заседании кафедры, по которой пишется данная работа. В верхнем поле указывается полное наименование организации, где выполнена работа, а также наименование факультета и отделения. Далее в среднем поле по центру указывается форма работы – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ и дается заглавие работы без кавычек. Далее ниже по центру указывается ФИО автора или авторов проекта, номер группы и курса в именительном падеже, на следующей строке ФИО научного руководителя, ученое звание и степень. В нижнем поле по центру указывается место выполнения работы и год ее написания (Образец № 1). Титульный лист подписывается студентом и научным руководителем. Это – допуск к защите проектной работы.
Оглавление содержит все заголовки разделов информационного проекта и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны четко повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.
Резюме проектасодержит краткое описание работы в целом, в котором автор (ы) презентуют в вербальной форме проделанную работу, определяя наиболее ценные разделы и результаты этой работы. Резюме не должно превышать по объему 0,5 страницы.
Введение – это очень важная часть работы, по которой судят о том, насколько владеет информацией о той или иной части работы студент. В этой части должен быть отражен методологический аппарат проекта и его целевые установки. Во Введение информационного проекта должны быть включены:
обоснование актуальности темы (обоснование актуальности темы дается в первых строчках Введения и содержит формулировку идеи проекта и аргументы в пользу изучения данного вопроса в современных условиях);
цель проекта (вытекает из актуальности темы и предполагает акцент на том, чего хочет достичь автор работы);
задачи проекта (не менее трех, являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки проекта, служат основой для выделения этапов работы над проектом);
методы исследования (концепции и теории, способы и методы, которые используются в рамках проекта);
практическая значимость проекта (предполагаемое значение работы для теории и практики массовой информации).
Описание анализа коммуникационной ситуациипредполагает подробный анализ того информационного поля, в котором протекает исследование, отражаются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника конкурирующих идей, даются характеристики целевым группам.
Стратегия и тактика идеи проектавключает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, финансовые источники, коммуникационные каналы.
Основы информационной политики проекта предполагают развернутую концепцию медиапланирования, что включает основы информационной политики в отношении СМИ.
Реализация проекта как раздел информационного проекта основан на плане маркетинга проекта и включает в себя этапы продвижения идеи информационного проекта в соответствии с целевыми установками, выдвинутыми во Введении.
Заключение отражает результат проведенного исследования. Полученный результат – это решение задач, которые вы поставили во Введении. Он формулируется как выводы и наглядная демонстрация предполагаемых или реальных результатов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного проектного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации. Выводы и демонстрация результатов должны излагаться последовательно, логично, должны быть соотнесены с целью и задачами работы, вытекать из логики исследования, быть наглядными и убедительными.
Библиографический список использованной литературы отражает самостоятельную творческую деятельность студента. В списке первоисточников должно содержаться не менее десяти наименований, столько же и в списке второисточников. Важно! Первоисточники указываются по хронологии, а второисточники - по алфавиту.
Приложение может содержать вспомогательные или дополнительные материалы, которые сопровождают вербальный вариант проекта, иллюстрируют содержание, служат большей наглядности проекта.
Язык и стиль проекта позволяют судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль проектного исследования как часть письменной научно-публицистической речи представляет интерпретацию собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования проектных разделов и доказательства практической значимости выдвигаемой в качестве основной проектной идеи. Основным способом изложения материала является доказательное рассуждение. Допускается использование прямого указания на автора проекта, что подчеркивает креативный характер всей работы. Стиль работы должен подчеркивать также ее презентационный характер, демонстрировать и убеждать в истинности высказываемой идеи.
Оформление информационного проекта. Объем проектной работы по спецпрактикуму «Актуальные проблемы теории и практики массовой информации» составляет 18-20 страниц компьютерного набора (Word, 14 кегль, 1,5 интервала, поля – верхнее и нижнее – 2 , левое – 3, правое – 1,5, шрифт – Times New Roman, цветовое оформление – черно-белое, цветные вставки исключаются, бумага белая, формат А4). Все страницы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с первой страницы – титульного листа, но на нем цифра не ставится. Нумеруется вторая страница, где от центра вверху ставится цифра 2. Текст должен быть вычитан, не содержать искажений – разного рода стилистических и логических ошибок, нечетких туманных формулировок. Особо следует обратить внимание на оформление сносок и списка литературы. Все описания литературы должны соответствовать требованиям ГОСТ и содержать сведения об авторе исследования, годе и месте издания. Для более точного исполнения этих требований необходимо обратиться к правилам библиографического оформления литературы, которые находятся в специальных сборниках в научно-библиографических отделах научных библиотек.
Информационный проект помещается в папку-скоросшиватель. К распечатанному информационному проекту прилагается диск-презентация, содержащий иллюстративный материал и компьютерную программу презентации проекта.
Работа рецензируется представителями СМИ, информационных служб предприятий, организаций и институтов. Рецензенты представляют рецензии в письменном виде – по две на каждый проект.
Порядок защиты информационных проектов. Проектные работы защищаются на публичном заседании комиссии по защите проектов, в которую включаются представители кафедр факультета, специалисты-практики, журналисты, представители информационных служб. Для защитительной речи слово предоставляется автору проекта, который в течение 10 минут излагает основные позиции своей работы, презентует ее с использованием компьютерных технологий. В обсуждении проекта принимают участие как члены комиссии, так и все желающие. После ответов на вопросы начинается дискуссия, в которой принимают участие все присутствующие на защите. Завершает защиту заключительное слово автора проекта. Рекомендуется заранее подготовить защитительную речь, прорепетировать презентацию, проконсультировавшись с научным руководителем. Проектная работа оценивается дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Эта работа классифицируется как работа высшего уровня подготовки студента по курсу «Основы теории журналистики». Желаем успехов!
Образец № 4.1.