Изучение профессиональных качеств личности журналиста
Задание: построить типовую модель личности журналиста
Цель работы: освоить качественные характеристики и требования, предъявляемые к личности журналиста.
Задачи:
а) провести опрос среди работников СМИ о качествах личности журналиста;
б) составить типовое описание требований, предъявляемых журналисту на примере конкретного СМИ;
в) обобщить требования к журналисту и составить на этой основе типовую модель личности журналиста.
Алгоритм лабораторной работы
Важно! Данная работа выполняется в исследовательских группах, которые формируются произвольно (3-5 человек).
1. Выберите редакцию регионального СМИ, которое будет объектом вашего исследования.
2. Составьте на основании анализа теоретического материала опросник, в котором отразите основные профессиональные качества личности журналиста и принципы его поведения.
3. Опросите представителей редакции СМИ, согласно составленному опроснику.
4. Подведите итоги опроса. По итогам составьте сводную таблицу-матрицу профессиональных качеств личности журналиста.
5. На основании выделенных качеств составьте модель личности журналиста, которую оформите в двух вариантах: вербальном и графическом.
6. Сравните качества, включенные в типовую модель, со своими качествами и сделайте вывод о готовности к работе журналистом.
Желаем успехов!
Контрольные вопросы для самопроверки
- Что такое гражданская ответственность журналиста?
- Как вы понимаете профессиональный долг в журналистике?
- Как происходит регламентирование профессиональных отношений в журналистской деятельности?
- Что такое творческая деятельность и как она протекает в журналистике?
- Каковы требования к журналисту как субъекту творческой деятельности?
- Каковы принципы поведения журналиста при выполнении профессиональных обязанностей?
- Что такое принцип саморегулирования и какое значение он имеет для журналиста?
- Как защищаются права журналиста?
- Что такое психологическая готовность журналиста к деятельности?
- Какие качества выступают определяющими готовность к профессиональной деятельности для журналиста?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дорощук Е.С. Индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности. М., 2008.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.
Свитич Л.Г. Профессия – журналист. М., 2008.
РАЗДЕЛ 3.
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТА
Реферативное исследование
Реферативное исследование – одна из форм самостоятельной работы студента по данному курсу. Это исследование, которое студенты проводят в течение всего семестра и защищают на семинарских занятиях. Методические указания по подготовке реферативного исследования содержатся в Приложении № 1.
ТЕМЫ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕФЕРАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.Каким я представляю себе будущее средств массовой информации в регионе? (Форма – Медиа-проект).
2. Каковы результаты глобализации через внедрение в практику журналистов Интернета? (Форма – теоретический прогноз).
3.Как формируется инновационная среда журналистики? (Форма – Медиа-проект).
4. В чем отражается функциональная направленность журналистского текста? (Форма – контент-аналитическое исследование).
5. Какие факторы влияют на действенность журналистских выступлений в электронных медиа? (Форма – контент-аналитическое исследование).
6. Как осуществляется контроль за результативностью выступлений в СМИ? (Форма – теоретическое исследование).
7. Как определить эффективность воздействия радиоинформации? (Форма – теоретическое исследование).
8. Как воздействует журналистский текст на аудиторию? (Форма – функциональный анализ).
9. Каковы особенности деятельности телевизионного канала регионального уровня в полилингвистическом пространстве? (Форма – теоретическое исследование).
10. В чем отличия воздействия на аудиторию телевизионной информации? (Форма – теоретическое исследование).
11. Какие особенности воздействия отличают Интернет-издания? (Форма – теоретическое исследование).
12. В каких формах проявляется социальная позиция журналиста в процессе подготовки журналистского материала? (Форма – теоретическое исследование).
13. В чем особенность регионального информационного поля? (Форма – функциональный анализ).
14. Как формируется информационная политика современного печатного издания? (Форма – теоретическое исследование).
15. Как проявляется познавательная функция в современном журнале? (Форма - функциональный анализ).
16. Каковы юридические факторы свободы журналистской деятельности? (Форма – мини-эссе).
17. Какова роль журналистской информации в информационном обществе? (Форма – Медиа-прогноз).
18. В чем проявляются экономические факторы свободы журналистской деятельности в электронных медиа? (Форма - системный анализ).
19. Как пересекаются цели деятельности журналистов и PR-специалистов в период предвыборной кампании? (Форма – функциональный анализ).
20. По каким признакам журналистскую информацию относят к разряду социальной? (Форма – системный анализ).
Курсовая работа
Курсовая работа также одна из форм самостоятельной работы студента. Она пишется в течение учебного года и методика ее подготовки содержится в специальных учебных пособиях[42] .
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ