Типологическая лаборатория региональной периодики
Задание:составить типологический портрет регионального периодического издания.
Цель работы: освоить методы типологического анализа периодических изданий региона.
Задачи:
а) выделить критерии типологического анализа периодического издания региона;
б) проанализировать в соответствии с типологическими характеристиками одно из региональных периодических изданий (газета или журнал);
в) обозначить особенности типологических характеристик данного периодического издания, зафиксировав их в графической модели издания; заполнить таблицу – итог лабораторного исследования.
Алгоритм лабораторной работы
I. Подготовительный этап. Познакомьтесь с деятельностью какого-либо периодического издания региона (это может быть газета, бюллетень, журнал и т.д. – традиционный печатный вариант). Для этого посетите редакцию данного издания, познакомьтесь со структурой редакции и методами организации журналистского труда. Также отследите несколько номеров газеты (издания) за период не менее месяца. Выберите несколько номеров (1-3) для предметного типологического анализа в условиях лаборатории периодических изданий.
II. Собственно-исследовательский этап.
1. В условиях лаборатории периодических изданий определите основные типологические черты данного издания, предварив их описанием общих характеристик газеты (журнала и т.д.). Для этого используйте схему описания:
а) название издания
б) год основания
в) учредители
г) город (страна) основания
д) периодичность выхода
е) вид собственности
д) основные тематические направления
е) главный редактор
ж) структура редакции (наименование отделов, тематических отделений и т.д.).
2.Составьте классификацию типологических признаков издания по вертикальному принципу, то есть в соответствии с административно-территориальным устройством региона. За основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Этот признак обозначьте – регион распространения.
3.Составьте описание издания по порядку его учреждения: согласно законодательству – регистрационному. Обозначьте отношение издания к группам влияния (частным собственникам, администрациям и т.д.). Этот признак обозначьте – учредитель.
4.Составьте описание издания в соответствии с характером информации, передаваемой им. Главным ориентиром здесь служат аудиторные запросы и удовлетворение изданием потребительских интересов. Этот признак обозначьте - аудитория.
5.Составьте описание издания с точки зрения качественности и массовости – газета мнений или газета новостей. Этот признак обозначьте – качественность.
6.Составьте описание издания с точки зрения издательских характеристик: периодичности, объема, техники производства и формата издания. Этот признак обозначьте – издательские характеристики.
III. Завершающий этап.
Результаты ваших исследований занесите в таблицу по образцу 1.
Желаем успехов!
Образец 1.
Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.д.) наименование_____________________________
Главный редактор, форма собственности, год основания | Реги-он рас-про-стра-нения | Учреди- тели | Аудитория Сегмент рынка | Вид издания | Издатель-ские характе-ристики |
Контрольные вопросы для самопроверки
- Что такое типологический анализ?
- Каковы слагаемые типологического анализа?
- Что такое типологическая единица в журналистике?
- Каковы массово-коммуникационные средства журналистики?
- В чем особенность воздействия печатных – визуальных средств?
- В чем особенность воздействия аудио средств?
- Каковы возможности аудиовизуальных средств воздействия журналистики?
- Какова структура современной системы СМИ России?
- Каковы подструктуры в этой системе?
- Что относят к новым СМИ?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.
Средства массовой информации современной России. М., 2001.
МОДУЛЬ 5.