Данное методическое пособие рассматривает особенности первого модуля: Ежедневный новостной выпуск, (формат А-3. 4 полосы), учебная газета, издаваемая на втором курсе.

Выпуск учебной газеты «Журналист» в программе «Практикума» (второй курс). Дисциплина «Практикум» является необходимой составляющей профессионального обучения студентов (относится к базовой части ООП общепрофессиональному разделу, блоку «Масс-медиа») и обязательным прикладным сопровождением теоретических дисциплин. Поэтому «Практикум» 2-ого курса тесно связан с дисциплинами «Основы журналистики» и «Мультимедийные технологии». На 2-ом курсе в рамках дисциплины «Основы журналистики» студенты получают представление о профессиональной работе в разных мультимедийных средах, о специфике различных медиаканалов (печать, телевидение, радиовещание, новые медиа). Сопровождающий этот курс «Практикум» даст возможность студентам попробовать свои силы во всех возможных форматах: газетном, радийном, телевизионном, Интернет-СМИ, - и это поможет им в дальнейшем определиться с выбором профессионального профиля.

Базовая теоретическая дисциплина Основы журналистики на 2-ом курсе начинается с раздела «Печатные СМИ», поэтому и выпуск новостной печатной газеты — первое звено в Практикуме 2 курса.

«Практикум» 2-ого курса углубляет профессиональные компетенции, освоенные на 1-ом курсе, предназначен «для приобретения студентами навыков разных видов профессиональной журналистской деятельности, прежде всего, – авторской, редакторской, организационно-управленческой, проектно-аналитической, производственно-технологической. Способствует освоению основных методов работы журналиста на всех стадиях производства информационного продукта — умению работать с информационными поводами, разрабатывать темы, искать и проверять информацию, планировать работу редакционной команды и индивидуальное рабочее время, участвовать в подготовке и выпуске номера газеты, теле- и радиопередачи, критически анализировать процесс на всех стадиях производства[1].

«В результате освоения дисциплины «Практикум» обучающийся должен

«Знать: особенности работы журналиста в разных медийных средах (в газете, на радио, телевидении, Интернете), включающей подготовку собственных публикаций и сотрудничество с другими участниками производственного процесса; специфику журналистского текста, предназначенного для различных видов СМИ, его содержательное и структурно-композиционное своеобразие; технологии сбора, обработки и проверки информации; алгоритм работы над новостными текстами, основные правила их создания и типичную структуру.

Уметь: планировать работу редакционной команды и индивидуальное рабочее время, участвовать в подготовке и выпуске номера газеты, теле- и радиопередачи, онлайново-

го выпуска в соответствии с актуальными текущими событиями; работать с источниками информации, используя эффективные методы ее сбора, селекции и проверки; находить

злободневные темы, оперативно и в рамках бюджета времени готовить журналистские материалы (воплощать принцип подачи новости в развитии), использовать мультимедийные средства в рамках принятых в различных видах СМИ форматах и с учетом их технологических требований; выступать с анализом номера газеты, выпуска радио-, телепрограммы и онлайн-выпуска на редакционной летучке.

Владеть: технологиями подготовки информационных материалов для различных медийных платформ»[2].

Выпуск учебной газеты «Журналист» на 2-ом курсе в третьем семестре — логическое продолжение предыдущей части программы «Практикума». Задачи, стоящие перед студентами, становятся более сложными. Если на первом курсе в рамках данной дисциплины студенты учились освещать одну новость в развитии, то на втором предлагается выпустить полноценную новостную газету (а позже — осуществить выпуск новостных радио- и телепрограмм). На первом курсе студенты в рамках «деловой игры», имитирующей работу журналиста информационного агентства, учились писать новости на основе смоделированных событий. Выпуск новостной газеты «Журналист» на 2-ом курсе — в некоторой степени тоже «деловая игра», но ее результатом является выпуск печатной газеты, которая освещает реальные события. На первом курсе каждый студент отвечал только за свой текст, - выпуск газеты предполагает коллективные усилия и коллективную ответственность.

Отчетность

Текущий контроль включает не только оценку работы студентов по подготовке собственных материалов, в рамках часов самостоятельной работы, для газеты/выпуска, но также его участие в производственном цикле, выполнение им той или иной профессиональной роли, умение работать в команде. По результатам работы над выпусками газеты, радиопрограммы, телевизионного и сетевого информационного продукта предусмотрен экзамен. Оценка будет складываться из оценок преподавателей, проводивших эти интенсивные тренинги.

Концепция газеты

Миссиягазеты «Журналист»

Наши рекомендации