Проблемы глобализации информационных процессов.
Информационные технологии и культурная глобализация. Формы и результаты глобализации современной информационной деятельности.
Проблема охраны интеллектуальной собственности и защиты технологий как важная составляющая современных международных отношений. Территориальный характер охраны интеллектуальной собственности. Международное соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (1994 г.). Превращение компьютерных программ и баз данных в объект охраны.
Проблема сохранения служебной и коммерческой тайны. Проблема инвентаризации существующих результатов научно-технической деятельности в РФ.
Глобализация информационных процессов и принципы космической деятельности современных государств. Особенности охраны технологий в ходе работы на Международной космической станции.
Понятие информационного общества.
Введение профессором Токийского технологического института Хаяши понятия «информационное общество» в научный оборот (1969 г.). Подготовка доклада «Японское информационное общество: темы и подходы».
Представление о превращении знания в главный источник стоимости в сфере экономики. Информация и ее использование как определяющие черты новой формы общественной организации. Возникновение новой формы социальной стратификации. Разделение общества на «информационно богатых» и «информационно бедных». Понятие информационной супермагистрали.
М.Кастельс о пяти чертах информационной экономики. Понятие «информационализм». Критика концепции информационного общества.
Совещание стран «Большой семерки» в Брюсселе и выдвижение идеи создания «глобальной информационной инфраструктуры» (1995 г.).
Роль СМИ в формировании общественного мнения.
Общественное мнение - определение понятия. Дж.Гербнер, П.Бурдье, И.Креспи, Б.Грушин об общественном мнении. Определение вопросов, представляющих общественный интерес.
Общественное мнение как итог усилий СМИ. Общественное мнение, публика и аудитория. Власть, капитал и гражданское общество. Выбор оптимальной схемы воздействия на аудиторию. Эффективность различных видов СМИ. Функции СМИ: коммуникативная, информационная, социально-организационная, ценностно-регулирующая. Функция форума.
Место СМИ в формировании общественного мнения.
Необходимость существования структур, целенаправленно занимающихся продвижением значимых для государства инициатив, программ, идей. Государственные маркетинговые кампании на рубеже XX – XXI вв.
Ландшафт СМИ. Особенности газет и журналов. Газета как знак связи с социальной группой. Еженедельные, воскресные, национальные, отраслевые, профсоюзные, политические, религиозные газеты. Традиционализм газеты как элемента информационного поля. Недостатки газет и журналов. Степень информационной емкости. Контролируемые и неконтролируемые СМИ. Предел информационного насыщения. Особенности радиовещания и телевидения. Эффект воздействия. Вытеснение классических видов СМИ интерактивными средствами массовой информации. Демассификация СМИ.
Проблема профессионализма в журналистике.
Появление названия профессии «журналист» в XV веке. Профессионализм журналиста в области создания редакционных статей, очерков, в новостной журналистике. Университеты и появление первых специальных учебных заведений по подготовке журналистов.
Недостатки профессиональной подготовки современных журналистов. Грамматика, орфография, этика.
Работа журналиста с источниками информации.
Система распространения новостей. Информационные агентства как «оптовые» СМИ. Глобальные агентства новостей. Французское агентство AFP как государственная структура. Агентство Associated Press совместное предприятие ежедневных газет в США. Агентство Reuters – корпорация, зарегистрированная на лондонской бирже. Главные конкуренты агентства Reuters – агентства Bloomberg L. P., Bridge Information, Dow Jones.
Национальные агентства новостей. Британское агентство Press Assocation, испанское агентство ЕЕЕ, итальянское агентство ANSA. Североамериканские и европейские медиакорпорации Time, Newsweek, The International Herald Tribune, BBC, CNN International.