Научный руководитель выпускной квалификационной работы

Научный руководитель назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается приказом ректора.

К обязанностям научного руководителя относятся:

  • знакомство бакалавра с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;
  • корректировка формулировки темы в соответствии с интересами студента и с учетом направлений научно-исследовательской работы коллектива кафедры;
  • помощь в составлении плана работы;
  • проведение консультаций и собеседований со студентом в ходе подготовки и написания работы;
  • контроль и фиксация выполнения графика подготовки дипломной работы;
  • проверка ВКР на антиплагиат по программе «Антиплагиат.ВУЗ»;
  • проверка выполненной работы и составление письменного
    отзыва;
  • консультации по подготовке к защите на заседании ГЭК.

На начальном этапе выполнения дипломной работы научный руководитель консультирует студента, как составить план работы, дает рекомендации в выборе литературы, источников, в определении хронологического периода исследования. В ходе дальнейшей работы научный руководитель дает советы по методике обобщения и систематизации полученной информации, предлагает оптимальные способы ее использования в дипломной работе, а также указывает на недостатки аргументации, композиции и стиля, предлагая пути для их устранения.

В случае необходимости по предложению научного руководителя кафедра может приглашать консультантов по определенным разделам дипломной работы. Консультант назначается приказом ректора по представлению кафедры.

После изучения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, где указывает:

· актуальность темы и соответствие темы содержанию работы;

· степень самостоятельности, личного творчества, инициативы студента;

· полноту использования источников и литературы;

· умение анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы.

Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.

К отзыву прикладывается отчет о проверке на антиплагиат по программе «Антиплагиат.ВУЗ». Отчет визируется научным руководителем.

Научный руководитель подписывает титульные листы переплетенных экземпляров дипломной работы (3 экз.), тем самым подтверждая, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями РГГУ. Если представленная студентом работа, по мнению руководителя, не соответствует предъявляемым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ВКР работа включает:

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Первая глава
  • Вторая глава
  • Заключение
  • Список источников и литературы
  • Приложения

Титульный лист и содержание оформляются строго согласно принятому образцу и не нумеруются.

Во введении обосновывается актуальность (указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе), объект (сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики), предмет (что конкретно изучается), цель (что автор намерен достичь в своей работе.), задачи (средства для достижения цели), теоретическая база (основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения, указание на научные исследования или школы, взгляды которых близки автору), методы исследования (инструментарий исследования), научная новизна и практическая значимость (что нового вносит работа в теорию и практический анализ изучаемой проблемы); дается оценка степени разработанности выбранной темы, характеризуются источники, содержится обзор литературы по избранной проблеме.

Введение завершается указанием структуры ВКР.

Объем введения составляет 5-10 страниц.

Основная часть работы включает первую и вторую главы(при необходимости количество глав может быть увеличено), последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. В рамках одной главы целесообразно решать 1-2 конкретные задачи, сформулированные во введении. После каждой главы должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что автор диплома справился с решением поставленных задач. Каждая глава состоит из 2-3 параграфов.

Первая глава ВКР теоретическая, она посвящена обзору и анализу литературы по избранной теме, в ней описывается современное состояние ситуации в избранной для исследования области журналистики, обосновываются новыепути решения соответствующих проблем. Также данная глава включает полученные в ходе анализа и обобщения литературы критерии исследования предмета ВКР.

Вторая глава носит практический характер, в ней проблема исследования рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений журналистики. Эта глава должна отличаться доказательностью и аргументированностью. На основе выведенных в первой главе критериев производиться практический анализ материала, самостоятельное раскрытие проблемы.

Объем двух глав должен быть пропорциональным и составлять минимум 55 страниц.

Взаключении обобщаются основные итоги изучения темы, в соответствии с поставленными задачами формулируются теоретические и практические выводы, предлагаются рекомендации по исследуемым вопросам. Примерный объем - 3-7 страниц.

Список источников и литературы приводится в конце ВКР. В него включаются только те издания, с которыми автор действительно знакомился в процессе подготовки работы. Если то или иное издание было использовано, но в тексте ВКР не содержится взятых из него цитат, его все равно следует указать в библиографическом списке. Список должен включать не менее 30 наименований.

ВКР может содержать приложения, где содержатся данные проведенных бакалавров опросов, подсчетов, а также помещаются схемы, графики, таблицы и диаграммы. Приложение не включается в общую нумерацию ВКР. Каждое приложение имеет название, собственный номер и нумерацию.

Минимальный объем ВКР - 65 страниц (без учета Приложений). Рекомендуется, чтобы объем дипломной работы превышал 90 страниц.

ГРАФИК ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Бланк графика подготовки ВКР студент получает на кафедре. Научный руководитель обязан следить за выполнением данного графика. Если студент не справляется с ходом выполнения работы, то научный руководить может написать соответствующую докладную записку на имя заведующего кафедрой и декана факультета. В течение всего периода подготовки дипломной работы график храниться на кафедре.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Оформление ВКР важная часть в подготовке квалификационной работы. Важно избегать орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Стиль дипломной работыдолжен соответствовать академической традиции: он должен быть преимущественно нейтральным, с элементами научного (в частности, обязательно корректное использование терминологии). Не допускается изложение от 1-го лица («я»).

В ВКР не допускается использование стилистически сниженных речевых средств (профессиональный сленг, жаргонизмы, бранные слова и т.д.). Неуместной считается также ироническая интонация. Автор исследования обязан уважительно отзываться о специалистах, на труды которых он ссылается, в том числе и в случае несогласия с их положениями.

Текст ВКР следует печатать шрифтом Times New Roman, кегль 14, через полуторный интервал, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2 см, нижнее -2 см.

Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав оформляют по центру, заголовки параграфов - с абзаца. Для выделения заголовка расстояние между заголовком параграфа и нижеследующим текстом должен отделяться пустой строкой.

Заголовки глав печатаются прописными буквами, заголовки параграфов - строчными буквами, заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся. Заголовки глав и параграфов нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и подраздела, разделенных точкой (Например, 1.2).

Нумерация страниц

Страницы ВКР нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и содержание включают в общую нумерацию работы, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер вверху, по центру страницы. Приложения нумеруются отдельно от общей нумерации.

Оформление сносок

Подстрочные сноски используются во всех случаях цитирования работ других авторов, также обязательно подтверждаются подстрочными ссылками все факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте, заимствованные из источников и литературы. Следует обратить внимание на корректное цитирование: цитата должна адекватно отражать мысль ее автора и не может быть оборвана на полуслове. Не допускается цитирование художественных или публицистических произведений – в том числе тех, которые считаются общеизвестными, – без оформления сноски. Использование фрагментов чужих текстов без ссылок является плагиатом. Обнаружение в дипломной работе плагиата влечет за собой недопуск студента к защите или выставление неудовлетворительной оценки по итогам защиты.

В дипломной работе сноски делаются подстрочными, т.е. выносятся вниз страницы, на которой приведена цитата. На каждой странице начинается новая нумерация (арабскими цифрами) сносок. При последовательном расположении первичной и повторной сноске текст повторной сноски заменяется на «Там же». (Например, Там же. С.64.)

Образец оформления сносок представлен в Приложении 7.

Оформление списка источников и литературы

Список источников и литературы состоит из следующих разделов: источники, литература, интернет-ресурсы. Каждый раздел имеет собственную нумерацию и составляется в алфавитном порядке. Образец оформления списка источников и литературы представлен в Приложении 5.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА

В соответствии с графиком подготовки дипломной работы кафедра проводит предварительную защиту (Далее - предзащита). На предзащиту студент должен представить: титульный лист, содержание, введение, две главы и проект заключения дипломной работы. На заседании кафедры студент докладывает о ходе и итогах проведенной работы, отвечает на вопросы преподавателей кафедры. Присутствие научного руководителя на предзащите обязательно. В ходе предзащиты делается вывод о допуске или недопуске студента к защите, даются рекомендации по дальнейшей работе, при необходимости уточняется окончательная формулировка темы и утверждаются официальные оппоненты.

Если бакалавр в результате предзащиты не допускается к защите, то он имеет право быть допущенным к защите повторно в течение трех лет.

Бакалавр, получивший на государственном экзамене неудовлетворительную оценку, к предзащите ВКР не допускается.

Фонд оценочных средств

1.2.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ОП ВО, контролируемые в ходе подготовки и защиты ВКР.

Коды компетенций Содержание компетенций
ОК-6 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-7 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-1 Способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы т социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности
ОПК-2 Способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ОПК-3 Способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций
ОПК-4 Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
ОПК-5 Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
ОПК-6 Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ
ОПК-7 Способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ
ОПК-8 Способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике
ОПК-9 Способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним
ОПК-10 Способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
ОПК-11 Способность учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента
ОПК-12 Способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы
ОПК-13 Способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними
ОПК-14 Способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-15 Способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
ОПК-16 Быть способным использовать современные методы редакторской работы
ОПК-17 Способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
ОПК-19 Способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация)
ОПК-20 Способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ОПК-22 Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 Способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 Способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
ПК-4 Способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
ПК-5 Способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами
ПК-6 Способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций
ПК-7 Способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями

3.2.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания.

На итоговую оценку за ВКР влияют следующие факторы:

  • Актуальность темы работы и научной проблемы исследования
  • Теоретическая и практическая значимость исследования
  • Корректность постановки целей и задач исследования, их соответствие заявленной теме
  • Научно-теоретический уровень, полнота и глубина теоретического исследования
  • Качество критического анализа публикаций, их релевантность рассматриваемой проблеме
  • Самостоятельность и качество результатов информационно- аналитических работ (сбора, анализа и систематизации данных/ информации)
  • Самостоятельность и качество эмпирического исследования
  • Достоверность, новизна и практическая значимость результатов
  • Самостоятельность, обоснованность и логичность выводов
  • Полнота решения поставленных задач
  • Самостоятельность и глубина исследования в целом
  • Грамотность и логичность письменного изложения. ясность, логичность, профессионализм изложения доклада
  • Наглядность и структурированность материала презентации
  • Умение корректно использовать профессиональную лексику и понятийно-категориальный аппарат
  • Степень владения темой
  • Ясность и научность аргументации взглядов автора
  • Четкость ответов на вопросы

Оценка «отлично» выставляется за работу, содержащую исчерпывающее решение поставленной цели и задач, аргументированную критику историографии вопроса и демонстрирующую способность к самостоятельному творческому мышлению. Работа не должна содержать грубых фактологических ошибок. Автор обязан умело вести дискуссию, свободно отвечать на любые вопросы и по указанию комиссии переходить от одного аспекта темы к другому, а также выходить за границы обсуждаемой темы.

Оценка «хорошо» ставится за работу, в целом соответствующую заявленной теме, добросовестно выполненную и содержащую все необходимые элементы, демонстрирующую креативное мышление автора, но имеющую в содержании и/или оформлении частные недоработки непринципиального характера.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если в целом тема раскрыта, но в работе недостаточно ясно либо неполно определены основные понятия, отсутствуют или недоработаны наиболее значимые структурные элементы темы.

Оценка «неудовлетворительно» может быть выставлена за неполное решение темы, серьёзные фактографические ошибки, несамостоятельность мышления, исключительную компилятивность либо за плагиат.

3.2.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Современные подходы к журналистскому расследованию в отечественной телевизионной практике

2. Особенности освещения значимых политических событий в России зарубежными СМИ

3. Основные тенденции в освещении спортивной тематики в США

4. Основные тенденции развития круглосуточного новостного вещания

5. Информационно-политический аспект влияния на аудиторию американских СМИ

6. Образ России в испаноязычных ежедневных телевизионных СМИ

7. Особенности формата музыкальных новостей на российском телевидении

8. Проблемы реализации свободы слова в современных российских средствах массовой информации

9. Проблемы ответственности СМИ и журналистов за диффамацию

10. Проблемы доступа СМИ к информации на современном этапе

11. Фото и видеосъемка: свобода творчества и её юридические границы в современной России

12. Правовые проблемы в деятельности современных российских СМИ

13. Специфика современной аналитической тележурналистики

14. Пропаганда и публицистика в российском документальном телефильме

15. Трансформация информационной журналистики в условиях глобального информационного общества

16. Специфика освещения проблем русскоязычного населения

17. Новые подходы к организации информационного вещания

18. Освещение социальной проблематики в современных отечественных ток-шоу

19. Специфика работы редактора современных ток-шоу

20. Гендерные стереотипы современной телевизионной коммуникации

21. Использование инфотейнмента в информационном вещании.

22. Изменение подходов к освещению социальной проблематики на современном российском телевидении»

23. Журналистское расследование в отечественных СМИ

24. Методология подготовки программ в жанре ток-шоу на примере “Пусть говорят” ("Первый канал")

25. Современная документальная журналистика в контексте концептуальных взглядов Виталия Манского

26. Специфика информационно-аналитических программ на современном российском телевидении

27. Специфика еженедельной информационно-аналитической программы на негосударственном телеканале

28. Сравнительный анализ контента социальных ток-шоу “Пусть говорят”, “Прямой эфир”, «Говорим и показываем»

29. Специфика метода интервью в жанре ток-шоу

30. Освещение проблемы межэтнических отношений в России в материалах российской прессы

31. Специфика работы журналиста в зоне военного конфликта

32. Бизнес-модель конвергентного СМИ

33. Специфика российских версий иностранных изданий о моде

34. Проблемы конвергенции в деятельности информационных агентств России

35. Трансформация образа России и имиджа ее политических лидеров в зарубежных СМИ

36. Инновационные тенденции в российских интернет-СМИ Тема: Композиционно-стилистические особенности современного медиатекста

37. Традиции и новаторство в фотожурналистике в 2000-2010 гг.

38. Специфика событийной фотожурналистики первого десятилетия ХХI века

39. Особенности образа России в зарубежной публицистике

Наши рекомендации